Представлен систематический обзор современных зарубежных исследований психологических факторов кибербезопасности и доверия к ложным новостям. Проведен анализ теоретических разработок и эмпирических исследований психологических сторон кибербезопасности в рамках концепций психологии личности, поведенческой психологии и социальной психологии. Несмотря на то, что общие психологические закономерности и теоретические модели этих разделов психологии находят применение в изучении кибербезопасности, имеющиеся результаты исследовательской работы этого направления все еще не позволяют сформировать целостную картину психологических факторов кибербезопасного поведения. При этом факторы личностных характеристик и поведения киберпреступников представляются лучше изученными и более понятными, чем факторы соблюдения и нарушения правил кибербезопасного поведения «обычными» пользователями. Далее в статье проводится обзор эмпирических исследований причин доверия интернет-пользователей к ложным новостям и способов его преодоления. Показано, что общая осведомленность о наличии проблемы распространения ложных новостей не способствует уменьшению доверия к ним, а использование неэффективных стратегий их распознавания часто дает противоположный эффект. Более сложная стратегия, основанная на знании конкретных приемов, посредством которых создаются ложные новости, напротив, позволяет более эффективно снижать риск доверия к ложным новостям. Автор приходит к выводу о целесообразности мер, содействующих кибербезопасному поведению интернет-пользователей, направленных не на стимулирование бдительности, а на повышение доверия к картине мира, в которую феномены угроз кибербезопасности и ложных новостей встроены в качестве знакомой и понятной составляющей.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.17759/jmfp.2024130415
- eLIBRARY ID
- 80369973
Хакеры категории А представляют собой достаточно хорошо организованные группы, владеющие знанием сложных технологий и большими материальными ресурсами, заинтересованные только в масштабных целях и способные к тщательному планированию. Категорию В составляют хакеры, обладающие продвинутыми знаниями технологий при ограниченных ресурсах и способные к ограниченному планированию. В категорию С входят хакеры, обладающие некоторыми ограниченными знаниями и ресурсами, но не склонные к планированию. Наконец, к категории D относятся хакеры, для которых совершение киберпреступлений является в терминологии К. Левина полевым повелением — те, кто не обладают ни специальными знаниями, ни ресурсами, действуют только тогда, когда видят легкую возможность, и реализуют свои идеи немедленно без какого-либо предварительного планирования.
Список литературы
1. Казун А.Д. Так ли страшен фейк? Ложные новости и их роль в современном мире // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 4(158). С. 162-175. DOI: 10.14515/monitoring.2020.4.791
2. Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Зарубежный опыт профилактики стресса, связанного с пандемией COVID-19 // Современная зарубежная психология. 2023. Том 12. № 2. С. 84-93. DOI: 10.17759/jmfp.2023120208
3. Марочкина С.С., Круглова М.С., Круглова Л.Э. Медиабезопасность аудитории СМИ в современном информационном пространстве // Вопросы безопасности. 2023. № 1. С. 42-50. DOI: 10.25136/2409-7543.2023.1.39836
4. Михеев Е.А. Психологические механизмы продвижения недостоверной информации в сети Интернет // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Том 26. № 4(87). С. 423-434. DOI: 10.24412/1999-6241-2021-4-87-423-434
5. Михеев Е.А., Нестик Т.А. Психологические механизмы инфодемии и отношение личности к дезинформации о COVID-19 в социальных сетях // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2021. Том 6. № 1(21). С. 37-64. DOI: 10.38098/ipran.sep.2021.21.1.002
6. Фролов И.С., Чернов А.Ю. Психологические аспекты восприятия негативных новостей в сети Интернет // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2023. № 3(54). С. 76-82. DOI: 10.18323/2221-5662-2023-3-76-82
7. Яновский М.И., Малишевская Е.В. Личностные свойства, способствующие нераспознаванию лжи // Психология и психотехника. 2023. № 4. С. 72-85. DOI: 10.7256/2454-0722.2023.4.68728
8. Aoun Barakat K., Dabbous A., Tarhini A. An empirical approach to understanding users’ fake news identification on social media // Online Information Review. 2021. Vol. 45. № 6. P. 1080-1096. DOI: 10.1108/OIR-08-2020-0333
