В статье представлен обзор современного состояния исследований инкубационных процессов в решении мыслительных задач. Рассмотрены основные теоретические подходы к пониманию механизмов инкубации, а также методологические особенности и проблемы, связанные с изучением данного феномена. Выявлены недостатки существующих методов исследования, включая отсутствие стандартизации в определении инкубации, вариации в экспериментальных дизайнах и различия в интерпретации продолжительности инкубационного периода. Это создает необходимость в создании более универсальных методик для оценки инкубационных эффектов. Новизна настоящей работы заключается в анализе существующих знаний об инкубации, а также в выдвижении предположения о наличии совокупности взаимосвязанных процессов, влияющих на эффективность инкубационного вмешательства. Мы подчеркиваем необходимость интеграции подходов для более глубокого понимания инкубационных эффектов. Эта точка зрения помогает разрешить видимую противоречивость различных теоретических моделей и открывает новые возможности для изучения инкубации. Особое внимание уделено роли инкубационного периода в решении широкого круга проблем, включая творческие, академические и профессиональные задачи. Проанализированы различные виды инкубационных интервенций и их влияние на эффективность решения задач. Обозначены перспективные направления дальнейших исследований в области инкубационных процессов, а также их практические приложения.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.17759/jmfp.2024130412
- eLIBRARY ID
- 80369970
К числу типов инкубационного влияния относят отсроченную инкубацию, когда испытуемые решают задачи на первом этапе, затем делают перерыв и решают оставшиеся задачи на втором этапе, и немедленную инкубацию — в таком случае сначала испытуемые получают инструкцию, но решение откладывается на некоторое время, в течение которого решают инкубационные задачи. Эффект инкубации вычисляется как разница между успешностью выполнения задач на втором этапе между экспериментальной и контрольной группами [9]. Существуют исследования, где совмещают оба типа инкубационного влияния. Согласно метаанализу, положительные эффекты присутствуют как при немедленной, так и при отсроченной инкубации [28].
Список литературы
1. Валуева Е.А. Роль инкубационного периода в решении задач // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Том 13. № 4. С. 789-800. DOI: 10.17323/1813-8918-2016-4-789-800
2. Валуева Е.А., Ушаков Д.В. Инсайт и инкубация в мышлении: роль процессов осознавания // Сибирский психологический журнал. 2017. № 63. С. 19-35. DOI: 10.17223/17267080/63/2
3. Валуева Е.А., Ушаков Д.В. Сигнальная модель инсайта: от исторических предпосылок к эмпирическим предсказаниям // Современные исследования интеллекта и творчества / Под ред. А.Д. Журавлева, Д.В. Ушакова, М.А. Холодной. Москва: Когито-Центр, 2015. С. 15-48.
4. Владимиров И.Ю. Инсайтное решение как процесс преодоления фиксированности. М.: Институт психологии РАН, 2024. 466 с. DOI: 10.38098/mng_24_0470
5. Владимиров И.Ю., Маркина П.Н. Объективный и субъективный тупик в процессе инсайтного решения // Вестник ЯрГУ. Серия “Гуманитарные науки”. 2017. № 3. С. 76-80. DOI: 10.18255/1996-5648-2017-3-76-80
6. Возможности исследования инкубации с помощью внутри- и межгруппового дизайна экспериментов / Е.М. Лаптева, Е.А. Валуева, Л.Я. Зейдельман, А.А. Зинина // Экспериментальная психология. 2020. Том 13. № 2. С. 28-39. DOI: 10.17759/exppsy.2020130203
7. Коровкин С.Ю. Мыслительные схемы в инсайтном решении задач. М.: Институт психологии РАН, 2023. 271 с.
8. Лаптева Н.М. Инкубация в решении творческих задач: гипотезы и перспективы исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Том 17. № 4. С. 630-644. DOI: 10.17323/1813-8918-2020-4-630-644
9. Лаптева Н.М. Когнитивные механизмы инкубации при решении мыслительных задач: дис.... канд. психол. наук. М., 2021. 122 с.
10. Савинова А.Д. Стадии решения мыслительных задач Уолласа [Электронный ресурс] // Большая российская энциклопедия: Научно-образовательный портал. 2022. URL: https://bigenc.ru/c/stadii-resheniia-myslitel-nykh-zadach-uollasa-c069c7 (дата обращения: 20.12.2024).
11. Beda Z., Smith S.M. Unfixate your creative mind: Forgetting fixation and its applications // Translational Issues in Psychological Science. 2022. Vol. 8. № 1. P. 66-78. DOI: 10.1037/tps0000290
12. Caravona L., Macchi L. Different incubation tasks in insight problem solving: evidence for unconscious analytic thought // Thinking & Reasoning. 2023. Vol. 29. № 4. P. 559-593. DOI: 10.1080/13546783.2022.2096694
13. Christensen B.T. Problematic Assumptions in Incubation Effect Studies and What to do about Them // Creative cognition: analogy and incubation / Ed. Bo T. Christensen. Aarhus: University of Aarhus, 2005. P. 37-87.
