В статье представлен обзор зарубежных исследований дорожно-транспортной среды с точки зрения отношений между различными группами ее участников: водителями, велосипедистами, мотоциклистами, пользователями электросамокатов. Показано, как эти отношения связаны с представлениями о неравенстве в дорожном движении, маргинальности или даже нелегитимности некоторых участников, с проблемой отчуждения и возникновением межгрупповых эффектов (групповым фаворитизмом и др.). Следствием представлений о группах как «дорожных меньшинствах» могут быть и такие особенности восприятия, как «слепота невнимания», влияющая на безопасность в этой среде, и повышенная агрессия в отношении «других». Ряд исследований помогают понять также разницу в отношении к привычным и новым участникам движения. Совместное использование дороги вызывает стресс не только у тех, кого относят к уязвимым участникам дорожного движения, но и у автомобилистов. Толерантность участников движения по отношению друг к другу может быть повышена благодаря опыту использования различных транспортных средств. Такой опыт развивает рефлексивность и в целом должен способствовать повышению безопасности движения разных групп в условиях смешанного потока.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.17759/jmfp.2023120105
- eLIBRARY ID
- 53760713
Список литературы
1. Николаева Л.В., Литвинова Е.Ю. Представление водителей о велосипедистах как “чужих” на дороге (на примере зарубежных исследований) [Электронный ресурс] // Социальная психология: вопросы теории и практики: материалы Международной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева: Москва, 12-13 мая 2022 г. М.: МГППУ, 2022. С. 316-318. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/socpsy2022/socpsy2022.pdf (дата обращения: 28.03.2023). EDN: CKZYWE
2. Aldred R. Incompetent or Too Competent? Negotiating Everyday Cycling Identities in a Motor Dominated Society // Mobilities. 2013. Vol. 8. № 2. P. 252-271. DOI: 10.1080/17450101.2012.696342
3. Attitudes, norms and difficulties underlying road sharing intentions as drivers and cyclists: Evidence from the Czech Republic / S. Kaplan, I. Mikolasek, H. Bruhova Foltynova, K.H. Janstrup, C.G. Prato // International Journal of Sustainable Transportation. 2019. Vol. 13. № 5. P. 350-362. DOI: 10.1080/15568318.2018.1471556
4. Bonham J., Johnson M., Haworth N. On constituting cyclists as ‘hazards’ // Journal of Transport Geography. 2020. Vol. 84. Article ID 102675. 8 p. DOI: 10.1016/j.jtrangeo.2020.102675 EDN: MTCBED
5. Brömmelstroet M. Framing Systemic Traffic Violence: Media Coverage of Dutch Traffic Crashes // Transportation Research Interdisciplinary Perspectives. 2020. Vol. 5. Article ID 100109. 14 p. DOI: 10.1016/j.trip.2020.100109 EDN: PEMAEX
6. Dehumanization of cyclists predicts self-reported aggressive behaviour toward them: A pilot study / A. Delbosc, F. Naznin, N. Haslam, N. Haworth // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. 2019. Vol. 62. P. 681-689. DOI: 10.1016/j.trf.2019.03.005
7. Differences in the Assessment of Safe and Risky Driving Behaviors: Pedestrians Versus Drivers / F. Alonso, C. Esteban, M. Faus, S.A. Useche // SAGE Open. 2022. Vol. 12. № 2. 12 p. DOI: 10.1177/21582440221102444
8. Driver anger towards cyclists in Australia: Investigating the role of the perceived legitimacy of cyclists as road users / J.A. Oldmeadow, S. Povey, A. Povey, C. Critchley // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. 2019. Vol. 63. P. 240-251. DOI: 10.1016/j.trf.2019.04.021
9. Driver’s Perceptions of cyclists: Prepared for Charging and Local Transport Division, Department for Transport [Электронный ресурс] / L. Basford, S. Reid, T. Lester, J. Thomson, A. Tolmie. Wokingham: Transportation Research Laboratory, 2002. 38 p. (Transportation Research Laboratory Report TRL549). URL: https://www.researchgate.net/publication/235357554_Driver’s_perceptions_of_cyclists (дата обращения: 15.06.2022).
