В статье актуализируется проблема повышения уровня правового сознания и правовой культуры людей, прежде всего молодежи, в условиях трансформации современного общества и его правовой системы.
Особое внимание обращается на необходимость повышения социально-правовой компетентности у представителей профессий, осуществляющих взаимодействие с людьми, в том числе у педагогов.
Наблюдения за поведением студентов университета, обучавшихся педагогическим профессиям, позволили автору предположить, что их правосознание и правовая культура недостаточно сформированы, что определило необходимость исследования и проведения целенаправленной работы с ними по повышению их уровня.
В статье представлены результаты исследования, проведенного с помощью методов наблюдения, опроса, тестирования, которые свидетельствовали о том, что правовое сознание студентов, обучавшихся педагогическим профессиям, было сформировано на уровне ниже среднего и в меньшей степени, чем у студентов других направлений подготовки.
Они демонстрировали незнание основных законов государства, при анализе практических ситуаций основывались исключительно на житейских представлениях, а не на нормах права, нарушали правила поведения в вузе.
Показано, что под влиянием обучения и воспитания в вузе с применением таких социально-психологических технологий, как групповое консультирование и социально-психологический тренинг, уровень правовой культуры большинства студентов - будущих педагогов повысился, выражаясь в развитии у них правовых убеждений и ценностей, формировании навыков применения правовых знаний в нестандартных ситуациях и повышении правовой культуры в целом.
Идентификаторы и классификаторы
Все сферы жизнедеятельности (семейной, трудовой, моральной, нравственной, правовой, экономической, политической и пр.) человека, переплетаясь функционально и содержательно и взаимно дополняя друг друга, находят отражение в его сознании (Акопов, 2010). При этом сознание не только аккумулирует опыт, но и постоянно видоизменяется, расширяется, включает новые сферы и знания.
Список литературы
1. Акопов Г. В. Психология сознания. Вопросы методологии. Теории прикладных исследований. - М.: Ин-т психологии РАН, 2010. - 272 с.
2. Вопленко Н. Н. Правосознание и правовая культура. - Волгоград: Волгоград. гос. ун-т, 2000. - 52 с. EDN: SUPDAN
3. Гулевич О. А., Голынчик Е. О. Правосознание и правовая социализация: аналит. обзор. - М.: Междунар. о-во им. Л. С. Выготского. - 2003. - 138 с.
4. Еникеев М. И. Общая и социальная психология. - СПб., 2001. - 624 с.
5. Ефремова Г. Х., Ратинов А. Р. Правовая психология и преступное поведение. - СПб.: Питер, 2001. - 256 с.
6. Кожин Д. А. Значение правосознания будущих педагогов - правоведов в образовательном процессе вуза и проблемы его формирования на современном этапе // Педагогика и просвещение. - 2019. - № 3. - С. 10. EDN: XTPNVX
7. Мюнстерберг Т. Основы психотехники: в 2 ч. - СПб., 1996. - 352 с.
8. Носс И. Н., Булыгина В. Г., Кабанова Т. Н. Зависимость правосознания от индивидуально-психологических особенностей государственных служащих // Психология и право. - 2019. - Т. 9, № 4. - С. 33-48. EDN: PPIXED
9. Певцова Е. А. Проблемы формирования правового сознания молодежи: теоретико-правовой аспект: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. - М., 2006. - 452 с. EDN: ZNRWTD
10. Прикладная юридическая психология / под ред. А. М. Столяренко. - М.: Юнити, 2001. - 639 с.
11. Стуканов В. Г. Теоретико-методологические вопросы изучения правосознания // Инновационные образовательные технологии. - 2013. - № 1 (33). - С. 30-34. EDN: YFSWFF
12. Узлов Н. Д. Психотехнология: к проблеме определения понятия // Вестник Пермского Университета. Сер. “Философия. Психология. Социология”. - 2013. - Вып. 2 (14).
13. Цыганаш В. Н. Правосознание педагога и содержательные основы его формирования в образовательном процессе вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук, 2000. - 209 с. EDN: NLUEIN
14. Conley J., O’Barr W. Rules Versus Relationships: The Ethnography of Legal Discourse. - Chicago: University of Chicago Press, 2000. - 222 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются особенности агрессивности как свойства личности и саморегуляции подростков.
