В статье рассмотрен вопрос иноязычной подготовки в системе профессионального образования на примере двух стран. Во введении обозначены актуальность и цель исследования. Основная задача преподавания иностранного языка (ИЯ) - подготовка специалистов, способных к осуществлению иноязычного общения в сфере профессиональной деятельности. Формирование образовательной траектории любого государства происходит с учетом национальных традиций и зависит от конечных целей обучения. Изучение ИЯ в образовательных учреждениях России является обязательным условием, которое закреплено на законодательном уровне. Популярность английского языка связана с его признанием в качестве международного. Выбор русского языка как иностранного в рамках одного из приоритетных для подготовки китайских студентов обусловлен долгосрочными дипломатическими отношениями между Россией и Китаем. Процесс преподавания русского языка как иностранного считается более трудоемким, поэтому данному вопросу в статье уделено особое внимание. Исходя из результатов наблюдений в педагогической практике, авторы полагают, что формы и методы обучения английскому языку в России и русскому языку в Китае зависят от определенных условий и модели обучения ИЯ. Отечественная методика обучения ИЯ имеет отличия от механизма преподавания в Китае. В заключении авторы проводят анализ и систематизацию особенностей преподавания ИЯ в двух странах в соответствии с определенными критериями. На основе проведенного анализа авторы приходят к выводу о том, что методика преподавания ИЯ в профессиональных образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования зависит не только от системообразующих факторов, но и личностно-профессиональных качеств педагога.
Идентификаторы и классификаторы
В 2024 году исполнилось 75 лет с момента установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (КНР). Сотрудничество между двумя странами отличается высокой степенью эффективности и происходит не только в экономической, политической, культурной, но и в образовательной сфере. Формирование взаимного развития образовательного пространства предопределило актуальность изучения русского языка китайскими студентами в системе профессионального образования. Английский язык является обязательным при подготовке специалистов в системе среднего профессионального и высшего образования и остается превалирующим с точки зрения самого популярного ИЯ в России.
Список литературы
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с. EDN: XQRFTT
2. Беликов С.В., Качесова И.Ю. Формирование коммуникативно-речевой компетентности в преподавании русского языка как иностранного (из опыта обучения русскому языку китайских студентов) // Филология и человек. 2020. № 4. С. 60-75. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativno-rechevoy-kompetentnosti-v-prepodavanii-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo-iz-opyta-obucheniya-russkomu (дата обращения: 19.11.2024). EDN: CPAZOA
3. Ван Гохун. О некоторых особенностях системы обучения китайских студентов русскому языку как иностранному // Педагогическое образование в России. 2016. № 12. С. 24-28. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-osobennostyah-sistemy-obucheniya-kitayskih-studentov-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu (дата обращения: 10.11.2024).
4. Гао Юе. Соизучение языка и культуры в российской и китайской методиках преподавания иностранных языков (русский язык как иностранный; китайский язык как иностранный) // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. №6. С. 949-955. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soizuchenie-yazyka-i-kultury-v-rossiyskoy-i-kitayskoy-metodikah-prepodavaniya-inostrannyh-yazykov-russkiy-yazyk-kak-inostrannyy (дата обращения: 17.11.2024). EDN: SIEEPO
5. Жиронкина О.В., Рольгайзер А.А. Реализация междисциплинарного подхода при обучении иностранному языку в вузе // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. Т. 10. № 3. С. 146-163. EDN: VANSPI
6. Коломыцева О.Н. Особенности системно коммуникативно-деятельностного подхода в методике преподавания РКИ в Китае / О.Н. Коломыцева, Г.С. Толмачева // Ученые записки Орловского государственного университета. 2022. № 4(97). С. 251-253.
7. Корнеева Л.И., Ма Жунюй. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку в Китае и России: сравнительно-сопоставительный анализ // Педагогическое образование в России. 2019. № 2. С. 61-65. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-mezhkulturnoy-kommunikativnoy-kompetentsii-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku-v-kitae-i-rossii-sravnitelno (дата обращения: 21.11.2024).
8. Ма Чао, Ван Сяоцянь. Реализация образовательной концепции “Образование, ориентированное на результат” в рамках дисциплины “Русский язык как иностранный” в вузах Китая // Вестник ЮУрГУ. Серия “Образование. Педагогические науки”. 2023. Т. 15. № 3 С. 95-103.
9. Николаева Н.Н., Маторина И.Н. Эффективность интерактивных методов обучения профессионально-ориентированному английскому языку студентов неязыковых вузов // Проблемы современного образования. 2017. №6. С. 204-218. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-interaktivnyh-metodov-obucheniya-professionalnoorientirovannomu-angliyskomu-yazyku-studentov-neyazykovyh-vuzov (дата обращения: 20.11.2024). EDN: YMCTMG
10. Раушенбах В.Э. Краткий обзор основных методов преподавания иностранных языков с I по XX век. Изд-е 2-е, стереотип. М., 2021. 112 с.
11. Рожкова К.В., Рощин С.Ю. Вознаграждается ли знание иностранного языка на российском рынке труда? // Вопросы экономики. № 6. 2019. С. 122-141. EDN: ZSCJLV
12. Сай На, Мэн Линди. Особенности методики преподавания английского и русского языков в китайских вузах // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18. № 1. C. 47-63. EDN: PXYEHI
13. Сакаева Л.Р., Баранова А.Р. Методика обучения иностранным языкам (учебное пособие для студентов Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского по направлению “Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)”). Казань, КФУ, 2016. 189 с.