10. Editorial Patterns in Bicyclist and Pedestrian Crash Reporting / K. Ralph, E. Iacobucci, C.G. Thigpen, T. Goddard // Transportation Research Record: Journal of the Transportation Research Board. 2019. Vol. 2673. № 2. P. 663-671. DOI: 10.1177/0361198119825637
11. Egan R. Sacrificing entitlement for self-preservation: ‘privatising vulnerability’ as a cyclist in Dublin // Mobilities. 2022. Vol. 17. № 6. P. 780-794. DOI: 10.1080/17450101.2021.1985379 EDN: ZVFJXX
12. Facilitators and barriers to cycling in older residents of New South Wales, Australia / S. Boufous, B. Beck, R. Macniven, C. Pettit, R. Ivers // Journal of Transport & Health. 2021. Vol. 21. Article ID 101056. 11 p. DOI: 10.1016/j.jth.2021.101056 EDN: PGHCQQ
13. Factors influencing noncompliance with bicycle passing distance laws / А.К. Debnath, N. Haworth, A. Schramm, K.C. Heesch, K. Somoray // Accident Analysis & Prevention. 2018. Vol. 115. P. 137-142. DOI: 10.1016/j.aap.2018.03.016
14. Fevyer D., Aldred R. Rogue drivers, typical cyclists, and tragic pedestrians: a Critical Discourse Analysis of media reporting of fatal road traffic collisions // Mobilities. 2022. Vol. 17. № 6. P. 759-779. DOI: 10.1080/17450101.2021.1981117 EDN: GKZMVB
15. Fruhen L.S., Rossen I., Griffin M.A. The factors shaping car drivers’ attitudes towards cyclist and their impact on behavior // Accident Analysis & Prevention. 2019. Vol. 123. P. 235-242. DOI: 10.1016/j.aap.2018.11.006
16. Fruhen L.S., Rossen I., Kanse L. Changes in car drivers’ attitudes and behaviours, and cyclist numbers following the introduction of a cyclist minimum passing distance law // Accident Analysis & Prevention. 2021. Vol. 156. Article ID 106108. 10 p. DOI: 10.1016/j.aap.2021.106108 EDN: LAGIJI
17. Ghanayim M., Bekhor S. Modelling bicycle route choice using data from a GPS-assisted household survey // European Journal of Transport and Infrastructure Research. 2018. Vol. 18. № 2. P. 158-177. DOI: 10.18757/ejtir.2018.18.2.3228
18. Grimes A., Subramaniam D.P., Lightner J. Misconceptions about biking and driving: Drivers understanding of Missouri bicycle laws // Journal of Transport & Health. 2021. Vol. 21. Article ID 101044. 12 p. DOI: 10.1016/j.jth.2021.101044 EDN: PUDVVG
19. Hoekstra A.T.G., Twisk D.A.M., Hagenzieker M.P. Do road user roles serve as social identities? Differences between self-described cyclists and car drivers // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. 2018. Vol. 59. P. 365-377. DOI: 10.1016/j.trf.2018.09.006
20. Jacobsen P.L. Safety in numbers: more walkers and bicyclists, safer walking and bicycling // Injury Prevention. 2015. Vol. 21. № 4. P. 276-277. DOI: 10.1136/injuryprev-2015-041687
21. Kaplan S., Luria R., Prato C.G. The relation between cyclists’ perceptions of drivers, self-concepts and their willingness to cycle in mixed traffic // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. 2019. Vol. 62. P. 45-57. DOI: 10.1016/j.trf.2018.12.011
22. Marshall W.E., Piatkowski D., Johnson A. Scofflaw bicycling: Illegal but rational // Journal of Transport and Land Use. 2017. Vol. 10. № 1. P. 805-836. DOI: 10.5198/jtlu.2017.871
23. McIlroy R.C., Plant K.L., Stanton N.A. Thinking aloud on the road: Thematic differences in the experiences of drivers, cyclists, and motorcyclists // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. 2021. Vol. 83. P. 192-209. DOI: 10.1016/j.trf.2021.09.014 EDN: KGGTZY
24. Negative attitudes towards cyclists influence the acceptance of an in-vehicle cyclist detection system / M. Angelis, V.M. Puchades, F. Fraboni, L. Pietrantoni, G. Prati // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. 2017. Vol. 49. P. 244-256. DOI: 10.1016/j.trf.2017.06.021
25. Nixon D.V. Speeding capsules of alienation? Social (dis)connections amongst drivers, cyclists and pedestrians in Vancouver, BC // Geoforum. 2014. Vol. 54. P. 91-102. DOI: 10.1016/j.geoforum.2014.04.002
26. Pedestrians and E-Scooters: An Initial Look at E-Scooter Parking and Perceptions by Riders and Non-Riders / O. James, J.I. Swiderski, J. Hicks, D. Teoman, R. Buehler // Sustainability. 2019. Vol. 11. Article ID 5591. 13 p. DOI: 10.3390/su11205591
