Архив статей журнала

Креативность и креативный субъект в поле коммуникаций: современное понимание и базовые характеристики (часть II) (2024)
Выпуск: Том 12, №4 (2024)
Авторы: Гавра Дмитрий Петрович, Байер Юлия Паулевна

Этот материал является продолжением одноименной рукописи, опубликованной в предшествующем выпуске журнала и представляющей креативность как имманентную характеристику субъекта коммуникации, создающего креативный продукт для коммуникативного обмена 1. В этой части исследования авторы отталкиваются от понимания, что любой феномен не может считаться a priori – объективно – креативным или не креативным. Таковым его делает внешняя – субъективная – оценка, формирующаяся в ходе коммуникации, далее социальных обменов и взаимодействия оценивающего субъекта с этим феноменом. Понимание социально-коммуникативной природы креативности и ее сущности раскрывается в процессе отношений по поводу продукта, обладающего некоторой особой – креативной – ценностью в некотором сообществе. Онтология креативности, равно как и природа креативного продукта, замкнута на категорию коммуникации. Креативный субъект закладывает в свой продукт некоторый месседж – прагматический, эстетический, эмоциональный. Этот месседж направлен соответствующим целевым аудиториям креативного продукта, его потенциальным потребителям. Декодируя заложенные в данный месседж продукта смыслы, связанные (а) с новизной / неконвенциональностью и (б) практической полезностью / рыночной релевантностью, целевые аудитории воспринимают продукт как креативный. В нашей статье мы предполагаем, что оценка креативности выражается в трех изменениях – продуктовом, субъектном и деятельностном.

Сохранить в закладках
Культура повседневности молодёжи: коммуникация в цифровой среде (2024)
Выпуск: Том 12, №4 (2024)
Авторы: Баринова Софья Геннадьевна, Баринова Светлана Геннадьевна

Культура повседневности формирует ценности и смыслы человеческой жизни. С целью получения данных о месте и роли цифровой среды в жизни современных студентов было проведено анкетирование. Опрос охватывал составляющие жизни студентов, которые связаны с учёбой, взаимоотношениями с близкими людьми, повседневными делами, интересами и увлечениями. Теоретико-методологическими подходами к рассмотрению культуры повседневности молодёжи и коммуникации в цифровой среде выступают системный и комплексный. Специфика исследования выявила необходимость применения причинно-следственного анализа изучаемых явлений. Изменяя форматы взаимодействия с близкими людьми, официальными структурами, образовательными организациями, цифровая среда формирует новую культуру повседневности. При этом очевидно, что вслед за изменением форм коммуникации будет изменяться и содержание, ценности этого взаимодействия. Результаты исследования могут быть применены в философии, культурологии, педагогике.

Сохранить в закладках
Современная китайская культура как объект медиаотражений (2024)
Выпуск: Том 12, №4 (2024)
Авторы: Оян Жогу

Статья посвящена исследованию отражения современной китайской культуры в медиадискурсе и анализирует, как медиа способствуют межкультурной адаптации современной китайской культуры, объединяя традиции и современность в процессе медиакоммуникации для передачи нарратива и достигая культурной адаптации в соответствии с международной эстетикой путем интеграции в другие культуры. Данная работа рассматривает взаимосвязь между кросс-медийным сторителлингом и культурной адаптацией, а также показывает на примере современных китайских фильмов, телесериалов и музыки, как медийные нарративы способствуют культурной адаптации. В результате исследования были сделаны выводы о том, что, хотя китайская культура активно внедряется в глобальный медийный ландшафт через различные платформы, существуют многочисленные проблемы, связанные с культурными различиями, которые могут препятствовать полноценному пониманию и принятию этих продуктов за пределами Китая. Полученные выводы могут быть полезны для экстраполяции опыта на продвижение другой культуры, в том числе современного российского кинематографа, музыки и других, сталкивающегося с аналогичными трудностями адаптации к восприятию международной аудиторией, где важно учитывать культурные особенности и выстраивать универсальный нарратив, способный найти отклик в других странах.