14. Dodds R.A., Ward T.B., Smith S.M. A review of experimental research on incubation in problem solving and creativity: Unpublished Doctoral Thesis [Электронный ресурс]. Texas: Texas A&M University, 2004. URL: http://ecologylab.net/research/publications/DoddsSmithWardChapter.pdf (дата обращения: 20.12.2024).
15. Gilhooly K.J., Georgiou G., Devery U. Incubation and creativity: Do something different // Thinking & Reasoning. 2013. Vol. 19. № 2. P. 137-149. DOI: 10.1080/13546783.2012.749812
16. Henriksen D., Richardson C., Shack K. Mindfulness and creativity: Implications for thinking and learning // Thinking Skills and Creativity. 2020. Vol. 37. Article ID 100689. 10 p. DOI: 10.1016/j.tsc.2020.100689
17. Hines M.E., Catalana S.M., Anderson B.N. When learning sinks in: Using the incubation model of teaching to guide students through the creative thinking process // Gifted Child Today. 2019. Vol. 42. № 1. P. 36-45. DOI: 10.1177/1076217518804858
18. Howe C.J. Collaborative Group Work in Science: Incubation and the Growth of Knowledge // Biennial Meeting of the Society for Research into Child Development (Tampa, FL, April, 2003). Tampa, 2003. 13 p.
19. Krashen S. Incubation: A neglected aspect of the composing process // Esl Journal. 2001. Vol. 4. № 2. P. 10-11.
20. McConnon C. A Creative Cognition Framework for Generating Breakthrough Ideas. An Abstract of a Project in Creativity and Change Leadership. Submitted in Partial Fulfilment of the Requirements for the Degree of Master of Science. New York: State University of New York, 2023. 94 p.
21. Medd E., Houtz J.C. The effects of facilitated incubation on fourth graders’ creative writing [Электронный ресурс] // Educational Research Quarterly. 2002. Vol. 26. № 2. 13 p. URL: https://typeset.io/papers/the-effects-of-facilitated-incubation-on-fourth-graders-213ndr6qjb (дата обращения: 20.12.2024).
22. Müller B.C.N., Gerasimova A., Ritter S.M. Concentrative meditation influences creativity by increasing cognitive flexibility // Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. 2016. Vol. 10. № 3. P. 278-286. DOI: 10.1037/a0040335
23. Nam H., Lee C.H. The immediate incubation effect on creative problem solving: using the remote association task // Psychologia. 2015. Vol. 58. № 2. P. 98-2113. DOI: 10.2117/psysoc.2015.98
24. Savic M. The incubation effect: How mathematicians recover from proving impasses // The Journal of Mathematical Behavior. 2015. Vol. 39. P. 67-278. DOI: 10.1016/j.jmathb.2015.06.001
25. Segal E. Incubation in insight problem solving // Creativity Research Journal. 2004. Vol. 16. P. 141-2148. DOI: 10.1207/s15326934crj1601_13
26. Shaw S.T. Creative problem-solving in mathematics: Immersion, impasse, incubation, and insight. A dissertation submitted in partial satisfaction of the requirements for the degree Doctor of Philosophy in Psychology. Los Angeles: University of California, 2020. 98 p.
27. Shin J., Grant A.M. When putting work off pays off: The curvilinear relationship between procrastination and creativity // Academy of Management Journal. 2021. Vol. 64. № 3. P. 772-798. DOI: 10.5465/AMJ.2018.1471
28. Sio U.N., Ormerod T.C. Does incubation enhance problem solving? A meta-analytic review // Psychological bulletin. 2009. Vol. 135. № 1. P. 94-120. DOI: 10.1037/a0014212
29. Sosa R., Gero J.S. “Critical Mass of Ideas”: A Model of Incubation in Brainstorming // The 2nd International Conference on Design Creativity (ICDC2012): Glasgow, UK, 18th-20th September 2012) / Eds. A. Duffy, Y. Nagai, T. Taura. Glasgow: The Design Society, 2012. P. 157-168.