14. Селищев Н. Пушкиным едины: как русский язык стремительно набирает популярность среди жителей Китая // Информационное агентство “ТАСС”. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/opinions/20957889 (дата обращения: 21.11.2024).
15. Щербакова М.В. Организация процесса усвоения иностранного языка на основе изучения индивидуально-личностных особенностей студентов // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2005. № 1. С. 98-105. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-protsessa-usvoeniya-inostrannogo-yazyka-na-osnove-izucheniya-individualno-lichnostnyh-osobennostey-studentov (дата обращения: 22.11.2024).
16. Ян Т. Особенности методики преподавания русского языка как иностранного в России и Китае // Язык в сфере профессиональной коммуникации: сборник материалов международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов, Екатеринбург, 20 апреля 2023 года. Екатеринбург: ООО “Издательский Дом “Ажур”, 2023. С. 895-900.
17. Akihiro S. Revisiting Natural Approach and Communicative Language Teaching: A Reflection through Richards and Rodgers’ Model of Method. 2018. pp. 175-181.
18. Pang A. In Conversation with N.S. Prabhu on Language Acquisition, Task-based Learning and Teacher Training. RELC Journal. 2019. DOI: 10.1177/0033688219865343
19. Puren C. Didactic analysis of the postmethod condition of B. Kumaravadivelu: eclecticism and complex didactics of languages-cultures. 2022. 38 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассмотрены источники финансового права, проанализированы финансово-правовые нормы, регулирующие финансовую деятельность государства. Рассмотрены теоретико-правовые аспекты системы финансового права, финансового надзора. В работе использовались методы анализа, наблюдения и обобщения. Целью исследования является определение финансово-правовых норм, регулирующих финансовую систему. Автор обращает внимание на то, что в современном мире, когда экономическая и политическая ситуация стремительно меняется, будет меняться и правовое регулирование финансовой деятельности государства. Помимо функций по распределению, использованию, финансовые средства обладают и надзорной функцией, что необходимо в рыночных отношениях, и является частью финансовой деятельности государства. Финансовый надзор использования государственных финансовых средств должен сопровождаться на всех этапах, начиная от планирования до расходования. В рыночных условиях хозяйствования все принятые решения в области финансов должны быть нацелены на определенный результат. Эффективное использование финансовой деятельности - залог успешной экономической деятельности государства. Все принимаемые решения в государстве должны быть приняты с учетом оценки эффективности. От эффективности финансовой деятельности во многом зависит развитие всех сфер жизнедеятельности государства. Для регулирования финансовой деятельности рекомендуется собрать всю нормативно-правовую базу в сфере финансов в единую базу данных. Государство может планировать финансирование, исходя из реальных финансовых возможностей, что подтверждается принятыми нормативно-правовыми актами в 1990-х годах. В работе проанализированы мнения различных исследователей в сфере финансового права. Полученные результаты могут быть использованы аспирантами и студентами, изучающими финансовое регулирование.
В работе проводится анализ современного состояния и тенденций развития рынка бытовой техники и электроники в России. Приведена динамика производства продукции в денежном и натуральном выражении, изменение средних потребительских цен на рынке. Выявлено, что современный рынок бытовой техники и электроники является динамично развивающимся сектором и подвержен влиянию государственного регулирования, валютным колебаниям, наличию параллельного импорта. Отмечено изменение состава участников рынка, в частности уход большинства европейских зарубежных партнеров и активизация деятельности российских, китайских, турецких и других компаний. Наблюдается увеличение выручки российских производителей при спаде производства в натуральном выражении. Выявлено смещение фокуса стратегии магазинов по продаже бытовой техники и электроники с географической экспансии на развитие онлайн продаж, изменение форматов торговли и переход на гибридные продажи. Указано, что одним из устойчивых трендов рынка является постоянный рост цен, где основной рост наблюдается в категории стиральных машин, напольных пылесосов и встраиваемой бытовой техники. Растущие цены сопровождаются снижением среднего чека и развитием среднеценового сегмента бытовой техники и электроники. Выявлены тенденции развития рынка, в частности, рост продаж, связанный с отложенным спросом и адаптацией населения к курсам валют, все более активное участие китайских и турецких марок, введение отраслевого сбора, введение обязательств по наличию на прилавках определенного процента товаров российских производителей. В целом ожидается стабилизация ситуации на рынке и рост продаж крупных сетевых компаний. Работа представляет интерес для практикующих специалистов, представителей научной и образовательной среды.
Статья рассматривает динамику численности населения Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) с 2005 по 2022 годы, отмечая его уникальные этнические и культурные особенности. В тексте подчеркивается, что численность населения является критическим показателем для оценки устойчивости региона и его развития, являясь ключевым человеческим ресурсом. В статье представлены количественные данные о численности населения СКФО, где в 2005 году она составляла 9 036,8 тысяч человек, а в 2022 году увеличилась до 10 295,7 тысяч человек, что обозначает рост на 12,9% за указанный период. Однако этот рост также скрывает значительные различия по субъектам округа и разный характер изменений, в зависимости от экономических, социальных и культурных факторов. Анализ показывает, что Республика Дагестан остается самым населённым регионом в СКФО с положительной динамикой роста. Тем не менее после 2020 года темпы прироста населения замедляются, а Ставропольский край сталкивается с проблемами старения населения и уменьшения рождаемости, что также приводит к снижению численности населения после 2020 года. Авторы статьи подчеркивают важность системного учета множества факторов, влияющих на численность населения, и рекомендуют работу над улучшением уровня и качества жизни для достижения устойчивого роста демографических показателей в регионе.
