Терапия благополучия была разработана в 1990-х гг. на основе модели психологического благополучия, описывающей компоненты позитивного психологического функционирования, а затем пересмотрена в рамках концепции эутимии, отстаивающей идею баланса позитивных и негативных психологических характеристик. Будучи краткосрочной психотерапевтической стратегией, терапия благополучия включает от 8 до 20 сеансов, сгруппированных в три этапа: подготовительный этап терапии направлен на выявление и включение в повседневную жизнедеятельность эпизодов благополучия; основной этап состоит в идентификации мыслей, убеждений и моделей поведения, ведущих к снижению благополучия; завершающий этап заключается в когнитивной реструктуризации с использованием конкретных моделей психологического благополучия. Обзор зарубежных исследований показал, что терапия благополучия эффективна в лечении генерализованного тревожного расстройства, депрессивных и циклотимических расстройств, посттравматического стрессового расстройства, а также в изменении образа жизни при соматических заболеваниях, профилактике рецидивов депрессивных расстройств, терапевтической резистентности к антидепрессантам, синдрома отмены антидепрессантов, адаптации к обучению, снижении страха смерти у пожилых и профилактике зависимого поведения у подростков. Перспективы развития терапии благополучия включают ее внедрение в другие психотерапевтические подходы, расширение сфер ее клинического и неклинического применения, использование ее в качестве метода профилактики и лечения соматических и психосоматических заболеваний.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.17759/jmfp.2024130408
- eLIBRARY ID
- 80369965
В 1950-х годах специалисты предположили, что целью психотерапии может быть не столько избавление от психологического дискомфорта, сколько повышение личного комфорта и самоэффективности, спонтанная мобилизация сил для восстановления [25]. Развивая эту идею, известный социальный психолог М. Яхода высказалась против отождествления концепции психического здоровья с отсутствием заболеваний и предложила рассматривать ее в более позитивном значении, так как отсутствие заболеваний выступает необходимым, но недостаточным критерием психического здоровья, а достижение последнего требует повышения психологического благополучия человека [20].
Список литературы
1. A randomized controlled trial of well-being therapy to promote adaptation and alleviate emotional distress among medical freshmen / Y.Y. Xu, T. Wu, Y.J. Yu, M. Li // BMC Medical Education. 2019. Vol. 19. Article ID 182. 10 p. DOI: 10.1186/s12909-019-1616-9
2. An intervention based on well-being therapy to prevent alcohol use and other unhealthy lifestyle behaviors among students: A three-arm cluster randomized controlled trial / L. Fantini, S. Gostoli, M.G. Artin, C. Rafanelli // Psychology, Health and Medicine. 2024. Vol. 29. № 5. P. 930-950. DOI: 10.1080/13548506.2023.2235740
3. Bovero A., Opezzo M., Tesio V. Relationship between demoralization and quality of life in end-of-life cancer patients // Psycho-Oncology. 2023. Vol. 32. № 3. P. 429-437. DOI: 10.1002/pon.6095
4. Cognitive restructuring during depressive symptoms: A scoping review / B. Santos, L. Pinho, M.J. Nogueira, R. Pires, C. Sequeira, P. Montesó-Curto // Healthcare. 2024. Vol. 12. № 13. Article ID 1292. 14 p. DOI: 10.3390/healthcare12131292
5. Cosci F. Well-being therapy in a patient with panic disorder who failed to respond to paroxetine and cognitive behavior therapy // Psychotherapy and Psychosomatics. 2015. Vol. 84. № 5. P. 318-319. DOI: 10.1159/000430789
6. de Vries L.P., van de Weijer M.P., Bartels M. The human physiology of well-being: A systematic review on the association between neurotransmitters, hormones, inflammatory markers, the microbiome and well-being // Neuroscience and Biobehavioral Reviews. 2022. Vol. 139. Article ID 104733. 23 p. DOI: 10.1016/j.neubiorev.2022.104733
7. Effectiveness of positive psychology interventions: A systematic review and meta-analysis / A. Carr, K. Cullen, C. Keeney, C. Canning, O. Mooney, E. Chinseallaigh, A. O’Dowd // Journal of Positive Psychology. 2021. Vol. 16. № 6. P. 749-769. DOI: 10.1080/17439760.2020.1818807
8. Emeka U., Obikeze N.J., Obi I. Effect of cognitive restructuring on psychological well-being of secondary school students in Anambra State // Unizik Journal of Educational Research and Policy Studies. 2024. Vol. 18. № 2. P. 391-400.
