Архив статей журнала
С 2017 года по настоящее время субъектами РФ осуществляется панельное наблюдение за состоянием и развитием конкуренции на товарных рынках на основании единой методики, утвержденной на федеральном уровне. В статье анализируются методологические подходы к формированию выборки, использованные в данной методике, и раскрываются практические проблемы его применения на основе реально проведенного мониторинга на территории Новосибирской области. Исследование показало, что существующая методика ведет к нарушению репрезентативности выборки в том смысле, что отдельные товарные рынки оцениваются респондентами, не имеющими никакого опыта приобретения или использования их товаров или услуг. В статье проводится анализ гомогенности групп респондентов и их ответов, на основании чего делается вывод о существующем отличии в ответах тех, кто не пользуется товарами и услугами анализируемых рынков от ответов реальных пользователей. Авторами предлагаются варианты оптимизации методики: ввод большего числа признаков при формировании выборки либо использование других методов структурирования генеральной совокупности. В статье также рассматриваются методы сбора первичной информации. Для упрощения ее сбора авторы рекомендуют использовать онлайн-опросы с продвижением через социальные сети. Для снижения проблемы избыточности «лишних» мнений, не попадающих в квоту опроса, авторы рекомендуют разработку более точных рекомендательных механизмов и введение в опросник квотного фильтра для отсева «внеквотных» респондентов на первоначальном этапе. Дополнительно в статье поднимается вопрос о целесообразности утвержденного в методике перечня товарных рынков, критически анализируется его структура и предлагаются альтернативные варианты.
С 2017 года по настоящее время субъектами РФ осуществляется панельное наблюдение за состоянием и развитием конкуренции на товарных рынках на основании единой методики, утвержденной на федеральном уровне. В статье анализируются методологические подходы к формированию выборки, использованные в данной методике, и раскрываются практические проблемы его применения на основе реально проведенного мониторинга на территории Новосибирской области. Исследование показало, что существующая методика ведет к нарушению репрезентативности выборки в том смысле, что отдельные товарные рынки оцениваются респондентами, не имеющими никакого опыта приобретения или использования их товаров или услуг. В статье проводится анализ гомогенности групп респондентов и их ответов, на основании чего делается вывод о существующем отличии в ответах тех, кто не пользуется товарами и услугами анализируемых рынков от ответов реальных пользователей. Авторами предлагаются варианты оптимизации методики: ввод большего числа признаков при формировании выборки либо использование других методов структурирования генеральной совокупности. В статье также рассматриваются методы сбора первичной информации. Для упрощения ее сбора авторы рекомендуют использовать онлайн-опросы с продвижением через социальные сети. Для снижения проблемы избыточности «лишних» мнений, не попадающих в квоту опроса, авторы рекомендуют разработку более точных рекомендательных механизмов и введение в опросник квотного фильтра для отсева «внеквотных» респондентов на первоначальном этапе. Дополнительно в статье поднимается вопрос о целесообразности утвержденного в методике перечня товарных рынков, критически анализируется его структура и предлагаются альтернативные варианты.
В работе проводится анализ современного состояния и тенденций развития рынка бытовой техники и электроники в России. Приведена динамика производства продукции в денежном и натуральном выражении, изменение средних потребительских цен на рынке. Выявлено, что современный рынок бытовой техники и электроники является динамично развивающимся сектором и подвержен влиянию государственного регулирования, валютным колебаниям, наличию параллельного импорта. Отмечено изменение состава участников рынка, в частности уход большинства европейских зарубежных партнеров и активизация деятельности российских, китайских, турецких и других компаний. Наблюдается увеличение выручки российских производителей при спаде производства в натуральном выражении. Выявлено смещение фокуса стратегии магазинов по продаже бытовой техники и электроники с географической экспансии на развитие онлайн продаж, изменение форматов торговли и переход на гибридные продажи. Указано, что одним из устойчивых трендов рынка является постоянный рост цен, где основной рост наблюдается в категории стиральных машин, напольных пылесосов и встраиваемой бытовой техники. Растущие цены сопровождаются снижением среднего чека и развитием среднеценового сегмента бытовой техники и электроники. Выявлены тенденции развития рынка, в частности, рост продаж, связанный с отложенным спросом и адаптацией населения к курсам валют, все более активное участие китайских и турецких марок, введение отраслевого сбора, введение обязательств по наличию на прилавках определенного процента товаров российских производителей. В целом ожидается стабилизация ситуации на рынке и рост продаж крупных сетевых компаний. Работа представляет интерес для практикующих специалистов, представителей научной и образовательной среды.