В статье рассматриваются методические особенности использования интеллектуальных программных средств (ИПС) для систематизации и контроля знаний. Уделяется внимание использованию экспертных обучающих систем и нейронных сетей как элементов технологии искусственного интеллекта в различных предметных областях для идентификации и распознавания объектов. Описаны формы использования ИПС в целях обучения на примере изучения предметной области «Информатика».
Идентификаторы и классификаторы
Интеллектуальные программные средства (ИПС), созданные на основе элементов технологии искусственного интеллекта, можно использовать в различных предметных областях для идентификации и распознавания объектов.
Список литературы
1. Можаева М.Г., Касторнова В.А. О применении искусственных нейронных сетей как современного средства информатизации // Педагогическая информатика. - 2011. - № 2. -С. 87-98. EDN: OIHZUZ
2. Касторнова В.А., Можаева М.Г. Искусственные нейронные сети как современные средства информатизации // Информационная среда образования и науки: электронное периодическое издание. - 2012. -№ 7. - С. 18-34.
3. Касторнов А.Ф., Касторнова В.А. Модульное проектирование экспертной системы, применяемой для контроля знаний // Ученые записки ИИО РАО. - 2013. - № 47. -С. 80-93.
4. Касторнов А.Ф., Касторнова В.А. Технология проектирования обучающей экспертной системы для систематизации и контроля знаний // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2013. - № 3. - С. 58-64. EDN: PXCSZB
5. Касторнов А.Ф., Касторнова В.А. Технология компонентного (модульного) проектирования экспертной системы для систематизации и контроля знаний // Открытые семантические технологии проектирования интеллектуальных систем. - 2013. - № 3. -С. 461-466. EDN: ZJAHOJ
6. Касторнов А.Ф., Касторнова В.А. Проектирование экспертной системы для систематизации контроля знаний // Современные информационные технологии. Теория и практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Череповец, 20 ноября 2014 г. / под ред. Е.А. Смирновой. - Череповец: Череповецкий государственный университет, 2015. - С. 127-133. EDN: TPQSUV
7. Касторнова В.А., Андреев А.Е., Касторнов А.Ф., Яламов Г.Ю. Применение и перспективы развития технологии модульного проектирования экспертных систем контроля знаний в сфере образования // Управление образованием: теория и практика. - 2016. - № 1 (21). - С. 52-63. EDN: VZBZTD
8. Касторнов А.Ф., Касторнова В.А. Интеллектуальное тестирование знаний // Информационные и педагогические технологии в современном образовательном учреждении: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции. Череповец, 21 апреля 2017 г. / отв. ред. Е.А. Смирнова. -Череповец: Череповецкий государственный университет, 2017. - С. 14-17. EDN: ZBWMVX
9. Касторнова В.А., Касторнов А.Ф. Применение технологии модульного проектирования экспертных систем контроля знаний в сфере образования // Информатизация образования - 2017: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 15-17 июня 2017 г. -Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2017. - С. 156-163. EDN: ZBOOYV
10. Касторнова В.А., Касторнов А.Ф. Интеллектуальное тестирование знаний // Повышение квалификации педагогических кадров в изменяющемся образовании: сборник материалов VI Всероссийской научно-методической интернет-конференции. Москва, 7-8 декабря 2017 г. / под общ. ред. С.Ю. Новоселовой. - М.: Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2018. - С. 245-249. EDN: UOBDOM
11. Касторнова В.А. Интеллектуальные программные средства как инструмент осуществления систематизации и контроля знаний // Информатизация образования - 2018: труды Международной научно-практической конференции. Москва, 11-12 сентября 2018 г. / Академия информатизации образования; Академия компьютерных наук; Институт управления образованием РАО. - Т. 2. - М.: Изд-во Современного гуманитарного университета, 2018. - С. 141-149. EDN: YXHKVV
12. Касторнова В.А. Системы искусственного интеллекта как технологическая основа решения задач обучения на примере предметной области “Информатика” // Педагогическая информатика. - 2018. - № 4. -С. 47-58. EDN: VSCJWW
