В статье представлен анализ современных зарубежных публикаций, посвященных исследованиям профессионально важных качеств психологов образования и психологов-консультантов. Проведенные научные исследования свидетельствуют о сложности профессиональной деятельности психолога, включающей решение значимых психологических проблем, часто не имеющих четких схем работы. Описаны ключевые задачи, которые решают психологи: разработка и реализация первичных и вторичных интервенций, мониторинг учебных и поведенческих трудностей, консультирование участников образовательной среды, разработка и оценка программ психологического сопровождения, исследовательская деятельность, постоянное повышение и подтверждение квалификации, работа с критическими ситуациями. Предпринята попытка проанализировать различные подходы в понимании зарубежными исследователями проблемы профессиональной идентичности. Профессиональная идентичность динамична и вариативна, формируется на протяжении всей жизни, объединяет эмоционально-волевые, ценностно-смысловые, личностные особенности, начинается с выбора профессии и продолжается на протяжении всей профессиональной жизни. Описываются разработанные зарубежными исследователями некоторые новые методики диагностики профессионально важных личностных качеств психологов.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.17759/jmfp.2024130414
- eLIBRARY ID
- 80369972
В разных странах психолог образования имеет разные названия: школьный психолог, школьный консультант. Созданы психологические службы, призванные решать психологические, социальные, поведенческие, учебные трудности детей, а также взаимодействовать с родителями, учителями, администрацией образовательных учреждений. Задачи, которые решают психологи образования разных стран, в последнее время значительно расширились. Это разработка, внедрение, мониторинг первичных и вторичных вмешательств; мониторинг учебных и поведенческих трудностей; консультирование учителей, родителей и других специалистов; разработка и оценка программ вмешательств; исследовательская деятельность [22]; постоянное повышение и подтверждение квалификации; работа с критическими инцидентами [17].
Список литературы
1. Abumanssur M.E., Simão L.M. On the Building of Each Psychologist’s Approach // Human Arenas. 2024. 19 p. Preprint. DOI: 10.1007/s42087-024-00407-4
2. All different or all the same? Exploring the diversity of professional practices in Portuguese school psychology / S.A. Mendes, J. Lasser, I.M.P. Abreu-Lima, L.S. Almeida // European Journal of Psychology of Education. 2017. Vol. 32. P. 251-269. DOI: 10.1007/s10212-016-0297-6
3. An Examination of Self-Care Research in School Psychology / S. Flood, S. Phillips, K. Goodwin, R. McConnell, L. Matthews, S. Graves // Contemporary School Psychology. 2023. Vol. 28. P. 435-444. DOI: 10.1007/s40688-023-00451-x
4. Aponte H.J. The Soul of Therapy: The Therapist’s Use of Self in the Therapeutic Relationship // Contemporary Family Therapy. 2022. Vol. 44. № 1. P. 136-143. DOI: 10.1007/s10591-021-09614-5
5. Applied Scenarios: Embedding Psychological Literacy in Assessment / S. Einav, A. Spence, L. Blackie, S. Cassidy, H.A. Allen // Psychology Learning and Teaching. 2023. Vol. 23. № 2. P. 224-234. DOI: 10.1177/14757257231209178
6. Barth A., Moody S. Theory Use in Counseling Practice: Current Trends // International Journal for the Advancement of Counselling. 2019. Vol. 41. P. 313-328. DOI: 10.1007/s10447-018-9352-0
7. Basic counseling skills in psychology and teaching: Validation of a short version of the counselor activity self-efficacy scales / J.J. Hunsmann, D.S. Ay-Bryson, S. Kobs, N. Behrend, F. Weck, M. Knigge, F. Kühne // BMC Psychology. 2024. Vol. 12. Article ID 32. 10 p. DOI: 10.1186/s40359-023-01506-7
8. Bhargava S., Sriram S. Counsellor Characteristics and the Counselling Experience // Counselling in India: Reflections on the process // Ed. S. Sriram. Singapore: Springer, 2016. P. 13-33. DOI: 10.1007/978-981-10-0584-8_2
9. Brown T.J., Sobel D. School Psychologists’ Job Attitudes: A Systematic Review // Contemporary School Psychology. 2021. Vol. 25. P. 40-50. DOI: 10.1007/s40688-019-00241-4
