Дидактическая система «учитель-ученик» - слабоструктурированный и плохо формализуемый объект, функционирующий в условиях неопределенности и недостатка информации. Его изучение требует сочетания методов качественного, математического и компьютерного моделирования. В статье рассмотрены: 1) линейная и нелинейная модели системы «учитель-ученик»; 2) многокомпонентная модель усвоения логически несвязанной информации; 3) модель усвоения логически связанной информации; 4) модель усвоения и забывания частично связанного материала; 5) модель, учитывающая зависимость степени понимания от быстроты поступления учебной информации. Полученные графики показывают изменение количества знаний ученика во время обучения и забывания. Правильность предложенных моделей подтверждается тем, что их отклик на изменение параметров и входных величин соответствует объективно существующим закономерностям учебного процесса.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.62957/2949-3269-2024-62-4-14-21
Всесторонний анализ учебного процесса предполагает разумное сочетание содержательно-гуманитарного подхода, состоящего в изучении дидактических систем (ДС) «учитель-ученик» на качественном уровне, и формально-логического подхода, заключающегося в построении и развитии математической теории обучения. Интеграция содержательно-гуманитарного и формально-логического подходов способствует достижению целостного понимания мотивации и эмоциональных аспектов обучения, структуры и логики учебного процесса, а также позволяет создать более гибкую модель ДС.
Список литературы
1. Ажмухамедов И. М., Проталинский О. М. Методология исследования плохо формализуемых слабоструктурированных социотехнических систем // Вестник АГТУ: Управление, вычислительная техника и информатика. 2013. № 1. С. 144 – 154. EDN: OFWFMT
2. Буш Р., Мостеллер Ф. Стохастические модели обучаемости. Г.: Физматгиз, 1962. 484 с. http://vestnik.qqpi.org 2024 – № 4 (62).
3. Величковский Б. М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. Т. 1. М.: Смысл: Академия, 2006. 448 с.
4. Горелова Г.В. Когнитивный подход к имитационному моделированию сложных систем // Известия ЮФУ. Технические науки. 2013. № 3. С. 239 – 250. EDN: PYMNEB
5. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для учебы. высш. пед. учеб. учреждения. М.: Академия, 2001. 192 с.
6. Леонтьев Л. П., Гохман О. Г. Проблемы управления учебными процессами: математические модели. Рига, 1984. 239 с.
7. Майер Р.В. Исследование математических моделей дидактических систем на компьютере: монография. - Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2018. – 160 с. EDN: UVYNUV
8. Свиридов А.П. Статистическая теория обучения: монография. М.: Изд-во РСГУ, 2009. -570 с.
9. Шеннон Р. Имитационное моделирование: искусство и наука. - М.: Мир, 1978. -302 с.
10. Майер Р.В. Методы компьютерного моделирования процесса обучения // Европейский журнал современного образования, 2015, т. 13, вып. 3, стр. 198-212, 2015. DOI: 10.13187/ejced.2015.13.198 EDN: UQFXUF
11. Майер Р.В. Имитационная модель усвоения и забывания логически связанной информации // Международный журнал перспективных исследований. 2017. Т. 7. № 2. С. 64-73. EDN: ZGBPTN
12. Оксфордский справочник по вычислительной и математической психологии / Под редакцией Буземейера Дж. Р., Вана Чж., Таунсенда Дж. Т., Эйдельса А. - Oxford University Press, 2015. 389 стр.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья рассматривает понятие гражданской идентичности в исследованиях современных педагогов. Сложная структура понятия позволяет разное его толкование, порождает терминологическую синонимию, вариативность трактовок. Авторами проведен анализ презентации гражданской идентичности на основе категориальных признаков, что позволяет сравнить понятийную структуру в работах, посвященных разным уровням образования: дошкольном, школьном, профессиональном и высшем. Авторы приходят к выводу о том, что лишь когнитивные категориальные признаки реализуются в полном объеме на всех этапах.