Представлена характеристика саморегуляции как функции самосознания, способствующей самореализации человека, достижению целей, которые он перед собой ставит.
Авторы обращают внимание на такие составляющие процессуальной стороны саморегуляции, как планирование, моделирование, программирование и оценивание, функциональное взаимодействие которых позволяет субъекту деятельности в полной мере реализовать собственную активность через осмысленную и управляемую деятельность, и на ее содержательную сторону, которая проявляется на собственно личностном, деятельностном, и психофизиологическом уровнях.
Раскрыто понимание агрессивности как свойства личности, под которым понимается устойчивая склонность к проявлению агрессии в поведении, враждебное восприятие других людей и различные ситуации, сопряженные с агрессией эмоции (ярость, гнев, раздражение и т. д.) и паттерны поведения, а также игнорирование социальных, моральных, нравственных норм.
Подчеркнута необходимость развития саморегуляции и снижения агрессивности в подростковом возрасте. Описаны результаты эмпирического исследования особенностей саморегуляции подростков и проявлений ими агрессии.
Они доказывают предположение о том, что сформированность саморегуляции определенным образом соотносится с выраженностью агрессивных проявлений: способность к проявлению волевых усилий в различных ситуациях, осознанному и произвольному планированию своих действий приводят к меньшей выраженности физической, вербальной и косвенной агрессии и таких ее проявлений, как агрессивность, враждебность, негативизм, обида, подозрительность, раздражительность и чувство вины.
Результаты проведенного эмпирического исследования могут быть положены в основу осуществления коррекционной работы по развитию волевой саморегуляции в подростковом возрасте.
В статье рассматривается жизненный и трудовой путь Александра Ивановича Иванова - бывшего профессора кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин и методик их преподавания института психологии, педагогики и социальной работы Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина.
В статье представлены психологические особенности лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), имевших разный уровень успешности выполнения действий. Кратко раскрыты подходы к диагностике лиц данной категории. Описаны результаты исследования лиц с ТМНР в возрасте от 5 до 22 лет с различными сочетаниями нарушений (детский церебральный паралич с нарушениями слуха или зрения, интеллектуальной недостаточностью, эпилепсией). Среди них выделены 4 группы лиц с различными уровнями успешности выполнения действий: 1-м уровнем, который характеризовался выполнением большинства действий сопряженно со взрослыми; 2-м уровнем, при котором для выполнения действий требовалась минимальная физическая помощь; 3-м уровнем, когда действия выполнялись по зрительному образцу или по подражанию; 4-м уровнем, при котором для выполнения действий была необходима пошаговая словесная инструкция со стороны взрослого. Подробно представлены особенности эмоционального реагирования, коммуникации, зрительного, слухового и тактильного восприятия, двигательного развития, предметно-практических действий, познавательного и социально-личностного развития обучающихся с различным уровнем успешности выполнения действий и общая характеристика их деятельности. Все это определяет научную новизну и теоретическую значимость представленных результатов исследования, а также позволяет наметить направления специальных индивидуальных программ развития лиц с ТМНР. Ключевые слова: тяжелые множественные нарушения развития, уровень успешности выполнения действий, эмоциональное реагирование, коммуникация; зрительное, слуховое и тактильное восприятие; двигательное развитие, предметно-практические действия, познавательное и социально-личностное развитие, общая характеристика деятельности.
Потребностями современного российского государства и общества продиктована необходимость интеграции системы образования новых субъектов Российской Федерации в общероссийское образовательное пространство, которая предполагает ее переход на федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) по программам бакалавриата и магистратуры и создание соответствующей образовательной и социокультурной среды вуза, которая рассматривается с позиции формирования и становления личности, а также формирования и развития компетенций будущих педагогических работников. Социокультурная среда новых субъектов Российской Федерации определяется как образовательное пространство, которое открывает возможности для моделирования и организации учебного процесса, направленного на развитие и социальную адаптацию личности будущих специалистов в сфере образования к стандартам и нормам, действующим в Российской Федерации, и предполагает обязательное взаимодействие всех субъектов в вузе для достижения значимых результатов. Особое внимание обращается на то, что в условиях интеграции в общероссийское образовательное пространство подготовка будущих педагогов новых субъектов Российской Федерации должна не только включать формирование готовности к выполнению трудовых функций в изменяющихся условиях посредством предметов модуля профессиональной подготовки, но и создавать благоприятные условия для их адаптации в переходный период через вовлечение в различные формы работы, учебно-воспитательные мероприятия и реализацию психолого-педагогических программ сопровождения. В статье представлены выявленные в процессе теоретического анализа литературы социокультурные условия становления и развития будущих специалистов в сфере образования, к которым отнесены коррекция процесса профессиональной подготовки, заключающаяся в разработке курсов по стимулированию профессионального самоопределения студентов; использование копинг-стратегий как механизмов совладания со стрессом; формирование эмоционально благоприятной культурно-развивающей среды; включение в образовательную практику вуза программы сопровождения социальной адаптации студентов.
