Архив статей журнала
Одной из проблем сбалансированного и поступательного экономического развития государства и регионов является разработка рациональной стратегии освоения минеральных ресурсов, которая способна обеспечить экономические выгоды для страны и общества в целом. Цель налоговой и бюджетной политики заключается, с одной стороны, в получении максимальной прибыли от добычи сырья с сохранением экономической заинтересованности недропользователей, с другой - обеспечение поступательного развития территорий при освоении месторождений полезных ископаемых в результате расширения местной налоговой базы и создания благоприятных условий для привлечения трудовых ресурсов. В задачи исследования входило определение уровня дифференциации добывающих регионов, исходя из налогов, поступающих в региональные и федеральный бюджеты, оценка динамики различных видов налогов и степени влияния добывающих отраслей на доходы регионов с учетом вида полезного ископаемого с 2006 по 2023 г. Для решения поставленных задач были выделены основные горнодобывающие регионы с высокой долей добычи полезных ископаемых в отраслевой структуре валовой добавленной стоимости. Проведенное исследование показало существование двух разнонаправленных векторов в налоговых потоках сырьевого сектора (для полноты анализа в работе рассматривалась не только добыча, но и деятельность, связанная с первичным переделом, обогащением, производством нефтепродуктов, переработкой газа, транспортом сырья). С одной стороны, роль минерального сырья в экономике государства остается по-прежнему значительной, поскольку большинство федеральных налогов формируется в сфере освоения месторождений полезных ископаемых. Кроме того, в подавляющем большинстве сырьевых регионов эта зависимость даже возросла с учетом тренда на перераспределении налоговых поступлений в пользу федерального бюджета. С другой стороны, отмечается тенденция снижения доли налогов предприятий горнопромышленного комплекса в доходах регионов. Показана дифференциация регионов с позиции собираемых и распределяемых налогов, в которой выделяются регионы-центры нефтегазодобычи; регионы, ориентированные на добычу углеводородного сырья, с уровнем добычи до 10 % от общероссийского объема; регионы, специализирующиеся на добыче других видов минерального сырья (каменного угля, драгоценных металлов, железной руды и др.). Выявлено, что официальная статистика позволяет определить общие тенденции сбора и распределения налоговых поступлений, однако внутрихолдинговые распределения финансовых потоков и отчетности крупных добывающих компаний препятствуют реальной оценке вклада горных предприятий в бюджеты территорий. С целью укрепления финансовой устойчивости добывающих регионов рекомендовано повысить уровень прозрачности контрактов между компаниями и территориями, а также уделять большее внимание развитию инфраструктурных и социальных объектов при согласовании лицензионных соглашений.
Рассмотрены закономерности и проблемные зоны в развитии креативных индустрий и креативного класса, их взаимосвязи с лояльностью персонала в обозначенной категории. В рамках качественного анализа исследований в области креативных индустрий, креативного класса, обозначены основные особенности данной группы: склонность к выбору более творческой работы без обязательного вертикального роста, выраженные ценности личной свободы и индивидуальности, кластеризация как в рамках стран, городов, так и в рамках определенных районов. В рамках исследования обозначены основные подходы к изучению лояльности, выделен подход eNPS, который рекомендовано применять с периодичностью, дополняя открытыми вопросами для получения более глубоких выводов и привязкой к событиям внутри компании. Обнаружены закономерности в уровне лояльности у различных групп сотрудников, обозначена особенная важность лояльности у сотрудников с большим стажем работы в компании. Выявлено, что гибридный режим работы позитивно влияет на лояльность сотрудников различных направлений, включая сотрудников креативных профессий. Рекомендовано в будущих исследованиях обратить внимание на фактор режима работы при взаимосвязи его с лояльностью. Установлено, что материальные стимулы не оказывают сколько-либо значимого результата на лояльность и вовлеченность сотрудников. В рамках будущих исследований рекомендуется сделать больший упор на выявление взаимосвязей между факторами лояльности, которые не включают вышеперечисленные. Обозначена важность научных изысканий в сфере исследования лояльности в контексте работы организаций креативных индустрий, ввиду особой специфики, динамики изменений и недостаточной изученности вопроса. Предложены варианты дальнейших исследований лояльности персонала организаций из креативных индустрий, с учетом выявленных особенностей.
