В аккадском и древнееврейском языках засвидетельствованы около двадцати наименований саранчи и схожих насекомых. Разграничить их семантику и уточнить значение терминов позволяют сведения, которые можно почерпнуть из древневосточных текстов различных жанров и типов. В них содержатся описания нашествий саранчи, свидетельства употребления их в пищу и в ходе ритуалов, перечни животных, в том числе насекомых. Некоторые из наименований (акк. ṣarṣar, др.-евр. yäläq и ḥåsil) возможно идентифицировать как обозначения бескрылой стадии развития саранчи.
Идентификаторы и классификаторы
В древневосточных письменных источниках II–I тыс. до н. э. засвидетельствовано около двадцати аккадских и древнееврейских лексем, использовавшихся для обозначения разновидностей саранчи и ее скоплений, а также других насекомых, схожих с саранчой по внешнему виду и поведению. Нашествия этих насекомых и их употребление в пищу и в ходе ритуалов десятки раз упоминаются в клинописных и библейских источниках. В шумеро-аккадских лексикографических текстах аккадские наименования разъясняются с помощью шумерских описательных терминов и дополнены орфографическими и фонетическими вариантами, а также, вероятно, близкими по значению терминами.
Список литературы
- Лачининский 2020 — Руководство по трем видам стадных саранчовых на Кавказе и в Центральной Азии. Биология, экология и поведение. ФАО;
- А. Лачининский. 2020 (электронный ресурс). URL: https://openknowledge. fao.org/handle/20.500.14283/cb0879ru (дата обращения: 01.07.2024). DOI: 10.4060/cb0879ru.
- AHw — W. von Soden. Akkadisches Handwörterbuch. Wiesbaden: Otto Harrassowitz Verlag, 1965–1974.
- ARCHIBAB — ARCHIBAB (Archives babyloniennes, XXe–XVIIe siècles) (электронный ресурс). URL: https://www.archibab.fr/ (дата обращения: 01.07.2024).
- Beavis 1988 — I. C. Beavis. Insects and other Invertebrates in Classical Antiquity. Exeter: University of Exeter Press, 1988. DOI: 10.5949/liverpool/9780859892841.001.0001.
- BHS — K. Elliger, W. Rudolph (eds.). Biblia Hebraica Stuttgartensia, 5. Auflage. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 1997.
- Boddy 2023 — K. Boddy. Šumma Ālu T. 85NZK // electronic Babylonian Library. 2023 (электронный ресурс). URL: https://www.ebl.lmu.de/corpus/D/2/1/ SB/85NZK (дата обращения: 01.07.2024).
- Boddy, Mittermayer 2023 — K. Boddy, C. Mittermayer. Šumma Ālu T. 88 // electronic Babylonian Library. 2023 (электронный ресурс). URL: https://www.ebl.lmu. de/corpus/D/2/6/SB/88 (дата обращения: 01.07.2024).
- CAD — The Assyrian Dictionary of the Oriental Institute of the University of Chicago. Chicago: Oriental Institute, 1956–2010. Vol. A1–Z.
- Choukassizian Eypper 2016 — S. Choukassizian Eypper. Diseases of the Feet in Babylonian-Assyrian Medicine. A study of Text K. 67+ // Le Journal des Médecines Cunéiformes. 2016. No. 27. P. 1–58.
- Çiplak 2021 — B. Çiplak. Locust and Grasshopper Outbreaks in the Near East: Review under Global Warming Context // Agronomy. 2021. No. 11 (электронный ресурс). URL: https://www.mdpi.com/2073-4395/11/1/111 (дата обращения: 01.07.2024). DOI: 10.3390/agronomy11010111.
- DCCLT — Digital Corpus of Cuneiform Lexical Texts. University of California, Berkeley, 2003– (электронный ресурс). URL: http://oracc.museum.upenn.edu/ dcclt/ (дата обращения: 01.07.2024).
- Duhan-Kaplan 2024 — L. Duhan-Kaplan. Locusts: YHWH’s Army // TheTorah.com. 2024 (электронный ресурс). URL: https://thetorah.com/article/locusts-yhwhs-army (дата обращения: 01.07.2024).
- Freedman 2006 — S. M. Freedman. If A City is Set on a Height: The Akkadian Omen Series Šumma Alu ina Mele Šakin. Vol. 2. Tablets 22–40. Philadelphia: The University of Pennsylvania Museum, 2006.
- Freedman 2017 — S. M. Freedman. If A City is Set on a Height: The Akkadian Omen Series Šumma Alu ina Mele Šakin. Vol. 3. Tablets 41–63. Winona Lake: Penn State University Press; Eisenbrauns, 2017. DOI: 10.1515/9781575067698.
- Gabbay 2014 — U. Gabbay. The Balaĝ Instrument and its Role in the Cult of Ancient Mesopotamia // J. Goodnick Westenholz, Y. Maurey, E. Seroussi (eds.). Music in Antiquity: The Near East and the Mediterranean. Berlin; Boston; Jerusalem: De Gruyter; Hebrew University Magnes Press, 2014. DOI: 10.1515/9783110340297.129.
