ВЕСТНИК СЕВЕРО-ОСЕТИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ К. Л. ХЕТАГУРОВА

Архив статей журнала

ДИНАМИКА ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: КУЧИЕВА ИРИНА ХАЗБИЕВНА, Кучиев Георгий Викторович

Статья рассматривает динамику численности населения Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) с 2005 по 2022 годы, отмечая его уникальные этнические и культурные особенности. В тексте подчеркивается, что численность населения является критическим показателем для оценки устойчивости региона и его развития, являясь ключевым человеческим ресурсом. В статье представлены количественные данные о численности населения СКФО, где в 2005 году она составляла 9 036,8 тысяч человек, а в 2022 году увеличилась до 10 295,7 тысяч человек, что обозначает рост на 12,9% за указанный период. Однако этот рост также скрывает значительные различия по субъектам округа и разный характер изменений, в зависимости от экономических, социальных и культурных факторов. Анализ показывает, что Республика Дагестан остается самым населённым регионом в СКФО с положительной динамикой роста. Тем не менее после 2020 года темпы прироста населения замедляются, а Ставропольский край сталкивается с проблемами старения населения и уменьшения рождаемости, что также приводит к снижению численности населения после 2020 года. Авторы статьи подчеркивают важность системного учета множества факторов, влияющих на численность населения, и рекомендуют работу над улучшением уровня и качества жизни для достижения устойчивого роста демографических показателей в регионе.

Сохранить в закладках
АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Селами Йылдырым

Сфера здравоохранения характеризуется постоянной неопределенностью и быстрыми преобразованиями. Эта реальность делает крайне важным эффективное управление внутренней средой для адаптации к изменениям во внешнем ландшафте. С этой точки зрения регулярное обновление оценок внутренней среды становится обязательным. На сферу здравоохранения оказывают влияние меняющиеся нормативные акты, экономические проблемы и требования общества. Для эффективного проведения оценок внутренней среды организации здравоохранения должны последовательно оценивать свою внутреннюю динамику, учитывая при этом внешние изменения. Выводы, полученные в результате оценок внутренней среды, позволяют организациям здравоохранения разрабатывать стратегические ответы на вызовы и превращать их в возможности. Оценка внутренней среды позволяет учреждениям здравоохранения не только анализировать свои текущие стратегии, но и формировать свои будущие планы. Эти оценки выходят за рамки выявления институциональных сильных и слабых сторон, обеспечивая эффективное использование и управление организационными ресурсами и возможностями. Более того, проведение точного и всестороннего внутреннего анализа позволит организациям здравоохранения оптимизировать свои внутренние процессы и укрепить конкурентные позиции в секторе.

Данное исследование посвящено изучению функциональных подсистем и ключевых факторов, влияющих на оценку внутренней среды. Кроме того, в нем рассматриваются методологии, связанные с функциональными подсистемами, которые являются основой для оценки внутренней среды в учреждениях здравоохранения (например, анализ эффективности и институциональных функций). Эти подходы обогащены актуальными примерами и всесторонне обсуждаются.

Сохранить в закладках
АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОГО И ФАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ФАКТОРИНГА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: АГУЗАРОВА ЛАРИСА АСЛАНБЕКОВНА, КАЙСИНОВ АРТУР АЛАНОВИЧ

Уступка прав денежных требований в России развивается быстрыми темпами, поскольку позволяет субъектам бизнеса трансформировать дебиторскую задолженность в денежные активы. Наряду с этим наблюдается высокая активность хозяйствующих субъектов в секторе государственных закупок.

Среди экспертов государственных закупок, государственных финансов нет единого мнения, понимания о возможности применения уступки прав денежных требований в контрактной системе, поскольку государственные закупки, осуществляемые государственными органами, бюджетными организациями в рамках закона о контрактной системе, не регулируются исключительно Гражданским кодексом, как факторинг, а множеством нормативно-правовых актов, в числе которых: Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации и др.

Кроме того, Бюджетным кодексом не предусмотрен порядок санкционирования оплаты по государственному контракту не исполнителю контракта.

Однако в вышеперечисленных нормативных документах нет и запрета на уступку прав денежных требований со стороны поставщика государственного контракта иному лицу. На практике при попытках применения факторинга в контрактной системе, несмотря на отказ контрольно-финансовых органов проводить такой платеж, на принятие решений судебными инстанциями о невозможности такой уступки, Верховным судом было принято решение об отсутствии препятствий для применения факторинга по этому контракту. После этого вопросов относительно возможности применения факторинга в контрактной системе стало больше, поскольку были внесены определенные изменения в законодательство.

Однако государственные закупки не ограничиваются исключительно контрактной системой. Поэтому в данной статье сделан анализ применения факторинга в контрактной системе и системе государственных закупок отдельными видами юридических лиц.