10. Characteristics of Counselling Psychology and Counselling Psychologists in India: A Larger Scale Replication of a Nationwide Survey / R.P. Bedi, K. Pradhan, E. Kroc, M. Bhatara // Psychological Studies. 2021. Vol. 66. P. 1-13. DOI: 10.1007/s12646-021-00595-x
11. Charting the psychological literacy landscape: Systematic review highlighting psychology education / J. Cranney, S. Morris, K. Norris, C.E. Connolly // Frontiers in Education. 2022. Vol. 7. Article ID 913814. 22 p. DOI: 10.3389/feduc.2022.913814
12. Cho H., Seo Y.S. Korean counselors’ perceptions of the real relationship in counseling process // Asia Pacific Education Review. 2017. Vol. 18. P. 135-146. DOI: 10.1007/s12564-016-9450-9
13. Cooper C., Tchernegovski P., Hine R. “The validation is not enough”: Australian mothers’ views and perceptions of mental health support from psychologists in private practice // Clinical Psychologist. 2023. Vol. 27. № 3. P. 392-403. DOI: 10.1080/13284207.2023.2259053
14. Değerli F.I., Odacı H. Effect of an Emotional Intelligence Training Program Developed for Prospective Psychological Counselors on Psychological Counseling Skill Levels // Journal of Rational-Emotive Cognitive-Behavior Therapy. 2020. Vol. 38. P. 568-578. DOI: 10.1007/s10942-020-00352-5
15. Designing an Empowerment Model for School Counselors: A Qualitative Study / D. Azimi, G.H. Ghamari, A. Rezaeisharif, A. Sheykholeslami // Journal of Counseling Research. 2023. Vol. 22. № 85. 50 p. DOI: 10.18502/qjcr.v22i85.12535
16. Dialogue as psychological method - a study of training interviewing and communication skills in psychology students / I. Ljunggren, M. Najström, D.H. Levitt, J. Ramnerö // Nordic Psychology. 2023. Vol. 75. № 4. P. 386-396. DOI: 10.1080/19012276.2022.2112744
17. Educational psychologists’ involvement in critical incidents: Self-Efficacy and influencing factors / J. Bennett, H. Edwards, C. Finnegan, R. Jones, C. Carpenter, C. Sargeant // Educational Psychology in Practice. 2021. Vol. 37. № 4. P. 430-447. DOI: 10.1080/02667363.2021.2000371
18. Erhard R., Sinai M. Subjective Wellbeing of Israeli School Counselors: Personal and Environmental Explaining Variables // International Journal for the Advancement of Counselling. 2023. Vol. 45. P. 82-103. DOI: 10.1007/s10447-022-09487-9
19. Exploring Factor and Correlational Analysis of the Portuguese Version of the Unconditional Self-acceptance Questionnaire-Revised / B. Faustino, A.B. Vasco, D. Haaga, J.M. Chamberlain, A. Farinha-Fernandes, J. Delgado // Journal of Rational-Emotive and Cognitive-Behavior Therapy. 2023. Vol. 42. P. 98-109. DOI: 10.1007/s10942-022-00492-w
20. Frisby C.L., O’Donohue W. From Theory to Evaluation to Instruction: Toward an Ideal Cultural Competency Course in Applied Psychology // Cultural Competence in Applied Psychology / Eds. C.L. Frisby, W.T. O’Donohue. Cham: Springer International Publishing AG, 2018. P. 681-714. DOI: 10.1007/978-3-319-78997-2_28
21. Functional Roles and Foundational Characteristics of Psychologists in Integrated Primary Care / J.M. Nash, K.M. McKay, M.E. Vogel, K.S. Masters // Journal of Clinical Psychology in Medical Settings. 2012. Vol. 19. P. 93-104. DOI: 10.1007/s10880-011-9290-z
22. Gischlar K.L. Why (Not) School Psychology?: A Survey of Undergraduate Psychology Majors’ Preferences // Contemporary School Psychology. 2022. Vol. 26. P. 4-13. DOI: 10.1007/s40688-020-00350-5
23. Granello D.H., Gunawan N. Strengthening the Identity of the Counselling Profession in Indonesia // International Journal for the Advancement of Counselling. 2023. Vol. 45. P. 560-576. DOI: 10.1007/s10447-023-09515-2
24. Harling M.N., Högman E., Schad E. Breaking the taboo: eight Swedish clinical psychologists’ experiences of compassion fatigue // International Journal of Qualitative Studies on Health and Well-being. 2020. Vol. 15. № 1. Article ID 1785610. 17 p. DOI: 10.1080/17482631.2020.1785610
25. Harrison M.G. School Counselling in Hong Kong: A Profession in Need of an Identity // International Journal for the Advancement of Counselling. 2023. Vol. 45. P. 138-154. DOI: 10.1007/s10447-022-09498-6