- Geller 2005 — M. J. Geller. Renal and Rectal Diseases. (Die Babylonisch-assyrische Medizin VII). Berlin: De Gruyter, 2005. DOI: 10.1515/9783110914931.
- George, Taniguchi 2010 — A. R. George, J. Taniguchi. The Dogs of Ninkilim, Part Two: Babylonian Rituals to Counter Field Pests // Iraq. 2010. Vol. 72. P. 79–148.
- HALOT — L. Koehler, W. Baumgartner. The Hebrew and Aramaic Lexicon of the Old Testament. Leiden; New York; Köln; Boston: Brill, 1994–2000. Vol. 1–5.
- Heimpel 1996 — W. Heimpel. Moroccan Locusts in Qaṭṭunan // Revue d’Assyriologie et d’archéologie orientale. 1996. Vol. 90. No. 2. P. 101–120.
- Huehnergard 1999 — J. Huehnergard. On the etymology and meaning of Hebrew nābîʾ // Eretz-Israel. 1999. Vol. 26. P. 88–93.
- Kelhoffer 2004 — J. A. Kelhoffer. Did John the Baptist Eat like a Former Essene? Locust- eating in the Ancient Near East and at Qumran // Dead Sea Discoveries. 2004. Vol. 11. No. 3. P. 293–314. DOI: 10.1163/1568517042643756.
- Kogan 2001 — L. Kogan. *ġ in Akkadian // Ugarit-Forschungen. 2001. Vol. 33. P. 263–298.
- Köhler 1926 — L. Köhler. Die Bezeichnungen der Heuschrecke im Alten Testament // Zeitschrift des Deutschen Palästinea-Vereins. 1926. Bd. 49. H. 4. S. 328–333. Landsberger 1934 — B. Landsberger. Die Fauna des Alten Mesopotamien nach der 14. Tafel der Serie ḪAR-ra = ḫubullu. Leipzig: Hirzel, 1934.
- Lion, Michel 1997 — B. Lion, C. Michel. Criquets et autres insectes à Mari // MARI. 1997. Vol. 8. P. 707–724.
- Lion et al. 2000 — B. Lion, C. Michel, P. Noël. Les Crevettes dans la documentation du Proche-Orient ancien // Journal of Cuneiform Studies. 2000. Vol. 52. P. 55– 60. DOI: 10.2307/1359685.
- Maul 2013 — S. Maul. Ein altorientalischer Pferdesegen — Seuchenprophylaxe in der assyrischen Armee // Zeitschrift für Assyriologie und Vorderasiatische Archäologie. 2013. Vol. 103. No. 1. S. 16–37. DOI: 10.1515/za-2013-0004.
- Moldenke, Moldenke 1952 — H. N. Moldenke, A. L. Moldenke. Plants of the Bible. Waltham; New York: The Chronica Britannica Co.; Stechert-Hafner, 1952. MSL 8/2 — B. Landsberger. The Fauna of Ancient Mesopotamia. Second Part: ḪARra = ḫubullu. Tablets XIV and XVIII (Materialien zum Sumerischen Lexikon VIII/2). Rome: Pontificum Institutum Biblicum, 1962.
- Radner 2004 — K. Radner. Fressen und gefressen werden. Heuschrecken als Katastrophe und Delikatesse im Alten Orient // Die Welt des Orients. 2004. Vol. 34. P. 7–22.
- RINAP — The Royal Inscriptions of the Neo-Assyrian Period. University of Pennsylvania, 2011– (электронный ресурс). URL: https://oracc.museum.upenn.edu/rinap/ (дата обращения: 01.07.2024).
- SAA 3 — A. Livingstone. Court Poetry and Literary Miscellanea. (State Archives of Assyria 3). Helsinki: Helsinki University Press, 1989.
- SED II — A. Militarev, L. Kogan. Semitic etymological dictionary. Vol. II: Animal Names. Münster: Ugarit-Verlag, 2005.
- Sellers 1936 — O. R. Sellers. Stages of Locust in Joel // The American Journal of Semitic Languages and Literatures. Vol. 52. No. 2. P. 81–85. DOI: 10.1086/370473.
- Thompson 1955 — J. A. Thompson. Joel’s Locusts in the Light of Near Eastern Parallels // Journal of Near Eastern Studies. 1955. Vol. 14. No. 1. P. 52–55. DOI: 10.1086/371242.
- Veldhuis 2004 — N. Veldhuis. Religion, literature, and scholarship: the Sumerian composition Nanše and the Birds, with a catalogue of Sumerian bird names. Leiden; Boston: Brill; Styx, 2004. DOI: 10.1163/9789047405771. Veldhuis 2014 — N. Veldhuis. History of the Cuneiform Lexical Tradition. Münster: Ugarit-Verlag, 2014.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Книга посвящена речи детей с расстройством аутистического спектра (РАС). На материале сессий с участием финно- и франкоязычных детей с РАС и терапевтов описываются просодические особенности, нарушения плавности, проблемы взаимопонимания и интеракционные стратегии участников, визуальный контакт. Описание просодии выглядит наиболее интересно и убедительно. Некоторые выводы и утверждения представляются небесспорными и порой не согласующимися с избранной автором конверсационно-аналитической методологией.