9. Bruns A. Are filter bubbles real? Cambridge: Polity Press, 2019. 160 p.
10. Carrasco-Farré C. The fingerprints of misinformation: how deceptive content differs from reliable sources in terms of cognitive effort and appeal to emotions // Humanities and Social Sciences Communications. 2022. Vol. 9. № 1. Article ID 162. 18 p. DOI: 10.1057/s41599-022-01174-9
11. Exploring cybersecurity-related emotions and finding that they are challenging to measure / K. Renaud, V. Zimmermann, T. Schürmann, C. Böhm // Humanities and Social Sciences Communications. 2021. Vol. 8. Article ID 75. 17 p. DOI: 10.1057/s41599-021-00746-5
12. Gwebu K.L., Wang J., Zifla E. Can warnings curb the spread of fake news? The interplay between warning, trust and confirmation bias // Behaviour & Information Technology. 2022. Vol. 41. № 16. P. 3552-3573. DOI: 10.1080/0144929X.2021.2002932
13. Hacker types, motivations and strategies: A comprehensive framework / S. Chng, H.Y. Lu, A. Kumar, D. Yau // Computers in Human Behavior Reports. 2022. Vol. 5. Article ID 100167. 8 p. DOI: 10.1016/j.chbr.2022.100167
14. Kennison S.M., Chan-Tin E. Taking risks with cybersecurity: Using knowledge and personal characteristics to predict self-reported cybersecurity behaviors // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. Article ID 546546. 9 p. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.546546
15. McAlaney J., Benson V. Chapter 1 - Cybersecurity as a social phenomenon // Cyber influence and cognitive threats / Eds. V. Benson, J. McAlaney. New York: Academic Press, 2020. P. 1-8. DOI: 10.1016/B978-0-12-819204-7.00001-4
16. McAlaney J., Taylor J., Faily S. The social psychology of cybersecurity [Электронный ресурс] // The social psychology of cybersecurity: In Proceedings of the 1st International conference on cyber security for sustainable society: g. Coventry, 26-27 February 2015. London: Sustainable Society Network, 2015. 14 p. URL: https://rgu-repository.worktribe.com/output/1427756/the-social-psychology-of-cybersecurity (дата обращения: 25.10.2024).
17. Müller P., Schulz A. Facebook or Fakebook? How users’ perceptions of ‘fake news’ are related to their evaluation and verification of news on Facebook // Studies in Communication and Media. 2019. Vol. 8. № 4. P. 547-559. DOI: 10.5771/2192-4007-2019-4-547
18. Owen G. Game theory. Bingley: Emerald Group Publishing, 2013. 500 p.
19. Pariser E. The filter bubble: How the new personalized web is changing what we read and how we think. New York: Penguin Press, 2011. 375 p.
20. Patterson W., Winston-Proctor C.E. Behavioral cybersecurity: Applications of personality psychology and computer science. Boca Raton: CRC Press, 2019. 47 p. DOI: 10.1201/9780429461484
21. Roozenbeek J., Van der Linden S. The fake news game: actively inoculating against the risk of misinformation // Journal of risk research. 2019. Vol. 22. № 5. P. 570-580. DOI: 10.1080/13669877.2018.1443491
22. Shappie A.T., Dawson C.A., Debb S.M. Personality as a predictor of cybersecurity behavior // Psychology of Popular Media. 2020. Vol. 9. № 4. P. 475-480. DOI: 10.1037/ppm0000247
23. Testing the Effect of Information on Discerning the Veracity of News in Real Time / K. Aslett, Z. Sanderson, W. Godel, N. Persily, J. Nagler, R. Bonneau, J.A. Tucker // Journal of Experimental Political Science. 2023. Vol. 11. № 3. P. 262-276. DOI: 10.1017/XPS.2023.20
24. The effectiveness of social norms in fighting fake news on social media / H. Gimpel, S. Heger, C. Olenberger, L. Utz // Journal of Management Information Systems. 2021. Vol. 38. № 1. P. 196-221. DOI: 10.1080/07421222.2021.1870389
25. Wang S.A., Pang M.S., Pavlou P.A. Seeing is believing? How including a video in fake news influences users’ reporting of the fake news to social media platforms // MIS Quarterly. 2022. Vol. 46. № 3. P. 1323-1354. DOI: 10.2139/ssrn.3909942
26. Wenzel A. To verify or to disengage: Coping with “fake news” and ambiguity [Электронный ресурс] // International Journal of Communication. 2019. Vol. 13. P. 1977-1995. URL: https://ijoc.org/index.php/ijoc/article/viewFile/10025/2636 (дата обращения: 25.10.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен обзор современных зарубежных исследований нейропсихологического статуса лиц, совершивших социально агрессивные действия. Описаны факторы, которые влияют на формирование агрессивного поведения и основные теоретические взгляды на природу социальной агрессии. Выделены основные направления исследований этого вопроса в современной нейропсихологии. Приведен анализ различных нейропсихологических аспектов агрессии, включая особенности когнитивных и регуляторных процессов у лиц, совершивших насилие. Описаны нейропсихологические методики исследования управляющих функций и их направленность. Проведен анализ эмпирических, включая метааналитические нейропсихологические, исследований лиц, совершивших насилие. Показана различная картина дисфункциональности регуляторных процессов у агрессивных лиц и больных с поражениями лобных долей мозга. Представлено отличие проявлений нарушений регуляторных процессов у лиц с повреждениями лобных долей в детском и взрослом возрасте. Проведен анализ ряда гипотез биологических основ социальной агрессии, причинно-следственных связей между мозговой патологией и социальной агрессивностью и иерархических отношений между регуляторным и когнитивным дефицитом. Обозначены направления перспективных исследований социальной агрессии в нейропсихологии.