26. Hong S., Hanafi Z., Wang Z. Unveiling compassion fatigue: a profiling study among mental health counselors in private practice settings // Current Psychology. 2023. Vol. 43. P. 14348-14357. DOI: 10.1007/s12144-023-05461-9
27. International Counseling Values: Recognizing Valued Approaches Identified by International Counseling Professionals Through Qualitative Inquiry / N.C.D. Perron, V.H. Lim, L. Isenman, K.G. Yamoah // International Journal for the Advancement of Counselling. 2023. Vol. 45. P. 330-355. DOI: 10.1007/s10447-023-09505-4
28. Kuittinen M., Meriläinen M., Räty H. Professional competences of young psychologists: The dimensions of self-rated competence domains and their variation in the early years of the psychologist’s career // European Journal of Psychology of Education. 2014. Vol. 29. P. 63-80. DOI: 10.1007/s10212-013-0187-0
29. Landqvist L., Schad E. Perceptions of work and work engagement among school psychologists in Sweden // International Journal of School & Educational Psychology. 2022. Vol. 10. № 4. P. 447-460. DOI: 10.1080/21683603.2021.1879697
30. Leung P., Lau W., Chung C. Development and Validation of Perceived Self-Transformation Scale for the Satir Model // Contemporary Family Therapy. 2019. Vol. 41. P. 56-67. DOI: 10.1007/s10591-018-9477-7
31. McMahon A. Irish clinical and counselling psychologists’ experiences and views of mandatory personal therapy during training: A polarisation of ethical concerns // Clinical Psychology and Psychotherapy. 2018. Vol. 25. № 3. P. 415-426. DOI: 10.1002/cpp.2176
32. McRoberts R., Epstein J.L. Creative Self-Concept, Post-Traumatic-Growth, and Professional Identity Resilience in Counselors with Traumatic Experiences: A Canonical Correlation Analysis // Journal of Creativity in Mental Health. 2024. Vol. 19. № 2. P. 165-179. DOI: 10.1080/15401383.2023.2232730
33. Murdoch D. Psychological literacy: Proceed with caution, construction ahead // Psychology Research and Behavior Management. 2016. Vol. 9. P. 189-199. DOI: 10.2147/PRBM.S88646
34. Neff K. Self-Compassion: Theory and Measurement // Handbook of Self-Compassion / Eds. A. Finlay-Jones, K. Bluth, K. Neff. Cham: Springer, 2023. P. 1-18. DOI: 10.1007/978-3-031-22348-8_1
35. Newell S.J., Chur-Hansen A., Strelan P. A construct validity analysis of the concept of psychological literacy // Australian Journal of Psychology. 2021. Vol. 73. № 4. DOI: 10.1080/00049530.2021.1922069
36. Ooi S., Coker S., Fisher P. Clinical psychologists’ experience of cultivating reflective practice in trainee clinical psychologists during supervision: A qualitative study // Reflective Practice. 2023. Vol. 24. № 4. P. 481-495. DOI: 10.1080/14623943.2023.2210069
37. Professional Needs of Doctoral-Level Students and Early Career Professionals in School Psychology / S.L. Grapin, N.W. Gelbar, S. January, J.S. Reinhardt, S. Ochs, L.S. Peterson, J.A. Grossman // Contemporary School Psychology. 2021. Vol. 25. P. 491-502. DOI: 10.1007/s40688-020-00291-z
38. Professionalization of Counseling: Perspectives from Different International Regions / M.L.T. Montgomery, B. Shepard, H. Mokgolodi, M. Qian, M. Tang // International Journal for the Advancement of Counselling. 2018. Vol. 40. P. 343-364. DOI: 10.1007/s10447-018-9330-6
39. Psychologists’ Practices, Stressors, and Wellness in Academic Health Centers / A.M. Williams, B. Reed, M.M. Self, W.N. Robiner, W.L. Ward // Journal of Clinical Psychology in Medical Settings. 2020. Vol. 27. P. 818-829. DOI: 10.1007/s10880-019-09678-4
40. Rokach A., Boulazreg S. The Road to Becoming a Psychologist: Indicators of Success and Hardship during the University Years // The Journal of Psychology. 2020. Vol. 154. № 8. P. 632-661. DOI: 10.1080/00223980.2020.1771538
41. Rozmiarek D., Crepeau-Hobson F. A Qualitative Examination of Compassion Fatigue in School Psychologists Following Crisis Intervention Work // Contemporary School Psychology. 2024. Vol. 28. P. 30-42. DOI: 10.1007/s40688-022-00440-6
