В настоящей статье представлен сравнительный анализ традиционного и прогрессивного подходов в обучении вождению, в качестве сравнительного критерия рассмотрена матрица целей обучения вождению GDE (Goals for Driving Education). Проведен анализ обоснований прогрессивного подхода на основании теорий зарубежных авторов (Родуэлл Д., Хокинс А., Хаворт Н., Ларю Г. С., Бейтс Л., Филтнесс А., 2018). Преимущества прогрессивного подхода в обучении вождению открывают возможности по выходу процесса подготовки водителей на новый уровень - не только формирования навыков управления транспортным средством, но и развития навыков самоэффективности - самооценки водителем своих возможностей и ограничений при вождении, оценки уровня риска своих действий, уверенности в своих возможностях. Навыки самоэффективности водителя служат для обеспечения бо́льшей безопасности водительской деятельности в дорожно-транспортной среде. Анализ зарубежного опыта указывает на то, что обучение вождению только в рамках одного подхода не может полностью обеспечивать потребность в развитии когнитивных навыков различных уровней и полностью отвечать всем целям модели обучения водителей согласно матрице-GDE. Для реализации всех целей, поставленных перед обучением вождению и направленных на развитие широкого круга водительских компетенций, требуется комплексный подход.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.17759/jmfp.2023120101
- eLIBRARY ID
- 53760709
В настоящее время зарубежная практика обучения вождению опирается на модель целеполагания — матрицу-GDE. Матрица-GDE исторически является моделью последнего поколения и характеризуется принципами вождения, ориентированными на процесс и реальное поведение при вождении. Методологически ценность матрицы определяется тем, что она облегчает оценку водительских навыков, поскольку содержит заданные цели поведения при вождении. Структура GDE была впервые предложена М. Хаттакой, Е. Кескиненом, Н. Грегерсеном, А. Глэдом и К. Хернеткоски [17].
Список литературы
1. Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 [Электронный ресурс]: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 января 2018 г. № 1-р. Москва, 2018. 18 с. // Правительство России. URL: http://static.government.ru/media/files/g6BXGgDI4fCEiD4xDdJUwlxudPATBC12.pdf (дата обращения: 09.03.2023).
2. A graphical modeling method for individual driving behavior and its application in driving safety analysis using GPS data / C. Chen, X. Zhao, Y. Zhang, J. Rong, X. Liu // Transportation research part F: traffic psychology and behavior. 2019. Vol. 63. P. 118-134. DOI: 10.1016/J.TRF.2019.03.017
3. A mixed-methods study of driver education informed by the Goals for Driver Education: Do young drivers and educators agree on what was taught? / D. Rodwell, A. Hawkins, N. Haworth, G.S. Larue, L. Bates, A. Filtnes // Safety Science. 2018. Vol. 108. P. 140-148. DOI: 10.1016/j.ssci.2018.04.017
4. Ajzen I. The theory of planned behavior // Organizational Behavior and Human Decision Processes. 1991. Vol. 50. № 2. P. 179-211. DOI: 10.1016/0749-5978(91)90020-T
5. An assessment of the relationship between driving skills and driving behaviors among Chinese bus drivers / Z. Zhang, T. Ma, N. Ji, Z. Hu, W. Zhu // Advances in Mechanical Engineering. 2020. Vol. 11. № 1. P. 1-10. DOI: 10.1177/1687814018824916
6. Analysis of driving behavior based on dynamic changes of personality states / F. Wang, J. Zhang, S. Wang, S. Li, W. Hou // International journal of environmental research and public health. 2020. Vol. 17. № 2. Article ID 430. 18 p. DOI: 10.3390/ijerph17020430 EDN: NHGBZE
7. Aniah E. The influence of Emotional Intelligence on Driving Behavior in the Transportation Sector: A literature review // Journal of Contemporary Issues in Business and Government. 2021. Vol. 27. № 6. P. 1524-1537. DOI: 10.47750/cibg.2021.27.06.121
8. Apter M.J. Reversal theory and personality: a review // Journal of Research in Personality. 1984. Vol. 18. № 3. P. 265-288. DOI: 10.1016/0092-6566(84)90013-8
