В статье описаны особенности дидактики периода цифровой трансформации образования, в том числе новейшие теории обучения, реализующие возможности цифровых технологий, и их практическая реализация.
Идентификаторы и классификаторы
Современный период развития образования характеризует процесс цифровой трансформации образования [1; 2] – результат системных существенных изменений, произошедших и происходящих в сфере образования.
Список литературы
1. Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. № 3759-р “Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования” // СПС “Консультант-плюс”.
2. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации” (утв. 2 июля 2021 г. № 400) // СПС “Консультант-плюс”.
3. Роберт И.В., Мухаметзянов И.Ш., Касторнова В.А. Информационно-образовательное пространство: монография. - М.: ИУО РАО, 2017. - 92 с. EDN: YREXRW
4. Роберт И.В. Конвергенция педагогической науки и информационных и коммуникационных технологий как основа создания научно-педагогических практик // Проблемы эффективности и безопасности функционирования сложных технических систем: сборник трудов XXXVII Всероссийской научно-технической конференции (г. Серпухов, 28-29 июня 2018 г.). - Ч. 6 / под общ. ред. Ю.В. Астапенко, Ю.А. Романенко. - Серпухов: Изд-во Военной академии РВСН им. Петра Великого (филиал в г. Серпухов Московской обл.), 2018. - С. 9-30.
5. Роберт И.В. Дидактика эпохи цифровых информационных технологий // Профессиональное образование. - 2019. -№ 3. - С. 16-26.
6. Роберт И.В. Информационная безопасность личности субъектов образовательного процесса // Информатизация образования и науки. - 2019. - № 3 (43). - С. 119-127. EDN: ETCTKW
7. Роберт И.В. Перспективы использования иммерсивных образовательных технологий // Педагогическая информатика. -2020. - № 3. - С. 141-159. EDN: ZCYXFU
8. Роберт И.В. Цифровая трансформация образования: вызовы и возможности совершенствования // Информатизация образования и науки. - 2020. - № 3 (47). - С. 3-16. EDN: SQWADW
9. Роберт И.В. Направления развития информатизации отечественного образования периода цифровых информационных технологий // Электронные библиотеки. - 2020. - Т. 23. - № 1-2. - С. 145-164. EDN: FSCCEV
10. Роберт И.В. Цифровая трансформация образования: ценностные ориентиры, перспективы развития // Россия: тенденции и перспективы развития: Ежегодник. -Вып. 16: материалы XX Национальной научной конференции с международным участием “Модернизация России: приоритеты, проблемы, решения” / РАН, ИНИОН, отд. науч. сотрудничества; отв. ред. В.И. Герасимов. - Ч. 1. - М., 2021. - С. 856-868. EDN: ZJJSEN
11. Роберт И.В. Научно-педагогические условия развития образования периода цифровой трансформации // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование: научно-методический журнал. - 2022. - Т. 5. - № 1 (18). - С. 42-50.
12. Роберт И.В. Цифровая трансформация образования: потенциал позитива и возможные риски для образовательного процесса // Информационная безопасность личности субъектов образовательного процесса в современном обществе: сб. материалов Научно-практической конференции / авт.-сост. В.Г. Мартынов, И.В. Роберт, И.Г. Алехина. - М.: Изд. центр РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, 2022. - С. 10-31.
13. Роберт И.В. Дидактика периода цифровой трансформации образования // Проблемы развития дидактики в условиях цифровой трансформации образования: сборник научных трудов / авт.-сост. В.Г. Мартынов, В.М. Жураковский. - М.: Изд. центр РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, 2022. - С. 30-69. EDN: HJBCTU
14. Роберт И.В. Цифровая трансформация отечественного образования: стратегические направления развития // Образовательное пространство в информационную эпоху: сборник научных статей Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Ивановой, И.М. Елкиной. - М., 2022. - С. 546-557. EDN: MHJSRC
15. Роберт И.В. Развитие информатизации образования в условиях цифровой трансформации // Педагогика. - 2022. -Т. 86. - № 1. - С. 40-50. EDN: FWHKKG
16. Роберт И.В, Мухаметзянов И.Ш., Лопанова Е.В. Цифровая трансформация образования: теория и практика. - Омск: Омская гуманитарная академия, 2022. - 180 с. EDN: QQRJXW
17. Роберт И.В. Теоретико-методические подходы к обеспечению информационной безопасности личности в условиях цифровой трансформации образования // Информационная безопасность личности субъектов образовательного процесса в современном обществе: монография / авт.-сост. В.Г. Мартынов, И.В. Роберт, И.Г. Алехина. - М.: Изд. центр РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, 2023. - С. 7-29. EDN: BIBBQM
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье поднимается вопрос развития профессиональной педагогической субъектности у студентов педагогического вуза. Современный учитель - это человек, занимающий активную исследовательскую позицию, участвующий в проектировании образовательной среды школы. Профессиональная субъектность учителя - это качество личности, проявляющееся в самостоятельном осознанном выборе и активной позиции в решении педагогических задач.
