В статье раскрывается значение воспоминаний музейных работников в качестве источника личного происхождения. Информация, содержащаяся в них, позволяет уточнить историю конкретного музея, выявить большое количество фактов, не нашедших отражения в других источниках или дополнить общеизвестные сведения. “Культурное наследие и сохранение исторической памяти” В этом отношении представляют интерес воспоминания Р. М. Алексиной, в которых рассказывается о процессе сохранения и популяризации творчества писателя Н. С. Лескова и создании единственного в стране мемориального музея писателя.
В работе рассматриваются история интеграционных процессов в образовании, мировой опыт укрупнения, формирование новой архитектуры образовательного пространства России, причины, цели, формы, принципы, проблемы, синергетические эффекты и перспективы создания и развития многоуровневых университетских комплексов.