13. Касторнова В.А. Системы искусственного интеллекта как технологическая основа решения неформализованных задач в информационно-образовательном пространстве предметной области “Информатика” // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 6 (73). - С. 17-20. EDN: YUJMLR
14. Касторнова В.А. Методические особенности использования интеллектуальных программных средств для систематизации и контроля знаний // Педагогическая информатика. - 2019. - № 1. - С. 92-102. EDN: LMCJJI
15. Касторнов А.Ф., Касторнова В.А. Информационное моделирование на основе интеллектуальных систем как инструмент систематизации знаний в предметной области “Информатика” // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2019. - № 1 (88). - С. 175-187. EDN: YWQGIP
16. Касторнова В.А. Искусственный интеллект: концептуальные и практические аспекты использования в профессиональном образовании // Инновационные процессы в высшем и среднем профессиональном образовании и профессиональном самоопределении: 80-летию Российской академии образования посвящается. - М.: Экон-Информ, 2022. - С. 333-342. EDN: IALMAT
17. Касторнова В.А. К вопросу о внедрении технологий искусственного интеллекта в школьное образование // Педагогическая информатика. - 2022. - № 1. - С. 18-29. EDN: NDWHAN
18. Касторнова В.А. Концептуальные и практические аспекты использования искусственного интеллекта в образовании с соблюдением информационной безопасности личности // Информационная безопасность личности субъектов образовательного процесса в современном обществе. - М.: Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) им. И.М. Губкина, 2023. - С. 170-182. EDN: OHJZWA
19. Касторнова В.А. Возможности использования элементов искусственного интеллекта при реализации смешанного обучения в школах // Труды международного симпозиума “Надежность и качество”. -Т. 1. - М., 2023. - С. 284-287. EDN: BKXHJH
20. Касторнова В.А. Возможности использования элементов технологии искусственного интеллекта в школьном образовании // Инновационная деятельность в образовании: сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции. Пушкино, 23 апреля 2024 г. - Ярославль, 2024. - С. 236-249. EDN: GVUIIA
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье поднимается вопрос развития профессиональной педагогической субъектности у студентов педагогического вуза. Современный учитель - это человек, занимающий активную исследовательскую позицию, участвующий в проектировании образовательной среды школы. Профессиональная субъектность учителя - это качество личности, проявляющееся в самостоятельном осознанном выборе и активной позиции в решении педагогических задач.
Проблема слабой школьной успеваемости все острее встает в современном обществе. С одной стороны, на фоне интенсивного научно-технического развития наблюдается повышение требований к уровню подготовки выпускников школ, с другой - снижение показателей успеваемости учащихся как следствие снижения уровня жизни широких слоев населения. В статье рассматриваются природа и факторы низкой успеваемости школьников, ее причины; намечаются некоторые пути ее коррекции. Наиболее перспективным вариантом коррекции успеваемости представляется влияние на эмоционально-волевую сферу учащихся, что способствует не только повышению эффективности учебной деятельности, но и формированию социально адаптивной личности.
В статье представлен анализ антропопрактических аспектов формирования профессиональной самоорганизации студентов и возможностей их реализации в педагогическом процессе современного педагогического вуза, деятельность которого характеризуется структурными и содержательными обновлениями в контексте актуализации идей готовности обучающихся к профессиональной самоорганизации на основе интерактивной антропопрактической модели сопровождения студентов в ходе профессионально направленной учебной деятельности.
В статье рассматривается вопрос формирования инклюзивной компетентности будущих педагогов. Обосновывается важность формирования инклюзивной компетентности; уточняется понятие «инклюзивная компетентность», определяются ее структурные компоненты; описываются педагогические условия, обуславливающие успешность формирования инклюзивной компетентности студентов педагогического направления подготовки, приводятся примеры их реализации.