В статье представлен анализ современных зарубежных публикаций, посвященных исследованиям профессионально важных качеств психологов образования и психологов-консультантов. Проведенные научные исследования свидетельствуют о сложности профессиональной деятельности психолога, включающей решение значимых психологических проблем, часто не имеющих четких схем работы. Описаны ключевые задачи, которые решают психологи: разработка и реализация первичных и вторичных интервенций, мониторинг учебных и поведенческих трудностей, консультирование участников образовательной среды, разработка и оценка программ психологического сопровождения, исследовательская деятельность, постоянное повышение и подтверждение квалификации, работа с критическими ситуациями. Предпринята попытка проанализировать различные подходы в понимании зарубежными исследователями проблемы профессиональной идентичности. Профессиональная идентичность динамична и вариативна, формируется на протяжении всей жизни, объединяет эмоционально-волевые, ценностно-смысловые, личностные особенности, начинается с выбора профессии и продолжается на протяжении всей профессиональной жизни. Описываются разработанные зарубежными исследователями некоторые новые методики диагностики профессионально важных личностных качеств психологов.
Статья посвящена обзору современных исследований, изучающих влияние видеоигр с агрессивным контентом на эмоциональное состояние и поведение игроков. В ней рассматриваются различные теоретические подходы, в том числе Общая модель агрессии (GAM), Модель катализатора (Catalyst Model) и альтернативные теории, описывающие влияние агрессивного контента и медиа-насилия. Особое внимание уделено результатам эмпирических исследований, указывающих как на положительные, так и на негативные последствия видеоигр. К положительным эффектам относят снижение стресса и улучшение эмоционального состояния, в то время как негативные включают повышение агрессии, деструктивные поведенческие проявления и уменьшение уровня эмпатии. Обзор современных исследований демонстрирует, что влияние видеоигр может значительно варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей игроков, их личных характеристик, контекста игрового опыта, жанра видеоигр и иных факторов. Это делает вопрос о влиянии агрессивного контента в видеоиграх чрезвычайно сложным и многогранным. В статье подчеркивается необходимость дальнейших исследований в этой области, в том числе с применением коллегиального и междисциплинарного подходов в исследовании влияния агрессивного видеоигрового контента на эмоциональное и психологическое состояние игроков.
Терапия благополучия была разработана в 1990-х гг. на основе модели психологического благополучия, описывающей компоненты позитивного психологического функционирования, а затем пересмотрена в рамках концепции эутимии, отстаивающей идею баланса позитивных и негативных психологических характеристик. Будучи краткосрочной психотерапевтической стратегией, терапия благополучия включает от 8 до 20 сеансов, сгруппированных в три этапа: подготовительный этап терапии направлен на выявление и включение в повседневную жизнедеятельность эпизодов благополучия; основной этап состоит в идентификации мыслей, убеждений и моделей поведения, ведущих к снижению благополучия; завершающий этап заключается в когнитивной реструктуризации с использованием конкретных моделей психологического благополучия. Обзор зарубежных исследований показал, что терапия благополучия эффективна в лечении генерализованного тревожного расстройства, депрессивных и циклотимических расстройств, посттравматического стрессового расстройства, а также в изменении образа жизни при соматических заболеваниях, профилактике рецидивов депрессивных расстройств, терапевтической резистентности к антидепрессантам, синдрома отмены антидепрессантов, адаптации к обучению, снижении страха смерти у пожилых и профилактике зависимого поведения у подростков. Перспективы развития терапии благополучия включают ее внедрение в другие психотерапевтические подходы, расширение сфер ее клинического и неклинического применения, использование ее в качестве метода профилактики и лечения соматических и психосоматических заболеваний.
