Работа посвящена анализу современных зарубежных публикаций, изучающих отношение к личному и общественному транспорту. На сегодняшний день восприятие социумом общественного транспорта отягощено последствиями пережитой пандемии COVID-19. «Реабилитация» и расширение услуги общественного транспорта в глазах населения - одна из важнейших задач сферы транспортных услуг в современных мегаполисах. Частично ее помогает решать услуга «совместного использования» автомобиля - каршеринга и райдпулинга, однако отношение жителей мегаполисов к ним неоднозначно. Тем не менее, данные виды транспорта можно условно отнести к общественным, так как они позволяют снизить долю личного транспорта на дорогах городов, предоставляя более «уединенные» и в связи с этим более безопасные условия перемещения с точки зрения индивидуальной защиты от распространяемых инфекционных заболеваний. Одновременно с этим каршеринг и райдпулинг позволяют сохранять безопасную психологическую дистанцию. Исследованию различных социально-психологических факторов отношения человека к общественному транспорту, и в частности каршерингу, посвящено не так много исследований, ряд из них основаны на теории запланированного поведения. Частично они рассмотрены в этой статье. Результаты проведенного анализа позволяют выявить особенности отношения пользователей общественного транспорта к его новым видам - каршерингу и райдпулингу, проанализировать его преимущества и недостатки с точки зрения жителей мегаполисов.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.17759/jmfp.2023120102
- eLIBRARY ID
- 53760710
Каршеринг и райдпулинг за рубежом рассматриваются в рамках понятия «совместная мобильность», идентифицирующего такие виды транспорта, которые могут использоваться совместно по мере необходимости, например: совместное использование автомобилей, совместное использование поездок (водители подвозят других людей), совместное использование велосипедов или электронных скутеров [35; 36].
Список литературы
1. Ababio-Donkor A., Saleh W., Fonzone A. Understanding transport mode choice for commuting: the role of affect // Transportation Planning and Technology. 2020. Vol. 43. № 4. P. 385-403. DOI: 10.1080/03081060.2020.1747203 EDN: WBCRKI
2. Ajzen I. The theory of planned behavior // Organizational Behavior and Human Decision Processes. 1991. Vol. 50. № 2. P. 179-211. DOI: 10.1016/0749-5978(91)90020-T
3. Ajzen, I. The theory of planned behaviour: Reactions and reflections // Psychology & Health. 2011. Vol. 26. № 9. P. 1113-1127. DOI: 10.1080/08870446.2011.613995
4. Alonso-Almeida M. del M. To Use or Not Use Car Sharing Mobility in the Ongoing COVID-19 Pandemic? Identifying Sharing Mobility Behaviour in Times of Crisis // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022. Vol. 19. № 5. Article ID 3127. 14 p. DOI: 10.3390/ijerph19053127
5. Amirkiaee S.Y., Evengelopoulus N. Why do people rideshare? An experimental study // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. 2018. Vol. 55. P. 9-24. DOI: 10.1016/j.trf.2018.02.025
6. Amit S., Kafy A. A content-based analysis to identify the influence of COVID-19 on sharing economy activities // Spatial Information Research. 2022. Vol. 30. № 2. P. 321-333. DOI: 10.1007/s41324-022-00433-w EDN: HUPDDW