9. Bandura A. Social learning theory. Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1977. 247 p.
10. Baran P., Zieli’nski P., Dziuda Ł. Personality and temperament traits as predictors of conscious risky car driving // Safety Science. 2021. Vol. 142. Article ID 105361. 10 p. DOI: 10.1016/j.ssci.2021.105361 EDN: IXMIKQ
11. Barragan D., Lee Yi-C. Drivers assessment of hazard perception // Driving Assessment Conference. 2019. P. 71-77. DOI: 10.17077/drivingassessment.1677
12. Bernstein J.P.K., Calamia M. Dimensions of driving-related emotions and behaviors: An exploratory factor analysis of common self-report measures // Accident Analysis and Prevention. 2019. Vol. 124. P. 85-91. DOI: 10.1016/j.aap.2019.01.004
13. Bruner J.S. The process of education. Cambridge: Harvard University Press, 1977. 72 p.
14. Cognitive and personality determinants of safe driving performance in professional drivers / M. Vetter, A.L. Schünemann, D. Brieber, R. Debelak, M. Gatscha, F. Grünsteidel, M. Herle, G. Mandler, T.M. Ortner // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. 2018. Vol. 52. P. 191-201. DOI: 10.1016/j.trf.2017.11.008
15. De Geus E., Vlakveld W.P., Twisk D.A.M. Peer distraction: an experiment to assess impact on adolescent and adult cyclists’ hazard perception // Journal of Transportation Safety & Security. 2020. Vol. 12. № 1. P. 66-81. DOI: 10.1080/19439962.2019.1591554
16. Exploring the relationships between pedestrian behavior and traffic safety attitudes in six countries / R.C. Mcilroy, N. Vu, B. Bunyasi [et al.] // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behavior. 2020. Vol. 68. P. 257-271. DOI: 10.1016/j.trf.2019.11.006 EDN: RJOXAI
17. From control of the vehicle to personal self-control; broadening the perspectives to driver education / M. Hatakka, E. Keskinen, N.P. Gregersen, A. Glad, K. Hernetkoski // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. 2002. Vol. 5. № 3. P. 201-215. DOI: 10.1016/S1369-8478(02)00018-9
18. Han W., Zhao J. Driver behavior and traffic accident involvement among professional urban bus drivers in China // Transportation research part F: traffic psychology and behavior. 2020. Vol. 74. P. 184-197. DOI: 10.1016/j.trf.2020.08.007 EDN: DTYIML
19. Junghwa K., Hideki S.T., Jan-Dirk S. Joint car ownership and car type preference model considering engagement in online activities and environmental concern // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. 2020. Vol. 68. P. 293-305. DOI: 10.1016/j.trf.2019.11.012 EDN: EIJWRJ
20. Kolb D.A., Kolb A.Y. Experiential Learning Theory as a Guide for Experiential Educators in Higher Education // Experiential Learning and Teaching in Higher Education. 2017. Vol. 1. № 1. P. 7-44. DOI: 10.46787/elthe.v1i1.3362 EDN: RFWKUJ
