Автором проделан анализ содержания международной научно-практической конференции историков педагогики страны. Выделены основные направления работы Научного совета, представлены отдельные выступления и статьи участников конференции: по педагогической аксиологии, историко-педагогической динамике современных категорий педагогики, семейному воспитанию в историко-педагогической науке, реинтеграции образования и науки возвращённых территорий, историко-педагогической регионалистике. Подробно представлены исследования преподавателей Глазовского государственного инженерно-педагогического университета имени В. Г. Короленко.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 37.01. Основы воспитания, образования и обучения (материальные, теоретические, философские и т.п.)
- Префикс DOI
- 10.62957/2949-3269-2024-62-4-5-10
Историко-педагогическое сообщество страны с нетерпением ожидало очередной сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки. Осенью 2024 года - Года семьи - это важное событие произошло в Калужском государственном университете им. К. Э. Циолковского. Международная научно-практическая конференция - XXXVII сессия Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования (РАО) сосредоточила внимание участников на проблемах национального единства, регионального многообразия, семейного воспитания подрастающего поколения россиян. Калуга принимала гостей из 36 регионов России, Республики Беларусь, Китайской Народной Республики, Италии. В конференции приняли участие преподаватели истории педагогики и учёные-исследователи проблем истории отечественного образования, среди которых было 40 докторов педагогических наук. Отличительной особенностью Калужской сессии Научного совета можно назвать большое число молодых исследователей, аспирантов и соискателей учёных степеней, что подчёркивает интерес к историко-педагогической науке.
Список литературы
1. Национальное единство и региональное многообразие историко-педагогических интерпретаций прошлого и настоящего в развитии педагогической науки, системы образования и семьи. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции - XXХVП сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики РАО / Отв. ред. Богуславский М.В., Куликова С.В. - Калуга, 2024.- 692 с.
2. Богуславский М.В. Генезис обоснования процесса духовно-нравственного воспитания школьников на основе традиционных ценностей в отечественной педагогике второй половины ХVШ - первой четверти ХХ! веков // Национальное единство и региональное многообразие историко-педагогических интерпретаций прошлого и настоящего в развитии педагогической науки, системы образования и семьи. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции - XXXVII сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики РАО / Отв. ред. Богуславский М.В., Куликова С.В. - Калуга, 2024. С. 40-52. EDN: DSPTXI
3. Володина Л.О. Семья и ценности семейного воспитания в России в контексте историкопедагогического знания // Там же. С. 220-225.
4. Ворончихин К.Ю. Профессиональная ориентация школьников как традиционная ценность в истории педагогики // Там же. С.433-441. http://vestnik.qqpi.org 2024 - № 4 (62).
5. Голубева И.А. Формирование традиционных духовно-нравственных ценностей в детских общественных организациях: история и современность // Там же. С. 71-75.
6. Гончаров М.А., Козлов И.И. Вопросы семейного воспитания на страницах педагогических журналов в России XIX - начала XX вв. // Там же. С. 230-235.
7. Дитковская С.А. Деятельность высших учебных заведений Донбасса в 1941-1943 гг. // Там же. С. 573-577.
8. Жукова А.М. Ретроспектива становления понятия профессионально-нравственная позиция педагога // Там же. С. 453-459.
9. Захарищева М.А. Региональные модели профессионального педагогического образования в Удмуртии в первые десятилетия ХХ века // Там же. С. 627-632.
10. Заяц М.В. Методологические подходы к моделированию региональных систем дополнительного образования детей // Там же. С 606-610.
11. Карнаух Н.В. О постановке школьного дела в Амурском казачьем войске во второй половине XIX - начале XX веков // Там же. С. 610-615.
12. Колокольникова З.У. Детское пионерское движение Енисейской губернии в начале 1920 гг. // Там же. С. 642-647.
13. Петрашевич И.И. Динамика и трансформация традиционных педагогических ценностей // Там же. С. 27-30.
14. Печерский Ю.И. Историко-педагогический контекст понятия “профессиональное мировоззрение”: основные аспекты и особенности формирования // Там же. С. 448-452.
15. Пилипчевская Н.В. Особенности реинтеграционных процессов системы образования Республики Крым и г. Севастополя // Там же. С. 557-561.
16. Полупаненко Е.Г. О реинтеграции в отечественный историко-педагогический континуум воспитательного ретрофеномена “Молодая гвардия” // Там же. С. 588-592.
17. Сковородкина И.З. Традиции семейного воспитания как фактор развития личности // Там же. С. 251-259.
18. Скрябина Д.Ю. Трансформация термина “геймификация” в учебной литературе по педагогике конца ХХ - начала ХХ! века // Там же. С.550-556.
19. Тимохина Т.В. Компетентностью основы формирования традиционных ценностей в истории отечественной педагогики // Там же. С. 36-40.
20. Финогеева Т.Е. Трансформации этнокультурной основы трудового обучения школьников Донбасса конца ХХ века // Там же. С. 583-587.
21. Хватаева Н.П. Концепт “учитель” в дискурсе профессиональной педагогической публицистики рубежа ХХ-ХХ1 веков // Там же. С. 491-494.
22. Храмов Д.И. Образование: история формирования определения // Там же. С. 17-22.