Сфера здравоохранения характеризуется постоянной неопределенностью и быстрыми преобразованиями. Эта реальность делает крайне важным эффективное управление внутренней средой для адаптации к изменениям во внешнем ландшафте. С этой точки зрения регулярное обновление оценок внутренней среды становится обязательным. На сферу здравоохранения оказывают влияние меняющиеся нормативные акты, экономические проблемы и требования общества. Для эффективного проведения оценок внутренней среды организации здравоохранения должны последовательно оценивать свою внутреннюю динамику, учитывая при этом внешние изменения. Выводы, полученные в результате оценок внутренней среды, позволяют организациям здравоохранения разрабатывать стратегические ответы на вызовы и превращать их в возможности. Оценка внутренней среды позволяет учреждениям здравоохранения не только анализировать свои текущие стратегии, но и формировать свои будущие планы. Эти оценки выходят за рамки выявления институциональных сильных и слабых сторон, обеспечивая эффективное использование и управление организационными ресурсами и возможностями. Более того, проведение точного и всестороннего внутреннего анализа позволит организациям здравоохранения оптимизировать свои внутренние процессы и укрепить конкурентные позиции в секторе.
Данное исследование посвящено изучению функциональных подсистем и ключевых факторов, влияющих на оценку внутренней среды. Кроме того, в нем рассматриваются методологии, связанные с функциональными подсистемами, которые являются основой для оценки внутренней среды в учреждениях здравоохранения (например, анализ эффективности и институциональных функций). Эти подходы обогащены актуальными примерами и всесторонне обсуждаются.
Уступка прав денежных требований в России развивается быстрыми темпами, поскольку позволяет субъектам бизнеса трансформировать дебиторскую задолженность в денежные активы. Наряду с этим наблюдается высокая активность хозяйствующих субъектов в секторе государственных закупок.
Среди экспертов государственных закупок, государственных финансов нет единого мнения, понимания о возможности применения уступки прав денежных требований в контрактной системе, поскольку государственные закупки, осуществляемые государственными органами, бюджетными организациями в рамках закона о контрактной системе, не регулируются исключительно Гражданским кодексом, как факторинг, а множеством нормативно-правовых актов, в числе которых: Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации и др.
Кроме того, Бюджетным кодексом не предусмотрен порядок санкционирования оплаты по государственному контракту не исполнителю контракта.
Однако в вышеперечисленных нормативных документах нет и запрета на уступку прав денежных требований со стороны поставщика государственного контракта иному лицу. На практике при попытках применения факторинга в контрактной системе, несмотря на отказ контрольно-финансовых органов проводить такой платеж, на принятие решений судебными инстанциями о невозможности такой уступки, Верховным судом было принято решение об отсутствии препятствий для применения факторинга по этому контракту. После этого вопросов относительно возможности применения факторинга в контрактной системе стало больше, поскольку были внесены определенные изменения в законодательство.
Однако государственные закупки не ограничиваются исключительно контрактной системой. Поэтому в данной статье сделан анализ применения факторинга в контрактной системе и системе государственных закупок отдельными видами юридических лиц.
Потребность в системном характере отражения объективных преобразований динамично изменяющегося пространства развития Ростовской области, является источником адаптации среднего профессионального образования к социально-экономическим реалия. Изменение траектории развития среднего профессионального образования в регионе происходит на основе трансформации содержания деятельности профессиональных образовательных организаций как на региональном, так и федеральном уровнях. В этой связи возникает необходимость использования образовательной системой региона таких форм, методов, средств и приемов, которые адекватны изменениям. В условиях дефицита профессиональных кадров в регионе, в частности речь идет о педагогической сфере, необходим поиск путей решения данной проблемы как в настоящее время, так и в будущем. Модернизация образовательных организаций, учет изменений и требований, предъявляемых к педагогу, может обеспечивать соответствующий характер преобразований и их проявление в положительном результате.
Статья посвящена исследованию проблемы развития педагогического коучинга, как инновационной образовательной технологии, направленной на выявление личностного творческого потенциала обучающихся, формирования их самоэффективности и самореализации; стимулирование и активизацию учебно-познавательной деятельности. Основные идеи педагогического коучинга нашли отражение в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов, что подтверждает актуальность выбранной темы исследования. В статье автором доказывается тезис о том, что педагогический коучинг представляет собой современный подход к профессиональному развитию педагогов, который активно интегрируется в образовательный процесс в соответствии с требованиями образовательных стандартов. В условиях реализации образовательных стандартов коучинговая технология становится немаловажным инструментом, способствующим не только формированию у обучающихся соответствующих универсальных учебных действия, способности к самообразованию и самоорганизации, но и развитию компетенций учителей, способности к усвоению и реализации образовательных стратегий в соответствии с потребностями своих обучающихся, повышению качества образования в целом. На основе научно-педагогического анализа исследований, посвященных изучению педагогического коучинга, этимологии термина «коучинговая технология», истории его появления и дальнейшего развития как педагогической категории, автор приходит к выводу, что педагогический коучинг, основанный на партнерских отношениях и диалоге, помогает учителям развивать у обучающихся необходимые умения, навыки и способы деятельности, создавая условия для их активного участия в учебно-воспитательном процессе на основе субъект-субъектного взаимодействия, развивая культуру сотрудничества и взаимопомощи в образовательной среде. Коучинг способствует формированию у обучающихся ответственности за достигнутые результаты, что является важным аспектом современного образования.