42. Schilling E.J., Randolph M. Voices from the Field: Addressing Job Burnout in School Psychology Training Programs // Contemporary School Psychology. 2021. Vol. 25. P. 572-581. DOI: 10.1007/s40688-020-00283-z
43. Schilling E.J., Randolph M., Boan-Lenzo C. Job Burnout in School Psychology: How Big Is the Problem? // Contemporary School Psychology. 2018. Vol. 22. P. 324-331. DOI: 10.1007/s40688-017-0138-x
44. Sense of coherence and burnout among school psychologists: The moderating role of loneliness / S. George-Levi, T. Schmidt-Barad, I. Natan, M. Margalit // Current Psychology. 2022. Vol. 41. P. 2390-2397. DOI: 10.1007/s12144-020-00766-5
45. Stevens K., Al-Abbadey M. Compassion fatigue and global compassion fatigue in practitioner psychologists: A qualitative study // Current Psychology. 2024. Vol. 43. P. 7259-7274. DOI: 10.1007/s12144-023-04908-3
46. The development of counselling psychology in Ireland / A. Connolly, D. O’Callaghan, O. O’Brien, J. Broderick, C. Long, I. O’Grady // The Irish Journal of Psychology. 2014. Vol. 35. № 1. P. 16-24. DOI: 10.1080/03033910.2014.896270
47. The Development of School Psychology in Taiwan: Status Quo and Future Directions / C.H. Fan, Y.T. Juang, C.P. Hsing, N.J. Yang, I.C. Wu // Contemporary School Psychology. 2021. Vol. 25. P. 311-320. DOI: 10.1007/s40688-020-00324-7
48. The Italian School Psychologists’ Role: A Qualitative Study about Professional Practices and Representations / C. Meroni, L. Fagnani, E. Confalonieri, D. Baventore, V. Velasco // European Journal of Investigation in Health, Psychology and Education. 2021. Vol. 11. № 4. P. 1134-1155. DOI: 10.3390/ejihpe11040084
49. Towards a New Profession: Counselor Professional Identity in Italy. A Delphi Study / D. Mariotti, G.J. McAuliffe, T. Grothaus, C. West-Olatunji, K.C. Snow // International Journal for the Advancement of Counselling. 2019. Vol. 41. P. 561-579. DOI: 10.1007/s10447-019-09376-8
50. Van Hoy A., Rzeszutek M. Burnout and Psychological Wellbeing Among Psychotherapists: A Systematic Review // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. Article ID. 928191. 19 p. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.928191
51. Weaver A.D., Allen J.A. Emotional Labor and the Work of School Psychologists // Contemporary School Psychology. 2017. Vol. 21. P. 276-286. DOI: 10.1007/s40688-017-0121-6
52. Woo H., Henfield M. Professional Identity Scale in Counseling (PISC): Instrument Development and Validation // Journal of Counselor Leadership and Advocacy. 2015. Vol. 2. № 2. P. 93-112. DOI: 10.1080/2326716X.2015.1040557
53. Woo H., Lu J., Bang N.M. Professional Identity Scale in Counseling (PISC): Revision of Factor Structure and Psychometrics // Journal of Counselor Leadership and Advocacy. 2018. Vol. 5. № 2. P. 137-152. DOI: 10.1080/2326716X.2018.1452078
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен обзор современных зарубежных исследований нейропсихологического статуса лиц, совершивших социально агрессивные действия. Описаны факторы, которые влияют на формирование агрессивного поведения и основные теоретические взгляды на природу социальной агрессии. Выделены основные направления исследований этого вопроса в современной нейропсихологии. Приведен анализ различных нейропсихологических аспектов агрессии, включая особенности когнитивных и регуляторных процессов у лиц, совершивших насилие. Описаны нейропсихологические методики исследования управляющих функций и их направленность. Проведен анализ эмпирических, включая метааналитические нейропсихологические, исследований лиц, совершивших насилие. Показана различная картина дисфункциональности регуляторных процессов у агрессивных лиц и больных с поражениями лобных долей мозга. Представлено отличие проявлений нарушений регуляторных процессов у лиц с повреждениями лобных долей в детском и взрослом возрасте. Проведен анализ ряда гипотез биологических основ социальной агрессии, причинно-следственных связей между мозговой патологией и социальной агрессивностью и иерархических отношений между регуляторным и когнитивным дефицитом. Обозначены направления перспективных исследований социальной агрессии в нейропсихологии.