27. Prati G., Puchades V., Pietrantoni L. Cyclists as a minority group? // Transportation research part F: traffic psychology and behaviour. 2017. Vol. 47. P. 34-41. DOI: 10.1016/j.trf.2017.04.008
28. Prato C.G., Halldórsdóttir K., Nielsen O.A. Evaluation of land-use and transport network effects on cyclists’ route choices in the Copenhagen Region in value-of-distance space // International Journal of Sustainable Transportation. 2018. Vol. 12. № 10. P. 770-781. DOI: 10.1080/15568318.2018.1437236
29. Ravensbergen L. ‘I wouldn’t take the risk of the attention, you know? Just a lone girl biking’: examining the gendered and classed embodied experiences of cycling // Social & Cultural Geography. 2022. Vol. 23. № 5. P. 678-696. DOI: 10.1080/14649365.2020.1806344 EDN: KCBJQZ
30. Safety in numbers for cyclists - conclusions from a multidisciplinary study of seasonal change in interplay and conflicts / A. Fyhri, H.B. Sundfør, T. Bjørnskau, A. Laureshyn // Accident Analysis & Prevention. 2017. Vol. 105. P. 124-133. DOI: 10.1016/j.aap.2016.04.039
31. The social representations of cycling practices: An analysis of symbolic, emotional, material and bodily components, and their implication for policies / M. Sarrica, E. Alecci, P. Passafaro, A. Rimano, Br.M. Mazzara // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. 2019. Vol. 64. P. 119-132. DOI: 10.1016/j.trf.2019.04.019
32. Unsafety on two wheels, or social prejudice? Proxying behavioral reports on bicycle and e-scooter riding safety - A mixed-methods study / S.A. Useche, St. O’Hern, A. Gonzalez-Marin, J. Gene-Morales, F. Alonso, A.N. Stephens // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. 2022. Vol. 89. P. 168-182. DOI: 10.1016/j.trf.2022.06.015 EDN: DQJKZC
33. Walker I., Garrard I., Jowitt F. The influence of a bicycle commuter’s appearance on drivers’ overtaking proximities: An on-road test of bicyclist stereotypes, high-visibility clothing and safety aids in the United Kingdom // Accident Analysis & Prevention. 2014. Vol. 64. P. 69-77. DOI: 10.1016/j.aap.2013.11.007
34. Walker I., Robinson D.L. Bicycle helmet wearing is associated with closer overtaking by drivers: A response to Olivier and Walter, 2013 // Accident Analysis & Prevention. 2019. Vol. 123. P. 107-113. DOI: 10.1016/j.aap.2018.11.015
35. Wearing a bike helmet leads to less cognitive control, revealed by lower frontal midline theta power and risk indifference / B. Schmidt, L. Kessler, C.B. Holroyd, W.H.R. Miltner // Psychophysiology. 2019. Vol. 56. № 12. Article ID e13458. 10 p. DOI: 10.1111/psyp.13458
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья направлена на изучение международного опыта психологических интервенций, используемых дорожными психологами при работе с водителями-нарушителями. В статье отмечается, что за последние десятилетия наблюдается существенный рост количества исследований, в которых рассматриваются различные профилактические программы, включающие психологические интервенции (вмешательства), направленные на предотвращение аварий и дорожно-транспортных происшествий. Однако, учитывая большое количество специализированных тренингов и образовательных мероприятий, которые активно предпринимаются психологами-практиками, работающими в сфере дорожной безопасности, можно считать, что общее количество опубликованных работ с представленными «доказательными практиками» относительно невелико. Существенное место среди данных работ занимает обзор исследований психологических интервенций, направленных на профилактику вождения в нетрезвом состоянии (поскольку алкоголь является одним из самых существенных факторов, влияющих на управление транспортным средством) и нарушений скоростного режима. В статье подчеркивается, что анализ практик психологических интервенций, направленных на предотвращение вождения в нетрезвом состоянии, может рассматриваться как важный шаг для деятельности практических психологов в области дорожной безопасности, а также системы медико-психологической оценки пригодности к управлению транспортным средством. В свою очередь, изучение и использование подобных психологических практик способствует решению важнейшей социальной задачи - снижения уровня аварийности на дорогах и сохранения человеческих жизней.