21. Lai E.R. Metacognition: A Literature Review // Always learning: Pearson research report. 2011. 41 p.
22. Ramos É.M.S., Bergstad C.J., Nässén J. Understanding daily car use: Driving habits, motives, attitudes, and norms across trip purposes // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. 2020. Vol. 68. P. 306-315. DOI: 10.1016/j.trf.2019.11.013 EDN: IEVZVW
23. Sârbescu P., Maricuţoiu L. Are you a “bad driver” all the time? Insights from a weekly diary study on personality and dangerous driving behavior // Journal of Research in Personality. 2019. Vol. 80. P. 30-37. DOI: 10.1016/j.jrp.2019.04.003
24. Self-harm in adolescence and risk of crash: a 13-year cohort study of novice drivers in New South Wales, Australia / T. Senserrick, P. Cullen, R. Baffsky [et al.] // Injury Preventio. Online ahead of print. 2023. 7 p. DOI: 10.1136/ip-2022-044807 EDN: LRKLHM
25. Study on influencing factors selection of driver‟s propensity / X. Wang, Y. Liu, J. Wang, J. Zhang // Transportation research part D: Transport and environment. 2019. Vol. 66. P. 35-48. DOI: 10.1016/j.trd.2018.06.025
26. The effect of psychosocial factors on perceptions of driver education using the goals for driver education framework / L. Bates, A. Hawkins, D. Rodwell, A. Levi, B. Watson, A. Filtness, G.S. Larue // Transportation Research. 2019. Vol. 66. № 3. P. 151-161. DOI: 10.1016/j.trf.2019.09.004
27. The Relationship between Sensation Seeking and Speed Choice in Road Environments with Different Levels of Risk [Электронный ресурс] / T. Louw, F. Hajiseyedjavadi, A.H. Jamson, R. Romano, E.R. Boer, N. Merat // Proceedings of the Tenth International Driving Symposium on Human Factors in Driver Assessment, Training and Vehicle Design. New Mexico, June 24-27, 2019. Washington: The National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine, 2019. P. 29-35. URL: https://drivingassessment.uiowa.edu/sites/drivingassessment.uiowa.edu/files/da2019_06_louw_final.pdf (дата обращения: 07.03.2023).
28. Traffic climate, driver behavior, and accidents involvement in China / W. Chu, C.Z. Wu, C. Atomb, H. Atomb, T. Özkan // Accident Analysis and Prevention. 2020. Vol. 122. P. 119-126. DOI: 10.1016/j.aap.2018.09.007
29. Training interventions are only effective on careful drivers, not careless drivers / T. Zhang, F. Hajiseyedjavadi, Y. Wang, S. Samuel, X. Qu, D. Fisher // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. 2018. Vol. 58. P. 693-707. DOI: 10.1016/j.trf.2018.07.004
30. Trimpop R.M. The psychology of risk taking behavioral [Электронный ресурс]. Amsterdam: North Holland, 1994. 416 p.URL: https://books.google.ru/books?id=rI4c24VTriEC&lpg=PP1&hl=ru&pg=PP1#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 07.03.2023).
31. Watson-Brown N., Scott-Parker B., Senserrick T. Association between higher-order driving instruction and risky driving behaviours: Exploring the mediating effects of a self-regulated safety orientation // Accident Analysis and Prevention. 2019. Vol. 131. P. 275-283. DOI: 10.1016/j.aap.2019.07.005
32. Zhang F., Mehrotra S., Roberts S.C. Driving distracted with friends: Effect of passengers and driver distraction on young drivers’ behavior // Accident Analysis & Prevention. 2019. Vol. 132. Article ID 105246. 9 p. DOI: 10.1016/j.aap.2019.07.022
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья направлена на изучение международного опыта психологических интервенций, используемых дорожными психологами при работе с водителями-нарушителями. В статье отмечается, что за последние десятилетия наблюдается существенный рост количества исследований, в которых рассматриваются различные профилактические программы, включающие психологические интервенции (вмешательства), направленные на предотвращение аварий и дорожно-транспортных происшествий. Однако, учитывая большое количество специализированных тренингов и образовательных мероприятий, которые активно предпринимаются психологами-практиками, работающими в сфере дорожной безопасности, можно считать, что общее количество опубликованных работ с представленными «доказательными практиками» относительно невелико. Существенное место среди данных работ занимает обзор исследований психологических интервенций, направленных на профилактику вождения в нетрезвом состоянии (поскольку алкоголь является одним из самых существенных факторов, влияющих на управление транспортным средством) и нарушений скоростного режима. В статье подчеркивается, что анализ практик психологических интервенций, направленных на предотвращение вождения в нетрезвом состоянии, может рассматриваться как важный шаг для деятельности практических психологов в области дорожной безопасности, а также системы медико-психологической оценки пригодности к управлению транспортным средством. В свою очередь, изучение и использование подобных психологических практик способствует решению важнейшей социальной задачи - снижения уровня аварийности на дорогах и сохранения человеческих жизней.
