До вступления Китая в современную эпоху буддистски-мифологическая мировоззренческая концепция вневременного единства Неба и человека была базовой для сознания китайского общества. Однако в XX–XXI столетиях ситуация резко изменилась. Целесообразность капитализма подвергла отрицанию переживание круговорота, принеся на его место модернистское и постмодернистское сознание. Оказавшись в потоке трансформаций, китайские музыканты почувствовали необходимость выработать адекватную современности духовность. Постмодерн в китайской культуре в таковых условиях стремится реконструировать традиционную китайскую культуру в условиях осознания деконструирующего действия исторического процесса. Фортепианная соната No 1 Гао Пина1, программно обозначенная композитором – «Плывущие тени», показательно иллюстрирует этот процесс
Постмодернизм, как адекватный нашей современности строй массового сознания, вполне характеризует не только области идеологии, политики, но также и сферу искусства, в частности – музыкального. Примером тому может служить сонатное творчество китайских композиторов Чу Ванхуа, Чжан Чао и Тан Дуна, исследование которого осуществляется в настоящей статье.
В статье охарактеризованы особенности развития китайской музыки в условиях глобализирующегося мира. Новизна работы заключается в комплексном рассмотрении синтеза традиций и инноваций в китайской музыке XXI века. В результате исследования выявлены следующие тенденции, определяющие особенности развития современной китайской музыки: роль цифровых технологий, переосмысление традиционных форм китайской музыки и возникновение гибридных жанров. Сдел ан вывод о формировании в современном Китае уникального музыкального языка, сочетающего национальную идентичность и глобальные влияния. Отмечена роль системы музыкального образования в сохранении музыкальных традиций Китая.
В теории музыки сегодня отсутствует единство позиции по вопросу о способе организации музыкального интонирования. Между тем музыкальная практика и идеология обнаруживают возможность преодоления названной недостаточности: например, на уровне социоуправленческих установок концепции искусства соцреализма, в акцентно-психоделическом способе организации интонирования в рок-музыке. Автор видит проблемой теоретического музыкознания доказательное обоснование позиции, способной преодолеть «концептуальный плюрализм» в теориях музыкального искусства.