Современная образовательная парадигма ориентирована на формирование у обучающихся не только предметных знаний, но и ключевых компетенций, таких как критическое мышление, умение работать в команде, креативность, умение решать проблемы. В связи с этим в данной работе проектная деятельность рассматривается как эффективный инструмент развития этих компетенций. Будущие учителя начальных классов должны не только знать о проектной деятельности, но и уметь эффективно ее организовывать и сопровождать. Целью исследования является анализ педагогических условий, обеспечивающих эффективную поддержку проектной деятельности будущих учителей начальных классов. Для достижения цели работы были использованы теоретические (анализ, синтез, сравнение), эмпирические (наблюдение, анкетирование, беседа) методы, позволяющие выявить методологические подходы и концепции, которые были разработаны в рамках данной тематики. Также проанализированы труды, посвященные педагогической поддержке, проектной деятельности будущих учителей и обосновано влияние проектной деятельности на развитие личностных качеств будущих учителей начальных классов. В ходе исследования было установлено, что эффективная педагогическая поддержка должна быть комплексной, включающей обучение методам проектного управления, развитие у будущих учителей коммуникативных и презентационных навыков, создание поддерживающей образовательной среды и систему регулярной обратной связи.
В статье исследуются конструкции деепричастного зависимого таксиса, семантика которых осложнена логико-смысловыми отношениями между действиями главного и второстепенного сказуемого. Актуальность обусловлена значительной динамикой употребления указанных оборотов речи, многообразием средств выражения таксисных значений, а также противоречивой трактовкой таксиса в лингвистической литературе. Цель статьи состоит в исследовании конструкций зависимого таксиса, в которых временные отношения между действиями главного и второстепенного предикатов осложнены значениями обусловленности, а также в выявлении влияния указанных значений на временное соотношение между глагольным и деепричастным действиями. В работе использовались описательный, сравнительно-сопоставительный и трансформационный методы. Установлено, что на временные соотношения между действиями главного и второстепенного предикатов наслаиваются различные обстоятельственные значения, зачастую модифицирующие данные временные соотношения. Выявлено, что при наличии добавочных условных, причинных и концессивных значений деепричастия совершенного вида обозначают действие, предшествующее действию глагола-сказуемого, а деепричастия несовершенного вида - действие одновременное с действием глагола-сказуемого. В случае выражения иных логико-смысловых отношений деепричастия совершенного вида могут выражать одновременное с действием главного сказуемого действие или следующее за ним, а деепричастие несовершенного вида соответственно может обозначать предшествующее или последующее действие. Новизна исследования выражается в том, что в нем выявлены и проанализированы типичные случаи модификации временного соотношения между действиями предикатов в конструкциях зависимого деепричастного таксиса.
Высокая ответственность за результаты и качество своей профессиональной работы накладывают на учителей большую психоэмоциональную нагрузку. Модернизация системы образования, активное внедрение дистанционных форм обучения усугубляют эту нагрузку, вызывают утомление, профессиональные деформации и, в конечном итоге и негативно отражаются на психическом и физическом здоровье педагогов. Вместе с тем без хорошего здоровья и высокой работоспособности учителю сложно достичь качественных результатов и успеха в своей профессиональной деятельности. Анализируя особенности профессионального здоровья современных учителей начальной ступени образования, автор приходит к выводу, что оно имеет свои особенности. Эти особенности, а также возможные способы охраны и укрепления здоровья должны усвоить студенты - будущие учителя в процессе профессиональной подготовки. Сформированная культура здоровья и здоровьетворческая компетентность у бакалавров направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование позволяет им быстро адаптироваться к инновационным процессам в образовании, постоянно меняющимся условиям обучения, справляться со стрессами, чрезмерными «горловыми» и зрительными нагрузками. Большой опыт работы со студентами, эмпирическое исследование, онлайн опрос 84 учителей и 65 студентов - будущих учителей позволили автору выявить основные риски и угрозы профессионального здоровья педагогов, сформулировать рекомендации по охране психоэмоционального здоровья и профилактике от «школьных» стрессов, «синдрома профессионального выгорания».
Статья раскрывает проблему формирования способности к проектированию профессионально-личностного развития у студентов будущих специалистов по физической культуре и спорту в процессе их подготовки в вузе, предложена модель, включающая акмеологические условия развития данной способности у будущих спортивных педагогов (профессиональная компетентность, направленность и ценностная ориентация педагогов вуза; спортивно-педагогическое волонтерство; аксиологическая ориентация учебного процесса; акмеологическая направленность процесса подготовки; развивающая профессиональная среда; интеграция учебной и исследовательской работы на основе проектной деятельности), этапы формирования способности к проектированию спортивного педагога в вузе (начальный, основной, заключительный), а также содержание компонентов данной способности (деятельностный, мотивационно-ценностный, когнитивный), отражены критерии оценки их сформированности (способность проектировать траектории профессионально-личностного развития через целеполагание, навыки планирования, умение определить собственную роль в процессе профессиональной самореализации), представлены ожидаемые результаты (повышение интереса к профессии спортивного педагога; положительная мотивация педагогической деятельности; повышение активности и самостоятельности; проявление субъектной позиции; повышение познавательной активности студентов; владение умениями, навыками, приемами проектной деятельности; адекватная Я-концепция; готовность к саморазвитию; становление профессионально-ценностных ориентаций, повышение профессионально-педагогической направленности).