Статья посвящена обзору современных исследований, изучающих влияние видеоигр с агрессивным контентом на эмоциональное состояние и поведение игроков. В ней рассматриваются различные теоретические подходы, в том числе Общая модель агрессии (GAM), Модель катализатора (Catalyst Model) и альтернативные теории, описывающие влияние агрессивного контента и медиа-насилия. Особое внимание уделено результатам эмпирических исследований, указывающих как на положительные, так и на негативные последствия видеоигр. К положительным эффектам относят снижение стресса и улучшение эмоционального состояния, в то время как негативные включают повышение агрессии, деструктивные поведенческие проявления и уменьшение уровня эмпатии. Обзор современных исследований демонстрирует, что влияние видеоигр может значительно варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей игроков, их личных характеристик, контекста игрового опыта, жанра видеоигр и иных факторов. Это делает вопрос о влиянии агрессивного контента в видеоиграх чрезвычайно сложным и многогранным. В статье подчеркивается необходимость дальнейших исследований в этой области, в том числе с применением коллегиального и междисциплинарного подходов в исследовании влияния агрессивного видеоигрового контента на эмоциональное и психологическое состояние игроков.
Терапия благополучия была разработана в 1990-х гг. на основе модели психологического благополучия, описывающей компоненты позитивного психологического функционирования, а затем пересмотрена в рамках концепции эутимии, отстаивающей идею баланса позитивных и негативных психологических характеристик. Будучи краткосрочной психотерапевтической стратегией, терапия благополучия включает от 8 до 20 сеансов, сгруппированных в три этапа: подготовительный этап терапии направлен на выявление и включение в повседневную жизнедеятельность эпизодов благополучия; основной этап состоит в идентификации мыслей, убеждений и моделей поведения, ведущих к снижению благополучия; завершающий этап заключается в когнитивной реструктуризации с использованием конкретных моделей психологического благополучия. Обзор зарубежных исследований показал, что терапия благополучия эффективна в лечении генерализованного тревожного расстройства, депрессивных и циклотимических расстройств, посттравматического стрессового расстройства, а также в изменении образа жизни при соматических заболеваниях, профилактике рецидивов депрессивных расстройств, терапевтической резистентности к антидепрессантам, синдрома отмены антидепрессантов, адаптации к обучению, снижении страха смерти у пожилых и профилактике зависимого поведения у подростков. Перспективы развития терапии благополучия включают ее внедрение в другие психотерапевтические подходы, расширение сфер ее клинического и неклинического применения, использование ее в качестве метода профилактики и лечения соматических и психосоматических заболеваний.
В статье представлен теоретический обзор современных исследований, посвященных проблеме влияния видеоигр на эмоциональное состояние игроков. Несмотря на большое число работ в этой области, их результаты достаточно противоречивы, поэтому необходим анализ метааналитических данных, а также детальное рассмотрение различных факторов, оказывающих влияние на эффект. Показано, что имеются доказательства как в пользу негативного влияния видеоигр на различные показатели эмоционального состояния, так в пользу позитивного, а также в пользу его отсутствия. Эффект зависит от различных дополнительных факторов - от индивидуально-личностных особенностей игрока, от жанра игры, от количества времени, проводимого за видеоиграми и многих других. Выявлено, что в некоторых случаях противоречия в результатах эмпирических работ объясняются влиянием этих факторов, в частности, большое влияние оказывает жанр игры, а также наличие игровой зависимости. Также нами были рассмотрены метааналитические работы, которые подтвердили положительный эффект обучающих видеоигр в отношении развития навыков эмоциональной саморегуляции, терапии симптомов аутизма и депрессии. Формулировка достоверных четких выводов относительно наличия и величины эффектов развлекательных жанров игр пока затруднена в связи с малым числом современных метаанализов.