7. Baumeister R.F., Bushman B. Social Psychology and Human Nature. Boston: Cengage Learning, 2014. 832 p.
8. Becker H., Ciari F., Axhausen K.W. Comparing car-sharing schemes in Switzerland: User groups and usage patterns // Transportation Research Part A: Policy and Practice. 2017. Vol. 97. P. 17-29. DOI: 10.1016/j.tra.2017.01.004
9. Bulteau J., Feuillet T., Dantan S. Carpooling and carsharing for commuting in the Paris region: A comprehensive exploration of the individual and contextual correlates of their uses // Travel Behaviour and Society. 2019. Vol. 16. P. 77-87. DOI: 10.1016/j.tbs.2019.04.007
10. Cafiso S., Di Graziano A., Pappalardo G. Using the Delphi method to evaluate opinions of public transport managers on bus safety // Safety science. 2013. Vol. 57. P. 254-263. DOI: 10.1016/j.ssci.2013.03.001
11. Carsharing business models in Germany: characteristics, success and future prospects / K. Münzel, W. Boon, K. Frenken, T. Vaskelainen // Information Systems and e-Business Management. 2018. Vol. 16. № 2. P. 271-291. DOI: 10.1007/s10257-017-0355-x EDN: OQJPJW
12. Car-sharing services: An annotated review / F. Ferrero, G. Perboli, M. Rosano, A. Vesco // Sustainable Cities and Society. 2018. Vol. 37. P. 501-518. DOI: 10.1016/j.scs.2017.09.020
13. Clifton K., Carrasco J.A. Workshop Synthesis: Measuring attitudes and perceptions in quantitative surveys // Transportation Research Procedia. 2018. Vol. 32. P. 495-500. DOI: 10.1016/j.trpro.2018.10.040
14. Curtale R., Liao F., van der Waerden P. User acceptance of electric car-sharing services: The case of the Netherlands // Transportation Research Part A: Policy and Practice. 2021. Vol. 149. P. 266-282. DOI: 10.1016/j.tra.2021.05.006 EDN: TNQBDG
15. Different business models - different users? Uncovering the motives and characteristics of business-to-consumer and peer-to-peer carsharing adopters in The Netherlands / K. Münzel, L. Piscicelli, W. Boon, K. Frenken // Transportation Research Part D: Transport and Environment. 2019. Vol. 73. P. 276-306. DOI: 10.1016/j.trd.2019.07.001
16. Effects of Parking Provision on Automobile Use in Cities: Inferring Causality / C.T. McCahill, N. Garrick, C. Atkinson-Palombo, A. Polinski // Transportation Research Record: Journal of the Transportation Research Board. 2016. Vol. 2543. № 1. P. 159-165. DOI: 10.3141/2543-19
17. Efthymiou D., Antoniou C. Modeling the propensity to join carsharing using hybrid choice models and mixed survey data // Transport Policy. 2016. Vol. 51. P. 143-149. DOI: 10.1016/j.tranpol.2016.07.001
18. Emotional Geographies / Eds. J. Davidson, L. Bondi, M. Smith. New York: Routledge, 2016. 272 p. DOI: 10.4324/9781315579245
19. Examining the impact of car-sharing on private vehicle ownership / F. Zhou, Z. Zheng, J. Whitehead, R.K. Perrons, S. Washington, L. Page // Transportation Research Part A: Policy and Practice. 2020. Vol. 138. P. 322-341. DOI: 10.1016/j.tra.2020.06.003 EDN: MGLJEE
20. Investigating the subjective and objective factors influencing teenagers’ school travel mode choice - An integrated choice and latent variable model / M. Kamargianni, S. Dubey, A. Polydoropoulou, C. Bhat // Transportation Research Part A: Policy and Practice. 2015. Vol. 78. P. 473-488. DOI: 10.1016/j.tra.2015.06.011
21. Jain T., Rose G., Johnson M. “Don’t you want the dream?”: Psycho-social determinants of car share adoption // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. 2021. Vol. 78. P. 226-245. DOI: 10.1016/j.trf.2021.02.008 EDN: ZALIOC
22. Jin F., Yao E., An K. Understanding customers’ battery electric vehicle sharing adoption based on hybrid choice model // Journal of Cleaner Production. 2020. Vol. 258. Article ID 120764. 13 p. DOI: 10.1016/j.jclepro.2020.120764 EDN: KBPVMB
23. Johansson M.V., Heldt T., Johansson P. The effects of attitudes and personality traits on mode choice // Transportation Research Part A: Policy and Practice. 2006. Vol. 40. № 6. P. 507-525. DOI: 10.1016/j.tra.2005.09.001 EDN: RQUSCV