23. Ястребов П.С. Трудовое воспитание в единой трудовой школе Вотской губернии //Там же. С.637-641.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья рассматривает понятие гражданской идентичности в исследованиях современных педагогов. Сложная структура понятия позволяет разное его толкование, порождает терминологическую синонимию, вариативность трактовок. Авторами проведен анализ презентации гражданской идентичности на основе категориальных признаков, что позволяет сравнить понятийную структуру в работах, посвященных разным уровням образования: дошкольном, школьном, профессиональном и высшем. Авторы приходят к выводу о том, что лишь когнитивные категориальные признаки реализуются в полном объеме на всех этапах.
В статье рассмотрен опыт реализации технологий искусственного интеллекта для разработки специальной программы как инновационного инструмента по осуществлению прогноза стабильности супружеских отношений. Для экспериментального исследования осуществлен сбор и обработка индивидуальных данных участников эксперимента 23-40 лет (n=57). С помощью реализации интеллектуальных алгоритмов машинного обучения были определены прогнозы по двум категориям: «неустойчивость и расторжение брака» и «устойчивость брака и исключение развода». В результате авторская разработка выявила ключевые категории признаков, положительно или отрицательно влияющих на возможность достижения в будущем семейного счастья. Созданная программа позволяет спрогнозировать будущую семейную траекторию и при определенных обстоятельствах может повысить целостность семейного очага.
В статье рассматриваются спорные на протяжении многих лет и актуальные на сегодняшний день проблемы: преподавание литературы и влияние на этот процесс подготовки к сдаче Единого Государственного Экзамена. Автор обращается к опыту работы школьных учителей, опирается на их рассуждения и собственный взгляд на озвученные проблемы.
В условиях стремительного роста интереса к изучению русского языка как иностранного возникает необходимость поиска педагогических методов, позволяющих облегчить процесс семантизации лакунной лексики на занятиях по русскому языку как иностранному. Цель данного исследования - выделение наиболее соответствующих требованиям методики преподавания русского языка как иностранного способов семантизации и педагогических методов, позволяющих внедрять данные способы семантизации на занятиях по русскому языку как иностранному. Для проведения данного исследования ведущим методом был выбран анализ. В результате исследования были выделены наиболее соответствующие требованиям методики преподавания русского языка как иностранного способы семантизации и педагогические методы, позволяющие их внедрять на занятиях. Самыми подходящими способами семантизации оказались использование наглядности, работа со словарями, догадка по контексту. Среди педагогических методов были выделены следующие: анализ ошибок, контекстные задачи, игровой метод, визуализация, дискуссионный метод, методы словарной работы, методы рефлексии. Результаты данного исследования могут быть применены при планировании уроков по русскому языку как иностранному, так как подбор педагогических методов на этапе изучения лакунной лексики нередко вызывает трудности у преподавателей.
В статье обосновывается важность изучения иноязычной культуры. В частности, автор уделяет внимание важности изучения культурным особенностям «тонкого» английского юмора. Он акцентирует внимание на том, что буквальный перевод юмора невозможен, так как английский «тонкий юмор» построен на игре слов. В статье приводятся примеры перевода юмористических произведений, основанных на каламбуре и игре слов. Автор подчеркивает, что знакомство с особенностями англоязычных юмористических произведений является хорошим средством для проникновения в иноязычную культуру и способствует организации полноценного коммуникативного процесса.
В статье кратко описывается история научной библиотеки ГИПУ от момента основания до современности. Большое внимание уделяется роли научной библиотеки как современного цифрового информационно-образовательного пространства, которое является неотъемлемой частью воспитательного и образовательного пространства университета, а также организатором мероприятий среди профессионального библиотечного сообщества, способствующих повышению узнаваемости университета в культурном пространстве города и республики.
Дидактическая система «учитель-ученик» - слабоструктурированный и плохо формализуемый объект, функционирующий в условиях неопределенности и недостатка информации. Его изучение требует сочетания методов качественного, математического и компьютерного моделирования. В статье рассмотрены: 1) линейная и нелинейная модели системы «учитель-ученик»; 2) многокомпонентная модель усвоения логически несвязанной информации; 3) модель усвоения логически связанной информации; 4) модель усвоения и забывания частично связанного материала; 5) модель, учитывающая зависимость степени понимания от быстроты поступления учебной информации. Полученные графики показывают изменение количества знаний ученика во время обучения и забывания. Правильность предложенных моделей подтверждается тем, что их отклик на изменение параметров и входных величин соответствует объективно существующим закономерностям учебного процесса.
В современной России с каждым годом растет число таких образовательных организаций, как воскресные школы. В массе своей они являются конфессиональными учебными заведениями, ставящими своей целью религиозно-нравственное обучения и воспитание детей и взрослых. В истории отечественного образования периодом наиболее активного развития воскресных школ была вторая половина XIX века. Не случайно все больше внимания обращается на этот исторический период российской системы просвещения.
Издательство
- Издательство
- ГИПУ
- Регион
- Россия, Глазов
- Почтовый адрес
- 427621, Российская Федерация, Удмуртская Республика, Городской округ город Глазов, Глазов город, Первомайская улица, 25
- Юр. адрес
- 427621, Российская Федерация, Удмуртская Республика, Городской округ город Глазов, Глазов город, Первомайская улица, 25
- ФИО
- Чиговская-Назарова Янина Александровна (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- ggpi@ggpi.org
- Контактный телефон
- +7 (834) 1415585
- Сайт
- http://ggpi.org/