В статье освещается проблема значимости личностной стрессоустойчивости для освоения навыка грамотной коммуникации с человеком, находящимся в ситуации острого эмоционального страдания. Для подтверждения актуальности проблемы личностной готовности к оказанию первой психологической помощи страдающему человеку авторами проведено эмпирическое исследование в ходе тренингов навыков грамотной коммуникации с пострадавшим методами опроса (анкетирования), стандартизированного наблюдения и моделирования сценария трагической ситуации (симуляции). В тренингах приняли участие 40 человек (большинство – психологи и студенты психологических факультетов). Для обоснования дизайна эмпирического исследования обозначены теоретические подходы, на основании которых сформулированы алгоритмы реализации навыка грамотной коммуникации с пострадавшими, являющиеся научнодоказательным теоретическим основанием для формирования методических пособий международных благотворительных институтов и отечественных обучающих практик навыку грамотной коммуникации с пострадавшим. Акцентировано и то, что личностные компетенции и стрессоустойчивость специалиста определяют эффективность реализации обучающих мероприятий по первой психологической помощи для участников тренингов. Соответственно, поставлена проблема подготовки профессионального сообщества психологов к ведению тренингов навыка первой психологической помощи для аудитории, не владеющей специальными психологическими знаниями. Исследование показало, что большинство участников тренингов ориентированы на алгоритмы и речевые модули реализации грамотной коммуникации. Они хорошо подготовлены теоретически, но уровень собственного стресса при реагировании на острое эмоциональное состояние пострадавшего человека ранее не рефлексировали и не учитывали. В выводах по результатам исследования отмечено, что на тренингах навыков грамотной коммуникации с пострадавшим и других обучающих мероприятиях по первой психологической помощи важно использовать образовательные технологии, способствующие развитию стрессоустойчивости участников подобных образовательных мероприятий и личностных компетенций тех, кто их проводит.
В статье проанализирован опыт психологического сопровождения социокультурной адаптации иностранных обучающихся в университетах Российской Федерации. Актуальность работы обусловлена значительными социокультурными, психологическими, академическими трудностями, с которыми сталкиваются иностранные студенты при обучении в российских вузах и, в связи с этим, необходимостью тиражирования успешного опыта организации мероприятий по адаптации данной целевой группы обучающихся в системе высшего образования. Приведены результаты мониторингового опроса специалистов психологических служб, проведенного на площадках 13 вузов, принимающих участие в пилотной апробации модели психологической службы в системе высшего образования в части психологического сопровождения иностранных обучающихся. Представлены итоги проектно-аналитической сессии, организованной Федеральным ресурсным центром психологической службы в системе высшего образования Российской академии образования с целью дальнейшего тиражирования успешных практик психологического сопровождения иностранных обучающихся в университете. Предложена комплексная программа мероприятий психологического сопровождения иностранных студентов в вузе. Сделаны выводы о целесообразности интеграции отдельных мероприятий по сопровождению и поддержке иностранных студентов в общую структуру психологической службы вуза, а также обозначен круг задач и мероприятий, находящихся в компетенции сотрудников психологической службы.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки способов наиболее эффективного взаимодействия педагогов и обучающихся в цифровой образовательной среде. Предполагается, что активность в использовании цифровых технологий при обучении связана с особенностью процесса социализации субъектов образовательного процесса. Цель - определить специфику социализации обучающихся, педагогов, преподавателей вузов в условиях цифровой образовательной среды. Анализ процесса социализации проводится в разрезе теории поколений У. Штрауса и Н. Хоу. Выявлена специфика социализации поколения Z, заключающаяся в восприятии и накоплении новой информации через призму цифрового пространства как компонента культуры. Указанная специфика имеет существенное значение при обучении и воспитании детей и подростков поколения Z, так как цифровое пространство в данном случае наделено ценностями и смыслами, а следовательно и информация, заключенная в нем, приобретает ценностный компонент. Различия в восприятии представителями разных поколений современных технологий и возможностей их эффективного использования определяют возникновение феномена цифрового разрыва. Выделены два принципиально важных направления в исследовании социализации обучающихся поколения Z, а также педагогических кадров иных поколений в условиях цифровизации образования: 1) создание условий и активизации процесса социализации в цифровой образовательной среде педагогов / преподавателей старшего поколения; 2) сокращение цифрового разрыва между ними и поколением Z за счет организации целенаправленной активной коммуникации в цифровой образовательной среде при решении педагогических задач.