Сохранить в закладках
Медиа в системе политической коммуникации современного Таджикистана (2024)
Выпуск: Том 12, №4 (2024)
Авторы: Ризоев Шамсиддин Хуршедович

В статье представлен теоретический анализ роли медиа в контексте формирования системы политической коммуникации. Для достижения указанной цели был проведен обзор истории становления средств массовой информации, охарактеризована специфика функционирования медиасистемы Таджикистана. Выявлены особенности распространения политической информации через каналы массовой коммуникации. Анализ практики государственного регулирования способствовал систематизации источников правовых норм и оценки методов осуществления контроля над медиапространством.

Сохранить в закладках
Культурный суверенитет в дискурсах развития (2024)
Выпуск: Том 12, №4 (2024)
Авторы: Арканникова Марина Сергеевна

Статья посвящена рассмотрению концепта «культурный суверенитет» в дискуссиях о развитии в контексте политики развития. Основная цель данной работы – осуществить обзор отечественных научных исследований в области изучения культурного суверенитета. В обзоре дается краткое описание исследовательских подходов к концепту, уточняются структурный и когнитивный компоненты концептуализации понятия, определяются принципы «сборки» культурного суверенитета цивилизационной проектности современной России в контексте коммуникативного подхода. Автор показывает, что изучение культурного суверенитета в научном сообществе сфокусировано на нациестроительстве как базовом каркасе когнитивного суверенитета и системной смычке власти и общества в условиях геополитических вызовов и трансформации мирового порядка. Анализируя категорию «культурный суверенитет» на стыке методологических подходов культурологии, политологии и дискурсологии, автор раскрывает перспективы изучения концепта в контексте трех дискурсивных конструктов: музейный дискурс – дискурс государственной политики памяти – дискурс национальной идентичности, рассматриваемых применительно к современным политическим реалиям России в логике реализации стратегии национальной безопасности. Автор заключает, что оперируя понятием «культурный суверенитет» и учитывая лингвистический фундамент развития любой цивилизации, нельзя оставить без внимания хранительницу когнитивного суверенитета, культурного кода нации – ее язык. В этом плане дискурсология занимает все более значимое место в системе наук о культуре в целом, и о культурном суверенитете, в частности.

Сохранить в закладках
МЕСТО СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ В УПРАВЛЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯМИ (НА ПРИМЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ") (2024)
Выпуск: Том 12, №3 (2024)
Авторы: Панова Елена Васильевна

В настоящее время в России на государственном уровне принимаются решения, формируются программы, направленные на комплексное улучшение состояния окружающей среды. Это затрагивает интересы различных аудиторий: бизнеса, общественности, федеральных и региональных групп влияния и требует построения стратегических коммуникаций, направленных на разъяснение, расширение числа сторонников, объединение усилий, легитимизацию сделанного выбора, изменение поведения. Целью исследования является анализ места стратегических экологических коммуникаций в программе действий по реализации государственных экологический стратегий. В работе автор опирается на теоретические исследования российских и зарубежных авторов по данному вопросу. В практической части анализирует коммуникации в процессе формирования национального проекта «Экологическое благополучие». Результаты проведенного исследования медиа и официальных ресурсов государственных органов власти позволяют говорить о нескольких коммуникативных моделях поведения: публичной и непубличной. Этап формирования нацпроекта сопровождается непубличной коммуникацией, что создает определённые риски при выходе информации в публичное пространство, так как со стороны различных групп могут возникнуть критика и несогласие с принятием соответствующих решений. Автор предлагает перечень возможных конфликтных тем, а также рассматривает особенности формирования стратегических экологических коммуникаций, опираясь на матрицу М. Харвелла.