Современные организации тратят огромные средства на обучение и повышение квалификации своего персонала. В связи с этим вопросы эффективности этого обучения и удовлетворенности персонала его результатами занимают ключевое место при организации учебного процесса, выборе форм, методов и форматов обучения. В статье обозначены ключевые принципы, способствующие эффективности организации обучения, к которым отнесены обеспечение обратной связи в образовательном процессе; практическая отработка получаемых знаний, формируемых умений и навыков; возможность переноса результатов обучения в реальные рабочие условия и их востребованность в профессиональной деятельности; поддержание высокой учебной мотивации; анализ первоначального уровня компетентности персонала. Кратко раскрыты особенности тренинга как метода обучения, который обеспечивает быстрое усвоение учащимися учебной информации, формирование психологической готовности к профессиональной деятельности, возможность изменения моделей поведения и включает групповые дискуссии, мозговые штурмы, практические упражнения, игры, кейсы, подгрупповую работу, минимизируя теоретические блоки материала и уделяя основное внимание практической отработке навыков и умений в ходе моделирования специально заданных ситуаций. Описаны результаты проведенного исследования удовлетворенности специалистов предприятия обучением в рамках программы повышения квалификации «Управление персоналом», где часть занятий проводилась в традиционном лекционном формате, а часть - в тренинговом режиме. Результаты анкетирования участников обучения показали, что именно обучение в тренинговом режиме обеспечило качественную отработку ими практических навыков и умений, повысило учебную мотивацию, стремление к последующему развитию, готовность использовать приобретенные знания, сформированные умения и навыки, модели поведения и механизмы работы в трудовой деятельности и как следствие - во многом обеспечило эффективность обучения и удовлетворенность им. Анализ результатов проведенного исследования позволил сделать вывод о высокой удовлетворенности специалистов предприятия тренинговым форматом обучения и конкурентности тренингового режима обучения перед другими учебными методами.
Статья посвящена актуальной проблеме мониторинга социально-психологического климата в учебных (служебных) коллективах организаций МВД России. В ней эмпирически подтверждена гипотеза о существовании личностных детерминант, обусловливающих субъективные восприятие и оценку коллективом курсантов социально-психологического климата, что составляет новизну результатов данного исследования. Представлены выявленные с помощью тестирования, анкетирования, а также кластерного, сравнительного и корреляционного анализа полученных эмпирических данных личностные характеристики курсантов, детерминирующие их субъективное восприятие социально-психологического климата в профессиональном коллективе. Даны характеристики двух групп обучающихся, которые различались выраженностью направленности на себя, на взаимодействие и на задачу, карьерной ориентации «Служение», оценками социально-психологического климата в коллективах, уровня их сплоченности и психологической атмосферы. Показана динамика изменения мотивационных, когнитивных и поведенческих проявлений личности курсантов и их оценок психологического климата коллектива от 1-го к 5-му курсам обучения. Эмпирически доказаны и описаны их взаимосвязи. Материал позволяет пересмотреть подходы к оценке социально-психологического климата в коллективах курсантов и слушателей, расширить ее показатели, использовать индивидуализированный подход к работе по формированию и поддержанию благоприятного социально-психологического климата с учетом направленности профессиональной деятельности подразделения и психологических особенностей его членов. Знание и учет детерминант психологической атмосферы с учетом особенностей личного состава и направленности деятельности подразделения позволят успешно осуществлять, дифференцировать подход к планированию мероприятий, направленных не только на формирование и поддержание благоприятного социально-психологического климата в учебных (служебных) коллективах, но и на развитие, самореализацию и подготовку к будущей профессиональной деятельности курсантов.
