В статье исследуются основы функционирования некоторых элементов образовательной системы государства, наиболее подверженные серьезным изменениям в текущее время. Изучены характеристики элементов образовательной системы (абитуриент, приемная комиссия, образовательная организация) в условиях их трехстороннего взаимодействия, а также объяснена связь между ними. Научная новизна работы состоит в обосновании координации разнородных элементов образовательной системы при наличии связующего звена. Практическая значимость работы заключается в формировании расчетной формулы целостной оценки экономической эффективности приемной комиссии образовательной организации.
Предлагаются концептуальные подходы к обеспечению национальной безопасности Российской Федерации в сфере образования в условиях приоритетов национальных нравственно-культурных ценностей. Определен понятийный аппарат обеспечения образовательной безопасности, сформулированы национальные интересы России в сфере образования и обозначены основные образовательные угрозы. Определены стратегические цели и разработаны организационные основы обеспечения образовательной безопасности.
В статье изучаются образовательные аспекты новой модели высшего образования Российской Федерации, а также субстантивные решения ее реализации. Кроме того, в текущих реалиях существуют риски и опасности, негативно влияющие на исследуемую область, что влечет за собой создание некачественных и невостребованных образовательных программ высшего образования. Научная новизна работы состоит в разработке плана реализации методического подхода в области освоения профессиональных компетенций для образовательной программы высшего образования. Практическая значимость статьи состоит в субстантивном применении шаблон-анкеты заинтересованными сторонами образовательного процесса, которое бы позволило сформировать наиболее актуальные и востребованные профессиональные компетенции для обучающихся с целью создания квалифицированного специалиста.
В статье представлены системное и взаимосвязанное изложение социально-экономических аспектов реформирования системы образования и науки Китая на этапе достижения им технологического лидерства и реализации возможности по использованию опыта Китая такого реформирования, а также результаты анализа последствий реформирования отечественной системы образования и науки по «китайскому образцу» для обеспечения экономической безопасности России.
Актуальность темы обусловлена происходящими технологическими прорывами и изменениями в международной обстановке, которые положили начало новым подходам в сфере политических, экономических и военных отношений государств «стратегического треугольника» Россия-США-КНР и других стран мирового сообщества. В этих условиях обеспечение экономической безопасности России тесно связано с решением ряда политических, экономических и военных вопросов взаимодействия с Китайской Народной Республикой в направлении «равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия». Вместе с тем, поскольку угроза мировой войны в современном мире окончательно не снята, с особой остротой встает проблема обеспечения экономической безопасности России с учетом реализации политики Соединенных Штатов Америки и Китайской Народной Республики в области образования и науки.
Предмет/тема. В условиях обострения борьбы за лидерство между США и Китаем, введения антироссийских санкций для России особенно актуальной становится задача укрепления стратегического партнерства Российской Федерации с Китайской Народной Республикой в области образования и науки, расширения научных, образовательных и торгово-экономических связей между Россией и Китаем.
Цели/задачи. Оценить влияние перспектив расширения научных, образовательных и торгово-экономических связей между Россией и Китаем в условиях введения антироссийских санкций в области образования и науки.
Методология. В работе проведен анализ результатов реформирования системы образования и науки Китая на этапе достижения им технологического лидерства и перспектив расширения научных, образовательных и торгово-экономических связей между Россией и Китаем.
Результаты. Предложен подход к анализу перспектив расширения научных, образовательных и торгово-экономических связей между Россией и Китаем в условиях антироссийских санкций в области образования и науки.
Обсуждение/применение. Предложенный подход к оценке перспектив расширения научных, образовательных и торгово-экономических связей между Россией и Китаем в условиях антироссийских санкций в области образования и науки позволяет дать прогноз последствий реформирования отечественной системы образования и науки по «китайскому образцу» для обеспечения экономической безопасности России. Выводы/значимость. Результаты оценки перспектив научных, образовательных и торгово-экономических связей между Россией и Китаем в условиях антироссийских санкций могут быть использованы для обоснования рекомендаций руководству нашей страны по реформированию отечественной системы образования и науки. Сделан вывод о том, что Российская Федерация и Китайская Народная Республика являются друг для друга важными стратегическими партнерами.
В статье представлены системное и взаимосвязанное изложение социально- экономических аспектов реформирования системы образования и науки Китая на этапе достижения им технологического лидерства и реализации возможности по использованию опыта Китая такого реформирования, а также результаты анализа последствий реформирования отечественной системы образования и науки по «китайскому образцу» для обеспечения экономической безопасности России.
