Архив статей журнала

Креативность и креативный субъект в поле коммуникаций: современное понимание и базовые характеристики (часть II) (2024)
Выпуск: Том 12, №4 (2024)
Авторы: Гавра Дмитрий Петрович, Байер Юлия Паулевна

Этот материал является продолжением одноименной рукописи, опубликованной в предшествующем выпуске журнала и представляющей креативность как имманентную характеристику субъекта коммуникации, создающего креативный продукт для коммуникативного обмена 1. В этой части исследования авторы отталкиваются от понимания, что любой феномен не может считаться a priori – объективно – креативным или не креативным. Таковым его делает внешняя – субъективная – оценка, формирующаяся в ходе коммуникации, далее социальных обменов и взаимодействия оценивающего субъекта с этим феноменом. Понимание социально-коммуникативной природы креативности и ее сущности раскрывается в процессе отношений по поводу продукта, обладающего некоторой особой – креативной – ценностью в некотором сообществе. Онтология креативности, равно как и природа креативного продукта, замкнута на категорию коммуникации. Креативный субъект закладывает в свой продукт некоторый месседж – прагматический, эстетический, эмоциональный. Этот месседж направлен соответствующим целевым аудиториям креативного продукта, его потенциальным потребителям. Декодируя заложенные в данный месседж продукта смыслы, связанные (а) с новизной / неконвенциональностью и (б) практической полезностью / рыночной релевантностью, целевые аудитории воспринимают продукт как креативный. В нашей статье мы предполагаем, что оценка креативности выражается в трех изменениях – продуктовом, субъектном и деятельностном.

Сохранить в закладках
Креативность и креативный субъект в поле коммуникаций: современное понимание и базовые характеристики (часть I) (2024)
Выпуск: Том 12, №3 (2024)
Авторы: Гавра Дмитрий Петрович, Байер Юлия Паулевна

В статье рассматривается динамика восприятия креативности в последовательных попытках изучить ее интерпретации в социальных науках и предлагается социально-коммуникативный подход к пониманию категорий креативности и креативного субъекта. Анализируются подходы к дефиниции креативности в различных исследовательских парадигмах: показана применимость социальнокоммуникативного подхода, критически рассматриваются социально-психологические и социологические дефиниции креативности. Авторы вступают в дискуссию о критериях и признаках креативности. Рассматриваются основные параметры и критерии креативности как коммуникативного феномена. Предложено новое понимание концепта креативности, увязывающее воедино три сопряженных понятия: креативный процесс, креативный субъект и креативный продукт. Обоснована типология креативных продуктов. Обсуждается проблема потребительной стоимости креативного продукта с выделением ее рационального и эмоционального измерений.

Сохранить в закладках