В статье рассматриваются просемейные (позитивные) и антисемейные (негативные) факторы влияния социальных сетей как информационно-коммуникационных ресурсов на институт семьи и межполовое взаимодействие людей. К просемейным факторам влияния социальных сетей отнесены возможности широкого выбора людей для знакомства, использования информации страницы в социальной сети (анкеты, фотографии, публикации и т. д.) в качестве фильтров по различным критериям (возраст, место проживания, образ жизни, увлечения и т. п.). В качестве антисемейных рассматриваются следующие факторы влияния: 1) ориентация социальных сетей на публичную демонстрацию ярких событий в жизни каждого пользователя, его достижений, которая формирует феномен «иллюзии благополучия», «ложного успеха», заставляя завидовать своим знакомым, а свою жизнь ощущать неудачной и формируя низкую самооценку; 2) из-за иллюзии неограниченного и бесконечного выбора формирование стремления постоянно «перебирать кандидатов», не останавливаясь на конкретном человеке; 3) демонстрация половых извращений, «чайлдфри», муже- и женоненавистничества, разводов, абортов, романтизация так называемой сексуальной свободы (половой распущенности) с публикацией на своем аккаунте фотографий собственного обнаженного или полуобнаженного тела, эротических поз с целью привлечения чужого внимания и знакомств, что является прямой антисемейной пропагандой; 4) погруженность в виртуальное общение, наносящая ущерб реальным межличностным взаимодействиям, так как человек стремится перевести их в виртуальный формат и утрачивает навыки полноценной вербальной коммуникации, обедняя свою речь; 5) при этом он воспринимает сетевой мир как «первичный», «модный», «современный», а реальный - как «вторичный», «производный»; 6) чрезмерное увлечение сетевым общением (в личных сообщениях, групповых чатах, комментариях) и просмотром чужих страниц, «ленты новостей» («сёрфинг») заставляет людей тратить много времени на это в ущерб бытовым обязанностям и общению с другими членами семьи; 7) иногда сетевая болтовня сближает людей, переписка становится более личной и даже интимной, что влечет распад семьи; 8) характеристикой сетевого общения является изобилие ложной, «фейковой» информации (как положительной, так и отрицательной) о человеке в социальных сетях или даже «фейковых» личностей.
В статье рассматриваются проблемы исследования эмоционального интеллекта личности как одной из характеристик ее эмоционально-волевой сферы, которая представляет собой способность осознавать, распознавать, понимать свои и чужие эмоции, управлять ими, воздействовать на них, понимать причины и следствия эмоций и использовать эти знания в общении и профессиональной деятельности. Дан развернутый анализ становления понятия «эмоциональный интеллект» в зарубежной и отечественной психологии, рассмотрены его структурные элементы, определено значение эмоционального интеллекта для профессиональной деятельности. Кратко представлены результаты эмпирического исследования половых особенностей проявления эмоционального интеллекта у руководителей, показавшие, что руководители женского пола в большей степени, чем мужского, были способны понимать свои эмоции, а также эмоции других людей, проявлять отзывчивость, открытость и гибкость во взаимодействии с подчиненными, обращать внимание на свои эмоциональные состояния, в то время как мужчины-руководители испытывали значительные затруднения в идентификации и оценке своих эмоциональных состояний, а в ситуациях, когда им приходилось принимать во внимание свое эмоциональное состояние, они переставали понимать чувства и переживания подчиненных, концентрируясь на своих эмоциях. Результаты проведенного эмпирического исследования могут быть полезны в работе по развитию профессионально значимых качеств личности руководителя, в частности эмоционального интеллекта.
Личность человека формируется и проявляется в деятельности, в том числе профессиональной. В статье рассмотрены особенности проявления лидерских качеств и стилей межличностных отношений у руководителей мужчин и женщин, осуществляющих профессиональную деятельность, содержание которой состоит в целенаправленном воздействии на объект управления в трудовом процессе производства материальных благ и духовных ценностей. Важную роль в осуществлении управленческой деятельности играют половые особенности проявлений эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности мужчин и женщин, их общения и др. В статье представлены результаты проведенного автором эмпирического исследования лидерских качеств и стилей межличностных отношений у 80 руководителей мужского и женского пола. Выявлено, что женщины более эмоциональны и импульсивны в отношениях, принимают решения в большинстве случаев интуитивно, стремятся к эмоциональному комфорту, поддержанию доброжелательных отношений в коллективе, экспрессивному лидерству, в то время как мужчины более собранны и аналитичны, в большей степени обладают лидерскими качествами и желанием управлять другими людьми, то есть осуществлять инструментальное лидерство, стремятся доминировать, отстаивать свое мнение, брать на себя ответственность за принятие и исполнение решений. Представленные материалы могут быть положены в основу работы по коррекции руководителями собственного стиля управления с целью повышения его эффективности, а также по формированию коллектива организации в зависимости от пола руководителя.
