Архив статей журнала
Статья посвящена первому заказу Министерства путей сообщения Российской империи на иностранный тяговый подвижной состав в годы Первой мировой войны. Уже с осени 1914 г. стало ясно, что отечественные производители не в состоянии в полном объеме выполнить заказы российских железных дорог. В этих условиях осуществленный в октябре 1914 г. заказ на изготовление и доставку из Соединенных Штатов Америки 30 узкоколейных паровозов системы Маллета для нужд Северных железных дорог имел важнейшее значение для поддержания и повышения эффективности российской железнодорожной системы, от пропускной способности которой напрямую зависели как успехи русской армии на фронте, так и внутриполитическая ситуация в годы Первой мировой войны.
В статье на основе данных, выявленных в центральных архивах, расширены имеющиеся в историографии сведения о заключенном с американским заводом Балдвина заказе на доставку из Соединенных Штатов Америки 30 узкоколейных паровозов системы Маллета. Раскрываются детали договора на изготовление паровозов, их стоимости, демонстрируется процесс доставки паровозов в разобранном виде с восточного берега Соединенных Штатов Америки во Владивосток, описываются проблемы, возникшие весной 1915 г. с их повторной сборкой в Главных мастерских Вологды, а также оценивается эффективность их эксплуатации на Северных железных дорогах. Успешное и срочное завершение заказа на паровозы системы Маллета предопределило вектор всей дальнейшей железнодорожной политики России, прочно закрепив за американскими заводами статус главных иностранных поставщиков подвижного состава для российских железных дорог в годы Первой мировой войны. Исследование всех аспектов транспортных закупок за границей позволяет расширить и углубить представления о функционировании транспортной системы Российской империи в 1914-1917 гг.
Статья посвящена фронтовой биографии героя Великой Отечественной войны, минометчика, гвардии старшего сержанта Анатолия Кирилловича Анохина, уроженца села Каргат Новосибирской области. Обосновано утверждение о том, что во время обороны Сталинграда наводчик 120-мм полкового миномета А. К. Анохин, снайпер-артиллерист, совершил подвиг, по значимости соизмеримый с подвигами самых известных снайперов Великой Отечественной войны. Автором изучен ряд снимков А. К. Анохина и его соратников, сделанных военными корреспондентами, и идентифицированы их участники с применением метода габитоскопии. В частности, установлены череда событий, участники, места и время боев, запечатленные неизвестным автором на фотоснимке «Знаменитый снайпер Зайцев Василий Григорьевич со своими учениками из снайперской школы» и военным фотокорреспондентом Г. А. Зельмой на серии фотоснимков минометчиков Красной армии во время Сталинградской битвы. Выяснены подробности героических подвигов, собрана информация о боевом пути и дальнейшей судьбе героев Сталинградской битвы, предложены уточненные названия фронтовых фотоснимков, составлено историческое описание к ним.
В статье рассматриваются кризисные события завершающего периода деятельности ВЛКСМ и самороспуска организации в сентябре 1991 г. На уровне постановки проблемы анализируются некоторые факты и условия деструктивных явлений в комсомоле как части политической системы советского общества в контексте системного кризиса, затронувшего в тот период все партийно-государственные и общественные институты. Показано, что ВЛКСМ объективно стал жертвой институционального кризиса СССР, переросшего вследствие неудачных реформ в кризис системный. Комсомол, призванный быть неотделимой частью партократии, «помощником и резервом партии», утратил свой смысл после деформации партийного государства и юридического запрета КПСС в России.
В части историографического рассмотрения проблемы сделана попытка конструктивно-критического анализа немногочисленных публикаций постсоветского периода о распаде комсомола. Констатируется отсутствие серьезного научного анализа проблемы кризиса молодежного Союза и во время подготовки и празднования 100-летия ВЛКСМ, когда усилилось внимание в обществе и молодежной среде к вопросам истории комсомола. В статье подтверждается сделанный ранее вывод о недостаточной научной разработке заключительного периода деятельности, причин и условий демонтажа и самороспуска уникальной самобытной молодежной организации в однопартийном социалистическом государстве. Актуализирована проблема субъектности комсомольско-молодежных трансформаций второй половины 80-х - начала 90-х годов прошлого века, в том числе в жанре исторической персоналистики. Значительная часть руководства комсомола на завершающем этапе его истории демонстрировала нежелание бороться за сохранение или реконструкцию организации, приняв ее демонтаж за объективную необходимость.