В статье представлен обзор исследований феномена аутентичных отношений в зарубежных работах. Представлено философское понимание аутентичности личности (подлинности, верности истинному Я), обосновывается возможная связь аутентичности личности и качества межличностных отношений. Отдельной частью работы выступает обсуждение исследований собственно аутентичных (подлинных, значимых) отношений. Указывается на невозможность рассмотрения аутентичности личности без учета ее воздействий на человеческие взаимоотношения. Раскрыты сферы, в которых аутентичность может проявляться: романтические, профессиональные, детско-родительские, дружеские отношения. Акцент поставлен на описание аутентичного лидерства (как наиболее изученной сферы), а также романтических отношений (сферы, для которой аутентичность является особо важным предиктором). В работе представлено несколько психотерапевтических методов для их достижения, а также рассмотрены некоторые риски, которые влекут за собой подлинные отношения. Поскольку аутентичность отношений способствует эффективному взаимодействию в личной и профессиональной сфере, возникает необходимость изучения и разработки технологий развития как аутентичности личности, так и аутентичности отношений.
Актуальность изучения социальной креативности связана с оптимизацией межличностного взаимодействия в различных областях деятельности. В статье рассматриваются современные зарубежные теории креативности. Анализируется представленность социального контекста в подходах к изучению креативности в общем, и социальной креативности - в частности. Уделяется внимание причинам порождения негативных идей, наносящих намеренный и ненамеренный вред в социальном взаимодействии. Приводятся результаты пилотажного исследования влияния социального контекста на просоциальную, негативную и вредоносную креативность. Обсуждается выявленный эффект в пилотажном исследовании, в котором приняли участие старшеклассники (N = 46) и студенты вузов (N = 50). Исследование проводилось в два этапа: первый - до начала специальной военной операции - в январе-начале февраля 2022 г., второй - после ее начала - в марте-апреле 2022 г. Использовались опросники «Индекс толерантности» и «Моральная идентичность», а также три задания для диагностики социальной креативности в ситуациях с положительной и негативной коннотацией. Гипотеза о том, что в разных социальных контекстах различные виды социальной креативности проявляются не одинаково подтвердилась: на фоне угрожающего социального контекста может происходить усиление асоциальной креативности и снижение просоциальной. На фоне угрожающего социального контекста был выявлен эффект изменения характера связи между моральной идентичностью и этнической и социальной толерантностью. Делается вывод о том, что причинно-следственные связи в теориях и концепциях креативности значительно сложнее, чем это можно предполагать. Предлагается уточненная схема причинно-следственных связей в подходах, рассматривающих креативность как результат взаимодействия личности, задачи и ситуации. Полученные в исследовании результаты отражены в рабочей схеме динамической модели социальной креативности.
Статья посвящена изучению пространственных представлений и ментальных карт водителей. Проведен анализ отечественных и зарубежных психологических и социально-психологических источников литературы в выбранной теме. Приведена схема функционирования представлений водителей, основанная на взаимодействии между эксплицитной, имплицитной долговременной памятью и рабочей памятью на уровнях внимания и автоматизмов. Выделены циклы обучения и поиска, обучения и активации, циклы контроля внимания. Поведение водителя рассматривается как основанное на знаниях, на правилах и на навыках. Описаны история возникновения и развития ментальных карт, механизмы формирования представлений водителей и потенциал использования ментальных карт как оценочно-контрольного средства для психологической диагностики кандидатов в водители. Для последующих исследований в данной тематике в статье приведены преимущества ментальных карт как контрольно-оценочного средства. Создание методики ментальных карт водителей способно удовлетворить потребность в эффективных психодиагностических и исследовательских методах определения компетенции водителей и выявлять связи между стилем вождения и особенностями ментальных карт, а также прогнозировать склонность к созданию аварийных ситуаций на дорогах.