Успешная межкультурная коммуникация зависит от понимания собеседниками прагматики высказываний и, соответсвенно, выявления предполагаемого смысла. Различия в культурных нормах заставляют коммуникантов прибегать к использованию разных языковых средств и разных стратегий вежливости в идентичных ситуациях общения. В статье представлены результаты сравнительного анализа способов выражения реализации речевого акта просьбы, используемых алжирскими и российскими студентами и преподавателями в процессе общения в университетской аудитории. Для сбора данных был использован метод письменного завершения дискурса, в рамках которого 148 респондентам (53 русским и 95 алжирским участникам) были предложены три различные ситуации. Полученные результаты доказывают, что вежливость не обязательно предполагает замаскированную просьбу, а прямая просьба не всегда подразумевает невежливость. В исследовании содержатся новые данные о влиянии социокультурных факторов на использование прямых и замаскированных просьб. Статья вносит вклад в изучение прагматики межкультурной коммуникации и дискурса общения в учебной аудитории.
Цель статьи — исследование др.‑исл. Mú-spell, Múspellz-heimr, номинации мифологического локуса в «Младшей Эдде», а также аналогий из «Старшей Эдды», древневерхненемецкой поэмы «Муспилли» и древнесаксонского «Хелианда», чтобы создать целостную «эддическую» трактовку соответствующей лексемы; продемонстрировать ее германскую перспективу; объяснить соотношение между локальным (др.‑исл. Múspellz-heimr ‘Муспелля мир’) и темпоральным (д.‑в.‑н. mūspilli, обозначение конца мира) значениями; реконструировать исходное значение.
В данной работе представлены 6 словарных статей составляемого автором «Этимологического словаря тунгусо-маньчжурских языков (праязыковой фонд)». Праязыковые корни в этих статьях формально одинаковы (*dā-), и задача автора заключается в том, чтобы доказать, что не все эти корни являются омонимами. Автор пришел к выводу о том, что 3 корня со значениями 1. ‘напасть на след, найти след՚, 2. ‘впасть (о реке)՚ и 3. ‘заразиться՚ этимологически связаны друг с другом. Общее происхождение имеют также корни, означающие ‘родственник(и) со стороны матери, жены’, ‘переправиться на другую сторону, на другой берег՚ и ‘мера длины, равная максимальному расстоянию между вытянутыми в стороны руками՚, причем первоначальным значением этих корней было, вероятно, ‘сторона՚.
В статье на материале шести языков: русского, французского, испанского, английского, норвежского и хантыйского — рассмотрены каритивные конструкции в типологической перспективе. Исследование сочетает подходы Грамматики конструкций (CxG) и Московской лексико-типологической группы, источник данных — опрос носителей. Выделяется три семантических домена: утраты / необладания, уступки и избегания. Переходные конструкции акцентируют внимание на участии агенса, а в фокусе непереходных — отношение обладания между двумя участниками. К основным лексическим источникам конструкций относятся глаголы позиции, движения и упорядочивания.
В статье рассматривается система вопросительных местоимений категории предмета и лица на материале всех ветвей диалектов группы Минь сино-тибетской семьи. Главная задача исследования — выявить различные инновации в этой системе, возникающие в миньском регионе, вскрыть лежащие в их основе механизмы и (методом исключения) определить, какие из наблюдаемых лексем можно вывести на праминьский уровень. Помимо обычного сравнительно-исторического метода, анализ учитывает также ареальный фактор, отмечая возможное влияние на формирование современных систем вопросительных местоимений со стороны как соседних диалектных групп, так и общенационального литературного языка.
В статье анализируются вопросы, связанные с реконструкцией нехристианских имен карелов. Автор отмечает, что одни и те же основы встречаются в зоонимии, в фольклорных текстах и в современных фамилиях, а это может указывать на возможность использования кличек животных в качестве источника при реконструкции средневековых имен. Основной акцент в статье делается на реконструкции мотивов нехристианского именника, которые выявляются на основе мотивов имянаречения коров и фиксируемых словарями лексических данных.
Староассирийский язык принадлежит к восточносемитской группе языков, исчезнувшей ок. 400 г. до н. э. Тексты, проанализированные для этой статьи, были написаны в XIX в. до н. э. Cтароассирийский корпус не только занимает второе место по величине среди восточносемитских, но и является самым гомогенным среди известных корпусов мертвых языков. В староассирийском языке был вентив — дейктический показатель, который употреблялся при глаголах движения. Этот показатель также встречался на некоторых глаголах, не имеющих семантики движения; в таких случаях он придавал глаголу значение перемещения, т. е. обозначал сопутствующее движение.
Издательство
- Издательство
- ИЛИ РАН
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- Тучков пер., 9
- Юр. адрес
- Тучков пер., 9
- ФИО
- Головко Евгений Васильевич (Директор)
- E-mail адрес
- iliran@mail.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 3281611
- Сайт
- https:/iling.spb.ru