Сохранить в закладках
АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОГО И ФАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ФАКТОРИНГА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: АГУЗАРОВА ЛАРИСА АСЛАНБЕКОВНА, КАЙСИНОВ АРТУР АЛАНОВИЧ

Уступка прав денежных требований в России развивается быстрыми темпами, поскольку позволяет субъектам бизнеса трансформировать дебиторскую задолженность в денежные активы. Наряду с этим наблюдается высокая активность хозяйствующих субъектов в секторе государственных закупок.

Среди экспертов государственных закупок, государственных финансов нет единого мнения, понимания о возможности применения уступки прав денежных требований в контрактной системе, поскольку государственные закупки, осуществляемые государственными органами, бюджетными организациями в рамках закона о контрактной системе, не регулируются исключительно Гражданским кодексом, как факторинг, а множеством нормативно-правовых актов, в числе которых: Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации и др.

Кроме того, Бюджетным кодексом не предусмотрен порядок санкционирования оплаты по государственному контракту не исполнителю контракта.

Однако в вышеперечисленных нормативных документах нет и запрета на уступку прав денежных требований со стороны поставщика государственного контракта иному лицу. На практике при попытках применения факторинга в контрактной системе, несмотря на отказ контрольно-финансовых органов проводить такой платеж, на принятие решений судебными инстанциями о невозможности такой уступки, Верховным судом было принято решение об отсутствии препятствий для применения факторинга по этому контракту. После этого вопросов относительно возможности применения факторинга в контрактной системе стало больше, поскольку были внесены определенные изменения в законодательство.

Однако государственные закупки не ограничиваются исключительно контрактной системой. Поэтому в данной статье сделан анализ применения факторинга в контрактной системе и системе государственных закупок отдельными видами юридических лиц.

Сохранить в закладках
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННЫХ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И КИТАЯ (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Щербатых ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА, САМСОНОВА СВЕТЛАНА ИГОРЕВНА

В статье рассмотрен вопрос иноязычной подготовки в системе профессионального образования на примере двух стран. Во введении обозначены актуальность и цель исследования. Основная задача преподавания иностранного языка (ИЯ) - подготовка специалистов, способных к осуществлению иноязычного общения в сфере профессиональной деятельности. Формирование образовательной траектории любого государства происходит с учетом национальных традиций и зависит от конечных целей обучения. Изучение ИЯ в образовательных учреждениях России является обязательным условием, которое закреплено на законодательном уровне. Популярность английского языка связана с его признанием в качестве международного. Выбор русского языка как иностранного в рамках одного из приоритетных для подготовки китайских студентов обусловлен долгосрочными дипломатическими отношениями между Россией и Китаем. Процесс преподавания русского языка как иностранного считается более трудоемким, поэтому данному вопросу в статье уделено особое внимание. Исходя из результатов наблюдений в педагогической практике, авторы полагают, что формы и методы обучения английскому языку в России и русскому языку в Китае зависят от определенных условий и модели обучения ИЯ. Отечественная методика обучения ИЯ имеет отличия от механизма преподавания в Китае. В заключении авторы проводят анализ и систематизацию особенностей преподавания ИЯ в двух странах в соответствии с определенными критериями. На основе проведенного анализа авторы приходят к выводу о том, что методика преподавания ИЯ в профессиональных образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования зависит не только от системообразующих факторов, но и личностно-профессиональных качеств педагога.

Сохранить в закладках
РЕГИОНАЛЬНЫЙ РАКУРС МОДИФИКАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: ПИСКУНОВ ПЁТР ИВАНОВИЧ, АЛЕКСЕЕНКО ИВАН НИКОЛАЕВИЧ

Потребность в системном характере отражения объективных преобразований динамично изменяющегося пространства развития Ростовской области, является источником адаптации среднего профессионального образования к социально-экономическим реалия. Изменение траектории развития среднего профессионального образования в регионе происходит на основе трансформации содержания деятельности профессиональных образовательных организаций как на региональном, так и федеральном уровнях. В этой связи возникает необходимость использования образовательной системой региона таких форм, методов, средств и приемов, которые адекватны изменениям. В условиях дефицита профессиональных кадров в регионе, в частности речь идет о педагогической сфере, необходим поиск путей решения данной проблемы как в настоящее время, так и в будущем. Модернизация образовательных организаций, учет изменений и требований, предъявляемых к педагогу, может обеспечивать соответствующий характер преобразований и их проявление в положительном результате.

Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОУЧИНГА КАК СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: ПИСКЛОВА МАРИНА ВИТАЛЬЕВНА

Статья посвящена исследованию проблемы развития педагогического коучинга, как инновационной образовательной технологии, направленной на выявление личностного творческого потенциала обучающихся, формирования их самоэффективности и самореализации; стимулирование и активизацию учебно-познавательной деятельности. Основные идеи педагогического коучинга нашли отражение в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов, что подтверждает актуальность выбранной темы исследования. В статье автором доказывается тезис о том, что педагогический коучинг представляет собой современный подход к профессиональному развитию педагогов, который активно интегрируется в образовательный процесс в соответствии с требованиями образовательных стандартов. В условиях реализации образовательных стандартов коучинговая технология становится немаловажным инструментом, способствующим не только формированию у обучающихся соответствующих универсальных учебных действия, способности к самообразованию и самоорганизации, но и развитию компетенций учителей, способности к усвоению и реализации образовательных стратегий в соответствии с потребностями своих обучающихся, повышению качества образования в целом. На основе научно-педагогического анализа исследований, посвященных изучению педагогического коучинга, этимологии термина «коучинговая технология», истории его появления и дальнейшего развития как педагогической категории, автор приходит к выводу, что педагогический коучинг, основанный на партнерских отношениях и диалоге, помогает учителям развивать у обучающихся необходимые умения, навыки и способы деятельности, создавая условия для их активного участия в учебно-воспитательном процессе на основе субъект-субъектного взаимодействия, развивая культуру сотрудничества и взаимопомощи в образовательной среде. Коучинг способствует формированию у обучающихся ответственности за достигнутые результаты, что является важным аспектом современного образования.

Сохранить в закладках
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: ООРЖАК АРЖААНА БОЛАТОВНА

Современная образовательная парадигма ориентирована на формирование у обучающихся не только предметных знаний, но и ключевых компетенций, таких как критическое мышление, умение работать в команде, креативность, умение решать проблемы. В связи с этим в данной работе проектная деятельность рассматривается как эффективный инструмент развития этих компетенций. Будущие учителя начальных классов должны не только знать о проектной деятельности, но и уметь эффективно ее организовывать и сопровождать. Целью исследования является анализ педагогических условий, обеспечивающих эффективную поддержку проектной деятельности будущих учителей начальных классов. Для достижения цели работы были использованы теоретические (анализ, синтез, сравнение), эмпирические (наблюдение, анкетирование, беседа) методы, позволяющие выявить методологические подходы и концепции, которые были разработаны в рамках данной тематики. Также проанализированы труды, посвященные педагогической поддержке, проектной деятельности будущих учителей и обосновано влияние проектной деятельности на развитие личностных качеств будущих учителей начальных классов. В ходе исследования было установлено, что эффективная педагогическая поддержка должна быть комплексной, включающей обучение методам проектного управления, развитие у будущих учителей коммуникативных и презентационных навыков, создание поддерживающей образовательной среды и систему регулярной обратной связи.

Сохранить в закладках
КОНСТРУКЦИИ ЗАВИСИМОГО ТАКСИСА С ЭЛЕМЕНТАМИ СЕМАНТИКИ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ (В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ) (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: КУНАВИН БОРИС ВСЕВОЛОДОВИЧ, БУТАЕВА МАДИНА ОЛЕГОВНА

В статье исследуются конструкции деепричастного зависимого таксиса, семантика которых осложнена логико-смысловыми отношениями между действиями главного и второстепенного сказуемого. Актуальность обусловлена значительной динамикой употребления указанных оборотов речи, многообразием средств выражения таксисных значений, а также противоречивой трактовкой таксиса в лингвистической литературе. Цель статьи состоит в исследовании конструкций зависимого таксиса, в которых временные отношения между действиями главного и второстепенного предикатов осложнены значениями обусловленности, а также в выявлении влияния указанных значений на временное соотношение между глагольным и деепричастным действиями. В работе использовались описательный, сравнительно-сопоставительный и трансформационный методы. Установлено, что на временные соотношения между действиями главного и второстепенного предикатов наслаиваются различные обстоятельственные значения, зачастую модифицирующие данные временные соотношения. Выявлено, что при наличии добавочных условных, причинных и концессивных значений деепричастия совершенного вида обозначают действие, предшествующее действию глагола-сказуемого, а деепричастия несовершенного вида - действие одновременное с действием глагола-сказуемого. В случае выражения иных логико-смысловых отношений деепричастия совершенного вида могут выражать одновременное с действием главного сказуемого действие или следующее за ним, а деепричастие несовершенного вида соответственно может обозначать предшествующее или последующее действие. Новизна исследования выражается в том, что в нем выявлены и проанализированы типичные случаи модификации временного соотношения между действиями предикатов в конструкциях зависимого деепричастного таксиса.