В статье представлен теоретический обзор современных исследований, посвященных проблеме влияния видеоигр на эмоциональное состояние игроков. Несмотря на большое число работ в этой области, их результаты достаточно противоречивы, поэтому необходим анализ метааналитических данных, а также детальное рассмотрение различных факторов, оказывающих влияние на эффект. Показано, что имеются доказательства как в пользу негативного влияния видеоигр на различные показатели эмоционального состояния, так в пользу позитивного, а также в пользу его отсутствия. Эффект зависит от различных дополнительных факторов - от индивидуально-личностных особенностей игрока, от жанра игры, от количества времени, проводимого за видеоиграми и многих других. Выявлено, что в некоторых случаях противоречия в результатах эмпирических работ объясняются влиянием этих факторов, в частности, большое влияние оказывает жанр игры, а также наличие игровой зависимости. Также нами были рассмотрены метааналитические работы, которые подтвердили положительный эффект обучающих видеоигр в отношении развития навыков эмоциональной саморегуляции, терапии симптомов аутизма и депрессии. Формулировка достоверных четких выводов относительно наличия и величины эффектов развлекательных жанров игр пока затруднена в связи с малым числом современных метаанализов.
В статье представлен обзор современного состояния исследований инкубационных процессов в решении мыслительных задач. Рассмотрены основные теоретические подходы к пониманию механизмов инкубации, а также методологические особенности и проблемы, связанные с изучением данного феномена. Выявлены недостатки существующих методов исследования, включая отсутствие стандартизации в определении инкубации, вариации в экспериментальных дизайнах и различия в интерпретации продолжительности инкубационного периода. Это создает необходимость в создании более универсальных методик для оценки инкубационных эффектов. Новизна настоящей работы заключается в анализе существующих знаний об инкубации, а также в выдвижении предположения о наличии совокупности взаимосвязанных процессов, влияющих на эффективность инкубационного вмешательства. Мы подчеркиваем необходимость интеграции подходов для более глубокого понимания инкубационных эффектов. Эта точка зрения помогает разрешить видимую противоречивость различных теоретических моделей и открывает новые возможности для изучения инкубации. Особое внимание уделено роли инкубационного периода в решении широкого круга проблем, включая творческие, академические и профессиональные задачи. Проанализированы различные виды инкубационных интервенций и их влияние на эффективность решения задач. Обозначены перспективные направления дальнейших исследований в области инкубационных процессов, а также их практические приложения.
В статье представлен обзор современных исследований феномена экзистенциальной изоляции в зарубежных работах. Предпринята попытка проанализировать различные методологические подходы в понимании зарубежными исследователями проблемы экзистенциальной изоляции. Рассматривается социально-психологическая модель STEIM, предложенная П. Хельмом, которая описывает экзистенциальную изоляцию как ситуативное и обобщенное переживание. Экзистенциальная изоляция, с одной стороны, связана с депрессией, тревогой и доступностью мыслей о смерти, а с другой стороны, вызывает социальное избегание и утрату надежды на возможность быть пóнятым, что создает значительные трудности для оказания помощи людям с этим состоянием в психотерапии. Обсуждается скандинавская традиция изучения экзистенциального одиночества, в которой превалируют качественные исследования пожилых людей, а феномен последовательно оказывается связанным с переживанием бессмысленности и близости смерти. Делается вывод, что разные школы изучают один феномен, подходя к его исследованию с разных сторон. Подчеркивается необходимость установления диалога между исследовательскими традициями для целостного понимания феномена и всестороннего изучения возможностей для преодоления переживания экзистенциальной изоляции.
Издательство
- Издательство
- МГППУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- Юр. адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- ФИО
- Марголис Аркадий Аронович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- margolisaa@mgppu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6329202
- Сайт
- https://mgppu.ru/