9. Fava G.A. Well-being therapy: Current indications and emerging perspectives // Psychotherapy and Psychosomatics. 2016. Vol. 85. № 3. P. 136-145. DOI: 10.1159/000444114
10. Fava G.A., Bech P. The concept of euthymia // Psychotherapy and Psychosomatics. 2016. Vol. 85. № 1. P. 1-5. DOI: 10.1159/000441244
11. Fava G.A., Belaise C. Discontinuing antidepressant drugs: Lesson from a failed trial and extensive clinical experience // Psychotherapy and Psychosomatics. 2018. Vol. 87. № 5. P. 257-267. DOI: 10.1159/000492693
12. Fava G.A., Guidi J. The pursuit of euthymia // World Psychiatry. 2020. Vol. 19. № 1. P. 40-50. DOI: 10.1002/wps.20698
13. Gakinya G.W., Wasanga C., Kipnusu R. Role and practice of cognitive restructuring in managing psychological well-being of secondary school teachers: A review of literature // Journal of Advanced Psychology. 2022. Vol. 4. № 1. P. 37-42. DOI: 10.47941/japsy.1084
14. Gilleen J., Shergill S.S., Kapur S. Impaired subjective well-being in schizophrenia is associated with reduced anterior cingulate activity during reward processing // Psychological Medicine. 2015. Vol. 45. № 3. P. 589-600. DOI: 10.1017/S0033291714001718
15. Guidi J. The clinical role of euthymia in mental health // Clinical Psychology in Europe. 2024. Vol. 6. № 2. Article ID e14349. 5 p. DOI: 10.32872/cpe.14349
16. Guidi J., Fava G.A. Conceptual and clinical innovations of well-being therapy // International Journal of Cognitive Therapy. 2021. Vol. 14. P. 196-208. DOI: 10.1007/s41811-021-00101-1
17. Hossein Nazari N., Nejat H., Saffarian Tosi M. The comparison of the effectiveness of well-being therapy with acceptance and commitment therapy on death anxiety in the elderly // Aging Psychology. 2022. Vol. 8. № 1. P. 25-38. DOI: 10.22126/jap.2022.7478.1605
18. Improving pleasure and motivation in schizophrenia: A randomized controlled clinical trial / J. Favrod, A. Nguyen, J. Chaix [et al.] // Psychotherapy and Psychosomatics. 2019. Vol. 88. № 2. P. 84-95. DOI: 10.1159/000496479
19. Iturbe I., Echeburúa E., Maiz E. The effectiveness of acceptance and commitment therapy upon weight management and psychological well-being of adults with overweight or obesity: A systematic review // Clinical Psychology and Psychotherapy. 2022. Vol. 29. № 3. P. 837-856. DOI: 10.1002/cpp.2695
