В настоящей статье уделено внимание обзору различных исследований, в которых изучается опыт использования инновационных технологий в формировании безопасного дорожного поведения у водителей. Показано, что инновационные технологии достаточно активно используются для решения задачи снижения аварийности на дорогах, приводятся данные психологических исследований, направленных на оценку их эффективности. Особое внимание уделено описанию и характеристикам систем контроля скорости, средствам предотвращения вождения в нетрезвом состоянии (ВНС), а также использованию приложений виртуальной реальности, позволяющих обучать основных участников дорожного движения и формировать у них навыки безопасного поведения. В качестве примеров приводятся исследования, демонстрирующие практики внедрения и использования иммерсивного обучения водителей. Отмечается, что внедрение и использование инновационных технологий в формировании безопасного дорожного поведения выступают в качестве перспективных направлений развития практик, позволяющих снизить количество аварий и дорожно-транспортных происшествий в будущем. Рассмотренные инновационные технологий способствует развитию новых практик в обучении водителей и повышению уровня их водительского мастерства.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.17759/jmfp.2023120103
- eLIBRARY ID
- 53760711
Анти-стартерный этилометр (система «алкозамок»). Анти-стартерные этилометрические системы используются в ряде стран, таких как США, Канада, Австрия, Швеция, Нидерланды, Бельгия, Австралия и др. С помощью этих приборов водитель, ранее привлекавшийся к ответственности за вождение в нетрезвом состоянии, не может управлять автомобилем, если уровень алкоголя в его выдыхаемом воздухе превышает определенный показатель (этот показатель может различаться в разных странах).
Список литературы
1. Технологии виртуальной реальности: методологические аспекты, достижения и перспективы [Электронный ресурс] / Ю.П. Зинченко, Г.Я. Меньшикова, Ю.М. Баяковский, А.М. Черноризов, А.Е. Войскунский // Национальный психологический журнал. 2010. № 2. С. 64-71. URL: https://npsyj.ru/articles/article/3671/ (дата обращения: 20.03.2023). EDN: NNGGGP
2. A systematic review of immersive virtual reality applications for higher education: Design elements, lessons learned, and research agenda / J. Radianti, T.A. Majchrzak, J. Fromm, I. Wohlgenannt // Computers & Education. 2020. Vol. 147. Article ID 103778. 29 p. org/. DOI: 10.1016/j.compedu.2019.103778 EDN: JMYDLE
3. A VR Truck Docking Simulator Platform for Developing Personalized Driver Assistance / P. Ribeiro, A.F. Krause, P. Meesters [et al.] // Applied Sciences. 2021. Vol. 11. № 19. Article ID 8911. 21 p. DOI: 10.3390/app11198911 EDN: MIVKQZ
4. Assailly J-P., Cestac J. Drunk driving prevention and cultural influences: the SAFE ROADS 4 YOUTH (SR4Y) project // Transactions on Transport Sciences. 2018. Vol. 9. № 2. P. 35-41. DOI: 10.5507/tots.2018.010
5. Benders J. VISTA-Towards Damage-Free and Time-Accurate Truck Docking [Электронный ресурс] // VISTA. Gelderland, 2022. URL: https://vistaproject.eu/ (дата обращения: 20.03.2023).
