Архив статей журнала

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАВЕТА К. В. РОМОДАНОВСКОГО В НАУЧНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2024)
Выпуск: № 1, Том 7 (2024)
Авторы: Путалова Ирина Николаевна, Андреева Светлана Александровна, Елясин Павел Александрович

Данная статья посвящена 135-летию со дня рождения Константина Владимировича Ромодановского — выдающегося отечественного ученого-анатома, прекрасного педагога, основоположника сибирской школы лимфологов. В Омске К. В. Ромодановский (1921–1931) стал одним из первых анатомов, заложивших основы функционального подхода к изучению строения тела человека с привлечением онто- и филогенетических принципов для объяснения многих закономерностей его построения. Особая заслуга коллектива кафедры анатомии, руководимой профессором К. В. Ромодановским, состояла в создании первоначально учебного, а затем фундаментального анатомического музея. В 1931 году К. В. Ромодановский был переведен в Ленинград для участия в организации Медвуза-больницы, которая позднее была преобразована в Ленинградский педиатрический институт (ныне — Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет). В 1932 году он был избран заведующим кафедрой нормальной анатомии этого института. Основой педагогической установки являлось преподавание с учетом возрастных особенностей детского организма, в тесной связи института с клиникой. Большое внимание уделялось рентгеноанатомии. В 1948 году Константин Владимирович был назначен заведующим кафедрой нормальной анатомии Новосибирского государственного медицинского института (ныне Новосибирского государственного медицинского университета). С этого момента начался настоящий расцвет научной и педагогической деятельности профессора К. В. Ромодановского. С его приходом характер учебно-методической работы кафедры приобрел ярко выраженную научную основу. Он одним из первых отечественных анатомов внедрил в морфологическую практику эксперимент на животных, применил функциональный подход к изучению лимфатической системы и создал новое научное направление — функциональную морфологию лимфатической системы.

Сохранить в закладках
КЛИНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ БОЛЬШОГО САЛЬНИКА (2024)
Выпуск: № 1, Том 7 (2024)
Авторы: Карелина Наталья Рафаиловна, Гафиатулин Марат Риатович, Артюх Линард Юрьевич

Диагностика заболеваний сальника представляет значительные трудности из-за отсутствия органоспецифических симптомов и сложностей в дифференциации с патологическими процессами в соседних органах. Традиционные радиологические и визуализирующие методы, такие как ультразвуковое исследование (УЗИ) и компьютерная томография (КТ), не всегда эффективны, и окончательный диагноз зачастую устанавливается только во время лапароскопии или лапаротомии. Клинические проявления заболеваний сальника можно разделить на три основные группы: вовлечение большого объема ткани, острые сосудистые патологии и острое воспаление. Солидные опухоли и кисты сальника могут быть бессимптомными и обнаруживаться случайно. Клинические симптомы часто зависят от характера новообразования. УЗИ и КТ позволяют более точно локализовать и оценить размеры образований, но ограничены в выявлении мелких патологий. Данная лекция направлена на ознакомление молодых специалистов с проблемой дифференциальной диагностики и методами оценки заболеваний большого сальника.

Сохранить в закладках
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ГИСТОЛОГИИ, ЦИТОЛОГИИ И ЭМБРИОЛОГИИ НА ПЕДИАТРИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ CМОЛЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (2024)
Выпуск: № 1, Том 7 (2024)
Авторы: Степанова Ирина Петровна, Боженкова Мария Владимировна, Ильина Оксана Витальевна, Калинина Олеся Владимировна, Максимова Татьяна Ивановна, Ноздрачев Алексей Олегович, Разгильдяева Марина Владимировна, Николаева Ирина Владимировна, Ильин Дмитрий Юрьевич, Каргина Анна Сергеевна

В статье описывается преподавание гистологии, цитологии и эмбриологии на педиатрическом факультете Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Смоленский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации на современном этапе. Рассматривается комплексный подход к образовательному процессу с учетом формирования специфики обучения на педиатрическом факультете, включающему различные методы обучения, подготовку учебно-методической литературы, наглядных пособий. Актуализируется процесс межкафедрального, межуниверситетского взаимодействия для обмена информационными материалами и гистологическими учебными препаратами с использованием вебсайта. Уделено особое внимание мотивации студентов для качественного изучения материала предмета ввиду того, что при его изучении возникают проблемы, характерные для столь непростой и крайне обширной морфологической дисциплины. Среди данных трудностей выделяются следующие: минимальное количество информации, полученной из сомнительных источников при самостоятельной подготовке, заучивание наизусть целых глав учебника, дословное воспроизведение учебного материала без его понимания, отсутствие навыка поиска описываемых структур на микрофотографиях, представленных в атласах, таблицах. Коллектив авторов обращает внимание на важные критерии, необходимые в процессе подготовки учебной литературы и при поиске источников информации, так необходимых для обучения студентов. Описывается метод контроля качества обучения студентов, включающий в себя несколько этапов и форм. Раскрываются ключевые особенности алгоритма проведения промежуточной аттестации у студентов педиатрического факультета на кафедре гистологии, цитологии и эмбриологии Смоленского государственного медицинского университета.

