ВЕСТНИК СЕВЕРО-ОСЕТИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ К. Л. ХЕТАГУРОВА

Архив статей журнала

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ВЫБОРКИ ПРИ АНАЛИЗЕ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: ГАНЕБНЫХ ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА, ЭЛЬ-СИБАИ АМИР НАЗИХОВИЧ

С 2017 года по настоящее время субъектами РФ осуществляется панельное наблюдение за состоянием и развитием конкуренции на товарных рынках на основании единой методики, утвержденной на федеральном уровне. В статье анализируются методологические подходы к формированию выборки, использованные в данной методике, и раскрываются практические проблемы его применения на основе реально проведенного мониторинга на территории Новосибирской области. Исследование показало, что существующая методика ведет к нарушению репрезентативности выборки в том смысле, что отдельные товарные рынки оцениваются респондентами, не имеющими никакого опыта приобретения или использования их товаров или услуг. В статье проводится анализ гомогенности групп респондентов и их ответов, на основании чего делается вывод о существующем отличии в ответах тех, кто не пользуется товарами и услугами анализируемых рынков от ответов реальных пользователей. Авторами предлагаются варианты оптимизации методики: ввод большего числа признаков при формировании выборки либо использование других методов структурирования генеральной совокупности. В статье также рассматриваются методы сбора первичной информации. Для упрощения ее сбора авторы рекомендуют использовать онлайн-опросы с продвижением через социальные сети. Для снижения проблемы избыточности «лишних» мнений, не попадающих в квоту опроса, авторы рекомендуют разработку более точных рекомендательных механизмов и введение в опросник квотного фильтра для отсева «внеквотных» респондентов на первоначальном этапе. Дополнительно в статье поднимается вопрос о целесообразности утвержденного в методике перечня товарных рынков, критически анализируется его структура и предлагаются альтернативные варианты.

Сохранить в закладках
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ВЫБОРКИ ПРИ АНАЛИЗЕ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: ГАНЕБНЫХ ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА, ЭЛЬ-СИБАИ АМИР НАЗИХОВИЧ

С 2017 года по настоящее время субъектами РФ осуществляется панельное наблюдение за состоянием и развитием конкуренции на товарных рынках на основании единой методики, утвержденной на федеральном уровне. В статье анализируются методологические подходы к формированию выборки, использованные в данной методике, и раскрываются практические проблемы его применения на основе реально проведенного мониторинга на территории Новосибирской области. Исследование показало, что существующая методика ведет к нарушению репрезентативности выборки в том смысле, что отдельные товарные рынки оцениваются респондентами, не имеющими никакого опыта приобретения или использования их товаров или услуг. В статье проводится анализ гомогенности групп респондентов и их ответов, на основании чего делается вывод о существующем отличии в ответах тех, кто не пользуется товарами и услугами анализируемых рынков от ответов реальных пользователей. Авторами предлагаются варианты оптимизации методики: ввод большего числа признаков при формировании выборки либо использование других методов структурирования генеральной совокупности. В статье также рассматриваются методы сбора первичной информации. Для упрощения ее сбора авторы рекомендуют использовать онлайн-опросы с продвижением через социальные сети. Для снижения проблемы избыточности «лишних» мнений, не попадающих в квоту опроса, авторы рекомендуют разработку более точных рекомендательных механизмов и введение в опросник квотного фильтра для отсева «внеквотных» респондентов на первоначальном этапе. Дополнительно в статье поднимается вопрос о целесообразности утвержденного в методике перечня товарных рынков, критически анализируется его структура и предлагаются альтернативные варианты.

Сохранить в закладках