20. Jahoda M. Current concepts of positive mental health. New York: Basic Books, 1958. 136 p.
21. Mindfulness-based stress reduction benefits psychological well-being, sleep quality, and athletic performance in female collegiate rowers / B.J. Jones, S. Kaur, M. Miller, R.M.C. Spencer // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. Article ID 572980. 10 p. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.572980
22. Mixed-mode mindfulness-based cognitive therapy for psychological resilience, self-esteem and stigma of patients with schizophrenia: A randomized controlled trial / J. Dai, D. Sun, B. Li, Y. Zhang, M. Wen, H. Wang, H. Bi // BMC Psychiatry. 2024. Vol. 24. Article ID 179. 10 p. DOI: 10.1186/s12888-024-05636-z
23. Müller-Engelmann M., Steil R. Cognitive restructuring and imagery modification for posttraumatic stress disorder (CRIM-PTSD): A pilot study // Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry. 2017. Vol. 54. P. 44-50. DOI: 10.1016/j.jbtep.2016.06.004
24. Nuraeni N., Ratnaya G. The effectiveness of cognitive behavior therapy cognitive restructuring techniques to minimize students’ academic anxiety in science subjects // Journal Penelitian Pendidikan IPA. 2023. Vol. 9. № 2. P. 938-942. DOI: 10.29303/jppipa.v9i2.2894
25. Parloff M.B., Kelman H.C., Frank J.D. Comfort, effectiveness, and self-awareness as criteria of improvement in psychotherapy // The American Journal of Psychiatry. 1954. Vol. 111. № 5. P. 343-351. DOI: 10.1176/ajp.111.5.343
26. Perceptions of healthcare professionals’ psychological wellbeing at work and the link to patient’ experiences of care: A scoping review / K. Bamforth, P. Rae, J. Maben, H. Lloyd, S. Pearce // International Journal of Nursing Studies Advances. 2023. Vol. 5. Article ID 100148. 24 p. DOI: 10.1016/j.ijnsa.2023.100148
27. Positive psychological well-being: A novel concept for improving symptoms, quality of life, and health behaviors in irritable bowel syndrome / E.N. Madva, L.E. Harnedy, R.M. Longley [et al.] // Neurogastroenterology and Motility. 2023. Vol. 35. № 4. Article ID e14531. 21 p. DOI: 10.1111/nmo.14531
28. Psychological well-being of teachers: Influence of burnout, personality, and psychosocial climate / I.M. Espinoza-Díaz, J. Tous-Pallarés, S. Lucas-Mangas, L. Valdivieso-León, A. Vigil-Colet // Frontiers in Psychology. 2023. Vol. 14. Article ID 1211280. 8 p. DOI: 10.3389/fpsyg.2023.1211280
29. Radstaak M., Hüning L., Bohlmeijer E.T. Well-being therapy as rehabilitation therapy for posttraumatic stress disorder symptoms: A randomized controlled trial // Journal of Trauma Stress. 2020. Vol. 33. № 5. P. 813-823. DOI: 10.1002/jts.22500
30. Ryff C.D. Psychological well-being revisited: Advances in the science and practice of eudaimonia // Psychotherapy and Psychosomatics. 2013. Vol. 83. № 1. P. 10-28. DOI: 10.1159/000353263
31. Self-help digital interventions targeted at improving psychological well-being in young people with perceived or clinically diagnosed reduced well-being: Systematic review / C.M. Babbage, G.M. Jackson, E.B. Davies, E. Nixon // JMIR Mental Health. 2022. Vol. 9. № 8. Article ID e25716. 20 p. DOI: 10.2196/25716
32. Sequential combination of cognitive-behavioral treatment and well-being therapy in depressed patients with acute coronary syndromes: A randomized controlled trial (TREATED-ACS Study) / C. Rafanelli, S. Gostoli, S. Buzzichelli [et al.] // Psychotherapy and Psychosomatics. 2020. Vol. 89. № 6. P. 345-356. DOI: 10.1159/000510006
33. Shin H., Park C. Social support and psychological well-being in younger and older adults: The mediating effects of basic psychological need satisfaction // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. Article ID 1051968. 14 p. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.1051968
34. Student psychological well-being in higher education: The role of internal team environment, institutional, friends and family support and academic engagement / S. Chaudhry, A. Tandon, S. Shinde, A. Bhattacharya // PLoS One. 2024. Vol. 19. № 1. Article ID e0297508. 23 p. DOI: 10.1371/journal.pone.0297508
35. The effectiveness of compassion-focused therapy on psychological well-being and meaning in life of mothers of children with intellectual and developmental disorders / A. Taheri, S.A. Marashi, N. Hamid, K. Beshlideh // Iranian Journal of Psychiatry and Clinical Psychology. 2022. Vol. 28. № 1. P. 20-33. DOI: 10.32598/ijpcp.28.1.3046.1
