Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Основная проблема исследования заключается в недостаточной подготовленности руководящих кадров образовательных учреждений к внедрению и эффективному использованию стратегий управления развитием системы непрерывного экологического образования. Это, в свою очередь, может негативно влиять на формирование фундаментальных основ и развитие экологической культуры у обучающихся всех ступеней общего образования. Актуальность выбранной темы исследования определяется происходящими изменениями в государственном курсе по экологическому образованию, ориентированными на необходимость усовершенствования содержания, форм и методов организации процесса экологического обучения и воспитания учащихся всех уровней общего образования. Эти изменения являются ключевыми в контексте реализации федеральных государственных стандартов обучения, что подчеркивает важность модернизации подходов к экологическому воспитанию в современной образовательной системе. В таких условиях подготовленность руководителей. образовательных организаций к реализации стратегий управления развитием непрерывного экологического образования становится важным и требует проведения научного обоснования и исследования. Следовательно, актуальным является определение методологических, нормативных и методических оснований определения условий формирования и диагностики готовности руководителей образовательных организаций к реализации стратегий управления развитием непрерывного экологического образования. Цель исследования. Целью исследования является анализ готовности руководителей образовательных организаций к реализации стратегий управления развитием непрерывного экологического образования. Методология (материалы и методы). В рамках изучения подготовленности руководителей к реализации стратегий управления развитием непрерывного экологического образования применялись как качественные, так и количественные методы на основе самодиагностики. Основными источниками информации выступали анкеты и опросники, созданные для оценки уровня профессиональных компетенций руководителей по использованию стратегий управления процессом непрерывного экологического образования. Анкетирование как количественный метод проводилось среди руководителей общеобразовательных организаций с целью получения информации о применении стратегий управления развитием непрерывного экологического образования. Применялись методы анализа документов, включая исследование действующей программы развития как стратегического документа образовательной организации. В результате использования этих методов было выявлено понимание уровня готовности руководителей, что стало основой для формирования дальнейших рекомендаций по повышению квалификации руководителей и эффективности применения стратегий управления. Результаты. В исследовании представлены результаты опроса, проведенного в 2025 году. В ходе исследования на основе самодиагностики в процессе анкетирования были получены данные о готовности руководителей общеобразовательных организаций. Анализ данных выявил, что большинство участников сталкиваются с трудностями в области реализации стратегий управления развитием непрерывного экологического образования. Более 60% участников указали на необходимость повышения квалификации в данной области. В рамках исследования была подготовлена «Настольная книга руководителя образовательной организации: стратегии управления развитием непрерывного экологического образования в региональном контексте» с целью научно-методического сопровождения руководителей общеобразовательных организаций и повышения эффективности их работы по внедрению и реализации стратегий развития экологического образования. Научная новизна заключается в определении дефицита готовности руководителей к реализации стратегий управления развитием непрерывного экологического образования на основе самодиагностики. Теоретическая значимость заключается в выявлении и уточнении структурных компонентов понятия «готовности руководителей к реализации стратегий управления развитием непрерывного экологического образования». Практическая значимость заключается в возможности использования результатов для совершенствования программ подготовки руководителей, применимостью разработанной Настольной книги руководителя образовательной организации в практике управления развитием непрерывного экологического образования в региональном контексте».
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Актуальность исследования определяется генеральной целью - формирование национальной суверенной системы образования, единой системы воспитания, единых подходов к повышению квалификации учителей и методистов. В настоящее время существует настоятельная необходимость объединения вопросов обучения и воспитания гармоничной личности, патриота, человека, который уважает свою малую и большую Родину, знает свою историю и культуру, у которого сформированы традиционные ценности народов России, среди которых самыми главными являются патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, а также высокие нравственные идеалы, приоритет духовного над материальным. Единство народов России признается государством и обществом как приоритет развития. Изменения в системе образования в настоящее время направлены на обеспечение мировоззренческого статуса образования как ключевого условия развития личности, на формирование национальной идентичности обучающихся - ощущения принадлежности к определенному этносу или нации, что, в свою очередь, требует повышения результативности педагогической работы по этнокультурному образованию, овладения учителями общеобразовательных организаций психолого-педагогическими, культурологическими, историческими, лингвистическими литературоведческими знаниями, необходимыми для реализации поставленной задачи. К числу основных направлений в обеспечении суверенитета российского образования, на наш взгляд, следует отнести этнокультурное образование школьников. Цель статьи - рассмотреть пути совершенствования содержания и форм повышения квалификации педагогических работников, осознанного выбора модели повышения квалификации по проблеме этнокультурного образования, проанализировать опыт моделирования повышения квалификации педагогических работников в региональной системе образования. В статье также проанализирована роль институтов дополнительного профессионального образования (на примере Челябинского института развития образования) в подготовке педагогических работников к реализации этнокультурного образования. Результаты исследования связаны с разработкой, теоретическим обоснованием и апробацией системы и педагогических инструментов реализации этнокультурного образования с участием специалистов института повышения квалификации. Научная новизна заключается в определении оснований разработки системы подготовки учителей к реализации этнокультурного образования в общеобразовательной школе, содержания и форм повышения квалификации педагогов в части их подготовки к преподаванию учебных предметов с включением этнокультурного компонента. Теоретическая значимость состоит в развитии представлений о повышении квалификации педагогических работников на основе научно обоснованного, целесообразного применения эффективных форм дополнительного профессионального образования. Результаты исследования имеют практическую значимость и могут быть использованы при проектировании и реализации курсовой подготовки в условиях института развития образования.