В статье рассматриваются вопросы формирования прогностических умений обучающихся, наличие которых является важной составляющей профессиональной компетентности будущих специалистов. В контексте педагогического проектирования на конкретном примере авторами анализируется использование метода проектов как возможность интеллектуально-личностного развития обучающихся среднего профессионального образования. Значимость выбранной темы исследования подтверждается обсуждением вопросов по приоритетным направлениям научно-технологического развития инженерных кадров, акцентируемых 06.02.2025 Президентом Путиным В. В. на видеоконференции заседания Совета по науке и образованию: «Основной спрос на рынке труда в России в ближайшие годы будет на специалистов со средним специальным образованием. Это более 60%». Отдельное внимание в исследовании уделено разработке структуры прогностических умений обучающихся. Авторами представлены группы прогностических умений - знаниевые, технические и творческие. С опорой на разработанную структуру прогностических умений обучающихся в авторской трактовке раскрывается сущность исследуемых умений, дается их характеристика посредством обоснования конкретных показателей. Представляется, что на дальнейшем этапе диссертационного исследования разработанная структуры прогностических умений обучающихся будет основой для оценивания уровня сформированности умений студентов. Практическое использование метода проектов, лежащего в основе данного процесса, позволяет, по мнению авторов, формировать у обучающихся комплекс прогностических умений, к которым относятся умение формулировать цель и гипотезу предстоящего исследования объекта, описание ожидаемого результата, обсуждение идейного замысла объекта, разработка алгоритма пути к решению поставленной задачи, а также поиск альтернативы необходимых решений при возникновении проблем коррективы и другие. Педагогическое сопровождение процесса рассматривается как необходимое условие результативности процесса формирования прогностических умений обучающихся.
Фундаментальное влияние эпохи Возрождения на мировую культуру определяется, в первую очередь, возвышением человека, апологией его естественной природы и обоснованием его суверенитета. Гуманистический индивидуализм (ренессанс) и индивидуализм религиозный (реформация) в качестве оппонентов религиозной идеологии были союзниками в отстаивании прав человека, что не помешало их противостоянию в дальнейшем. М. Монтень не вписывался всецело в образ возрожденческого мыслителя, отличаясь сдержанным скепсисом относительно возможностей человека, отбрасывая искусственно возвышающие его «ходули». Его внимание было направлено на изучение жизни людей, отличающихся величием души, стойкостью духа, умением в сложных жизненных ситуациях сохранять «достойный образ жизни» или «духовный аристократизм». Это понятие ограничивает круг людей не социальными признаками, а качественно - умением сохранять личностный суверенитет в качестве основной предпосылки достойного образа жизни, как в уединении, так и в процессе активной деятельности. Жизнь деятельная и жизнь уединенная у М. Монтеня одинаково подлинны и связаны между собой как причина и следствие. Достойный образ жизни предполагает в качестве условий самопознание и самодиагностику, опору на здравый смысл, воспитание и образование. Самопознание позволяет человеку разобраться в себе самом, установить соразмерность между своими притязаниями и возможностями. Здравый смысл заключается в искусстве учитывать обстоятельства и обходить препятствия. Синхронность образования и воспитания ориентирована не на заучивание энциклопедического знания, а на овладение наукой размышления с целью формирования разносторонней личности.
В данной статье определена важность формирования праксиологических умений студентов - будущих экономистов с учётом состояния национальной экономики России и экономических реалий текущего дня. Проведена классификация с последующей группировкой по трём основным категориям существующих в настоящее время научных, педагогических и практических изысканий в части трактовки «умений». Автор выявляет разнородные подходы к данным трактовкам в учебной и научной литературе, определяет дискуссионный статус данного вопроса в настоящий момент. В работе подробно раскрываются особенности деятельностного, личностного и деятельно-личностного подходов к определению термина «умения» в современной педагогической литературе, определяются базовые умения, рассматриваемые и классифицируемые праксиологией. На основании анализа существующих точек зрения на построение критериальных характеристик сформированности праксиологических умений студентов - будущих экономистов сделан вывод об отсутствии в настоящее время единого подхода к определению данных критериев и дискуссионности данного вопроса. Отталкиваясь от компетенций, необходимых в практической работе экономистов, в качестве базовых критериев сформированности праксиологических умений предложены характеристики, учитывающие количество, уровень и осознанность выполняемых практических задач. Представлена разработанная методика, позволяющая эмпирически структурировать и оценить умения, необходимые для формирования праксиологических навыков студентов - будущих экономистов, а также позволяющая эффективно отслеживать формирование данных групп умений по предложенным критериям в ходе образовательного процесса. По результатам работы определено, что формирование праксиологических умений можно рассматривать как процесс, состоящий из нескольких последующих этапов, каждый из которых имеет свой собственный алгоритм достижения промежуточных целей и результатов.
