Публикации автора

Аркаим в призме журналистских фотографий: формирование визуального образа археологического феномена (2025)

Статья описывает специфику репрезентации археологического памятника в фотографиях сетевых СМИ. В качестве примера выбран челябинский (Россия) исторический комплекс Аркаим. Приводятся схожие публикации по данной теме, обозначаются основные направления дискуссии об объекте исследования (освещение памятника как научного центра и места мистических практик одновременно) и степень изученности медиаобраза Аркаима в контексте исследований журналистского контента. Цель работы — описание специфических особенностей журналистских фотографий в материалах, репрезентующих конкретный археологический памятник Аркаим, и их потенциального влияния на аудиторию. Для этого была подробно проанализирована эмпирическая база исследования, состоящая из 128 журналистских публикаций с использованием 590 фотографий, собранных посредством платформы «Дзен» (dzen. ru). Данные материалы были опубликованы в период с 1 января по 31 декабря 2024 г. и рассказывают об Аркаиме широкой аудитории. Использовав методы контент-анализа, медиаэстетического и формально-содержательного анализов, мы рассмотрели указанные материалы по следующим критериям: технические характеристики, документальность, участники фотографий, уникальность, эмоциональная модальность, публицистичность, уместность. Проделанная работа позволила прийти к следующим выводам: фотографии, отобранные журналистами для публикаций об Аркаиме, отличаются своим высоким техническим качеством, имеют идентичные подходы к верстке и постобработке (авторы стремятся к естественности); участниками снимков становятся люди, культурные артефакты и природный ландшафт и лишь в последнюю очередь — археологические артефакты; большая часть фотографий имеет определенную эмоциональную модальность и формирует у аудитории определенное мнение по заявленному вопросу, подтверждает авторскую позицию; проанализированные снимки уместны в контексте заявленных инфоповодов. Это демонстрирует смещение фокуса в репрезентации археологического памятника (научный аспект не является превалирующим), а также формирование неочевидных ассоциативных связей у массовой аудитории с местом (не городище и раскопки, а фестиваль, горы, памятники и прочее).

Издание: ВОПРОСЫ МЕДИАБИЗНЕСА
Выпуск: № 3, Том 4 (2025)
Автор(ы): Панюкова Светлана Александровна
Сохранить в закладках