6. Bjerre B. Primary and secondary prevention of drink driving by the use of alcolock device and program: Swedish experiences // Accident Analysis and Prevention. 2005. Vol. 37. № 6. P. 1145-1152. DOI: 10.1016/j.aap.2005.06.020
7. Chen C.J., Toh S.C., Ismail W.M.W. Are learning styles relevant to virtual reality? // Journal of research on technology in education. 2005. Vol. 38. № 2. P. 123-141. DOI: 10.1080/15391523.2005.10782453
8. Coelho J., Duarte C. The Contribution of Multimodal Adaptation Techniques to the GUIDE Interface [Электронный ресурс] // Proceedings of the 6th International Conference “Universal Access in Human-Computer Interaction: Design for All and elnclusion”: Orlando, FL, USA, July 9-14, 2011 / Ed. C. Stephanidis. Part I. Berlin/Heidelberg: Springer, 2011. P. 337-346. URL: https://link.springer.com/chapter/ (дата обращения: 20.03.2023). DOI: 10.1007/978-3-642-21672-5_37
9. Determinants of self-efficacy of driving behavior among young adults in the UAE: Impact of gender, culture, and varying environmental conditions in a simulated environment / P.K. Maghelal, J.C. Flores, L.S. Ravindra, G.A. Luximon // Heliyon. 2023. Vol. 9(3). Article ID E13933. 30 p. DOI: 10.1016/j.heliyon.2023.e13993 EDN: JLRIWS
10. Does Immersive VR Increase Learning Gain When Compared to a Non-immersive VR Learning Experience? [Электронный ресурс] / K. Mahmoud, I. Harris, H. Yassin, T.J. Hurkxkens, O.K. Matar, N. Bhatia, I. Kalkanis // Proceedings of the 7th International Conference “Learning and Collaboration Technologies: Human and Technology Ecosystems”: Copenhagen, Denmark, July 19-24, 2020 / Eds. G. Goos, J. Hartmanis. Part II. Cham: Springer, 2020. P. 480-498. URL: https://link.springer.com/chapter/ (дата обращения: 20.03.2023). DOI: 10.1007/978-3-030-50506-6_33
11. Driver activity recognition in virtual reality driving simulation / O. Halabi, S. Fawal, E. Almughani, L. Al-Homsi // Proceedings of the 8th “International Conference on Information and Communication Systems (ICICS)”: Jordan University of Science and Technology, Irbid, Jordan, 4-6 April, 2017 / Institute of Electrical and Electronics Engineers. Red Hook, NY: Curran Associates, 2017. 5 p. DOI: 10.1109/IACS.2017.7921955
12. Driving Risk Analysis Based on Driving Experience at Hook-Turn Intersection Using the Emerging Virtual Reality Technology / T. Oh, Y. Xu, Z. Li, Z.L. Kim // Journal of Advanced Transportation. 2022. Vol. 2022. Article ID 8929826. 12 p. DOI: 10.1155/2022/8929826 EDN: FIEMTR
13. Efremov S., Kochetova T. Neural network model for recognition and classification of types of interactions in road traffic // Transactions on Transport Sciences. 2022. Vol. 13. № 1. P. 38-44. DOI: 10.5507/tots.2022.003 EDN: FTETPZ
14. Gräßler Ir., Taplick P. Supporting Creativity with Virtual Reality Technology // 22nd International Conference on Engineering Design: 5-8 AUGUST 2019, DELFT, THE NETHERLANDS. 2019. Vol. 1. P. 2011-2020. DOI: 10.1017/dsi.2019.207
15. Gray matter differences correlate with spontaneous strategies in a human virtual navigation task / V.D. Bohbot, J. Lerch, B. Thorndycraft, G. Iaria, A.P. Zijdenbos // Journal of Neuroscience. 2007. Vol. 27. № 38. P. 10078-10083. DOI: 10.1523/JNEUROSCI.1763-07.2007
16. Hettinger L.J., Riccio G.E. Visually Induced Motion Sickness in Virtual Environments // Presence Teleoperators and Virtual Environment. 1992. Vol. 1. № 3. P. 306-310. DOI: 10.1162/pres.1992.1.3.306
17. Integration of RPG use and ELC foundation to examine students’ learning for practice / W.H. Wu, W.C. Yan, H.Y. Kao, W.Y. Wang, Y.C.J. Wu // Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 55. Part B. P. 1179-1184. DOI: 10.1016/j.chb.2014.10.023
18. Intelligent speed assistance for serious speeders: The results of the Dutch Speedlock trial / J.W.G.M. Van der Pas, J. Kessels, B.D.G. Veroude, B. van Wee // Accident: Analysis and Prevention. 2014. Vol. 72. P. 78-94. DOI: 10.1016/j.aap.2014.05.031
19. Kim N.G., Yoo C.K., Im J.J. A new rehabilitation training system for postural balance control using virtual reality technology / IEEE Transactions on Rehabilitation Engineering. 1999. Vol. 7. № 4. P. 482-485. DOI: 10.1109/86.808952
20. Kolb A.Y., Kolb D.A. The Kolb Learning Style Inventory 4.0 [Электронный ресурс]: a Comprehensive Guide to the Theory, Psychometrics, Research on Validity and Educational Applications. [Kaunakakai]: Experience Based Learning Systems, 2013. 234 p. URL: https://learningfromexperience.com/downloads/research-library/the-kolb-learning-style-inventory-4-0.pdf (дата обращения: 20.03.2023).