Статья посвящена исследованию процесса формирования функциональной грамотности обучающихся общеобразовательной школы. В современном мире, где цифровые технологии проникают во все жизненно важные структуры, формирование функциональной грамотности обучающихся стало одной из стержневых задач системы образования, открывающей новые горизонты для образовательного процесса в условиях цифровизации. В статье доказывается тезис о том, что функциональная грамотность включает в себя не только академические знания по основным учебным дисциплинам гуманитарного, математического и естественнонаучного цикла, но и умения и навыки эффективного использования этих знаний при решении практических нестандартных задач, способности к критическому мышлению и творческой деятельности, готовность к адаптации в быстро меняющихся условиях. Формирование функциональной грамотности в условиях цифровизации требует нового подхода на основе переосмысления традиционных методов и приемов. Интеграция цифровых технологий, использование интерактивных методов, развитие цифровых компетенций и индивидуализация обучения - все это способствует созданию эффективной образовательной среды, где обучающиеся становятся активными участниками своего обучения. Необходимо помнить, что основной целью образования является не только передача академических знаний, но и подготовка обучающихся к взрослой самостоятельной жизни в быстро меняющемся мире, где функциональная грамотность занимает важнейшее место. С цифровизацией образовательной среды стала возможной реализация технологии индивидуализации обучения, что особенно актуально для формирования функциональной грамотности. С помощью адаптивных образовательных программ можно учитывать индивидуальные потребности и интересы обучающихся при формировании у них функциональной грамотности, что способствует более глубокому усвоению материала и развитию необходимых навыков.
ИСТОРИЯ АЛАН И ФЕОДАЛИЗМА В АЛАНИИ-ОСЕТИИ В НАУЧНОМ НАСЛЕДИИ Б. В. СКИТСКОГО
Вторая часть является продолжением опубликованной в одном из предыдущих номеров работы по теме: История Владикавказской военно-ремесленной школы. В ней продолжает рассматриваться история функционирования школы, открытие при ней мастерской с последующим ее расширением. Расширялась мастерская путем открытия в ней новых отделов. В статье приведены специально разработанные правила как для школы в целом, так и отдельно для мастерской, на основе которых осуществлялся учебный процесс. Также статья кратко описывает внешний вид обмундирования изготавливаемого в школе и способы его изготовления. Кроме того, вторая часть научной работы посвящена рассмотрению штатного расписания мастерской и школы в целом, где в последующие после открытия школы годы увеличивалось число наемных мастеров и учителей. Мастера при этом часто могли выступать в роли учителей различных видов военного ремесла. Также в работе, т. е. во второй части исследования, приведены отзывы лиц, инспектировавших уровень преподавания и качество изготавливаемой продукции. Рассматривается в данной части исследования и финансовая сторона функционирования школы. В частности, приход и расход поступающих или отпускаемых Войсковым штабом Терского казачьего войска в школу средств. Заказы частных лиц, которые хотя редко, но поступали. Приведена здесь и некоторая статистика, отражающая количество учеников, мастеров и учителей в разные годы и количество продукции, приходящейся на одного мастера либо на отдел мастерской.
В статье подробно рассматриваются исторические и организационные аспекты преобразования горской школы в реальное училище в Нальчикском округе Терской области в конце XIX - начале XX веков. Исследование акцентирует внимание на ключевых вызовах, с которыми столкнулась образовательная система региона, таких как многонациональный и поликонфессиональный состав учащихся, что требовало адаптации учебных программ и методик преподавания к местным условиям. В статье анализируются причины, по которым открытие реального училища в Нальчике произошло позже, чем в других регионах Кавказского учебного округа. Особое внимание уделено факторам, таким как финансовые ограничения, а также административные барьеры и необходимость согласования с имперскими властями, которые замедляли процесс преобразования. Кроме того, рассматриваются организационные решения местных властей и общественности, направленные на удовлетворение социальных и экономических потребностей региона, а также на обеспечение качественного образования в условиях культурного разнообразия. В исследовании подчеркивается роль общественной инициативы и местных сообществ, которые активно участвовали в процессе преобразования и способствовали созданию устойчивой образовательной инфраструктуры в Нальчикском округе. Используемые в статье разнообразные научные, нормативные и отчетные документы, а также архивные источники, включая ранее не опубликованные материалы, позволяют всесторонне рассмотреть процесс реформирования образовательных учреждений региона. Сделанные выводы способствуют лучшему пониманию процесса интеграции национальных окраин в единое образовательное пространство Российской империи и предоставляют ценные уроки для современных образовательных стратегий в многонациональных и культурно разнообразных регионах. Такие исторические исследования помогают выявить успешные практики и ошибки прошлого, что может быть полезным при разработке образовательных программ и политики, направленной на повышение качества образования и его доступности для всех слоев населения.
Статья посвящена анализу сведений письменных источников, освещающих историю правителей Алании, при которых христианство стало государственной религией. Актуальность поставленной проблемы диктуется отсутствием анализа сведений о конкретных аланских правителях в контексте соответствующей событийной истории того периода. Целью исследования является определение общего круга источников и анализ на их основе сведений о правителях Алании и их деятельности в процессе становления христианства официальной религией государства. В основу исследования положены нарративные и эпиграфические источники, а также их издания специалистами, содержащие соответствующий корпус научных комментариев. В процессе исследования применялись методы текстуального критического анализа письменных источников. Данные «Кембриджского документа» не позволяют однозначно полагать, подразумевался ли под аланским царем данного источника конкретный правитель Алании или мы имеем дело с обобщенным образом, через который объединены события 912 г. и 931/932 г. Вместе с тем есть все основания полагать, что аланский правитель, связанный с последствиями событий 931/932 г., был ближайшим предком эксусиократора Алании Давида, который фигурирует в сентинской надписи. Давид мог быть его сыном, т. е. братом выданной за хазарского царевича аланской царевны, или внуком, а также тем правителем, который был открыто враждебно настроен по отношению к Хазарии, вел политику по возвращению потомков алан с севера на родину предков и заключил брак с сестрой правителя Серира. Тогда не исключено, что Мария сентинской надписи и была сестрой правителя Сарира - представительницей раннесредневекового аварского царского рода.