Статья посвящена одной из актуальных проблем современного общества - интернет-зависимости, под которой понимают чрезмерное использование человеком интернета, характеризующееся постоянным навязчивым желанием войти в сеть и неспособностью вовремя выйти из нее и приводящее к негативным последствиям в повседневной жизни и психическом здоровье. Описываются внешние факторы возникновения такого вида зависимости, к которым относятся, например, более широкое распространение социальных сетей и онлайн-коммуникации в современном обществе; манипулирование рекламы и медийных контентов сознанием людей, особенно молодых, и стимулирование их к более интенсивному использованию интернета; проникновение цифровизации во все сферы жизни и деятельности, в том числе в образование. Обращается особое внимание на важную роль особенностей личности в формировании интернет-зависимости, среди которых отмечаются низкая самооценка, неуверенность в себе, слабая сила воли и самоконтроля, желание и стремление уйти от реальности, найти друзей и союзников в виртуальном пространстве, решить свои проблемы и преодолеть стрессы, самоутвердиться в виртуальном мире. Приводятся результаты исследования интернет-зависимости студентов как наиболее активных пользователей интернета, подверженных особому риску развития зависимости от него, и соотношения риска формирования зависимости с особенностями их эмоционально-волевой сферы личности. Эмпирически доказывается наличие значимых различий в выраженности различных психических состояний, показателей субъективного контроля, параметров самоотношения у лиц с выявленным риском развития компьютерной зависимости и лиц, находившихся на стадии увлеченности интернетом. Представленные материалы могут быть использованы вузовскими психологами и педагогами в процессе обучения и воспитания студентов с целью развития (а при необходимости и коррекции) их личности и предотвращения возможного формирования интернет-зависимости путем развития эмоционально-волевой саморегуляции, повышения осознания последствий чрезмерного использования интернета, развития навыков управления своим временем, вниманием и нахождения баланса между реальным и виртуальным миром.
В статье рассматриваются связи личностной рефлексии женщин зрелого возраста и их самореализации. Представлен анализ понятия «рефлексия» как феномена, определяющего самоосознание себя как действующего субъекта, выступающего основой для саморазвития, самореализации, а также преодоления возрастных кризисов зрелого возраста.
Кратко обозначены результаты эмпирического исследования рефлексии женщин зрелого возраста. Отмечено, что большинство из них не стремились к повышению рефлексивности, а имели лишь некоторую ориентацию на развитие рефлексивных умений и самооценки, и немногие активно занимались этим.
Их самореализация определялась влиянием различных факторов, в том числе социальных установок, личностных черт и мотивации.
Для успешной самореализации им было необходимо осознавать свои сильные и слабые стороны, работать над развитием личностных ресурсов и осознанно выбирать подходы к реализации жизненной стратегии, соответствующие индивидуальным потребностям и целям.
Эмпирически доказаны значимые корреляции рефлексивности женщин с различными факторами самореализации.
Показано, что женщины с высоким уровнем рефлексивности, склонные к критическому анализу своих личных целей и мотиваций, особенно при личностной ориентации, отличавшиеся внутренним контролем, пессимистичностью, консервативностью и преодолевающие социальные преграды в виде осознания социальных ограничений самореализации, меньше стремились к самореализации личности в целом, особенно при выраженных субъектно-личностных установках и низком уровне пессимистичности, поскольку высокая рефлексивность способствовала переосмыслению и критическому анализу ими личностных целей и мотиваций, препятствуя полной самореализации.
Результаты проведенного эмпирического исследования могут быть положены в основу осуществления групповой психотерапевтической работы с женщинами зрелого возраста по преодолению кризисов, повышению активности и готовности к самореализации. Кроме того, они могут быть использованы в работе практических психологов при индивидуальном консультировании женщин, при подготовке к проведению семинаров и тренингов, направленных на содействие карьерному и личностному росту, развитие целеполагания.