24. Kent de Grey R.G., Werner C.M., Lohnes K.L. Strengthening proenvironmental intentions: Intrinsic interest may support use of transport alternatives to driving alone // Transportation Research Part A: Policy and Practice. 2018. Vol. 116. P. 260-274. DOI: 10.1016/j.tra.2018.06.021
25. Kostorz N., Fraedrich E., Kagerbauer M. Usage and User Characteristics - Insights from MOIA, Europe’s Largest Ridepooling Service // Sustainability. 2021. Vol. 13. № 2. Article ID 958. 18 p. DOI: 10.3390/su13020958 EDN: XQXTAJ
26. Kuss P., Nicholas K.A. A dozen effective interventions to reduce car use in European cities: Lessons learned from a meta-analysis and transition management // Case Studies on Transport Policy. 2022. Vol. 10. № 3. P. 1494-1513. DOI: 10.1016/j.cstp.2022.02.001 EDN: PCIEIL
27. Mattia G., Mugion R.G., Principato L. Shared mobility as a driver for sustainable consumptions: The intention to re-use free-floating car sharing // Journal of Cleaner Production. 2019. Vol. 237. Article ID 117404. 10 p. DOI: 10.1016/j.jclepro.2019.06.235
28. Metcalfe R., Dolan P. Behavioural economics and its implications for transport // Journal of Transport Geography. 2012. Vol. 2. P. 503-511. DOI: 10.1016/j.jtrangeo.2012.01.019
29. Modeling effects of driver safety attitudes on traffic violations in China using the theory of planned behavior / C. Tan, Y. Shi, L. Bai, K. Tang, K. Suzuki, H. Nakamura // IATSS Research. 2022. Vol. 46. № 1. P. 63-72. DOI: 10.1016/j.iatssr.2022.02.001 EDN: KACLRN
30. Moody J., Zhao J. Car pride and its bidirectional relations with car ownership: Case studies in New York City and Houston // Transportation Research Part A: Policy and Practice. 2019. Vol. 124. P. 334-353. DOI: 10.1016/j.tra.2019.04.005
31. Nordfjærn T., Rundmo T. Differences in risk perception, priorities, worry and demand for risk mitigation in transport among Norwegians in 2004 and 2008 // Safety Science. 2010. Vol. 48. № 3. P. 357-364. DOI: 10.1016/j.ssci.2009.10.001 EDN: NXFBHF
32. Parking facilities and the built environment: Impacts on travel behavior / P. Christiansen, Ø. Engebretsen, N. Fearnley, U.J. Hanssen // Transportation Research Part A: Policy and Practice. 2017. Vol. 95. P. 198-206. DOI: 10.1016/j.tra.2016.10.025
33. Perceived behavioral control moderating effects in the theory of planned behavior: A meta-analysis / M.S. Hagger, M.W.-L. Cheung, I. Ajzen, K. Hamilton // Health Psychology. 2022. Vol. 41. № 2. P. 155-167. DOI: 10.1037/hea0001153 EDN: BKBDBN
34. Ride-Pooling-Dienste und ihre Bedeutung für den Verkehr. Nachfragemuster und Nutzungsmotive am Beispiel von “CleverShuttle” - eine Untersuchung auf Grundlage von Buchungsdaten und Kundenbefragungen in vier deutschen Städten / A. Knie, L. Ruhrort, J. Gödde, T. Pfaff. Berlin: Wissenschaftszentrum Berlin für Sozialforschung, 2020. 22 p.
35. Shaheen S., Martin E., Totte H. Zero-emission vehicle exposure within U.S. carsharing fleets and impacts on sentiment toward electric-drive vehicles // Transport Policy. 2020. Vol. 85. P. A23-A32. DOI: 10.1016/j.tranpol.2019.09.008 EDN: LCOUYL
36. Sharing strategies: carsharing, shared micromobility (bikesharing and scooter sharing), transportation network companies, microtransit, and other innovative mobility modes / S. Shaheen, A. Cohen, N. Chan, A. Bansal // Transportation, Land Use, and Environmental Planning / Ed. E. Deakin. Amsterdam: Elsevier, 2020. P. 237-262. DOI: 10.1016/B978-0-12-815167-9.00013-X
37. Social norms and public transport usage: empirical study from Shanghai / D. Zhang, J.-D. Schmöcker, S. Fujii, X. Yang // Transportation. 2016. Vol. 43. № 5. P. 869-888. DOI: 10.1007/s11116-015-9625-y EDN: QBUBGO
38. “Sustainability is a nice bonus” the role of sustainability in carsharing from a consumer perspective / B. Hartl, T. Sabitzer, E. Hofmann, E. Penz // Journal of Cleaner Production. 2018. Vol. 202. P. 88-100. DOI: 10.1016/j.jclepro.2018.08.138
39. The demand for public transport: a practical guide / R. Balcombe, R. Mackett, N. Paulley, J. Preston, J. Shires, H. Titheridge, M. Wardman, P. White. London: Transportation Research Laboratory, 2004. 246 p.