36. The effectiveness of reminiscence-based intervention on improving psychological well-being in cognitively intact older adults: A systematic review and meta-analysis / W. Tam, S.N. Poon, R. Mahendran, E.H. Kua, X.V. Wu // International Journal of Nursing Studies. 2021. Vol. 114. Article ID 103847. DOI: 10.1016/j.ijnurstu.2020.103847
37. The relationship between suicidal thoughts and well-being among individuals with a history of depression and cardiovascular risk / A.K. Gold, E. Albury, D.J. Rabideau, C. Yu, D. Katz, A.A. Nierenberg, L.G. Sylvia // Psychiatry Research Communications. 2022. Vol. 2. № 3. Article ID 100059. 4 p. DOI: 10.1016/j.psycom.2022.100059
38. The sequential combination of cognitive behavioral treatment and well-being therapy in cyclothymic disorder / G.A. Fava, C. Rafanelli, E. Tomba, J. Guidi, S. Grandi // Psychotherapy and Psychosomatics. 2011. Vol. 80. № 3. P. 136-143. DOI: 10.1159/000321575
39. Thompson B.A., Schary D.P. Well-being therapy: An approach to increase athlete well-being and performance // Journal of Sport Psychology in Action. 2021. Vol. 12. № 1. P. 1-10. DOI: 10.1080/21520704.2020.1750516
40. Tomba E., Tecuta L. Well-being therapy in a patient with anorexia nervosa // Psychotherapy and Psychosomatics. 2016. Vol. 85. № 6. P. 369-370. DOI: 10.1159/000448052
41. van Dierendonck D., Lam H. Interventions to enhance eudaemonic psychological well-being: A meta-analytic review with Ryff’s Scales of Psychological Well-being // Applied Psychology: Health and Well-Being. 2023. Vol. 15. № 2. P. 594-610. DOI: 10.1111/aphw.12398
42. Well-being therapy and sleep hygiene in a non-clinical population of adults reporting poor sleep quality and distress: A remote pilot randomized controlled study / G. Benasi, A. Malik, B. Cheng, B. Aggarwal, A. Shechter, M.P. St-Onge // Behavioral Sleep Medicine. 2024. Vol. 22. № 1. P. 115-128. DOI: 10.1080/15402002.2023.2197600
43. Well-being therapy in systemic sclerosis outpatients: A randomized controlled trial / S. Romanazzo, S. Ceccatelli, G. Mansueto, F. Sera, S. Guiducci, M. Matucci Cerinic, F. Cosci // Rheumatology. 2024. 8 p. Preprint. DOI: 10.1093/rheumatology/keae114
44. Well-being therapy of generalized anxiety disorder / G.A. Fava, C. Ruini, C. Rafanelli, L. Finos, L. Salmaso, L. Mangelli, S. Sirigatti // Psychotherapy and Psychosomatics. 2004. Vol. 74. № 1. P. 26-30. DOI: 10.1159/000082023
45. Well-being therapy. A novel psychotherapeutic approach for residual symptoms of affective disorders / G.A. Fava, C. Rafanelli, M. Cazzaro, S. Conti, S. Grandi // Psychological Medicine. 1998. Vol. 28. № 2. P. 475-480. DOI: 10.1017/s0033291797006363
46. Wenzel A. Basic strategies of cognitive behavioral therapy // The Psychiatric Clinics of North America. 2017. Vol. 40. № 4. P. 597-609. DOI: 10.1016/j.psc.2017.07.001
47. Yosep I., Mardhiyah A., Sriati A. Mindfulness intervention for improving psychological wellbeing among students during COVID-19 pandemic: A scoping review // Journal of Multidisciplinary Healthcare. 2023. Vol. 16. P. 1425-1437. DOI: 10.2147/JMDH.S411849
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен обзор современных зарубежных исследований нейропсихологического статуса лиц, совершивших социально агрессивные действия. Описаны факторы, которые влияют на формирование агрессивного поведения и основные теоретические взгляды на природу социальной агрессии. Выделены основные направления исследований этого вопроса в современной нейропсихологии. Приведен анализ различных нейропсихологических аспектов агрессии, включая особенности когнитивных и регуляторных процессов у лиц, совершивших насилие. Описаны нейропсихологические методики исследования управляющих функций и их направленность. Проведен анализ эмпирических, включая метааналитические нейропсихологические, исследований лиц, совершивших насилие. Показана различная картина дисфункциональности регуляторных процессов у агрессивных лиц и больных с поражениями лобных долей мозга. Представлено отличие проявлений нарушений регуляторных процессов у лиц с повреждениями лобных долей в детском и взрослом возрасте. Проведен анализ ряда гипотез биологических основ социальной агрессии, причинно-следственных связей между мозговой патологией и социальной агрессивностью и иерархических отношений между регуляторным и когнитивным дефицитом. Обозначены направления перспективных исследований социальной агрессии в нейропсихологии.