21. Konak A., Clark T.K., Nasereddin M. Using Kolb’s Experiential Learning Cycle to improve student learning in virtual computer laboratories // Computers & Education. 2014. Vol. 72. P. 11-22. DOI: 10.1016/j.compedu.2013.10.013
22. Lawson G., Salanitri D., Waterfield B. Future Directions for the Development of Virtual Reality within an Automotive Manufacturer // Applied Ergonomics. 2016. Vol. 53. Part B. P. 323-330. DOI: 10.1016/j.apergo.2015.06.024 EDN: WVDYYF
23. Lotan T., Toledo T. In-Vehicle Data Recorder for Evaluation of Driving Behavior and Safety // Journal of the Transportation Research Board. 2006. Vol. 1953. № 1. P. 112-119. DOI: 10.3141/1953-13
24. Mayhew D., Simpson H. The safety value of driver education and training // Injury Prevention. 2002. Vol. 8. № 2. P. 3-7. DOI: 10.1136/ip.8.suppl_2.ii3
25. Neural mechanisms of hierarchical planning in a virtual subway network / J. Balaguer, H. Spiers, D. Hassabis, C. Summerfield // Neuron. 2018. Vol. 90. № 4. P. 893-903. org/10.1016/j.neuron.2016. 03.037. DOI: 10.1016/j.neuron.2016.03.037
26. Postnonclassical methodology and application of virtual reality technologies in social research / Y.P. Zinchenko, A.I. Kovalev, G.Ya. Menshikova, L.A. Shaigerova // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. Vol. 8. № 4. P. 60-71. DOI: 10.11621/pir.2015.0405 EDN: THPRHZ
27. Psychological therapy using virtual reality for treatment of driving phobia: a systematic review / R.A. Elphinston, A. Vaezipour, J.A. Fowler, T.G. Russell, M. Sterling // Disability and Rehabilitation. 2022. Vol. 72. P. 1-13. Online ahead of print. DOI: 10.1080/09638288.2022.2069293 EDN: RTPTHW
28. Selivanov V.V., Selivanova L.N., Babieva N.S. Cognitive Processes and Personality Traits in Virtual Reality Educational and Training // Psychology in Russia: State of the Art. 2020. Vol. 13. № 2. P. 16-28. DOI: 10.11621/pir.2020.0202 EDN: BUNLRD
29. Stringer R.J. Are Buzzed Drivers Really the Problem: A Quasi-Experimental Multilevel Assessment of the Involvement of Drivers with Low Blood Alcohol Levels in Fatal Crashes // Criminal Justice Policy Review. 2018. Vol. 29. № 5. P. 464-488. DOI: 10.1177/0887403416637187
30. Taheri S.M., Matsushita K., Sasaki M. Virtual Reality Driving Simulation for Measuring Driver Behavior and Characteristics // International Journal of Transportation Science and Technology. 2017. Vol. 7. № 2. P. 123-132. DOI: 10.4236/jtts.2017.72009
31. The application of virtual reality technology to testing resistance to motion sickness / G.Ya. Menshikova, A.I. Kovalev, O.A. Klimova, V.V. Barabanschikova // Psychology in Russia: State of the Art. 2017. Vol. 10. № 3. P. 151-163. DOI: 10.11621/pir.2017.0310
32. The effects of combining sanctions and rehabilitation for driving under the influence: An evaluation of the New Jersey Alcohol Countermeasures Program / R.E. Green, J.F. French, P.W. Haberman, P.W. Holland // Accident Analysis and Prevention. 1991. Vol. 23. № 6. P. 543-555. DOI: 10.1016/0001-4575(91)90019-2
33. Velev D., Zlateva P. Virtual reality challenges in education and training // International Journal of Learning and Teaching. 2017. Vol. 3. № 1. P. 33-37. DOI: 10.18178/ijlt.3.1.33-37
34. Virtual Reality as an assessment tool for arm motor deficits after brain lesions / L. Piron, F. Cenni, P. Tonin, M. Dam [Электронный ресурс] // Medicine Meets Virtual Reality 2001 / Eds. J.D. Westwood, H.M. Hoffman, G.T. Mogel, D. Stredney, R.A. Rob. Amsterdam: IOS Press, 2001. P. 386-392. (Studies in Health Technology and Informatics. Vol. 81). URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/11317774/ (дата обращения: 20.03.2023).