40. The demand for public transport: The effects of fares, quality of service, income and car ownership / N. Paulley, R. Balcombe, R. Mackett, H. Titheridge, J. Preston, M. Wardman, J. Shires, P. White // Transport Policy. 2006. Vol. 13. № 4. P. 295-306. DOI: 10.1016/j.tranpol.2005.12.004
41. Travelers’ attitudes toward carpooling in Lahore: motives and constraints / M.A. Javid, T. Mehmood, H.M. Asif, A.U. Vaince, M. Raza // Journal of Modern Transportation. 2017. Vol. 25. P. 268-278. DOI: 10.1007/s40534-017-0135-9
42. Truong L.T., Currie G. Macroscopic road safety impacts of public transport: A case study of Melbourne, Australia // Accident Analysis & Prevention. 2019. Vol. 132. Article ID 105270. 10 p. DOI: 10.1016/j.aap.2019.105270
43. Understanding car sharing preferences and mode substitution patterns: A stated preference experiment / A.P. Carrone, V.M. Hoening, A.F. Jensen, S.E. Mabit, J. Rich // Transport Policy. 2020. Vol. 98. P.139-147. DOI: 10.1016/j.tranpol.2020.03.010 EDN: YLTAYO
44. Understanding public transport satisfaction in post COVID-19 pandemic / H. Dong, S. Ma, N. Jia, J. Tian // Transport Policy. 2021. Vol. 101. P. 81-88. DOI: 10.1016/j.tranpol.2020.12.004 EDN: HDUERX
45. Unique epidemiological and clinical features of the emerging 2019 novel coronavirus pneumonia (COVID-19) implicate special control measures / Y. Wang, Y. Wang, Y. Chen, Q. Qin // Journal of Medical Virology. 2020. Vol. 92. № 6. P. 568-576. DOI: 10.1002/jmv.25748 EDN: NJPXUQ
46. Using thematic analysis to explore symbolism in transport choice across national cultures / D.P. Ashmore, R. Thoreau, C. Kwami, N. Christie, N.A. Tyler // Transportation. 2020. Vol. 47. № 2. P. 607-640. DOI: 10.1007/s11116-018-9902-7 EDN: IUAGAB
47. Wang L., Zhang Q., Wong P.P.W. Purchase Intention for Green Cars Among Chinese Millennials: Merging the Value-Attitude-Behavior Theory and Theory of Planned Behavior / Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. Article ID 786292. 18 p. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.786292 EDN: WVRSQM
48. What influences travelers to use Uber? Exploring the factors affecting the adoption of on-demand ride services in California / F. Alemi, G. Circella, S. Handy, P. Mokhtarian // Travel Behaviour and Society. 2018. Vol. 13. P. 88-104. DOI: 10.1016/j.tbs.2018.06.002
49. Yáñez M.F., Raveau S., Ortúzar J.D. Inclusion of latent variables in Mixed Logit models: Modelling and forecasting // Transportation Research Part A: Policy and Practice. 2010. Vol. 44. № 9. P. 744-753. DOI: 10.1016/j.tra.2010.07.007
50. Zebardast L., Radaei M. The influence of global crises on reshaping pro-environmental behavior, case study: the COVID-19 pandemic // Science of The Total Environment. 2022. Vol. 811. Article ID 151436. 10 p. DOI: 10.1016/j.scitotenv.2021.151436 EDN: DIDNYN
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья направлена на изучение международного опыта психологических интервенций, используемых дорожными психологами при работе с водителями-нарушителями. В статье отмечается, что за последние десятилетия наблюдается существенный рост количества исследований, в которых рассматриваются различные профилактические программы, включающие психологические интервенции (вмешательства), направленные на предотвращение аварий и дорожно-транспортных происшествий. Однако, учитывая большое количество специализированных тренингов и образовательных мероприятий, которые активно предпринимаются психологами-практиками, работающими в сфере дорожной безопасности, можно считать, что общее количество опубликованных работ с представленными «доказательными практиками» относительно невелико. Существенное место среди данных работ занимает обзор исследований психологических интервенций, направленных на профилактику вождения в нетрезвом состоянии (поскольку алкоголь является одним из самых существенных факторов, влияющих на управление транспортным средством) и нарушений скоростного режима. В статье подчеркивается, что анализ практик психологических интервенций, направленных на предотвращение вождения в нетрезвом состоянии, может рассматриваться как важный шаг для деятельности практических психологов в области дорожной безопасности, а также системы медико-психологической оценки пригодности к управлению транспортным средством. В свою очередь, изучение и использование подобных психологических практик способствует решению важнейшей социальной задачи - снижения уровня аварийности на дорогах и сохранения человеческих жизней.