Статья посвящена актуальной проблеме повышения эффективностипрофессионально-личностной подготовки современных педагогов. В ней обоснована зависимость этой подготовки от особенностей современного образовательного пространства.
На основе теоретического анализа некоторых результатов мониторинга профессионально-личностной подготовки педагогов за 2022 и 2023 годы, а также наблюдения за взаимодействием преподавателей и студентов в ходе проектной исследовательской деятельности определены актуальные дефициты профессионально-личностной подготовки педагогов, которые препятствуют успешному осуществлению ими профессиональной деятельности по обучению и воспитанию подрастающего поколения, которой в современном российском обществе придается особое значение и уделяется большое внимание.
Эти дефициты прежде всего связаны с недостаточной сформированностью у них коммуникативных компетенций, необходимых для организации взаимодействия с обучающимися, родителями, коллегами и т. д.
Представлены некоторые возможности уменьшения коммуникативной дефицитарности профессионально-личностной подготовки будущих педагогов в вузе за счет использования технологий тренинга личностного роста, проектов разного уровня и степени сложности, включая инновационные реальные практико-ориентированные проекты, значимые для региона интерактивных технологий обучения, в том числе кейс-стади, специальных программ психолого-педагогического сопровождения профессионального становления студентов в ходе обучения в вузе, наставничества, привлечения студентов к участию в конкурсах и соревнованиях профессионального мастерства и т. д.
В статье представлены результаты изучения отношения к образовательной среде школы как фактора, оказывающего влияние на показатели антивитальности и жизнестойкости личности в подростковом возрасте. Описаны результаты исследования показателей антивитальности и жизнестойкости подростков.
Дан подробный анализ особенностей отношения подростков к образовательной среде на основе показателей психологической защищенности, психологической комфортности, психологической удовлетворенности образовательной средой и качеством межличностных отношений в школе.
Показано, что позитивное отношение к образовательной среде является предиктором антивитальности в подростковом возрасте, снижающим частоту антивитальных мыслей, переживаний и действий подростков.
Результаты исследования могут быть использованы педагогами-психологами в процессе психолого-педагогического сопровождения подростков с признаками антивитального поведения, а также в процессе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации психологов и педагогов.
Обозначены перспективы исследований, заключающиеся в эмпирическом изучении положения и роли подростков с разными характеристиками антивитальности и жизнестойкости в системе межличностных отношений, их успешности в учебной деятельности и личностной успешности.
Актуальной является проблема воспитания творческой личности, становлению которой способствует формирование ее графической культуры, обеспечивающей опыт самореализации.
В статье с помощью анализа исследований, нормативно-правовых документов, федерального государственного образовательного стандарта и федеральной образовательной программы по изобразительному искусству на уровне основного общего образования, а также обобщения педагогического опыта, моделирования методической системы упражнений и анализа продуктов творчества обучающихся теоретически обоснована и представлена разработанная и апробированная авторами система упражнений по формированию графических умений школьников на уроках изобразительного искусства средствами цифровых технологий с целью развития их графической культуры.
В соответствии с тенденциями культурологизации и цифровизации образования, актуализированными в Концепции преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, проблема формирования графических умений школьников рассматривается в контексте развития их графической культуры средствами цифровых технологий.
Определено понятие «графическая культура школьника» и представлены разработанные авторами педагогические условия ее формирования в общем образовании, что определяет теоретическую значимость данного исследования.
Представлена авторская система упражнений по формированию графических умений школьников на уроках изобразительного искусства средствами цифровых технологий, которая прошла апробацию и может успешно использоваться педагогами.
Доказано, что формирование графических умений школьников на уроках изобразительного искусства осуществляется продуктивно при внедрении комплексной системы соответствующих упражнений с максимальным использованием средств цифровых технологий, ориентированной в перспективе на формирование графической культуры.
Изучение творческого наследия выдающегося новатора, теоретика и практика психологии и педагогики 1920-1930-х годов Павла Петровича Блонского является очень актуальным.
В статье с помощью теоретических методов критического анализа работ П. П. Блонского раскрыт новаторский опыт его педагогического наследия по разработке основ трудовой школы, выделены его ценностные аспекты, значимые для трудового воспитания и профессионального самоопределения в условиях современного школьного образования.