Сохранить в закладках
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОЕ КАЧЕСТВО И СПОСОБЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: КОКАЕВА ИРИНА ЮРЬЕВНА

Высокая ответственность за результаты и качество своей профессиональной работы накладывают на учителей большую психоэмоциональную нагрузку. Модернизация системы образования, активное внедрение дистанционных форм обучения усугубляют эту нагрузку, вызывают утомление, профессиональные деформации и, в конечном итоге и негативно отражаются на психическом и физическом здоровье педагогов. Вместе с тем без хорошего здоровья и высокой работоспособности учителю сложно достичь качественных результатов и успеха в своей профессиональной деятельности. Анализируя особенности профессионального здоровья современных учителей начальной ступени образования, автор приходит к выводу, что оно имеет свои особенности. Эти особенности, а также возможные способы охраны и укрепления здоровья должны усвоить студенты - будущие учителя в процессе профессиональной подготовки. Сформированная культура здоровья и здоровьетворческая компетентность у бакалавров направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование позволяет им быстро адаптироваться к инновационным процессам в образовании, постоянно меняющимся условиям обучения, справляться со стрессами, чрезмерными «горловыми» и зрительными нагрузками. Большой опыт работы со студентами, эмпирическое исследование, онлайн опрос 84 учителей и 65 студентов - будущих учителей позволили автору выявить основные риски и угрозы профессионального здоровья педагогов, сформулировать рекомендации по охране психоэмоционального здоровья и профилактике от «школьных» стрессов, «синдрома профессионального выгорания».

Сохранить в закладках
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ТРАЕКТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО СПОРТИВНОГО ПЕДАГОГА (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: ИОАКИМИДИ ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА, БЕГИДОВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА, ГАВРЯ АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА, КУЧУБИН РОМАН ОЛЕГОВИЧ

Статья раскрывает проблему формирования способности к проектированию профессионально-личностного развития у студентов будущих специалистов по физической культуре и спорту в процессе их подготовки в вузе, предложена модель, включающая акмеологические условия развития данной способности у будущих спортивных педагогов (профессиональная компетентность, направленность и ценностная ориентация педагогов вуза; спортивно-педагогическое волонтерство; аксиологическая ориентация учебного процесса; акмеологическая направленность процесса подготовки; развивающая профессиональная среда; интеграция учебной и исследовательской работы на основе проектной деятельности), этапы формирования способности к проектированию спортивного педагога в вузе (начальный, основной, заключительный), а также содержание компонентов данной способности (деятельностный, мотивационно-ценностный, когнитивный), отражены критерии оценки их сформированности (способность проектировать траектории профессионально-личностного развития через целеполагание, навыки планирования, умение определить собственную роль в процессе профессиональной самореализации), представлены ожидаемые результаты (повышение интереса к профессии спортивного педагога; положительная мотивация педагогической деятельности; повышение активности и самостоятельности; проявление субъектной позиции; повышение познавательной активности студентов; владение умениями, навыками, приемами проектной деятельности; адекватная Я-концепция; готовность к саморазвитию; становление профессионально-ценностных ориентаций, повышение профессионально-педагогической направленности).

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: ЗНИКИНА ЛЮДМИЛА СТЕПАНОВНА, СТРУКОВА ЮЛИЯ ВИКТОРОВНА

В статье рассматриваются вопросы формирования прогностических умений обучающихся, наличие которых является важной составляющей профессиональной компетентности будущих специалистов. В контексте педагогического проектирования на конкретном примере авторами анализируется использование метода проектов как возможность интеллектуально-личностного развития обучающихся среднего профессионального образования. Значимость выбранной темы исследования подтверждается обсуждением вопросов по приоритетным направлениям научно-технологического развития инженерных кадров, акцентируемых 06.02.2025 Президентом Путиным В. В. на видеоконференции заседания Совета по науке и образованию: «Основной спрос на рынке труда в России в ближайшие годы будет на специалистов со средним специальным образованием. Это более 60%». Отдельное внимание в исследовании уделено разработке структуры прогностических умений обучающихся. Авторами представлены группы прогностических умений - знаниевые, технические и творческие. С опорой на разработанную структуру прогностических умений обучающихся в авторской трактовке раскрывается сущность исследуемых умений, дается их характеристика посредством обоснования конкретных показателей. Представляется, что на дальнейшем этапе диссертационного исследования разработанная структуры прогностических умений обучающихся будет основой для оценивания уровня сформированности умений студентов. Практическое использование метода проектов, лежащего в основе данного процесса, позволяет, по мнению авторов, формировать у обучающихся комплекс прогностических умений, к которым относятся умение формулировать цель и гипотезу предстоящего исследования объекта, описание ожидаемого результата, обсуждение идейного замысла объекта, разработка алгоритма пути к решению поставленной задачи, а также поиск альтернативы необходимых решений при возникновении проблем коррективы и другие. Педагогическое сопровождение процесса рассматривается как необходимое условие результативности процесса формирования прогностических умений обучающихся.

Сохранить в закладках
← назад вперёд →