ISSN 2075-3500
Язык: ru

Архив статей журнала

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБУЧЕНИЮ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: НАЗАРОВА ЮЛИЯ ВАЛЕНТИНОВНА

В статье раскрывается специфика профессиональной подготовки студентов педагогических отделений вуза к работе в общеобразовательных школах в условиях инклюзивного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Актуальность обусловлена проблемами, которые возникают при слепом копировании западной системы инклюзивного обучения лиц с ОВЗ в сочетании с одновременным разрушением отечественной сегрегационной системы коррекционной помощи таким детям.

Обращается внимание на богатый исторический опыт России в наставничестве и гувернерстве, которые можно считать предтечей тьюторского психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидов как неотъемлемой части инклюзивного образования.

Дается обзор нормативно-правовой базы организации инклюзии и тьюторства в общеобразовательных школах России, передового опыта помощи ученикам с ОВЗ в различных образовательных учреждениях, мнений участников учебно-воспитательного процесса о них (по данным из открытых интернет-источников), а также приводятся конкретные данные по инклюзивному образованию и тьюторству в городе Рязани.

Анализируются результаты самообследования студентов 2 курса педагогического отделения вуза, проходивших тьюторскую педагогическую практику в общеобразовательных школах г. Рязани.

Намечаются пути для практического решения выявленных проблем при подготовке в вузе будущих учителей к работе в условиях инклюзивного обучения и тьюторского сопровождения учеников с ОВЗ и инвалидов.

Сохранить в закладках
АГРЕССИВНОСТЬ И ВОЛЕВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: ЛЕНЮШКИН НИКОЛАЙ ЭДУАРДОВИЧ, ГОРЯЧЕВ ВАДИМ ВЛАДИМИРОВИЧ, Бирюков Александр Николаевич

В статье рассматриваются особенности агрессивности как свойства личности и саморегуляции подростков.

Представлена характеристика саморегуляции как функции самосознания, способствующей самореализации человека, достижению целей, которые он перед собой ставит.

Авторы обращают внимание на такие составляющие процессуальной стороны саморегуляции, как планирование, моделирование, программирование и оценивание, функциональное взаимодействие которых позволяет субъекту деятельности в полной мере реализовать собственную активность через осмысленную и управляемую деятельность, и на ее содержательную сторону, которая проявляется на собственно личностном, деятельностном, и психофизиологическом уровнях.

Раскрыто понимание агрессивности как свойства личности, под которым понимается устойчивая склонность к проявлению агрессии в поведении, враждебное восприятие других людей и различные ситуации, сопряженные с агрессией эмоции (ярость, гнев, раздражение и т. д.) и паттерны поведения, а также игнорирование социальных, моральных, нравственных норм.

Подчеркнута необходимость развития саморегуляции и снижения агрессивности в подростковом возрасте. Описаны результаты эмпирического исследования особенностей саморегуляции подростков и проявлений ими агрессии.

Они доказывают предположение о том, что сформированность саморегуляции определенным образом соотносится с выраженностью агрессивных проявлений: способность к проявлению волевых усилий в различных ситуациях, осознанному и произвольному планированию своих действий приводят к меньшей выраженности физической, вербальной и косвенной агрессии и таких ее проявлений, как агрессивность, враждебность, негативизм, обида, подозрительность, раздражительность и чувство вины.

Результаты проведенного эмпирического исследования могут быть положены в основу осуществления коррекционной работы по развитию волевой саморегуляции в подростковом возрасте.

Сохранить в закладках
ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ И СТИЛЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: ТЕНЯЕВА ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА

Личность человека формируется и проявляется в деятельности, в том числе профессиональной. В статье рассмотрены особенности проявления лидерских качеств и стилей межличностных отношений у руководителей мужчин и женщин, осуществляющих профессиональную деятельность, содержание которой состоит в целенаправленном воздействии на объект управления в трудовом процессе производства материальных благ и духовных ценностей. Важную роль в осуществлении управленческой деятельности играют половые особенности проявлений эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности мужчин и женщин, их общения и др. В статье представлены результаты проведенного автором эмпирического исследования лидерских качеств и стилей межличностных отношений у 80 руководителей мужского и женского пола. Выявлено, что женщины более эмоциональны и импульсивны в отношениях, принимают решения в большинстве случаев интуитивно, стремятся к эмоциональному комфорту, поддержанию доброжелательных отношений в коллективе, экспрессивному лидерству, в то время как мужчины более собранны и аналитичны, в большей степени обладают лидерскими качествами и желанием управлять другими людьми, то есть осуществлять инструментальное лидерство, стремятся доминировать, отстаивать свое мнение, брать на себя ответственность за принятие и исполнение решений. Представленные материалы могут быть положены в основу работы по коррекции руководителями собственного стиля управления с целью повышения его эффективности, а также по формированию коллектива организации в зависимости от пола руководителя.

Сохранить в закладках