35. Virtual reality for driving phobia: cognitions and self-efficacy / I. Matheus, M. Carvalho, A. Nardi, R. Costa // Revista Psicologia, Saúde & Doenças. 2022. Vol. 23. № 1. P. 298-306. DOI: 10.15309/22psd230128 EDN: ILOTWG
36. Virtual reality-based cognitive stimulation using grydsen software as a means to prevent age-related cognitive-mobility disorders - a pilot observational study / M. Podhorecka, R. Szrajber, J. Andrzejczak, J. Lacko, P. Lipinski // Human Technology. 2021. Vol. 17. № 3. P. 321-335. DOI: 10.14254/1795-6889.2021.17-3.7 EDN: MNPHIX
37. Virtual world teaching, experiential learning, and assessment: An interdisciplinary communication course in Second Life / L. Jarmon, T. Traphagan, M. Mayrath, A. Trivedi // Computers & Education. 2009. Vol. 53. № 1. P. 169-182. DOI: 10.1016/j.compedu.2009.01.010
38. Wiczorek R., Protzak J. Evaluation of an assistance system supporting older pedestrians’ road crossing in virtual reality and in a real-world field test // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. Article ID 966096. 15 p. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.966096 EDN: JPJXPU
39. Wiederhold B.K. How virtual reality is changing the reality of aging // Cyberpsychology, Behavior and Social Networking. 2020. Vol. 23. № 3. P. 141-142. DOI: 10.1089/cyber.2020.29176.bkw EDN: YRGFAU
40. Zador P.L., Krawchuk S.A., Voas R.B. Alcohol-related relative risk of driver fatalities and driver involvement in fatal crashes in relation to driver age and gender: an update using 1996 data // Journal of Studies on Alcohol. 2000. Vol. 61. № 3. P. 387-395. DOI: 10.15288/jsa.2000.61.387 EDN: GYBMSD
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья направлена на изучение международного опыта психологических интервенций, используемых дорожными психологами при работе с водителями-нарушителями. В статье отмечается, что за последние десятилетия наблюдается существенный рост количества исследований, в которых рассматриваются различные профилактические программы, включающие психологические интервенции (вмешательства), направленные на предотвращение аварий и дорожно-транспортных происшествий. Однако, учитывая большое количество специализированных тренингов и образовательных мероприятий, которые активно предпринимаются психологами-практиками, работающими в сфере дорожной безопасности, можно считать, что общее количество опубликованных работ с представленными «доказательными практиками» относительно невелико. Существенное место среди данных работ занимает обзор исследований психологических интервенций, направленных на профилактику вождения в нетрезвом состоянии (поскольку алкоголь является одним из самых существенных факторов, влияющих на управление транспортным средством) и нарушений скоростного режима. В статье подчеркивается, что анализ практик психологических интервенций, направленных на предотвращение вождения в нетрезвом состоянии, может рассматриваться как важный шаг для деятельности практических психологов в области дорожной безопасности, а также системы медико-психологической оценки пригодности к управлению транспортным средством. В свою очередь, изучение и использование подобных психологических практик способствует решению важнейшей социальной задачи - снижения уровня аварийности на дорогах и сохранения человеческих жизней.