Доказано, что П. П. Блонский отстаивал идеи гуманистической педагогики и развивал новое направление в педагогике - педологию, которая включала знания различных наук о детях, необходимые для практического воплощения идеи трудовой и политехнической школы как средства всестороннего развития личности, рассматривая в качестве необходимого условия развития их творческой индивидуальности включение учащихся в различные виды творческой деятельности.
Критическое осмысление авторами педагогических идеалов П. П. Блонского, позволяющее говорить об их значении и для современной теории и практики образования, свидетельствует о теоретической значимости проведенного исследования, а попытка дать авторскую оценку его педагогических взглядов с позиции достижений и противоречий, ошибок - его научной новизне.
Результаты исследования могут быть использованы научными работниками, преподавателями, студентами при изучении истории педагогики и образования, педагогики.
В 2024 году исполняется 200 лет со дня рождения Николая Васильевича Шелгунова, имя которого до сих пор остается малоизвестным для педагогов.
Несмотря на то что он не был педагогом-практиком, его интересовали проблемы воспитания детей во второй половине XIX века, когда решались судьбы будущих поколений и России в целом.
В статье раскрывается содержание одной из наиболее значимых педагогических работ Н. В. Шелгунова «Письма о воспитании» (1873), написанной в жанре эссе. Она носит критический характер, как и большинство его трудов, посвященных педагогической проблематике.
Авторами обращено внимание на интерпретацию Н. В. Шелгуновым концепта «опыт», который рассматривался им в нескольких аспектах, в том числе в контексте семейной жизни, а также на истинную цель воспитания - подготовку молодого поколения к выполнению гражданского долга.
Обобщены различные виды воспитания, среди которых выделено семейное, задача которого, по мнению Н. В. Шелгунова, состоит в подготовке подрастающих поколений к служению обществу.
Показана критика им женского воспитания, так как представительницы женского пола должны быть не только образованными людьми, но и членами гражданского общества.
Описаны различные типы матерей и категории детей, рассматриваемые мыслителем с точки зрения ошибочного воспитания.
Вслед за К. Д. Ушинским Н. В. Шелгунов изучал такие психические процессы и состояния человека, как воля, память, воображение, внимание, стыд, характер, и их значение в процессе воспитания, однако его вклад в педагогическую антропологию, в историю педагогической мысли до сих пор не был оценен в должной мере.
Одним из приоритетных направлений молодежной политики в Российской Федерации является содействие международному сотрудничеству молодежи, которое формирует у них готовность к международной кооперации, что является важнейшим фактором обеспечения устойчивого и эффективного социально-экономического развития и научно-технического прогресса нашего государства, а также сохранения и углубления дружественных отношений между странами - участницами такого взаимодействия.
Государство активно поддерживает участие молодежи в международных
СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ, ПАТРИОТИЗМ, МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ, ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА, КОНКУРС СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ, ЛЕТНИЙ УНИВЕРСИТЕТобразовательных, культурных и научных проектах, а также программы научных, образовательных, культурных обменов молодежью между странами, которые способствуют не только расширению их кругозора, приобретению межкультурных навыков взаимодействия, но и вносят вклад в развитие мирового сообщества.
Авторами представлен опыт реализации международного проекта «Летний университет 2022»: раскрыты содержание, описаны организация и проведение мероприятий проекта, в том числе через технологии неформального образования для иностранных студентов, которые проходили обучение по более чем двадцати дополнительным образовательным программам, соответствующим их основным направлениям обучения, для углубления предметных знаний и применения их на практике.
Тематические образовательные программы были разработаны университетами - партнерами проекта в соответствии с приоритетами научно-технологического развития России и ориентацией на передовые исследовательские тренды.
Даны методические рекомендации, которые могут быть использованы при реализации крупномасштабных международных проектов подобного направления.
Издательство
- Издательство
- РГУ имени С.А. Есенина
- Регион
- Россия, Рязань
- Почтовый адрес
- 390000, г. Рязань, ул. Свободы, д. 46
- Юр. адрес
- 390000, г. Рязань, ул. Свободы, д. 46
- ФИО
- Мурог Игорь Александрович (ректор)
- E-mail адрес
- rsu@365.rsu.edu.ru
- Контактный телефон
- +8 (491) 2281435