В статье рассмотрен опыт реализации технологий искусственного интеллекта для разработки специальной программы как инновационного инструмента по осуществлению прогноза стабильности супружеских отношений. Для экспериментального исследования осуществлен сбор и обработка индивидуальных данных участников эксперимента 23-40 лет (n=57). С помощью реализации интеллектуальных алгоритмов машинного обучения были определены прогнозы по двум категориям: «неустойчивость и расторжение брака» и «устойчивость брака и исключение развода». В результате авторская разработка выявила ключевые категории признаков, положительно или отрицательно влияющих на возможность достижения в будущем семейного счастья. Созданная программа позволяет спрогнозировать будущую семейную траекторию и при определенных обстоятельствах может повысить целостность семейного очага.
В статье рассматриваются спорные на протяжении многих лет и актуальные на сегодняшний день проблемы: преподавание литературы и влияние на этот процесс подготовки к сдаче Единого Государственного Экзамена. Автор обращается к опыту работы школьных учителей, опирается на их рассуждения и собственный взгляд на озвученные проблемы.
В условиях стремительного роста интереса к изучению русского языка как иностранного возникает необходимость поиска педагогических методов, позволяющих облегчить процесс семантизации лакунной лексики на занятиях по русскому языку как иностранному. Цель данного исследования - выделение наиболее соответствующих требованиям методики преподавания русского языка как иностранного способов семантизации и педагогических методов, позволяющих внедрять данные способы семантизации на занятиях по русскому языку как иностранному. Для проведения данного исследования ведущим методом был выбран анализ. В результате исследования были выделены наиболее соответствующие требованиям методики преподавания русского языка как иностранного способы семантизации и педагогические методы, позволяющие их внедрять на занятиях. Самыми подходящими способами семантизации оказались использование наглядности, работа со словарями, догадка по контексту. Среди педагогических методов были выделены следующие: анализ ошибок, контекстные задачи, игровой метод, визуализация, дискуссионный метод, методы словарной работы, методы рефлексии. Результаты данного исследования могут быть применены при планировании уроков по русскому языку как иностранному, так как подбор педагогических методов на этапе изучения лакунной лексики нередко вызывает трудности у преподавателей.
В статье обосновывается важность изучения иноязычной культуры. В частности, автор уделяет внимание важности изучения культурным особенностям «тонкого» английского юмора. Он акцентирует внимание на том, что буквальный перевод юмора невозможен, так как английский «тонкий юмор» построен на игре слов. В статье приводятся примеры перевода юмористических произведений, основанных на каламбуре и игре слов. Автор подчеркивает, что знакомство с особенностями англоязычных юмористических произведений является хорошим средством для проникновения в иноязычную культуру и способствует организации полноценного коммуникативного процесса.
В статье кратко описывается история научной библиотеки ГИПУ от момента основания до современности. Большое внимание уделяется роли научной библиотеки как современного цифрового информационно-образовательного пространства, которое является неотъемлемой частью воспитательного и образовательного пространства университета, а также организатором мероприятий среди профессионального библиотечного сообщества, способствующих повышению узнаваемости университета в культурном пространстве города и республики.
В современной России с каждым годом растет число таких образовательных организаций, как воскресные школы. В массе своей они являются конфессиональными учебными заведениями, ставящими своей целью религиозно-нравственное обучения и воспитание детей и взрослых. В истории отечественного образования периодом наиболее активного развития воскресных школ была вторая половина XIX века. Не случайно все больше внимания обращается на этот исторический период российской системы просвещения.
Автором проделан анализ содержания международной научно-практической конференции историков педагогики страны. Выделены основные направления работы Научного совета, представлены отдельные выступления и статьи участников конференции: по педагогической аксиологии, историко-педагогической динамике современных категорий педагогики, семейному воспитанию в историко-педагогической науке, реинтеграции образования и науки возвращённых территорий, историко-педагогической регионалистике. Подробно представлены исследования преподавателей Глазовского государственного инженерно-педагогического университета имени В. Г. Короленко.
Издательство
- Издательство
- ГИПУ
- Регион
- Россия, Глазов
- Почтовый адрес
- 427621, Российская Федерация, Удмуртская Республика, Городской округ город Глазов, Глазов город, Первомайская улица, 25
- Юр. адрес
- 427621, Российская Федерация, Удмуртская Республика, Городской округ город Глазов, Глазов город, Первомайская улица, 25
- ФИО
- Чиговская-Назарова Янина Александровна (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- ggpi@ggpi.org
- Контактный телефон
- +7 (834) 1415585
- Сайт
- http://ggpi.org/