В статье проводится всесторонний анализ основных направлений внешнеполитического курса Азербайджанской Республики в 1993-1994 годах, когда страна находилась в сложной внутриполитической ситуации, обостренной конфликтом с Нагорно-Карабахской Республикой. Формирование внешней политики в этот период стало ключевым элементом обеспечения национальной безопасности, социального прогресса и экономического развития, что делало её неотъемлемой частью государственной стратегии. Автор исследует материалы средств массовой информации Азербайджанской Республики, США, Великобритании и России, а также официальные документы и заявления президента Азербайджанской Республики, приходя к выводу, что внешняя политика страны носила многовекторный характер.
Особое внимание уделено деятельности Гейдара Алиева, который, возглавив государство в условиях политического хаоса и пика напряженности вокруг Нагорно-Карабахского конфликта, сосредоточил усилия на укреплении внутриполитической стабильности и международных позиций Азербайджана. Его стратегические приоритеты включали развитие двусторонних связей с Турцией, странами Запада, Ираном и постепенное дистанцирование от влияния России, что отразилось в ориентации на партнерство с НАТО. В то же время в условиях сложной геополитической обстановки и глобальной конфигурации сил в регионе уже с середины 1990-х годов политика Азербайджана стала направлена на улучшение отношений с Россией, что символизировалось визитом Гейдара Алиева в Москву в 1996 году. Таким образом, внешняя политика этого периода представляла собой сложный баланс между необходимостью поддержания региональной стабильности, защиты национальных интересов и интеграции в глобальные политические и экономические процессы.
В течение III в. до н. э. в Центральной Скифии угасают Каменское городище и другие поселения, и центром Поздней Скифии становится Крым, где на рубеже III и II вв. до н. э. возникает город Неаполь, ставший его столицей. Кроме него в Крыму известно еще четыре крупных города: Усть-Альминское, Булганакское, Залесье и Красное (Кермен-Кыр).
Другим центром Поздней (Малой) Скифии остается нижнее Приднепровье, хотя и считающееся ее периферией и расценивающееся исследователями в качестве локального варианта позднескифской культуры. Городища скифов нижнего Приднепровья имеют значительно более скромные размеры по сравнению с поселениями раннего периода.
В ходе многовекового противостояния с Боспорским царством, к концу II в. скифы терпят поражение, однако жизнь в Неаполе Скифском и на многих других поселениях не прекратилась. В середине III в. Крымская Скифия подверглась разрушительному вторжению готских племен, в результате которого часть скифов переселилась в более труднодоступные горные районы юго-западного Крыма. Окончательным крахом для поздних скифов стало в IV в. нашествие гуннов, после которого скифы перестали существовать как этнос.
В работе с использованием археологических материалов и письменных источников исследуется фортификация и полиоркетика скифов. Описываются основные оборонительные сооружения Поздней Скифии, выделяются наиболее интересные архитектурные формы и конструктивные приемы.
Афганская национальная литература, в том числе и литература ХХ века, остается не в полной мере исследованным явлением, что определяет актуальность избранной темы. В настоящей статье исследуется то, как в прозе афганского писателя второй половины ХХ века Нур Муххамада Тараки, более известного как политик левой направленности, отражаются наиболее типичные черты монархического Афганистана в ХХ веке. Данная тема еще не становилась предметом отдельного исследования, что и составляет ее научную новизну. Основные произведения Н. М. Тараки переведены на русский язык еще в СССР, и автор основывает свою работу на этих переводах: это повести «Спин», «На заработки», «Скитания Банга» и «Суд над Шером». Главным методом исследования стал сравнительно-исторический - автор сопоставляет разные события и факты, описанные в повестях Н. М. Тараки, с историческими реалиями монархического Афганистана. Также автор применяет метод системно-структурного анализа литературных произведений. Автор приходит к выводу, что основные черты, характерные для политики, экономики и общества монархического Афганистана, достаточно полно выражены в прозе Н. М. Тараки - это и значимая роль мусульманской религии в обществе, и непростое социально-экономическое положение низших сословий, и положение афганской женщины, и начало роста политического самосознания афганцев, и условия труда и быта представителей разных слоев афганского общества (от крестьянской бедноты до богатых горожан Кабула).
В статье анализируется взаимодействие стран Южного Кавказа, а именно Армении, Азербайджана, Грузии и Североатлантического альянса (НАТО), рассматривается период, начиная с 90-х годов прошлого века по настоящее время.
Целью работы стало выявление уровня коммуникации стран южнокавказского региона и НАТО, изучение стратегий и определение степени влияния альянса на внутрирегиональные процессы и политическую атмосферу микрорегиона.
На основе анализа научных трудов, документов и отчетов альянса представляется очевидным, что влияние НАТО на регион в течение нескольких последних десятилетий значительно возросло: проводятся совместные учения, модернизируются военные структуры в соответствии со стандартами альянса; страны в той или иной степени принимают участие в программах организации, таких как «Партнерство во имя мира», «Наука ради мира и безопасности» и др. В статье отражены детальные аспекты взаимодействия НАТО с каждой из исследуемых стран, а также подчеркивается, что эти контакты имеют определенное воздействие на отношение с иными государствами, в том числе и Россией.