Актуальность темы обусловлена происходящими технологическими прорывами и изменениями в международной обстановке, которые положили начало новым подходам в сфере политических, экономических и военных отношений государств «стратегического треугольника» Россия - США - КНР и других стран мирового сообщества. В этих условиях обеспечение экономической безопасности России тесно связано с решением ряда политических, экономических и военных вопросов взаимодействия с Китайской Народной Республикой в направлении «равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия». Вместе с тем, поскольку угроза мировой войны в современном мире окончательно не снята, с особой остротой встает проблема обеспечения экономической безопасности России с учетом реализации политики Соединенных Штатов Америки и Китайской Народной Республики в области образования и науки.
Предмет/тема. В условиях обострения борьбы за лидерство между США и Китаем, введения антироссийских санкций для России особенно актуальной становится задача укрепления стратегического партнерства Российской Федерации с Китайской Народной Республикой в области образования и науки, расширения научных, образовательных и торгово- экономических связей между Россией и Китаем.
Цели/задачи. Оценить влияние перспектив расширения научных, образовательных и торгово- экономических связей между Россией и Китаем в условиях введения антироссийских санкций в области образования и науки.
Методология. В работе проведен анализ результатов реформирования системы образования и науки Китая на этапе достижения им технологического лидерства и перспектив расширения научных, образовательных и торгово - экономических связей между Россией и Китаем.
Результаты. Предложен подход к анализу перспектив расширения научных, образовательных и торгово-экономических связей между Россией и Китаем в условиях антироссийских санкций в области образования и науки.
Обсуждение/применение. Предложенный подход к оценке перспектив расширения научных, образовательных и торгово- экономических связей между Россией и Китаем в условиях антироссийских санкций в области образования и науки позволяет дать прогноз последствий реформирования отечественной системы образования и науки по «китайскому образцу» для обеспечения экономической безопасности России.
Выводы/значимость. Результаты оценки перспектив научных, образовательных и торгово - экономических связей между Россией и Китаем в условиях антироссийских санкций могут быть использованы для обоснования рекомендаций руководству нашей страны по реформированию отечественной системы образования и науки. Сделан вывод о том, что Российская Федерация и Китайская Народная Республика являются друг для друга важными стратегическими партнерами.
В статье исследуются ключевые аспекты развития финансовой компетентности руководителей образовательных учреждений в условиях цифровой трансформации. Особое внимание уделяется необходимости формирования комплексных навыков работы с современными финансовыми системами, включая аналитику данных, цифровую безопасность и стратегическое планирование ресурсов. Рассматриваются основные вызовы цифровизации, требующие принципиально новых подходов к управлению образовательными организациями. Также анализируются ключевые проблемы, препятствующие эффективному финансовому управлению: недостаточная технологическая оснащенность, дефицит специализированных образовательных программ, консервативность управленческих подходов и динамично меняющееся законодательное поле. Подчеркивается, что преодоление этих барьеров требует системных изменений в подготовке управленческих кадров и создания условий для их профессионального роста. Проведенный в статье сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта формирования финансовой компетентности у руководителей средних образовательных учреждений демонстрирует преимущества децентрализованных моделей управления, ориентированных на прогнозную аналитику и адаптацию к локальным условиям. Особый акцент делается на необходимости трансформации управленческой культуры и развития стратегического мышления у руководителей образовательных организаций. Статья подтверждает, что развитие финансовой компетентности становится критически важным фактором устойчивого развития образовательных учреждений в цифровую эпоху. Эффективное управление ресурсами напрямую влияет на качество и доступность образования, что требует пересмотра подходов к подготовке управленческих кадров и формированию современной образовательной инфраструктуры.
В статье раскрываются организационно - методические условия и технологические особенности разработки и реализации персонализированных образовательных траекторий на базе HCI, что особенно актуально в системе дополнительного профессионального образования и корпоративного обучения. Опираясь на более чем десятилетний опыт создания и внедрения авторских курсов (2013-2025), представлена системно - методологическую модель, позволяющая интегрировать инструменты цифровой дидактики, адаптивные технологии, элементы геймификации и интерактивные среды для повышения качества образовательного процесса.
Особое внимание уделено педагогическому проектированию, включающему принципы модульности, гибкости, диагностики и ситуационного управления. Обоснована гипотеза о необходимости сочетания системного, ситуационного и кибернетического подходов для обеспечения устойчивости и эффективности HCI-программ. Приведён обзор ключевых тенденций цифровой дидактики, таких как применение Learning Analytics, использование VR/AR, микрообучение, а также инструменты коллективной работы и искусственного интеллекта.