В статье представлен обзор исследований феномена аутентичных отношений в зарубежных работах. Представлено философское понимание аутентичности личности (подлинности, верности истинному Я), обосновывается возможная связь аутентичности личности и качества межличностных отношений. Отдельной частью работы выступает обсуждение исследований собственно аутентичных (подлинных, значимых) отношений. Указывается на невозможность рассмотрения аутентичности личности без учета ее воздействий на человеческие взаимоотношения. Раскрыты сферы, в которых аутентичность может проявляться: романтические, профессиональные, детско-родительские, дружеские отношения. Акцент поставлен на описание аутентичного лидерства (как наиболее изученной сферы), а также романтических отношений (сферы, для которой аутентичность является особо важным предиктором). В работе представлено несколько психотерапевтических методов для их достижения, а также рассмотрены некоторые риски, которые влекут за собой подлинные отношения. Поскольку аутентичность отношений способствует эффективному взаимодействию в личной и профессиональной сфере, возникает необходимость изучения и разработки технологий развития как аутентичности личности, так и аутентичности отношений.
Актуальность изучения социальной креативности связана с оптимизацией межличностного взаимодействия в различных областях деятельности. В статье рассматриваются современные зарубежные теории креативности. Анализируется представленность социального контекста в подходах к изучению креативности в общем, и социальной креативности - в частности. Уделяется внимание причинам порождения негативных идей, наносящих намеренный и ненамеренный вред в социальном взаимодействии. Приводятся результаты пилотажного исследования влияния социального контекста на просоциальную, негативную и вредоносную креативность. Обсуждается выявленный эффект в пилотажном исследовании, в котором приняли участие старшеклассники (N = 46) и студенты вузов (N = 50). Исследование проводилось в два этапа: первый - до начала специальной военной операции - в январе-начале февраля 2022 г., второй - после ее начала - в марте-апреле 2022 г. Использовались опросники «Индекс толерантности» и «Моральная идентичность», а также три задания для диагностики социальной креативности в ситуациях с положительной и негативной коннотацией. Гипотеза о том, что в разных социальных контекстах различные виды социальной креативности проявляются не одинаково подтвердилась: на фоне угрожающего социального контекста может происходить усиление асоциальной креативности и снижение просоциальной. На фоне угрожающего социального контекста был выявлен эффект изменения характера связи между моральной идентичностью и этнической и социальной толерантностью. Делается вывод о том, что причинно-следственные связи в теориях и концепциях креативности значительно сложнее, чем это можно предполагать. Предлагается уточненная схема причинно-следственных связей в подходах, рассматривающих креативность как результат взаимодействия личности, задачи и ситуации. Полученные в исследовании результаты отражены в рабочей схеме динамической модели социальной креативности.