Сохранить в закладках
ПОТЕНЦИАЛ ЭЛИТ В КОНСОЛИДАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ: ТРАДИЦИИ ВОСТОКА И ЗАПАДА (2024)
Выпуск: Том 12, №3 (2024)
Авторы: Кириллина Наталья Владимировна, Родионов Михаил Александрович, Волкова Татьяна Александровна

Авторы исходят из классического понимания элиты как социальной группы, наделенной властью и способной влиять на общественное сознание. В статье рассматривается роль элит - политических, экономических и социальных - в формировании общественных представлений, ценностей и политических установок. Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, усилением геополитической конфронтации и формированием полярных идеологических концепций по обе стороны океана, с другой - специфическими характеристиками медиасреды, которые ведут к усилению центробежных процессов и поляризации общественного мнения в отношении текущих событий, ценностей, идеологии. Авторами принимается во внимание получившая широкое распространение гипотеза об относительной гомогенности и элит (Huntington, Sklair) - в том смысле, что культурные различия и стереотипы влияют на принятие решений в этой среде наименьшим образом. Это предположение стало отправной точкой в выборе темы, предопределило поиск возможных точек соприкосновения в выстраивании публичного диалога, и, в целом, послужило основанием для концептуальной оценки способности элит к урегулированию непреодолимых противоречий между различными сегментами политического медиапространства. Авторами выявлены сходства и различия в понимании социальной и политической роли элит на востоке и на западе и предложены возможные направления развития диалога. Исследование опирается на труды классиков теории элит, а также современные исследования в области социальных коммуникации и медиапотребления.

Сохранить в закладках
ЦЕННОСТНАЯ МОДЕЛЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ В КОНФЛИКТНОЙ И ДЕВИАНТНОЙ ПОЛИСУБЪЕКТНОЙ СРЕДЕ (2024)
Выпуск: Том 12, №3 (2024)
Авторы: Степанов Константин Владимирович

В статье на основании результатов комплексного политологического анализа обосновывается, что в современной социально-политической реальности становление многополярного мира, проблема эффективности политических коммуникаций тесно связаны с потенциалом политико-административных властных элит. Коммуникативные качества современного политика усиливаются ценностно-цивилизационными и морально-нравственными параметрами, способностью стратегического видения и умением поддерживать цивилизационно-ценностный дискурс в политико-экономической системе и направлять его в русло устойчивого опережающего развития общества. Это, в свою очередь, предполагает анализ и разработку как параметров диагностики качества современных российских политико-административных элит, их морально-профессиональной адекватности и профпригодности, так и актуализацию и решение проблемы девиаций на лидерско-элитном уровне политической власти. Автор приходит к заключению, что формирование ценностной модели политических коммуникаций российской элиты требует всестороннего рассмотрения системы управления на основе конкретным ценностей (включающая менеджмент публичных ценностей), выявления и позиционирования публичных ценности как детерминант социально-политического развития, разработки механизмов противодействия ценностной деградации и маргинализации национальных элит, с учетом склонности представителей власти к выявлению внутреннего и внешнего врага на предыдущих этапах развития, а также к некритическому заимствованию чуждых российскому культурно-цивилизационному коду образцов демократии и имиджевой имитации элитных качеств.

Сохранить в закладках
МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ (2024)
Выпуск: Том 12, №3 (2024)
Авторы: Сулейманова Шукран Саидовна

В статье рассматриваются проблемы межэтнических коммуникаций в контексте изменяющейся государственной информационной политики и с точки зрения возрастающего воздействия средств массовой коммуникации на социальные процессы в мире. Автор вводит понятие псевдокоммуникации, применяемой субъектами глобального информационного пространства, в частности, в рамках информационного противоборства. Анализируя пространство политической коммуникации, автор обращает внимание на его насыщенность информационными шумами, вербальной агрессией, что создает проблемы и барьеры в процессе коммуникации между государствами. Эти проблемы не в меньшей степени характерны для межэтнических коммуникаций, то есть для процессов взаимодействия с теми или иными этническими группами или между ними. Отмечая рост этнического фактора в современных политических процессах, автор призывает учитывать спектр проблем, свойственных для межэтнических коммуникаций на современном этапе их развития, в формировании и практической реализации информационной политики государства, которая должна отвечать на запросы и интересы общества, с учетом культурного и этнического разнообразия его представителей.