В статье представлен обзор исследований феномена аутентичных отношений в зарубежных работах. Представлено философское понимание аутентичности личности (подлинности, верности истинному Я), обосновывается возможная связь аутентичности личности и качества межличностных отношений. Отдельной частью работы выступает обсуждение исследований собственно аутентичных (подлинных, значимых) отношений. Указывается на невозможность рассмотрения аутентичности личности без учета ее воздействий на человеческие взаимоотношения. Раскрыты сферы, в которых аутентичность может проявляться: романтические, профессиональные, детско-родительские, дружеские отношения. Акцент поставлен на описание аутентичного лидерства (как наиболее изученной сферы), а также романтических отношений (сферы, для которой аутентичность является особо важным предиктором). В работе представлено несколько психотерапевтических методов для их достижения, а также рассмотрены некоторые риски, которые влекут за собой подлинные отношения. Поскольку аутентичность отношений способствует эффективному взаимодействию в личной и профессиональной сфере, возникает необходимость изучения и разработки технологий развития как аутентичности личности, так и аутентичности отношений.
Актуальность изучения социальной креативности связана с оптимизацией межличностного взаимодействия в различных областях деятельности. В статье рассматриваются современные зарубежные теории креативности. Анализируется представленность социального контекста в подходах к изучению креативности в общем, и социальной креативности - в частности. Уделяется внимание причинам порождения негативных идей, наносящих намеренный и ненамеренный вред в социальном взаимодействии. Приводятся результаты пилотажного исследования влияния социального контекста на просоциальную, негативную и вредоносную креативность. Обсуждается выявленный эффект в пилотажном исследовании, в котором приняли участие старшеклассники (N = 46) и студенты вузов (N = 50). Исследование проводилось в два этапа: первый - до начала специальной военной операции - в январе-начале февраля 2022 г., второй - после ее начала - в марте-апреле 2022 г. Использовались опросники «Индекс толерантности» и «Моральная идентичность», а также три задания для диагностики социальной креативности в ситуациях с положительной и негативной коннотацией. Гипотеза о том, что в разных социальных контекстах различные виды социальной креативности проявляются не одинаково подтвердилась: на фоне угрожающего социального контекста может происходить усиление асоциальной креативности и снижение просоциальной. На фоне угрожающего социального контекста был выявлен эффект изменения характера связи между моральной идентичностью и этнической и социальной толерантностью. Делается вывод о том, что причинно-следственные связи в теориях и концепциях креативности значительно сложнее, чем это можно предполагать. Предлагается уточненная схема причинно-следственных связей в подходах, рассматривающих креативность как результат взаимодействия личности, задачи и ситуации. Полученные в исследовании результаты отражены в рабочей схеме динамической модели социальной креативности.
В статье представлен обзор зарубежных исследований дорожно-транспортной среды с точки зрения отношений между различными группами ее участников: водителями, велосипедистами, мотоциклистами, пользователями электросамокатов. Показано, как эти отношения связаны с представлениями о неравенстве в дорожном движении, маргинальности или даже нелегитимности некоторых участников, с проблемой отчуждения и возникновением межгрупповых эффектов (групповым фаворитизмом и др.). Следствием представлений о группах как «дорожных меньшинствах» могут быть и такие особенности восприятия, как «слепота невнимания», влияющая на безопасность в этой среде, и повышенная агрессия в отношении «других». Ряд исследований помогают понять также разницу в отношении к привычным и новым участникам движения. Совместное использование дороги вызывает стресс не только у тех, кого относят к уязвимым участникам дорожного движения, но и у автомобилистов. Толерантность участников движения по отношению друг к другу может быть повышена благодаря опыту использования различных транспортных средств. Такой опыт развивает рефлексивность и в целом должен способствовать повышению безопасности движения разных групп в условиях смешанного потока.