30. Talandron-Felipe M.M.P., Rodrigo M.M.T. The incubation effect among students playing an educational game for physics // Research and Practice in Technology Enhanced Learning. 2021. Vol. 16. Article ID 19. 21 p. DOI: 10.1186/s41039-021-00171-x
31. The effects of time and incubation on design concept generation / J. Tsenn, O. Atilola, D.A. McAdams, J.S. Linsey // Design Studies. 2014. Vol. 35. № 5. P. 500-526. DOI: 10.1016/j.destud.2014.02.003
32. The impact of bodily states on divergent thinking: evidence for a control-depletion account / Y. Zhou, Y. Zhang, B. Hommel, H. Zhang1 // Frontiers in psychology. 2017. Vol. 8. Article ID 1546. 9 p. DOI: 10.3389/fpsyg.2017.01546
33. Wang S., Okada T., Takagi K. How to effectively overcome fixation: A systematic review of fixation and defixation studies on the basis of fixation source and problem type // Frontiers in Education. 2023. Vol. 8. Article ID 1183025. 29 p. DOI: 10.3389/feduc.2023.1183025
34. Wu Y., Zhou C., Zhi J. Alleviating design fixation with Alternative Uses Task: The role of an integrated and design-independent intervention in promoting creative incubation // Thinking Skills and Creativity. 2023. Vol. 50. Article ID 101406. DOI: 10.1016/j.tsc.2023.101406
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен обзор современных зарубежных исследований нейропсихологического статуса лиц, совершивших социально агрессивные действия. Описаны факторы, которые влияют на формирование агрессивного поведения и основные теоретические взгляды на природу социальной агрессии. Выделены основные направления исследований этого вопроса в современной нейропсихологии. Приведен анализ различных нейропсихологических аспектов агрессии, включая особенности когнитивных и регуляторных процессов у лиц, совершивших насилие. Описаны нейропсихологические методики исследования управляющих функций и их направленность. Проведен анализ эмпирических, включая метааналитические нейропсихологические, исследований лиц, совершивших насилие. Показана различная картина дисфункциональности регуляторных процессов у агрессивных лиц и больных с поражениями лобных долей мозга. Представлено отличие проявлений нарушений регуляторных процессов у лиц с повреждениями лобных долей в детском и взрослом возрасте. Проведен анализ ряда гипотез биологических основ социальной агрессии, причинно-следственных связей между мозговой патологией и социальной агрессивностью и иерархических отношений между регуляторным и когнитивным дефицитом. Обозначены направления перспективных исследований социальной агрессии в нейропсихологии.
В статье представлен анализ современных зарубежных публикаций, посвященных исследованиям профессионально важных качеств психологов образования и психологов-консультантов. Проведенные научные исследования свидетельствуют о сложности профессиональной деятельности психолога, включающей решение значимых психологических проблем, часто не имеющих четких схем работы. Описаны ключевые задачи, которые решают психологи: разработка и реализация первичных и вторичных интервенций, мониторинг учебных и поведенческих трудностей, консультирование участников образовательной среды, разработка и оценка программ психологического сопровождения, исследовательская деятельность, постоянное повышение и подтверждение квалификации, работа с критическими ситуациями. Предпринята попытка проанализировать различные подходы в понимании зарубежными исследователями проблемы профессиональной идентичности. Профессиональная идентичность динамична и вариативна, формируется на протяжении всей жизни, объединяет эмоционально-волевые, ценностно-смысловые, личностные особенности, начинается с выбора профессии и продолжается на протяжении всей профессиональной жизни. Описываются разработанные зарубежными исследователями некоторые новые методики диагностики профессионально важных личностных качеств психологов.
Статья посвящена обзору современных исследований, изучающих влияние видеоигр с агрессивным контентом на эмоциональное состояние и поведение игроков. В ней рассматриваются различные теоретические подходы, в том числе Общая модель агрессии (GAM), Модель катализатора (Catalyst Model) и альтернативные теории, описывающие влияние агрессивного контента и медиа-насилия. Особое внимание уделено результатам эмпирических исследований, указывающих как на положительные, так и на негативные последствия видеоигр. К положительным эффектам относят снижение стресса и улучшение эмоционального состояния, в то время как негативные включают повышение агрессии, деструктивные поведенческие проявления и уменьшение уровня эмпатии. Обзор современных исследований демонстрирует, что влияние видеоигр может значительно варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей игроков, их личных характеристик, контекста игрового опыта, жанра видеоигр и иных факторов. Это делает вопрос о влиянии агрессивного контента в видеоиграх чрезвычайно сложным и многогранным. В статье подчеркивается необходимость дальнейших исследований в этой области, в том числе с применением коллегиального и междисциплинарного подходов в исследовании влияния агрессивного видеоигрового контента на эмоциональное и психологическое состояние игроков.