Проблема слабой школьной успеваемости все острее встает в современном обществе. С одной стороны, на фоне интенсивного научно-технического развития наблюдается повышение требований к уровню подготовки выпускников школ, с другой - снижение показателей успеваемости учащихся как следствие снижения уровня жизни широких слоев населения. В статье рассматриваются природа и факторы низкой успеваемости школьников, ее причины; намечаются некоторые пути ее коррекции. Наиболее перспективным вариантом коррекции успеваемости представляется влияние на эмоционально-волевую сферу учащихся, что способствует не только повышению эффективности учебной деятельности, но и формированию социально адаптивной личности.
В статье представлен анализ антропопрактических аспектов формирования профессиональной самоорганизации студентов и возможностей их реализации в педагогическом процессе современного педагогического вуза, деятельность которого характеризуется структурными и содержательными обновлениями в контексте актуализации идей готовности обучающихся к профессиональной самоорганизации на основе интерактивной антропопрактической модели сопровождения студентов в ходе профессионально направленной учебной деятельности.
В статье рассматривается вопрос формирования инклюзивной компетентности будущих педагогов. Обосновывается важность формирования инклюзивной компетентности; уточняется понятие «инклюзивная компетентность», определяются ее структурные компоненты; описываются педагогические условия, обуславливающие успешность формирования инклюзивной компетентности студентов педагогического направления подготовки, приводятся примеры их реализации.
В статье рассматривается проблема развития интеллектуально-творческого потенциала студентов среднего профессионального образования (СПО). Рассмотрено понятие «интеллектуально-творческий потенциал»; выделены и описаны компоненты интеллектуальнотворческого потенциала; предложена модель развития интеллектуально-творческого потенциала студентов СПО средствами игровых технологий.
В статье рассматривается феномен педагогической оставленности. Педагогическая оставленность трактуется как высвобождение индивида от прямого воздействия на него социума и поддержание индивида в его восхождении к себе как вселенской субстанции. Педагогическая оставленность связывается со сосредоточением индивида на самом себе (встреча с собою, познание себя, бытие с собою), открытием в себе вселенских семантик, погружением в творчество, вступлением в пространство классического текста как вбирающего в себя полноту и целостность бытия. Педагогическая оставленность показана юности - возрасту открытия человеком в себе больших смыслов и семантик. Обсуждаемая реалия не противопоставляется традиционной педагогике, но сопрягается с ней. Методология работы - идеалистическо-субстратная рефлексия А. А. Гагаева.
В статье рассматриваются вопросы современных трактовок обучения дошкольников техническим умениям в процессе рисования на примере научной школы эстетического воспитания Т. С. Комаровой; представлен анализ работы с детьми старшего дошкольного возраста.
В статье рассмотрена организация процесса обучения студентов технического вуза с целью повышения качества на примере изучения раздела «Статика» в курсе теоретической механики. Приведено содержание раздела и план практических занятий. Рассмотрены этапы формирования навыка определения опорных реакций плоской балки, находящейся под действием произвольной плоской системы сил.
В статье рассмотрена организация процесса обучения студентов технического вуза с целью повышения качества на примере изучения раздела «Статика» в курсе теоретической механики. Приведено содержание раздела и план практических занятий. Рассмотрены этапы формирования навыка определения опорных реакций плоской балки, находящейся под действием произвольной плоской системы сил.
В статье рассматриваются способы и методы активизации творческого мышления школьников на внеурочных занятиях по физике. Отражены особенности использования каждого метода; рассмотрены проблемы и возможные пути их решения. Приведены способы оценки формирования творческого мышления.
В статье раскрывается понятие «научная грамотность», описан ее генезис и охарактеризованы основные компоненты. Дана оценка сложившийся системы физического эксперимента и определены перспективы формирования научной грамотности обучающихся с помощью данной системы как один из способов решения рассматриваемой проблемы. Рассмотрен пример экспериментальной задачи.
В статье рассматривается дифференциация заданий по уровням трудности как один из методов успешности освоения курса физики и повышения мотивации обучения физике. Приведен пример «трудной» задачи на конструирование в робототехнике для изучения физического явления «движение тел».
В статье представлены значение опыта математического образования подрастающего поколения в Китае; анализ становления методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста в разные исторические этапы; особенности подходов к математическому развитию детей в Древнем Китае; влияние западноевропейской педагогики на выбор способов и методов обучения математике; использование педагогами Китайской народной республики научно-методических достижений советских ученых в области математического образования детей дошкольного возраста; изменения в подходах к концепции и технологии обучения детей математике в детских садах в период с 1970-х по 2000-е гг.
