Архив статей журнала
Статья посвящена анализу сведений письменных источников, освещающих историю правителей Алании, при которых христианство стало государственной религией. Актуальность поставленной проблемы диктуется отсутствием анализа сведений о конкретных аланских правителях в контексте соответствующей событийной истории того периода. Целью исследования является определение общего круга источников и анализ на их основе сведений о правителях Алании и их деятельности в процессе становления христианства официальной религией государства. В основу исследования положены нарративные и эпиграфические источники, а также их издания специалистами, содержащие соответствующий корпус научных комментариев. В процессе исследования применялись методы текстуального критического анализа письменных источников. Данные «Кембриджского документа» не позволяют однозначно полагать, подразумевался ли под аланским царем данного источника конкретный правитель Алании или мы имеем дело с обобщенным образом, через который объединены события 912 г. и 931/932 г. Вместе с тем есть все основания полагать, что аланский правитель, связанный с последствиями событий 931/932 г., был ближайшим предком эксусиократора Алании Давида, который фигурирует в сентинской надписи. Давид мог быть его сыном, т. е. братом выданной за хазарского царевича аланской царевны, или внуком, а также тем правителем, который был открыто враждебно настроен по отношению к Хазарии, вел политику по возвращению потомков алан с севера на родину предков и заключил брак с сестрой правителя Серира. Тогда не исключено, что Мария сентинской надписи и была сестрой правителя Сарира - представительницей раннесредневекового аварского царского рода.