В статье представлен обзор исследований феномена аутентичных отношений в зарубежных работах. Представлено философское понимание аутентичности личности (подлинности, верности истинному Я), обосновывается возможная связь аутентичности личности и качества межличностных отношений. Отдельной частью работы выступает обсуждение исследований собственно аутентичных (подлинных, значимых) отношений. Указывается на невозможность рассмотрения аутентичности личности без учета ее воздействий на человеческие взаимоотношения. Раскрыты сферы, в которых аутентичность может проявляться: романтические, профессиональные, детско-родительские, дружеские отношения. Акцент поставлен на описание аутентичного лидерства (как наиболее изученной сферы), а также романтических отношений (сферы, для которой аутентичность является особо важным предиктором). В работе представлено несколько психотерапевтических методов для их достижения, а также рассмотрены некоторые риски, которые влекут за собой подлинные отношения. Поскольку аутентичность отношений способствует эффективному взаимодействию в личной и профессиональной сфере, возникает необходимость изучения и разработки технологий развития как аутентичности личности, так и аутентичности отношений.
Актуальность изучения социальной креативности связана с оптимизацией межличностного взаимодействия в различных областях деятельности. В статье рассматриваются современные зарубежные теории креативности. Анализируется представленность социального контекста в подходах к изучению креативности в общем, и социальной креативности - в частности. Уделяется внимание причинам порождения негативных идей, наносящих намеренный и ненамеренный вред в социальном взаимодействии. Приводятся результаты пилотажного исследования влияния социального контекста на просоциальную, негативную и вредоносную креативность. Обсуждается выявленный эффект в пилотажном исследовании, в котором приняли участие старшеклассники (N = 46) и студенты вузов (N = 50). Исследование проводилось в два этапа: первый - до начала специальной военной операции - в январе-начале февраля 2022 г., второй - после ее начала - в марте-апреле 2022 г. Использовались опросники «Индекс толерантности» и «Моральная идентичность», а также три задания для диагностики социальной креативности в ситуациях с положительной и негативной коннотацией. Гипотеза о том, что в разных социальных контекстах различные виды социальной креативности проявляются не одинаково подтвердилась: на фоне угрожающего социального контекста может происходить усиление асоциальной креативности и снижение просоциальной. На фоне угрожающего социального контекста был выявлен эффект изменения характера связи между моральной идентичностью и этнической и социальной толерантностью. Делается вывод о том, что причинно-следственные связи в теориях и концепциях креативности значительно сложнее, чем это можно предполагать. Предлагается уточненная схема причинно-следственных связей в подходах, рассматривающих креативность как результат взаимодействия личности, задачи и ситуации. Полученные в исследовании результаты отражены в рабочей схеме динамической модели социальной креативности.
В статье представлен обзор зарубежных исследований дорожно-транспортной среды с точки зрения отношений между различными группами ее участников: водителями, велосипедистами, мотоциклистами, пользователями электросамокатов. Показано, как эти отношения связаны с представлениями о неравенстве в дорожном движении, маргинальности или даже нелегитимности некоторых участников, с проблемой отчуждения и возникновением межгрупповых эффектов (групповым фаворитизмом и др.). Следствием представлений о группах как «дорожных меньшинствах» могут быть и такие особенности восприятия, как «слепота невнимания», влияющая на безопасность в этой среде, и повышенная агрессия в отношении «других». Ряд исследований помогают понять также разницу в отношении к привычным и новым участникам движения. Совместное использование дороги вызывает стресс не только у тех, кого относят к уязвимым участникам дорожного движения, но и у автомобилистов. Толерантность участников движения по отношению друг к другу может быть повышена благодаря опыту использования различных транспортных средств. Такой опыт развивает рефлексивность и в целом должен способствовать повышению безопасности движения разных групп в условиях смешанного потока.