В статье на основе архивных данных и редких изданий характеризуется начальный, дореволюционный этап становления отечественного воздухоплавания, когда определялись перспективы развития нового вида транспорта и подготовки специалистов для авиации. Важной стороной деятельности Председателя Правительства П. А. Столыпина в 1909-1910 гг. была поддержка инновационной инициативы ученых Санкт-Петербурга, связанной с организацией подготовки кадров для нового вида транспорта в ведущих технических вузах страны. Большой интерес к воздухоплаванию и стремление изучить новый вид транспорта уже в 1907 г. проявили студенты Петербургского института инженеров путей сообщения Александра I (ПИИПС) - старейшего транспортного вуза страны. Инициативу студентов поддержало руководство ПИИПС: были прочитаны лекции, создан воздухоплавательный кружок, введен специальный курс, начал издаваться первый профильный авиационный журнал в стране. В статье обосновывается приоритет ПИИПС в привлечении внимания широкой общественности и высшего руководства страны к авиации, что имело огромное значение для последующего развития данной инновационной отрасли. Трудно переоценить роль во внедрении новых дисциплин выпускника Института, инженера путей сообщения, энергичного преподавателя ПИИПС Н. А. Рынина, одного из пионеров и энтузиастов воздухоплавания. В 1909 г. к важному делу подключился Политехнический институт, ходатайство которого, несмотря на консерватизм со стороны коллег, как об этом свидетельствуют архивные документы, поддержал П. А. Столыпин на излёте своей карьеры. Эта сторона многоплановой деятельности выдающегося реформатора практически не известна, но заслуживает всяческого внимания. Подготовка кадров для молодой российской авиации была налажена. Были созданы основы для успешного развития авиации в советский период.
Статья посвящена истории политической ссылки в Западной Сибири. На основании литературных источников, воспоминаний и писем политических ссыльных представлен краткий очерк наиболее известных мест политической ссылки, рассмотрены история и время их возникновения, географическое положение, природные условия, состав ссылки. Места политической ссылки рассматриваются в тесной связи с историей освоения Сибири. Первые русские остроги в Сибири - Тюмень, Тобольск, Березов, Сургут, Тара, Обдорск, позже Ялуторовск, Ишим, Нарым, Томск, Омск, Каинск - почти с момента их основания становились местами ссылки. В резиденции генерал-губернаторства Западной Сибири находился Омский каторжный острог, просуществовавший почти сто лет, до 1862 г. В Новосибирской области одним из мест ссылки и этапным пунктом ссыльных, направляющихся по Московско-Сибирскому тракту в Восточную Сибирь, был г. Каинск (ныне Куйбышев). На территории современной Томской области главным местом массовой политической ссылки участников революционного движения 1905-1907 гг. стал Нарымский край. В местах ссылки в разное время оказывались различные категории ссыльных: участники стрелецких бунтов, крестьянских восстаний в центральных губерниях России (XVII - XVIII вв.), участники освободительного движения национальных окраин страны, декабристы, представители революционно-демократической интеллигенции, участники революционного движения конца XIX - начала XX в. Исследование мест политической ссылки и их особенностей позволяет расширить и углубить представления об истории освоения Западной Сибири, уровне ее социального, экономического и общественного развития и имеет важное значение для изучения краеведения Сибири.
В статье рассматриваются события, связанные с противостоянием советских и германских войск в первые месяцы Великой Отечественной войны. Особое внимание уделено анализу осенне-зимних сражений за столицу СССР, победа в которых имела огромное значение для обоих воюющих государств. Для Германии было важно подтвердить в военном противостоянии с СССР уже в первый год свою военную силу, которую она применила или демонстрировала ее накануне нападения в отношении Австрии, Франции, Польши, Чехословакии и ряда других стран. А СССР было чрезвычайно важно не допустить германского блицкрига, и прежде всего падения столицы Родины - Москвы.
В связи с этим автор на основе предшествующей литературы и опубликованных и неопубликованных источников предпринял попытку реконструировать обстановку на фронтах сражений сторон, проследить направления отдельных военных ударов при проведении конкретных операций, методы ведения войны и применявшиеся воюющими сторонами средства вооружения. В итоге сделан вывод о том, что после поражения под Москвой командование германского вермахта было вынуждено перейти от быстрой к длительной войне с СССР, противником, который оказался сильнее, чем представлялся в воображении германского военно-политического руководства накануне военного нападения на Советский союз. В связи с этим сделан вывод о том, что первые семь месяцев Великой Отечественной войны стали прологом коренного перелома в победе СССР над фашистской Германией.