В статье рассматривается проблема развития интеллектуально-творческого потенциала студентов среднего профессионального образования (СПО). Рассмотрено понятие «интеллектуально-творческий потенциал»; выделены и описаны компоненты интеллектуальнотворческого потенциала; предложена модель развития интеллектуально-творческого потенциала студентов СПО средствами игровых технологий.
В статье рассматривается феномен педагогической оставленности. Педагогическая оставленность трактуется как высвобождение индивида от прямого воздействия на него социума и поддержание индивида в его восхождении к себе как вселенской субстанции. Педагогическая оставленность связывается со сосредоточением индивида на самом себе (встреча с собою, познание себя, бытие с собою), открытием в себе вселенских семантик, погружением в творчество, вступлением в пространство классического текста как вбирающего в себя полноту и целостность бытия. Педагогическая оставленность показана юности - возрасту открытия человеком в себе больших смыслов и семантик. Обсуждаемая реалия не противопоставляется традиционной педагогике, но сопрягается с ней. Методология работы - идеалистическо-субстратная рефлексия А. А. Гагаева.
В статье рассматриваются вопросы современных трактовок обучения дошкольников техническим умениям в процессе рисования на примере научной школы эстетического воспитания Т. С. Комаровой; представлен анализ работы с детьми старшего дошкольного возраста.
В статье рассмотрена организация процесса обучения студентов технического вуза с целью повышения качества на примере изучения раздела «Статика» в курсе теоретической механики. Приведено содержание раздела и план практических занятий. Рассмотрены этапы формирования навыка определения опорных реакций плоской балки, находящейся под действием произвольной плоской системы сил.
В статье рассмотрена организация процесса обучения студентов технического вуза с целью повышения качества на примере изучения раздела «Статика» в курсе теоретической механики. Приведено содержание раздела и план практических занятий. Рассмотрены этапы формирования навыка определения опорных реакций плоской балки, находящейся под действием произвольной плоской системы сил.
В статье рассматриваются способы и методы активизации творческого мышления школьников на внеурочных занятиях по физике. Отражены особенности использования каждого метода; рассмотрены проблемы и возможные пути их решения. Приведены способы оценки формирования творческого мышления.
В статье раскрывается понятие «научная грамотность», описан ее генезис и охарактеризованы основные компоненты. Дана оценка сложившийся системы физического эксперимента и определены перспективы формирования научной грамотности обучающихся с помощью данной системы как один из способов решения рассматриваемой проблемы. Рассмотрен пример экспериментальной задачи.
В статье рассматривается дифференциация заданий по уровням трудности как один из методов успешности освоения курса физики и повышения мотивации обучения физике. Приведен пример «трудной» задачи на конструирование в робототехнике для изучения физического явления «движение тел».
В статье представлены значение опыта математического образования подрастающего поколения в Китае; анализ становления методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста в разные исторические этапы; особенности подходов к математическому развитию детей в Древнем Китае; влияние западноевропейской педагогики на выбор способов и методов обучения математике; использование педагогами Китайской народной республики научно-методических достижений советских ученых в области математического образования детей дошкольного возраста; изменения в подходах к концепции и технологии обучения детей математике в детских садах в период с 1970-х по 2000-е гг.
В статье раскрываются виды деятельности учащихся при проведении эксперимента, а также проблемы формирования экспериментальных умений учащихся. Отмечена роль системно-деятельностного подхода при выполнении учащимися различных видов физического эксперимента. Рассмотрены характеристики основных видов деятельности учащихся при решении экспериментальных задач.
В статье рассмотрена ценность природы в современном экологическом образовании дошкольников. На основе анализа произведения Я. А. Коменского «Мир чувственных вещей в картинках» для будущего педагога в работе с дошкольниками выделены основные позиции формирования экологических знаний, ценностного отношения к природному окружению, правильного поведения. Приведены конкретные примеры применения дидактического наглядного метода - метода демонстрации иллюстраций в экологической работе с дошкольниками.