В статье представлен обзор зарубежных исследований дорожно-транспортной среды с точки зрения отношений между различными группами ее участников: водителями, велосипедистами, мотоциклистами, пользователями электросамокатов. Показано, как эти отношения связаны с представлениями о неравенстве в дорожном движении, маргинальности или даже нелегитимности некоторых участников, с проблемой отчуждения и возникновением межгрупповых эффектов (групповым фаворитизмом и др.). Следствием представлений о группах как «дорожных меньшинствах» могут быть и такие особенности восприятия, как «слепота невнимания», влияющая на безопасность в этой среде, и повышенная агрессия в отношении «других». Ряд исследований помогают понять также разницу в отношении к привычным и новым участникам движения. Совместное использование дороги вызывает стресс не только у тех, кого относят к уязвимым участникам дорожного движения, но и у автомобилистов. Толерантность участников движения по отношению друг к другу может быть повышена благодаря опыту использования различных транспортных средств. Такой опыт развивает рефлексивность и в целом должен способствовать повышению безопасности движения разных групп в условиях смешанного потока.
Статья посвящена изучению пространственных представлений и ментальных карт водителей. Проведен анализ отечественных и зарубежных психологических и социально-психологических источников литературы в выбранной теме. Приведена схема функционирования представлений водителей, основанная на взаимодействии между эксплицитной, имплицитной долговременной памятью и рабочей памятью на уровнях внимания и автоматизмов. Выделены циклы обучения и поиска, обучения и активации, циклы контроля внимания. Поведение водителя рассматривается как основанное на знаниях, на правилах и на навыках. Описаны история возникновения и развития ментальных карт, механизмы формирования представлений водителей и потенциал использования ментальных карт как оценочно-контрольного средства для психологической диагностики кандидатов в водители. Для последующих исследований в данной тематике в статье приведены преимущества ментальных карт как контрольно-оценочного средства. Создание методики ментальных карт водителей способно удовлетворить потребность в эффективных психодиагностических и исследовательских методах определения компетенции водителей и выявлять связи между стилем вождения и особенностями ментальных карт, а также прогнозировать склонность к созданию аварийных ситуаций на дорогах.
В настоящей статье уделено внимание обзору различных исследований, в которых изучается опыт использования инновационных технологий в формировании безопасного дорожного поведения у водителей. Показано, что инновационные технологии достаточно активно используются для решения задачи снижения аварийности на дорогах, приводятся данные психологических исследований, направленных на оценку их эффективности. Особое внимание уделено описанию и характеристикам систем контроля скорости, средствам предотвращения вождения в нетрезвом состоянии (ВНС), а также использованию приложений виртуальной реальности, позволяющих обучать основных участников дорожного движения и формировать у них навыки безопасного поведения. В качестве примеров приводятся исследования, демонстрирующие практики внедрения и использования иммерсивного обучения водителей. Отмечается, что внедрение и использование инновационных технологий в формировании безопасного дорожного поведения выступают в качестве перспективных направлений развития практик, позволяющих снизить количество аварий и дорожно-транспортных происшествий в будущем. Рассмотренные инновационные технологий способствует развитию новых практик в обучении водителей и повышению уровня их водительского мастерства.
В настоящей статье представлен сравнительный анализ традиционного и прогрессивного подходов в обучении вождению, в качестве сравнительного критерия рассмотрена матрица целей обучения вождению GDE (Goals for Driving Education). Проведен анализ обоснований прогрессивного подхода на основании теорий зарубежных авторов (Родуэлл Д., Хокинс А., Хаворт Н., Ларю Г. С., Бейтс Л., Филтнесс А., 2018). Преимущества прогрессивного подхода в обучении вождению открывают возможности по выходу процесса подготовки водителей на новый уровень - не только формирования навыков управления транспортным средством, но и развития навыков самоэффективности - самооценки водителем своих возможностей и ограничений при вождении, оценки уровня риска своих действий, уверенности в своих возможностях. Навыки самоэффективности водителя служат для обеспечения бо́льшей безопасности водительской деятельности в дорожно-транспортной среде. Анализ зарубежного опыта указывает на то, что обучение вождению только в рамках одного подхода не может полностью обеспечивать потребность в развитии когнитивных навыков различных уровней и полностью отвечать всем целям модели обучения водителей согласно матрице-GDE. Для реализации всех целей, поставленных перед обучением вождению и направленных на развитие широкого круга водительских компетенций, требуется комплексный подход.
Издательство
- Издательство
- МГППУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- Юр. адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- ФИО
- Марголис Аркадий Аронович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- margolisaa@mgppu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6329202
- Сайт
- https://mgppu.ru/