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОГО СУВЕРЕНИТЕТА ЛИЧНОСТИ: КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ (2024)
Выпуск: Том 12, №3 (2024)
Авторы: Литвинцева Елена Ананьевна, Васекин Артем Сергеевич

В статье раскрывается сущность и содержание цифрового суверенитета личности в условиях динамически развивающихся процессов цифровизации. Актуальность темы обусловлена осознанием человеком своей роли в обеспечении безопасности персональных, личных и иных чувствительных данных в информационном пространстве. Широкое применение цифровых профилей и аккаунтов, содержащих чувствительную и конфиденциальную информацию, использование умных устройств, программ и технологий поднимает вопрос об осмыслении цифрового суверенитета личности, способов его обеспечения и проблемы коммуникации в цифровом пространстве. В научно-практической литературе в последнее время уделяется значительное внимание цифровому суверенитету государства, однако малоизученным остается целый ряд проблем, отражающих особенности развития цифрового общества, защите прав и интересов личности в цифровом пространстве, в том числе обеспечивающих индивидуальные взаимосвязи и коммуникации. Предметом статьи выступает цифровой суверенитет личности в коммуникативном аспекте, его содержание и структурные элементы. Авторы изучают различные подходы к определению сущности данного понятия с позиции многих дисциплин и отраслей знаний. Статья завершается авторским определением понятия «цифровой суверенитет личности».

Сохранить в закладках
Креативность и креативный субъект в поле коммуникаций: современное понимание и базовые характеристики (часть I) (2024)
Выпуск: Том 12, №3 (2024)
Авторы: Гавра Дмитрий Петрович, Байер Юлия Паулевна

В статье рассматривается динамика восприятия креативности в последовательных попытках изучить ее интерпретации в социальных науках и предлагается социально-коммуникативный подход к пониманию категорий креативности и креативного субъекта. Анализируются подходы к дефиниции креативности в различных исследовательских парадигмах: показана применимость социальнокоммуникативного подхода, критически рассматриваются социально-психологические и социологические дефиниции креативности. Авторы вступают в дискуссию о критериях и признаках креативности. Рассматриваются основные параметры и критерии креативности как коммуникативного феномена. Предложено новое понимание концепта креативности, увязывающее воедино три сопряженных понятия: креативный процесс, креативный субъект и креативный продукт. Обоснована типология креативных продуктов. Обсуждается проблема потребительной стоимости креативного продукта с выделением ее рационального и эмоционального измерений.

Сохранить в закладках
Межэтнические коммуникации в формировании и реализации государственной информационной политики (2024)
Выпуск: Том 12, №3 (2024)
Авторы: Сулейманова Шукран Саидовна

В статье рассматриваются проблемы межэтнических коммуникаций в контексте изменяющейся государственной информационной политики и с точки зрения возрастающего воздействия средств массовой коммуникации на социальные процессы в мире. Автор вводит понятие псевдокоммуникации, применяемой субъектами глобального информационного пространства, в частности, в рамках информационного противоборства. Анализируя пространство политической коммуникации, автор обращает внимание на его насыщенность информационными шумами, вербальной агрессией, что создает проблемы и барьеры в процессе коммуникации между государствами. Эти проблемы не в меньшей степени характерны для межэтнических коммуникаций, то есть для процессов взаимодействия с теми или иными этническими группами или между ними. Отмечая рост этнического фактора в современных политических процессах, автор призывает учитывать спектр проблем, свойственных для межэтнических коммуникаций на современном этапе их развития, в формировании и практической реализации информационной политики государства, которая должна отвечать на запросы и интересы общества, с учетом культурного и этнического разнообразия его представителей.

Сохранить в закладках