В статье поднимается проблема приведения учебно-методического обеспечения (УМО) преподавания школьной информатики в соответствии с достижениями научно-технологического прогресса периода цифровой трансформации науки и образования в условиях предотвращения негативных последствий использования цифровых технологий (ЦТ). Рекомендуются меры для школы по их предотвращению; раскрывается содержание учебного материала; предлагаются методические рекомендации по проведению оздоровительных занятий и тестирования.
Период массового использования информационных и коммуникационных технологий во время пандемии и самоизоляции актуализировал вопросы сохранения и развития здоровья учащихся. При этом разные научные школы по-разному трактуют направленность этого процесса - от сбережения до формирования здоровья учащихся в рамках одних и тех же мероприятий. Вместе с тем мы склонны расценивать оба процесса как две стадии одного и того же явления - обеспечения сохранения и формирования здоровья и его культуры в процессе обучения средствами педагогических, гигиенических, медицинских и культурологических технологий.
Аутсорсинг в образовании предоставляет учреждениям новые возможности для улучшения качества обучения, расширения доступности и повышения эффективности деятельности. Однако успешное внедрение аутсорсинга требует тщательной подготовки, выбора правильных партнеров и надежных механизмов контроля. Это важный элемент современной образовательной стратегии, который позволяет учреждениям оставаться конкурентоспособными и актуальными в быстро меняющемся мире образования. В статье исследуется аутсорсинг в образовании; обсуждается, какие возможности он открывает для современных образовательных учреждений и студентов; исследуются его тонкости, преимущества, риски и влияние на будущее образования.
Сфера образования, наряду с другими отраслями деятельности человека, в настоящее время подвержена существенным изменениям в результате внедрения цифровых технологий. Статья посвящена вопросам развития теории и методики обучения в условиях цифровой трансформации образования на основе использования технологий искусственного интеллекта.
В статье представлено описание экспериментальной образовательной программы для будущих учителей начальных школ под условным названием «Цифровой университет», разработанной с целью совершенствования цифровых компетенций студентов. В основу организации программы совершенствования цифровых компетенций студентов положены механизмы взаимного обучения. Опыт показал, что взаимное обучение тонкостям использования даже традиционных ресурсов делает процесс обучения максимально адресным, позволяя студенту осваивать новые возможности и точечно ликвидировать возникшие дефициты в работе с уже известными и новыми цифровыми ресурсами.
В статье рассматривается формирование и функционирование информационной культуры как общества в целом, так и отдельной личности. Актуальность исследования обусловлена возрастанием значимости информации и информационных технологий на современном этапе развития и необходимостью формирования информационной культуры. Представлены и проанализированы подходы к понятию «информационная культура»; рассмотрены структурные компоненты данного явления; раскрывается сущность информационного мировоззрения; названы условия, способствующие эффективному процессу информационного образования. Данные социологических исследований позволили выявить уровни информационной культуры личности. Автор приходит к выводу, что информационная культура формируется непрерывно на основе потребностей, ценностей, мировоззренческих взглядов и представлений личности.
В статье описаны особенности дидактики периода цифровой трансформации образования, в том числе новейшие теории обучения, реализующие возможности цифровых технологий, и их практическая реализация.
Статья посвящена проблемам и оценке информационной поддержки инновационной деятельности в условиях развивающего обучения. На основе соотнесения временных и содержательных характеристик процессов информатизации образования и процессов развития образовательных систем определены временные и содержательные характеристики процесса развития подходов к организации информационной поддержки инновационной деятельности в российском образовании (со второй половины ХХ в. до середины второго десятилетия XXI в).
Издательство
- Издательство
- МАНПО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 105005, Москва, ул. Радио, д.10 стр 1, каб. 208А
- Юр. адрес
- 109004, г. Москва, Верхняя Радищевская ул., д.16-18
- ФИО
- Артамонова Екатерина Иосифовна (ПРЕЗИДЕНТ)
- E-mail адрес
- manpo@yandex.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 3905412
- Сайт
- http://www.manpo.ru