В статье представлен анализ современных зарубежных публикаций, посвященных исследованиям профессионально важных качеств психологов образования и психологов-консультантов. Проведенные научные исследования свидетельствуют о сложности профессиональной деятельности психолога, включающей решение значимых психологических проблем, часто не имеющих четких схем работы. Описаны ключевые задачи, которые решают психологи: разработка и реализация первичных и вторичных интервенций, мониторинг учебных и поведенческих трудностей, консультирование участников образовательной среды, разработка и оценка программ психологического сопровождения, исследовательская деятельность, постоянное повышение и подтверждение квалификации, работа с критическими ситуациями. Предпринята попытка проанализировать различные подходы в понимании зарубежными исследователями проблемы профессиональной идентичности. Профессиональная идентичность динамична и вариативна, формируется на протяжении всей жизни, объединяет эмоционально-волевые, ценностно-смысловые, личностные особенности, начинается с выбора профессии и продолжается на протяжении всей профессиональной жизни. Описываются разработанные зарубежными исследователями некоторые новые методики диагностики профессионально важных личностных качеств психологов.
Статья посвящена обзору современных исследований, изучающих влияние видеоигр с агрессивным контентом на эмоциональное состояние и поведение игроков. В ней рассматриваются различные теоретические подходы, в том числе Общая модель агрессии (GAM), Модель катализатора (Catalyst Model) и альтернативные теории, описывающие влияние агрессивного контента и медиа-насилия. Особое внимание уделено результатам эмпирических исследований, указывающих как на положительные, так и на негативные последствия видеоигр. К положительным эффектам относят снижение стресса и улучшение эмоционального состояния, в то время как негативные включают повышение агрессии, деструктивные поведенческие проявления и уменьшение уровня эмпатии. Обзор современных исследований демонстрирует, что влияние видеоигр может значительно варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей игроков, их личных характеристик, контекста игрового опыта, жанра видеоигр и иных факторов. Это делает вопрос о влиянии агрессивного контента в видеоиграх чрезвычайно сложным и многогранным. В статье подчеркивается необходимость дальнейших исследований в этой области, в том числе с применением коллегиального и междисциплинарного подходов в исследовании влияния агрессивного видеоигрового контента на эмоциональное и психологическое состояние игроков.
В статье представлен теоретический обзор современных исследований, посвященных проблеме влияния видеоигр на эмоциональное состояние игроков. Несмотря на большое число работ в этой области, их результаты достаточно противоречивы, поэтому необходим анализ метааналитических данных, а также детальное рассмотрение различных факторов, оказывающих влияние на эффект. Показано, что имеются доказательства как в пользу негативного влияния видеоигр на различные показатели эмоционального состояния, так в пользу позитивного, а также в пользу его отсутствия. Эффект зависит от различных дополнительных факторов - от индивидуально-личностных особенностей игрока, от жанра игры, от количества времени, проводимого за видеоиграми и многих других. Выявлено, что в некоторых случаях противоречия в результатах эмпирических работ объясняются влиянием этих факторов, в частности, большое влияние оказывает жанр игры, а также наличие игровой зависимости. Также нами были рассмотрены метааналитические работы, которые подтвердили положительный эффект обучающих видеоигр в отношении развития навыков эмоциональной саморегуляции, терапии симптомов аутизма и депрессии. Формулировка достоверных четких выводов относительно наличия и величины эффектов развлекательных жанров игр пока затруднена в связи с малым числом современных метаанализов.