В настоящей статье уделено внимание обзору различных исследований, в которых изучается опыт использования инновационных технологий в формировании безопасного дорожного поведения у водителей. Показано, что инновационные технологии достаточно активно используются для решения задачи снижения аварийности на дорогах, приводятся данные психологических исследований, направленных на оценку их эффективности. Особое внимание уделено описанию и характеристикам систем контроля скорости, средствам предотвращения вождения в нетрезвом состоянии (ВНС), а также использованию приложений виртуальной реальности, позволяющих обучать основных участников дорожного движения и формировать у них навыки безопасного поведения. В качестве примеров приводятся исследования, демонстрирующие практики внедрения и использования иммерсивного обучения водителей. Отмечается, что внедрение и использование инновационных технологий в формировании безопасного дорожного поведения выступают в качестве перспективных направлений развития практик, позволяющих снизить количество аварий и дорожно-транспортных происшествий в будущем. Рассмотренные инновационные технологий способствует развитию новых практик в обучении водителей и повышению уровня их водительского мастерства.
Работа посвящена анализу современных зарубежных публикаций, изучающих отношение к личному и общественному транспорту. На сегодняшний день восприятие социумом общественного транспорта отягощено последствиями пережитой пандемии COVID-19. «Реабилитация» и расширение услуги общественного транспорта в глазах населения - одна из важнейших задач сферы транспортных услуг в современных мегаполисах. Частично ее помогает решать услуга «совместного использования» автомобиля - каршеринга и райдпулинга, однако отношение жителей мегаполисов к ним неоднозначно. Тем не менее, данные виды транспорта можно условно отнести к общественным, так как они позволяют снизить долю личного транспорта на дорогах городов, предоставляя более «уединенные» и в связи с этим более безопасные условия перемещения с точки зрения индивидуальной защиты от распространяемых инфекционных заболеваний. Одновременно с этим каршеринг и райдпулинг позволяют сохранять безопасную психологическую дистанцию. Исследованию различных социально-психологических факторов отношения человека к общественному транспорту, и в частности каршерингу, посвящено не так много исследований, ряд из них основаны на теории запланированного поведения. Частично они рассмотрены в этой статье. Результаты проведенного анализа позволяют выявить особенности отношения пользователей общественного транспорта к его новым видам - каршерингу и райдпулингу, проанализировать его преимущества и недостатки с точки зрения жителей мегаполисов.
В настоящей статье представлен сравнительный анализ традиционного и прогрессивного подходов в обучении вождению, в качестве сравнительного критерия рассмотрена матрица целей обучения вождению GDE (Goals for Driving Education). Проведен анализ обоснований прогрессивного подхода на основании теорий зарубежных авторов (Родуэлл Д., Хокинс А., Хаворт Н., Ларю Г. С., Бейтс Л., Филтнесс А., 2018). Преимущества прогрессивного подхода в обучении вождению открывают возможности по выходу процесса подготовки водителей на новый уровень - не только формирования навыков управления транспортным средством, но и развития навыков самоэффективности - самооценки водителем своих возможностей и ограничений при вождении, оценки уровня риска своих действий, уверенности в своих возможностях. Навыки самоэффективности водителя служат для обеспечения бо́льшей безопасности водительской деятельности в дорожно-транспортной среде. Анализ зарубежного опыта указывает на то, что обучение вождению только в рамках одного подхода не может полностью обеспечивать потребность в развитии когнитивных навыков различных уровней и полностью отвечать всем целям модели обучения водителей согласно матрице-GDE. Для реализации всех целей, поставленных перед обучением вождению и направленных на развитие широкого круга водительских компетенций, требуется комплексный подход.
Издательство
- Издательство
- МГППУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- Юр. адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- ФИО
- Марголис Аркадий Аронович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- margolisaa@mgppu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6329202
- Сайт
- https://mgppu.ru/