Статья посвящена исследованию иранских периодических изданий, которые издавались эмигрантами за рубежом и играли важную роль в политическом и общественном развитии Ирана накануне революции 1905-1911 годов. В условиях роста общественного недовольства, вызванного экономическими трудностями, политической нестабильностью и иностранным влиянием, эти издания стали важными каналами для распространения революционных идей и критики власти. Зарубежная иранская пресса выполняла несколько функций: она информировала о политических и социальных проблемах, предлагала альтернативные взгляды на развитие страны, а также способствовала формированию национального самосознания. В статьях, памфлетах и очерках обсуждались идеи конституционализма, прав человека, защиты национальных интересов и ограничения власти монархии. Публикации таких изданий находили отклик в Иране, где их читали образованные и политически активные слои населения, несмотря на трудности с распространением и жесткую цензуру. Иранские издания за рубежом оказали значительное влияние на развитие общественного мнения в Иране, стимулируя политическую активность, создавая запрос на реформы и подогревая революционные настроения. Статья рассматривает, как через призмы зарубежного опыта и концепций западного просвещения эти газеты и журналы формировали стремление к модернизации и борьбе за гражданские права. Подчеркнуто, что их деятельность стала одним из факторов, подготовивших общество к конституционной революции, которая положила начало новому этапу в истории Ирана.
В статье изучаются аспекты, связанные с решением международных экономических отношений во внешней политике независимой Индии. В 1947 г. Индия выходит на международную арену, так как после окончания Второй мировой войны и мощного подъема освободительного движения английское правительство было вынуждено отказаться от сохранения колониальной зависимости Индии. Однако Англия надеялась сохранить какую-то часть экономических и политических позиций в Индии, ставя задачу всемерно ослабить будущее индийское государство как в политическом, так и в экономическом отношении и отвлечь народные массы от революционной борьбы за национальную свободу и независимость. В обстановке массовых выступлений против иностранного владычества летом 1947 г. было достигнуто соглашение о ликвидации колониального режима в Индии. Однако в рассматриваемый период достижение экономической самостоятельности требовало сокращения разрыва в уровнях развития между Индией и основными капиталистическими странами, что вело к увеличению роли внешнеэкономических связей. Преимущественная ориентация на капиталистические рынки и источники кредитов, где существовала жестокая конкуренция, высокие заградительные тарифы, монополия на передовую технологию и оборудование приводила к снижению доли Индии в мировой торговле. Это побуждало ее, во-первых, искать углубления сотрудничества с социалистическими странами, что наиболее наглядно проявилось в советско-индийских отношениях, во-вторых, прилагать настойчивые усилия с целью изменения структуры двусторонних экономических отношений с индустриально развитыми капиталистическими странами и, как следствие этого, стремиться к перестройке международных экономических отношений на справедливой основе.
Статья посвящена анализу мероприятий, спланированных и осуществленных в 1863-1865 гг. генерал-майором Русской императорской армии М. А. Кундуховым и командованием Кавказской армии с целью предотвращения вооруженных выступлений горцев в Ичкеринском, Аргунском, Чеченском и Ингушском округах Терской области, которые могли возникнуть при строительстве новой линии укреплений на землях горцев. Особое внимание автор уделил эффективности мер информационно-психологического воздействия, реализованных с целью уменьшения социальной базы антироссийского повстанчества в регионе и склонения враждебно настроенных местных жителей к переселению в Турцию. Новизна статьи определяется выбором в качестве объекта исследования содержания комплекса мероприятий информационно-психологического воздействия, осуществленных М. А. Кундуховым и начальником Терской области генерал-лейтенантом М. Т. Лорис-Меликовым с целью предотвращения возмущения жителей Терской области. Автор на конкретных примерах показывает, как завоеванный М. А. Кундуховым авторитет, проявленный им политический такт и глубокое знание традиций и психологии местного населения позволили оказать выгодное влияние на психику и поведение враждебно настроенных по отношению к России чеченцев и карабулаков, склонить их к добровольному выезду в Оттоманскую Порту. Актуальность предложенной автором темы объясняется сложностью и напряженностью этнополитической ситуации на Северном Кавказе в контексте сегодняшнего глобального противостояния Российской Федерации и коллективного Запада. Геополитические противники России по-прежнему рассматривают регион как точку приложения подрывных усилий, нацеленных на разрушение таких важных аспектов национальной безопасности РФ, как межнациональное и межконфессиональное согласие. Упреждающие действия в информационно-психологической сфере, направленные на предупреждение этнорелигиозного экстремизма, являются приоритетной задачей как местной, так и федеральной власти.
Издательство
- Издательство
- СОГУ им. К. Л. Хетагурова
- Регион
- Россия, Владикавказ
- Почтовый адрес
- 362025, Республика Северная Осетия — Алания, город Владикавказ, ул. Ватутина, д.44-46
- Юр. адрес
- 362025, Республика Северная Осетия — Алания, город Владикавказ, ул. Ватутина, д.44-46
- ФИО
- Огоев Алан Урузмагович (Руководитель)
- E-mail адрес
- rector@nosu-team.ru
- Контактный телефон
- +7 (867) 2333373
- Сайт
- https://www.nosu.ru/