Терапия благополучия была разработана в 1990-х гг. на основе модели психологического благополучия, описывающей компоненты позитивного психологического функционирования, а затем пересмотрена в рамках концепции эутимии, отстаивающей идею баланса позитивных и негативных психологических характеристик. Будучи краткосрочной психотерапевтической стратегией, терапия благополучия включает от 8 до 20 сеансов, сгруппированных в три этапа: подготовительный этап терапии направлен на выявление и включение в повседневную жизнедеятельность эпизодов благополучия; основной этап состоит в идентификации мыслей, убеждений и моделей поведения, ведущих к снижению благополучия; завершающий этап заключается в когнитивной реструктуризации с использованием конкретных моделей психологического благополучия. Обзор зарубежных исследований показал, что терапия благополучия эффективна в лечении генерализованного тревожного расстройства, депрессивных и циклотимических расстройств, посттравматического стрессового расстройства, а также в изменении образа жизни при соматических заболеваниях, профилактике рецидивов депрессивных расстройств, терапевтической резистентности к антидепрессантам, синдрома отмены антидепрессантов, адаптации к обучению, снижении страха смерти у пожилых и профилактике зависимого поведения у подростков. Перспективы развития терапии благополучия включают ее внедрение в другие психотерапевтические подходы, расширение сфер ее клинического и неклинического применения, использование ее в качестве метода профилактики и лечения соматических и психосоматических заболеваний.
В статье представлен теоретический обзор современных исследований, посвященных проблеме влияния видеоигр на эмоциональное состояние игроков. Несмотря на большое число работ в этой области, их результаты достаточно противоречивы, поэтому необходим анализ метааналитических данных, а также детальное рассмотрение различных факторов, оказывающих влияние на эффект. Показано, что имеются доказательства как в пользу негативного влияния видеоигр на различные показатели эмоционального состояния, так в пользу позитивного, а также в пользу его отсутствия. Эффект зависит от различных дополнительных факторов - от индивидуально-личностных особенностей игрока, от жанра игры, от количества времени, проводимого за видеоиграми и многих других. Выявлено, что в некоторых случаях противоречия в результатах эмпирических работ объясняются влиянием этих факторов, в частности, большое влияние оказывает жанр игры, а также наличие игровой зависимости. Также нами были рассмотрены метааналитические работы, которые подтвердили положительный эффект обучающих видеоигр в отношении развития навыков эмоциональной саморегуляции, терапии симптомов аутизма и депрессии. Формулировка достоверных четких выводов относительно наличия и величины эффектов развлекательных жанров игр пока затруднена в связи с малым числом современных метаанализов.
В статье представлен обзор современных исследований феномена экзистенциальной изоляции в зарубежных работах. Предпринята попытка проанализировать различные методологические подходы в понимании зарубежными исследователями проблемы экзистенциальной изоляции. Рассматривается социально-психологическая модель STEIM, предложенная П. Хельмом, которая описывает экзистенциальную изоляцию как ситуативное и обобщенное переживание. Экзистенциальная изоляция, с одной стороны, связана с депрессией, тревогой и доступностью мыслей о смерти, а с другой стороны, вызывает социальное избегание и утрату надежды на возможность быть пóнятым, что создает значительные трудности для оказания помощи людям с этим состоянием в психотерапии. Обсуждается скандинавская традиция изучения экзистенциального одиночества, в которой превалируют качественные исследования пожилых людей, а феномен последовательно оказывается связанным с переживанием бессмысленности и близости смерти. Делается вывод, что разные школы изучают один феномен, подходя к его исследованию с разных сторон. Подчеркивается необходимость установления диалога между исследовательскими традициями для целостного понимания феномена и всестороннего изучения возможностей для преодоления переживания экзистенциальной изоляции.
Представлен систематический обзор современных зарубежных исследований психологических факторов кибербезопасности и доверия к ложным новостям. Проведен анализ теоретических разработок и эмпирических исследований психологических сторон кибербезопасности в рамках концепций психологии личности, поведенческой психологии и социальной психологии. Несмотря на то, что общие психологические закономерности и теоретические модели этих разделов психологии находят применение в изучении кибербезопасности, имеющиеся результаты исследовательской работы этого направления все еще не позволяют сформировать целостную картину психологических факторов кибербезопасного поведения. При этом факторы личностных характеристик и поведения киберпреступников представляются лучше изученными и более понятными, чем факторы соблюдения и нарушения правил кибербезопасного поведения «обычными» пользователями. Далее в статье проводится обзор эмпирических исследований причин доверия интернет-пользователей к ложным новостям и способов его преодоления. Показано, что общая осведомленность о наличии проблемы распространения ложных новостей не способствует уменьшению доверия к ним, а использование неэффективных стратегий их распознавания часто дает противоположный эффект. Более сложная стратегия, основанная на знании конкретных приемов, посредством которых создаются ложные новости, напротив, позволяет более эффективно снижать риск доверия к ложным новостям. Автор приходит к выводу о целесообразности мер, содействующих кибербезопасному поведению интернет-пользователей, направленных не на стимулирование бдительности, а на повышение доверия к картине мира, в которую феномены угроз кибербезопасности и ложных новостей встроены в качестве знакомой и понятной составляющей.
Издательство
- Издательство
- МГППУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- Юр. адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- ФИО
- Марголис Аркадий Аронович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- margolisaa@mgppu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6329202
- Сайт
- https://mgppu.ru/