В статье рассматривается общественно-политическая деятельность одного из ярких представителей революционного народничества 1870-х гг. в России Дмитрия Александровича Клеменца. После возвращения из эмиграции, где он скрывался от преследования полиции в связи со своей активной пропагандистской антиправительственной деятельностью, в Россию Д. А. Клеменц начал активное сотрудничество в главном печатном органе революционных народников 1870-х гг. - журнале «Земля и Воля», фактически став его главным редактором. Его перу принадлежали передовые статьи, фельетоны. Также Дмитрий Александрович писал статьи и делал переводы с иностранных языков для легальных изданий и даже участвовал в организации побега члена организации «Земля и Воля» Веры Засулич. После нескольких неудачных попыток разыскать и арестовать Д. А. Клеменца усилия полиции увенчались успехом: в 1879 г. он был арестован. На протяжении более двух лет велось дознание и следствие. Дмитрий Александрович обвинялся в активной антиправительственной пропаганде в связи с ранее прошедшим «процессом 193-х», а также в руководстве изданием нелегального журнала «Земля и Воля». Он содержался в Трубецком бастионе Петропавловской крепости. После покушения А. К. Соловьева на Александра II Д. А. Клеменца также привлекли к этому делу в качестве обвиняемого. Оба дела, по которым он привлекался, объединили в одно - «дело 58-ми». В результате Д. А. Клеменц был приговорен к высылке в Восточную Сибирь под надзор полиции.
Первая мировая война, революционные события 1917 г. и последовавшая за ними Гражданская война 1918-1920 гг. оставили неизгладимый след в истории России. Эти годы отличались крайней противоречивостью и полнотой драматизма. В орбиту этих событий были вовлечены многие народы Российской империи, в том числе и туркмены, которые принимали непосредственное участие в этих драматических событиях. Однако, несмотря на важные перемены, произошедшиe на туркменской земле после ее включения в состав Российской империи, сами туркмены в своем развитии продолжали оставаться почти на стадии общинно-родового строя. В силу этого туркменская элита не всегда понимала суть происходивших вокруг военно-политических событий. Поэтому в начальный период Гражданской войны подавляющее большинство туркмен выступало за старую власть, так как к ней уже успели привыкнуть, а наименьшая ее часть - за власть большевиков. В статье на основе ранее неопубликованных источников из фондов государственных и ведомственных архивов прослеживается жизненный путь одного из активных участников Гражданской войны в Туркменистане 1918-1920 гг., народного вождя из Тедженского оазиса Эзис хана Чапыкова (1887-1919), в биографии которого до сих пор присутствует немало «белых пятен». На основе этих материалов уточнены отдельные детали биографии указанного деятеля, связанные с его участием в братоубийственном противостоянии и трагической гибели в 1919 г. Теоретическая основа исследования -сочетание военной антропологии, проблемного и сравнительно-исторического методов. Подводя итоги, автор дает оценку личности Эзис хана на фоне противоречивой эпохи, в которую жил этот военный и политический деятель.
В статье рассматривается вопрос о сроках военной службы рекрутов русской армии в первой половине XIX в. и новобранцев, первый набор которых состоялся осенью 1874 г. Первые шаги по сокращению срока службы нижних чинов были предприняты вскоре после окончания войны с Наполеоном, при императоре Александре I, но охватили эти изменения только тех военнослужащих, которые служили в российской гвардии. Более масштабные сокращения срока военной службы проходили в годы правления императоров Николая I и Александра II. Неудачные итоги Крымской войны заставили российское высшее военное командование задуматься над проблемой подготовки запаса людских ресурсов. Начался процесс создания резерва военных сил, который можно было использовать в случае крупных и продолжительных военных действий. В статье рассматривается вопрос о том, чем отличалась действительная военная служба от общей военной службы в российской армии. Отмечены различия сроков службы в разных родах вооруженных сил (пехота, казаки, моряки военного флота). Показано, каким образом и по каким причинам изменялись сроки службы нижних чинов в пехотных частях и в военно-морском флоте. Реформы, проводимые в военном ведомстве России, сопоставлены с изменениями, которые происходили в армиях некоторых европейских стран. Автор показывает, как в XIX в. у российских императоров менялись взгляды на привлечение на военную службу российских студентов. Так, если Александр I стремился приемом студентов улучшить офицерский состав армии, то Александр II и Александр III были заинтересованы в том, чтобы зачислением на солдатскую службу наказать провинившихся студентов.