В статье раскрываются виды деятельности учащихся при проведении эксперимента, а также проблемы формирования экспериментальных умений учащихся. Отмечена роль системно-деятельностного подхода при выполнении учащимися различных видов физического эксперимента. Рассмотрены характеристики основных видов деятельности учащихся при решении экспериментальных задач.
В статье рассмотрена ценность природы в современном экологическом образовании дошкольников. На основе анализа произведения Я. А. Коменского «Мир чувственных вещей в картинках» для будущего педагога в работе с дошкольниками выделены основные позиции формирования экологических знаний, ценностного отношения к природному окружению, правильного поведения. Приведены конкретные примеры применения дидактического наглядного метода - метода демонстрации иллюстраций в экологической работе с дошкольниками.
В статье рассматриваются методические особенности использования интеллектуальных программных средств (ИПС) для систематизации и контроля знаний. Уделяется внимание использованию экспертных обучающих систем и нейронных сетей как элементов технологии искусственного интеллекта в различных предметных областях для идентификации и распознавания объектов. Описаны формы использования ИПС в целях обучения на примере изучения предметной области «Информатика».
В статье поднимается проблема приведения учебно-методического обеспечения (УМО) преподавания школьной информатики в соответствии с достижениями научно-технологического прогресса периода цифровой трансформации науки и образования в условиях предотвращения негативных последствий использования цифровых технологий (ЦТ). Рекомендуются меры для школы по их предотвращению; раскрывается содержание учебного материала; предлагаются методические рекомендации по проведению оздоровительных занятий и тестирования.
Период массового использования информационных и коммуникационных технологий во время пандемии и самоизоляции актуализировал вопросы сохранения и развития здоровья учащихся. При этом разные научные школы по-разному трактуют направленность этого процесса - от сбережения до формирования здоровья учащихся в рамках одних и тех же мероприятий. Вместе с тем мы склонны расценивать оба процесса как две стадии одного и того же явления - обеспечения сохранения и формирования здоровья и его культуры в процессе обучения средствами педагогических, гигиенических, медицинских и культурологических технологий.
Аутсорсинг в образовании предоставляет учреждениям новые возможности для улучшения качества обучения, расширения доступности и повышения эффективности деятельности. Однако успешное внедрение аутсорсинга требует тщательной подготовки, выбора правильных партнеров и надежных механизмов контроля. Это важный элемент современной образовательной стратегии, который позволяет учреждениям оставаться конкурентоспособными и актуальными в быстро меняющемся мире образования. В статье исследуется аутсорсинг в образовании; обсуждается, какие возможности он открывает для современных образовательных учреждений и студентов; исследуются его тонкости, преимущества, риски и влияние на будущее образования.
Сфера образования, наряду с другими отраслями деятельности человека, в настоящее время подвержена существенным изменениям в результате внедрения цифровых технологий. Статья посвящена вопросам развития теории и методики обучения в условиях цифровой трансформации образования на основе использования технологий искусственного интеллекта.
В статье представлено описание экспериментальной образовательной программы для будущих учителей начальных школ под условным названием «Цифровой университет», разработанной с целью совершенствования цифровых компетенций студентов. В основу организации программы совершенствования цифровых компетенций студентов положены механизмы взаимного обучения. Опыт показал, что взаимное обучение тонкостям использования даже традиционных ресурсов делает процесс обучения максимально адресным, позволяя студенту осваивать новые возможности и точечно ликвидировать возникшие дефициты в работе с уже известными и новыми цифровыми ресурсами.
В статье рассматривается формирование и функционирование информационной культуры как общества в целом, так и отдельной личности. Актуальность исследования обусловлена возрастанием значимости информации и информационных технологий на современном этапе развития и необходимостью формирования информационной культуры. Представлены и проанализированы подходы к понятию «информационная культура»; рассмотрены структурные компоненты данного явления; раскрывается сущность информационного мировоззрения; названы условия, способствующие эффективному процессу информационного образования. Данные социологических исследований позволили выявить уровни информационной культуры личности. Автор приходит к выводу, что информационная культура формируется непрерывно на основе потребностей, ценностей, мировоззренческих взглядов и представлений личности.
Статья посвящена проблемам и оценке информационной поддержки инновационной деятельности в условиях развивающего обучения. На основе соотнесения временных и содержательных характеристик процессов информатизации образования и процессов развития образовательных систем определены временные и содержательные характеристики процесса развития подходов к организации информационной поддержки инновационной деятельности в российском образовании (со второй половины ХХ в. до середины второго десятилетия XXI в).
Издательство
- Издательство
- МАНПО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 105005, Москва, ул. Радио, д.10 стр 1, каб. 208А
- Юр. адрес
- 109004, г. Москва, Верхняя Радищевская ул., д.16-18
- ФИО
- Артамонова Екатерина Иосифовна (ПРЕЗИДЕНТ)
- E-mail адрес
- manpo@yandex.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 3905412
- Сайт
- http://www.manpo.ru