Статья посвящена изучению пространственных представлений и ментальных карт водителей. Проведен анализ отечественных и зарубежных психологических и социально-психологических источников литературы в выбранной теме. Приведена схема функционирования представлений водителей, основанная на взаимодействии между эксплицитной, имплицитной долговременной памятью и рабочей памятью на уровнях внимания и автоматизмов. Выделены циклы обучения и поиска, обучения и активации, циклы контроля внимания. Поведение водителя рассматривается как основанное на знаниях, на правилах и на навыках. Описаны история возникновения и развития ментальных карт, механизмы формирования представлений водителей и потенциал использования ментальных карт как оценочно-контрольного средства для психологической диагностики кандидатов в водители. Для последующих исследований в данной тематике в статье приведены преимущества ментальных карт как контрольно-оценочного средства. Создание методики ментальных карт водителей способно удовлетворить потребность в эффективных психодиагностических и исследовательских методах определения компетенции водителей и выявлять связи между стилем вождения и особенностями ментальных карт, а также прогнозировать склонность к созданию аварийных ситуаций на дорогах.
В настоящей статье уделено внимание обзору различных исследований, в которых изучается опыт использования инновационных технологий в формировании безопасного дорожного поведения у водителей. Показано, что инновационные технологии достаточно активно используются для решения задачи снижения аварийности на дорогах, приводятся данные психологических исследований, направленных на оценку их эффективности. Особое внимание уделено описанию и характеристикам систем контроля скорости, средствам предотвращения вождения в нетрезвом состоянии (ВНС), а также использованию приложений виртуальной реальности, позволяющих обучать основных участников дорожного движения и формировать у них навыки безопасного поведения. В качестве примеров приводятся исследования, демонстрирующие практики внедрения и использования иммерсивного обучения водителей. Отмечается, что внедрение и использование инновационных технологий в формировании безопасного дорожного поведения выступают в качестве перспективных направлений развития практик, позволяющих снизить количество аварий и дорожно-транспортных происшествий в будущем. Рассмотренные инновационные технологий способствует развитию новых практик в обучении водителей и повышению уровня их водительского мастерства.
Работа посвящена анализу современных зарубежных публикаций, изучающих отношение к личному и общественному транспорту. На сегодняшний день восприятие социумом общественного транспорта отягощено последствиями пережитой пандемии COVID-19. «Реабилитация» и расширение услуги общественного транспорта в глазах населения - одна из важнейших задач сферы транспортных услуг в современных мегаполисах. Частично ее помогает решать услуга «совместного использования» автомобиля - каршеринга и райдпулинга, однако отношение жителей мегаполисов к ним неоднозначно. Тем не менее, данные виды транспорта можно условно отнести к общественным, так как они позволяют снизить долю личного транспорта на дорогах городов, предоставляя более «уединенные» и в связи с этим более безопасные условия перемещения с точки зрения индивидуальной защиты от распространяемых инфекционных заболеваний. Одновременно с этим каршеринг и райдпулинг позволяют сохранять безопасную психологическую дистанцию. Исследованию различных социально-психологических факторов отношения человека к общественному транспорту, и в частности каршерингу, посвящено не так много исследований, ряд из них основаны на теории запланированного поведения. Частично они рассмотрены в этой статье. Результаты проведенного анализа позволяют выявить особенности отношения пользователей общественного транспорта к его новым видам - каршерингу и райдпулингу, проанализировать его преимущества и недостатки с точки зрения жителей мегаполисов.
Издательство
- Издательство
- МГППУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- Юр. адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- ФИО
- Марголис Аркадий Аронович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- margolisaa@mgppu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6329202
- Сайт
- https://mgppu.ru/