Публикация посвящена одной из драматических страниц истории развития профессиональных союзов в зоне Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) на фоне гражданской войны в России. На основе выявленных архивных источников, многие из которых впервые вводятся в научный оборот, опубликованных и неопубликованных воспоминаний рассматриваются причины, ход и последствия крупнейшей в бытность КВЖД забастовки транспортных профсоюзов, произошедшей летом 1919 г. Организационно профдвижение железнодорожников КВЖД к рассматриваемому периоду представляло собой несколько производственных объединений. Важнейшим из них являлся Союз мастеровых и рабочих КВЖД, в деятельности которого самое активное участие принимали большевики, видевшие в нем основной рычаг давления на белогвардейский режим генерала Д. Л. Хорвата в полосе отчуждения дороги. В результате отношения между официальной администрацией и революционизирующимися профсоюзами приобрели характер периодических забастовок персонала КВЖД под руководством пробольшевистских сил. Установлено, что тактика Союза мастеровых и рабочих и близких ему по воззрениям профсоюзов сводилась к выдвижению экономических требований с последующим присоединением политических. С разрастанием гражданской войны в России политические тезисы усиливались. Летняя забастовка на КВЖД в 1919 г. пошла тем же путем, но переросла во всеобщую и приобрела по сути политический характер. Протест, продолжавшийся около месяца, приносил ощутимый вред транспортным перевозкам белых армий, поэтому был подавлен силовым методом. В статье делается вывод о том, что хотя профсоюзы подверглись репрессиям со стороны властей, но забастовка достигла своих политических целей. Экономические требования рабочих и служащих КВЖД сразу не были удовлетворены, но учтены и впоследствии все таки частично реализованы.
В статье рассматриваются события на советско-китайской границе в марте - августе 1969 года в изложении китайских авторов Бенджамина Лая и Чжан Имина, опубликовавших в английском издательстве «Гелион» книгу «Когда братья сражаются. Рассказы китайских очевидцев о китайско-советских пограничных сражениях 1969 года». Поскольку основным материалом для книги стали публикации в китайской прессе, можно считать, что данные в ней оценки по принципиальным вопросам минувших событий соответствуют официальной позиции нынешних властей КНР. Рассмотрены наиболее важные вопросы, относящиеся к сражениям на острове Даманском и в районе озера Жаланашколь, - история пограничного размежевания Китая и России / СССР, причины советско-китайского пограничного конфликта, детали сражений на реке Уссури в марте и на среднеазиатском участке границы в августе 1969 г. Обращено внимание на специфику китайского взгляда на события: сообщается множество интересных деталей, однако замалчиваются невыгодные для китайской стороны обстоятельства. В частности, нет информации о потерях китайских войск в бою 15 марта 1969 г., хотя именно это является единственным важным вопросом, на который до сих пор нет точного ответа. Авторы книги практически всегда оправдывают действия китайцев, даже в тех случаях, когда объективные данные говорят о вине китайской стороны. Наибольшую ценность представляют воспоминания китайских ветеранов, однако они во многом обесцениваются отсутствием их критического анализа и сравнения с имеющимися документами и свидетельствами советских участников сражений.
Реалии современного мира, осложненного крупными региональными вооруженными конфликтами, делают актуальным исследование исторического опыта организационного строительства военно-медицинской службы в экстремальных условиях Великой Отечественной войны. Поскольку ведение активных боевых действий всегда сопряжено с безвозвратными и санитарными потерями, это требует постоянного пополнения личного состава воюющей армии. Данная проблема не может быть решена только за счет призыва новобранцев. Поэтому во время войны всегда ключевое значение приобретает лечение и возвращение в строй бойцов, выписанных из госпиталей. В период строительства кадровой армии, локальных конфликтов конца 1930-х гг. и Великой Отечественной войны в Красной армии была сформирована и успешно функционировала система поэтапного лечения раненых, основанная на принципах единства и преемственности в оказании медицинской помощи на всех стадиях санитарной эвакуации по назначению. Ее конечным пунктом являлись эвакогоспитали, развернутые в глубоком тылу. Одним из таких важных тыловых районов, где были дислоцированы десятки эвакогоспиталей, стала Западная Сибирь. В статье представлены результаты изучения проблемы формирования сети эвакогоспиталей в Западной Сибири. Дана характеристика централизованного управления эвакогоспиталями. Рассмотрены цели и принципы лечебно-эвакуационной работы, источники формирования эвакогоспиталей как медицинских учреждений. Показано, что в условиях военного времени дислокация, мощности и специализация эвакогоспиталей представляли собой гибкую и динамичную эволюционную систему, способную быстро перестраиваться в зависимости от изменения ситуации на фронте. Обоснована значимость тыловых эвакогоспиталей в общей военно-медицинской системе Красной армии.
- 1
- 2