ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Архив статей журнала

ТРАДИЦИИ В КУЛЬТУРЕ И ОБРАЗОВАНИИ (2024)
Выпуск: № 2 (21) (2024)
Авторы: МАРТИШИНА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА, ПОСТНИКОВ ПАВЕЛ МИХАЙЛОВИЧ

Рассмотрено культурологическое понятие традиции. Показано, что основное содержание традиции состоит в передаче от одних субъектов к другим паттернов внешних и внутренних действий и тем самым в обеспечении воспроизводства определенных форм деятельности в культуре. Функции традиций в культуре состоят в том, что они выступают как основание деятельности, позволяя осуществлять новации на уже имеющейся базе; консолидируют сообщества на всех уровнях, от малых групп (семейные традиции) до цивилизационного единства; служат механизмом интеграции индивида в культуру и формирования его идентичности. Дано описание формирования традиций в культуре с позиций социального конструктивизма. Традиции могут целенаправленно создаваться и внедряться в жизнь общества, вплоть до практики «изобретения традиций», но станет ли традиция частью культуры, зависит от ряда факторов, важнейшим из которых является органичность предлагаемой формы социального действия общему укладу и базовым ценностям культуры. Успешно приживаются традиции, которые отвечают уже сформировавшимся потребностям сообщества, например, в социально поддерживаемом и общезначимом способе выражения тех или иных эмоциональных переживаний. Таким образом, традиция является объективно-субъективным феноменом, обладающим как целевой, так и ценностной рациональностью, причем при длительном существовании традиции в культуре приоритетной становится именно ценностная рациональность. На этой основе предложено определить некоторые традиции отечественного образования как соответствующие его базовым ценностям.

Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ О СОСТАВЕ И ТИПОЛОГИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ (2025)
Выпуск: № 2 (25) (2025)
Авторы: МАРТИШИНА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА

В статье отмечается сохранение ряда теоретических сложностей в философских описаниях мировоззрения: расплывчатость базового для него понятия «мир», которое используется как интуитивно ясное; неоднозначное соотношение мировоззрения с такими феноменами, как картина мира, онтология, идеология; выделение видов мировоззрения по различным основаниям, требующее логической реорганизации. Предложен авторский вариант систематизации представлений о мировоззрении, позволяющий прояснить указанные проблемы. Мир определяется как многоуровневая система: индивидуальному, групповому, всеобщему субъектам мировоззрения соответствует свой круг объектов, составляющих его мир. Предложено также рассматривать в качестве объекта мировоззрения жизненный мир культуры как совокупность объективных обстоятельств бытия вместе с теми субъектными смыслами, которые в них вкладываются. Разграничение познавательного (когнитивного), ценностного и поведенческого компонентов мировоззрения позволяет уточнить соотношение с мировоззрением смежных феноменов: картина мира и онтология сближаются с познавательным компонентом, а идеология - с ценностным и поведенческим. Показано, что деление мировоззрения на мифологическое, религиозное, научное является содержательным и базируется на том, какой вид познания выступает основой для синтеза представлений о мире, тогда как разграничение обыденного и научного мировоззрения носит логический характер и исходит из способа и степени осуществления синтеза. Поскольку эти варианты деления относительно независимы, возникает варьирующаяся структура их наложения: мифологическое мировоззрение строится преимущественно обыденными средствами, но в нем могут зарождаться философские обобщения; религиозное мировоззрение может быть как обыденным, так и философским; научное мировоззрение тяготеет к философскому, но в нем могут присутствовать и обыденные идеи.

Сохранить в закладках