Проблема сохранения и использование трудового потенциала работников старших возрастных групп сегодня является одной из ключевых проблем экономики нашей страны для обеспечения не только технологического, но и кадрового суверенитета страны. В качестве инструмента поддержания высокого уровня квалификации этой категории персонала для продления их профессиональной карьеры предлагается использование возможностей системы дополнительного профессионального образования (ДПО), способной обеспечить современному работающему специалисту возможность реализация стратегии «обучение через всю жизнь». Отмечается пассивность отечественного бизнес - сообщества в подключении и финансировании решения данной проблемы по сравнению с работодателями зарубежных компаний, в силу укоренившегося представления о серьезном снижении возможностей представителей старшего демографического возраста к обучению и переобучению, что приводит к снижению уровня их мотивации обучения и желания продлевать свою карьеру. Для опровержения этого стереотипа авторами проводятся данные исследований исходных возможностей представителей старших возрастных групп для эффективной трудовой деятельности с точки зрения их социально - психологических особенностей и интеллектуальных возможностей. Кроме того, на основе анализа зарубежной и отечественной практики, рассматриваются проблемы и возможности реализации системы ДПО для возрастных сотрудников, формулируются проблемы российской системы ДПО в вузе. Среди наиболее значимых из них, выделяются негативное отношение и стремление к минимизации затрат работодателей на обучение и развитие возрастных работников, недостаточная осведомленность преподавательских кадров о современных реалиях и проблемах бизнес- практики, их неподготовленность к работе со взрослым контингентом обучающихся, а также слабость материально- технической базы, программного, информационно - методического обеспечения или несовершенство их использования.
Целью исследования явились анализ стереотипов и обоснование системы мер и предложений по обучению и переобучение возрастных работников через активное участие представителей бизнес- сообщества в создании и реализации программ ДПО вуза. Наиболее значимыми являются предложения достижения данной цели через активное внедрение в данный процесс элементов цифровизации, максимальное приближение программ к своему заказчику, организацию обучающе - развивающих курсов для преподавательского и административного состава персонала образовательных учреждений для повышения их осведомленности о текущих и перспективных проблемах бизнес - практики и формирования компетенций, необходимых для налаживания эффективного взаимодействия с возрастными слушателями. Теоретическая значимость исследования заключается в возможности решения ряда научно - прикладных задач, связанных с использованием дополнительного профессионального образования для сохранения трудового потенциала работников старших возрастов.
Результаты исследования могут быть приняты за основу для увеличения клиентоориентированности программ обучения и переобучения возрастного персонала организаций, осуществляемую через систему ДПО российских учреждений профессионального образования, способствующих сохранению трудового потенциала работников старших возрастов. Дальнейшие исследования в этом направлении позволят снизить влияние негативных факторов на процесс обучения и переобучения возрастных работников в российских учреждениях профессионального образования с учетом социально- психологических, мотивационных и иных особенностей работников старших возрастных групп.
Всестороннее качество человека включает в себя множество аспектов, в основном физические качества, уровень профессиональных навыков, психологические качества и т. д. Для человека улучшение психологических качеств является важным внутренним фактором, влияющим на дальнейшее улучшение общего качества личности в целом. Только когда психологические качества являются зрелыми, можно сказать, что индивид действительно достиг зрелости. Студенческий этап является важным периодом для развития качеств личности во всех аспектах. Дальнейшее усиление психологического образования на этом этапе имеет большое значение для повышения всесторонней грамотности учащихся. В данной статье проводится исследование, основанное на работе качества образования и психологии, с целью поиска путей усиления комплексного повышения качества посредством психологического образования.
В данной статье определяется реализация комплексной практики научно-технического образования для студентов и рассматривается комплексная модель практики научно-технического образования с трех сторон: выбор тем научно-технического образования, преподавание научных исследований и разработка ресурсов учебной программы, и диверсифицированная оценка преподавания. Улучшить комплексное качество, мыслительные способности и инновационные способности студентов гуманитарных специальностей, развивать хорошую научную и технологическую информационную грамотность и предоставить гарантии для развития прикладных талантов в университетах.
Управление человеческими ресурсами играет важную роль при реализации стратегических задач в области высшего образования. Приоритетной сферой в данной области является управление талантами, чью значимость признают как представители бизнеса, так и государственных органов. Целью данной статьи является изучение теоретических исследований о понятии управления талантами и его влиянии на деятельность высших учебных заведений. Для проведения анализа в работе использовались российские и международные исследования, посвященные концепции таланта, способам управления одаренными сотрудниками и оценке эффективности работы организаций.
В результате исследования были рассмотрены основные подходы к определению таланта и управления талантами, в том числе в контексте образовательных учреждений. Была дана оценка влиянию подхода на эффективность учебного заведения, предложено новое определение для понятия “талант”, применимое для академических сотрудников, а также разработана комплексная система оценки таланта у работников учебного заведения.
Авторы рассматривают модель и критерии, методы управления качеством реализации дополнительных профессиональных программ на основе системного и ситуативного подходов. Представлена структура и содержание единичного системного акта педагогической деятельности (педагогическая ситуация). Рассматриваются процедуры управления качеством реализации авторских учебных курсов в области дополнительного профессионального образования. Определены основные направления повышения качества и эффективности процесса личностного и профессионального развития обучающихся.
- 1
- 2