В статье представлен обзор современного состояния исследований инкубационных процессов в решении мыслительных задач. Рассмотрены основные теоретические подходы к пониманию механизмов инкубации, а также методологические особенности и проблемы, связанные с изучением данного феномена. Выявлены недостатки существующих методов исследования, включая отсутствие стандартизации в определении инкубации, вариации в экспериментальных дизайнах и различия в интерпретации продолжительности инкубационного периода. Это создает необходимость в создании более универсальных методик для оценки инкубационных эффектов. Новизна настоящей работы заключается в анализе существующих знаний об инкубации, а также в выдвижении предположения о наличии совокупности взаимосвязанных процессов, влияющих на эффективность инкубационного вмешательства. Мы подчеркиваем необходимость интеграции подходов для более глубокого понимания инкубационных эффектов. Эта точка зрения помогает разрешить видимую противоречивость различных теоретических моделей и открывает новые возможности для изучения инкубации. Особое внимание уделено роли инкубационного периода в решении широкого круга проблем, включая творческие, академические и профессиональные задачи. Проанализированы различные виды инкубационных интервенций и их влияние на эффективность решения задач. Обозначены перспективные направления дальнейших исследований в области инкубационных процессов, а также их практические приложения.
В статье представлен обзор современных исследований феномена экзистенциальной изоляции в зарубежных работах. Предпринята попытка проанализировать различные методологические подходы в понимании зарубежными исследователями проблемы экзистенциальной изоляции. Рассматривается социально-психологическая модель STEIM, предложенная П. Хельмом, которая описывает экзистенциальную изоляцию как ситуативное и обобщенное переживание. Экзистенциальная изоляция, с одной стороны, связана с депрессией, тревогой и доступностью мыслей о смерти, а с другой стороны, вызывает социальное избегание и утрату надежды на возможность быть пóнятым, что создает значительные трудности для оказания помощи людям с этим состоянием в психотерапии. Обсуждается скандинавская традиция изучения экзистенциального одиночества, в которой превалируют качественные исследования пожилых людей, а феномен последовательно оказывается связанным с переживанием бессмысленности и близости смерти. Делается вывод, что разные школы изучают один феномен, подходя к его исследованию с разных сторон. Подчеркивается необходимость установления диалога между исследовательскими традициями для целостного понимания феномена и всестороннего изучения возможностей для преодоления переживания экзистенциальной изоляции.
Представлен систематический обзор современных зарубежных исследований психологических факторов кибербезопасности и доверия к ложным новостям. Проведен анализ теоретических разработок и эмпирических исследований психологических сторон кибербезопасности в рамках концепций психологии личности, поведенческой психологии и социальной психологии. Несмотря на то, что общие психологические закономерности и теоретические модели этих разделов психологии находят применение в изучении кибербезопасности, имеющиеся результаты исследовательской работы этого направления все еще не позволяют сформировать целостную картину психологических факторов кибербезопасного поведения. При этом факторы личностных характеристик и поведения киберпреступников представляются лучше изученными и более понятными, чем факторы соблюдения и нарушения правил кибербезопасного поведения «обычными» пользователями. Далее в статье проводится обзор эмпирических исследований причин доверия интернет-пользователей к ложным новостям и способов его преодоления. Показано, что общая осведомленность о наличии проблемы распространения ложных новостей не способствует уменьшению доверия к ним, а использование неэффективных стратегий их распознавания часто дает противоположный эффект. Более сложная стратегия, основанная на знании конкретных приемов, посредством которых создаются ложные новости, напротив, позволяет более эффективно снижать риск доверия к ложным новостям. Автор приходит к выводу о целесообразности мер, содействующих кибербезопасному поведению интернет-пользователей, направленных не на стимулирование бдительности, а на повышение доверия к картине мира, в которую феномены угроз кибербезопасности и ложных новостей встроены в качестве знакомой и понятной составляющей.
Издательство
- Издательство
- МГППУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- Юр. адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- ФИО
- Марголис Аркадий Аронович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- margolisaa@mgppu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6329202
- Сайт
- https://mgppu.ru/