Статья посвящена изучению пространственных представлений и ментальных карт водителей. Проведен анализ отечественных и зарубежных психологических и социально-психологических источников литературы в выбранной теме. Приведена схема функционирования представлений водителей, основанная на взаимодействии между эксплицитной, имплицитной долговременной памятью и рабочей памятью на уровнях внимания и автоматизмов. Выделены циклы обучения и поиска, обучения и активации, циклы контроля внимания. Поведение водителя рассматривается как основанное на знаниях, на правилах и на навыках. Описаны история возникновения и развития ментальных карт, механизмы формирования представлений водителей и потенциал использования ментальных карт как оценочно-контрольного средства для психологической диагностики кандидатов в водители. Для последующих исследований в данной тематике в статье приведены преимущества ментальных карт как контрольно-оценочного средства. Создание методики ментальных карт водителей способно удовлетворить потребность в эффективных психодиагностических и исследовательских методах определения компетенции водителей и выявлять связи между стилем вождения и особенностями ментальных карт, а также прогнозировать склонность к созданию аварийных ситуаций на дорогах.
Работа посвящена анализу современных зарубежных публикаций, изучающих отношение к личному и общественному транспорту. На сегодняшний день восприятие социумом общественного транспорта отягощено последствиями пережитой пандемии COVID-19. «Реабилитация» и расширение услуги общественного транспорта в глазах населения - одна из важнейших задач сферы транспортных услуг в современных мегаполисах. Частично ее помогает решать услуга «совместного использования» автомобиля - каршеринга и райдпулинга, однако отношение жителей мегаполисов к ним неоднозначно. Тем не менее, данные виды транспорта можно условно отнести к общественным, так как они позволяют снизить долю личного транспорта на дорогах городов, предоставляя более «уединенные» и в связи с этим более безопасные условия перемещения с точки зрения индивидуальной защиты от распространяемых инфекционных заболеваний. Одновременно с этим каршеринг и райдпулинг позволяют сохранять безопасную психологическую дистанцию. Исследованию различных социально-психологических факторов отношения человека к общественному транспорту, и в частности каршерингу, посвящено не так много исследований, ряд из них основаны на теории запланированного поведения. Частично они рассмотрены в этой статье. Результаты проведенного анализа позволяют выявить особенности отношения пользователей общественного транспорта к его новым видам - каршерингу и райдпулингу, проанализировать его преимущества и недостатки с точки зрения жителей мегаполисов.
В настоящей статье представлен сравнительный анализ традиционного и прогрессивного подходов в обучении вождению, в качестве сравнительного критерия рассмотрена матрица целей обучения вождению GDE (Goals for Driving Education). Проведен анализ обоснований прогрессивного подхода на основании теорий зарубежных авторов (Родуэлл Д., Хокинс А., Хаворт Н., Ларю Г. С., Бейтс Л., Филтнесс А., 2018). Преимущества прогрессивного подхода в обучении вождению открывают возможности по выходу процесса подготовки водителей на новый уровень - не только формирования навыков управления транспортным средством, но и развития навыков самоэффективности - самооценки водителем своих возможностей и ограничений при вождении, оценки уровня риска своих действий, уверенности в своих возможностях. Навыки самоэффективности водителя служат для обеспечения бо́льшей безопасности водительской деятельности в дорожно-транспортной среде. Анализ зарубежного опыта указывает на то, что обучение вождению только в рамках одного подхода не может полностью обеспечивать потребность в развитии когнитивных навыков различных уровней и полностью отвечать всем целям модели обучения водителей согласно матрице-GDE. Для реализации всех целей, поставленных перед обучением вождению и направленных на развитие широкого круга водительских компетенций, требуется комплексный подход.
Издательство
- Издательство
- МГППУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- Юр. адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- ФИО
- Марголис Аркадий Аронович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- margolisaa@mgppu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6329202
- Сайт
- https://mgppu.ru/