В статье представлен обзор современного состояния исследований инкубационных процессов в решении мыслительных задач. Рассмотрены основные теоретические подходы к пониманию механизмов инкубации, а также методологические особенности и проблемы, связанные с изучением данного феномена. Выявлены недостатки существующих методов исследования, включая отсутствие стандартизации в определении инкубации, вариации в экспериментальных дизайнах и различия в интерпретации продолжительности инкубационного периода. Это создает необходимость в создании более универсальных методик для оценки инкубационных эффектов. Новизна настоящей работы заключается в анализе существующих знаний об инкубации, а также в выдвижении предположения о наличии совокупности взаимосвязанных процессов, влияющих на эффективность инкубационного вмешательства. Мы подчеркиваем необходимость интеграции подходов для более глубокого понимания инкубационных эффектов. Эта точка зрения помогает разрешить видимую противоречивость различных теоретических моделей и открывает новые возможности для изучения инкубации. Особое внимание уделено роли инкубационного периода в решении широкого круга проблем, включая творческие, академические и профессиональные задачи. Проанализированы различные виды инкубационных интервенций и их влияние на эффективность решения задач. Обозначены перспективные направления дальнейших исследований в области инкубационных процессов, а также их практические приложения.
В статье представлен обзор современных исследований феномена экзистенциальной изоляции в зарубежных работах. Предпринята попытка проанализировать различные методологические подходы в понимании зарубежными исследователями проблемы экзистенциальной изоляции. Рассматривается социально-психологическая модель STEIM, предложенная П. Хельмом, которая описывает экзистенциальную изоляцию как ситуативное и обобщенное переживание. Экзистенциальная изоляция, с одной стороны, связана с депрессией, тревогой и доступностью мыслей о смерти, а с другой стороны, вызывает социальное избегание и утрату надежды на возможность быть пóнятым, что создает значительные трудности для оказания помощи людям с этим состоянием в психотерапии. Обсуждается скандинавская традиция изучения экзистенциального одиночества, в которой превалируют качественные исследования пожилых людей, а феномен последовательно оказывается связанным с переживанием бессмысленности и близости смерти. Делается вывод, что разные школы изучают один феномен, подходя к его исследованию с разных сторон. Подчеркивается необходимость установления диалога между исследовательскими традициями для целостного понимания феномена и всестороннего изучения возможностей для преодоления переживания экзистенциальной изоляции.
Представлен систематический обзор современных зарубежных исследований психологических факторов кибербезопасности и доверия к ложным новостям. Проведен анализ теоретических разработок и эмпирических исследований психологических сторон кибербезопасности в рамках концепций психологии личности, поведенческой психологии и социальной психологии. Несмотря на то, что общие психологические закономерности и теоретические модели этих разделов психологии находят применение в изучении кибербезопасности, имеющиеся результаты исследовательской работы этого направления все еще не позволяют сформировать целостную картину психологических факторов кибербезопасного поведения. При этом факторы личностных характеристик и поведения киберпреступников представляются лучше изученными и более понятными, чем факторы соблюдения и нарушения правил кибербезопасного поведения «обычными» пользователями. Далее в статье проводится обзор эмпирических исследований причин доверия интернет-пользователей к ложным новостям и способов его преодоления. Показано, что общая осведомленность о наличии проблемы распространения ложных новостей не способствует уменьшению доверия к ним, а использование неэффективных стратегий их распознавания часто дает противоположный эффект. Более сложная стратегия, основанная на знании конкретных приемов, посредством которых создаются ложные новости, напротив, позволяет более эффективно снижать риск доверия к ложным новостям. Автор приходит к выводу о целесообразности мер, содействующих кибербезопасному поведению интернет-пользователей, направленных не на стимулирование бдительности, а на повышение доверия к картине мира, в которую феномены угроз кибербезопасности и ложных новостей встроены в качестве знакомой и понятной составляющей.
Издательство
- Издательство
- МГППУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- Юр. адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- ФИО
- Марголис Аркадий Аронович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- margolisaa@mgppu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6329202
- Сайт
- https://mgppu.ru/