Сохранить в закладках
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОСТИМУЛЯЦИИ В НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С ЧЕРЕПНОМОЗГОВОЙ ТРАВМОЙ (2024)
Выпуск: № 1, Том 7 (2024)
Авторы: Амамчян Ашот Эдуардович, Коцевалов Арсений Михайлович

Черепно-мозговая травма (ЧМТ) чаще, чем любое другое травматическое повреждение, становится причиной развития локомоторных нарушений, приводящих к инвалидизации и утрате трудоспособности. По современным оценкам, около 69 млн человек ежегодно страдают от ЧМТ в результате несчастных случаев. Актуальной проблемой становится изучение возможных методов реабилитации, призванных наиболее эффективно помочь пациентам справиться с последствиями ЧМТ. Потенциально перспективным, относительно доступным и безопасным является метод функциональной электростимуляции (ФЭС). Данный метод предполагает программируемое обучение утраченным навыкам при помощи электростимуляции мышц и периферических нервов, сопровождаемое контекстно-условным подкреплением движения волевыми усилиями пациента. В соответствии с современными представлениями о нейропластичности воздействие призвано обеспечить активацию процессов компенсаторной реорганизации нервных центров, необходимую для восстановления возможности осуществления движений. Положительное влияние метода было зарегистрировано у пациентов, перенесших инсульт, травму спинного мозга, страдающих рассеянным склерозом. Однако отсутствуют систематизированные данные об эффективности ФЭС в лечении ЧМТ. В этой связи в обзоре был проведен анализ накопленных клинических исследований и рекомендаций отечественных и зарубежных источников, посвященных изучению эффективности функциональной электростимуляции для пациентов с ЧМТ. Особое внимание уделялось механизмам воздействия ФЭС на организм человека, изучению факторов, способствующих восстановлению двигательной функции. По итогам проведенного анализа дано заключение о том, что ФЭС может оказать положительное влия ние в лечении пациентов с травматическим повреждением центральной нервной системы в сочетании с традиционными методами, а также после проведения стандартного курса реабилитации, однако необходимы дополнительные исследования для выявления преимуществ метода перед остальными, широко применяемыми в медицинской практике.

Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТА ЖЕНЩИНЫ НА РЕЗУЛЬТАТ ЭКСТРАКОРПОРАЛЬНОГО ОПЛОДОТВОРЕНИЯ (2024)
Выпуск: № 1, Том 7 (2024)
Авторы: Митрофанова Ирина Владимировна, Луцай Елена Дмитриевна, Боков Дмитрий Александрович, Сирик Елизавета Николаевна

Проблема бесплодного брака в Российской Федерации с каждым годом приобретает все большие масштабы. Развитие вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) дало возможность многим инфертильным пациенткам преодолеть бесплодие. Общепризнано, что ВРТ являются самыми эффективными способами лечения пациенток с бесплодием. В настоящее время ВРТ помогают преодолевать бесплодие разной этиологии. Известно, что успех программы ВРТ зависит от многих факторов: возраста пациентки, овариального резерва, качества ооцитов и т. д., а частота повторных неудач в программах экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) составляет от 10 до 50%. Цель данного исследования — провести анализ зависимости результатов экстракорпорального оплодотворения у пациенток разных возрастных групп по количеству попыток в период 2020–2022 годы в Оренбургской области. В исследование были включены 1236 попыток ЭКО у женщин разных периодов зрелого возраста, которые были выполнены с 2020 по 2022 годы включительно. Установлено, что эффективность процедур экстракорпорального оплодотворения выше в группе пациенток первого периода зрелого возраста, причем остается неизменно высокой при первой попытке, снижение эффективности экстракорпорального оплодотворения во втором периоде зрелого возраста связано с большим числом женщин со сниженным овариальным резервом и низким качеством ооцитов. Эффективность при повторных попытках снижается по сравнению с первой попыткой в обеих возрастных группах.

Сохранить в закладках