Проведен анализ практики и результативности коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (РИД) университетов через создание малых инновационных предприятий (МИП). Проведен анализ нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы создания и функционирования МИП в Российской Федерации и имеющиеся меры поддержки таких предприятий. Проанализирован зарубежный опыт работы со спин-офф компаниями университетов, которые рассматриваются в качестве аналогов российских МИП, в частности изучена практика США и Великобритании, являющихся странами-лидерами в этом направлении, выявлены факторы, оказывающие влияние на успешность зарубежной практики. Проанализированы тренды создания и эффективности МИП отечественных вузов, сделаны выводы об основных барьерах, возникающих в процессе коммерциализации РИД посредством создания МИП на основе проведенных глубинных интервью с 3 представителями малых инновационных предприятий. На основании анализа данных реестра учета уведомлений о создании МИП российских вузов и предоставленных по запросу данных необязательного мониторинга их эффективности, а также собранной из открытых источников информации выявлены основные проблемы, препятствующие развитию таких форм хозяйствования, в числе которых: наличие бюрократических препятствий, обусловленных действующим законодательством; нехватка кадров; недостаточный уровень стратегического планирования на ранних стадиях процесса коммерциализации РИД через создание МИП; недостаточный уровень методической поддержки развивающихся предприятий; низкий уровень связи университетов с реальным промышленным сектором. Также отмечается необходимость ведения учета о более широком перечне показателей для обеспечения возможности проведения аналитики. Составлены предложения по решению обозначенных проблем через корректировку внутренней работы отечественных университетов.
Рассмотрены вопросы ускорения развития молодежного предпринимательства в региональной социально-экономической системе через трансформацию существующих университетов (как научно-образовательных учреждений) в эволюционно последующий тип «предпринимательских», отличающихся широким спектром новых функций, не свойственных организациям системы высшего образования на предыдущих этапах. На основе обобщения и систематизации теоретических концепций, выдвигаемых рядом отечественных и зарубежных исследователей вузовского образовательного ландшафта и посвященных характеристикам, присущим университету предпринимательского типа, автор выявляет совокупность основополагающих признаков и количественных метрик достижения его образа (к которым относятся, прежде всего, показатели специфики и взаимообусловленности научно-исследовательской, образовательной и инновационной деятельностей, совершенствования предпринимательской инфраструктуры и привлечения новых источников финансирования), а также систематизирует его ключевые элементы в логике Программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Обосновывается, что с точки зрения результативности развитию молодежного предпринимательства в регионе в большей мере способствуют два основных направления деятельности предпринимательского университета: бизнес-инкубирование студенческих стартапов и, собственно, приобретение компетенций в сфере предпринимательства в процессе получения образования. На основе анализа данных о поступлении абитуриентов в российские университеты по группам направлений «Менеджмент» и «Бизнес-информатика» рассмотрено формирование бизнес-компетенций в региональном разрезе. Сделан вывод, что более половины контингента студентов вузов, получающих бизнес-образование, формируется в двух столичных регионах, что, в свою очередь, учитывая невозвратный характер образовательной миграции лучших выпускников из регионов России, может в значительной степени негативно отразиться на предпринимательской активности молодежи в остальной части страны. В заключительной части автор обозначил наиболее важные характеристики университета предпринимательского типа, становление которых ускоряет развитие молодежного предпринимательства в региональной экономике.
Оценивается вклад институтов территориального развития Дальнего Востока на состояние и развитие человеческого потенциала на примере преференциальных режимов «Территория опережающего развития» (ТОР) и модель «Свободный порт Владивосток» (СПВ). На основе сравнения законодательной базы проведено сравнение налоговых преференций, предоставляемых резидентам рассматриваемых режимов. Проведен анализ основных показателей деятельности за 2016-2022 гг. и определен вклад рассматриваемых преференциальных режимов в динамику инвестиций в основной капитал и занятости субъектов Дальневосточного федерального округа (ДФО). Выявлено менее значимое влияние режимов ТОР и СПВ на занятость населения по сравнению с их инвестиционной ролью, что негативно отражается на возможностях наращивания человеческого потенциала в регионах ДФО. На основе анализа динамики основных параметров человеческого потенциала ДФО отмечено значительное сокращение численности населения вследствие его естественной убыли и миграционного оттока, что отразилось на снижение уровня высококвалифицированных трудовых ресурсов округа. Показано, что сложившиеся уровни доходов и бедности в регионах Дальнего Востока не способствуют улучшению в них качественных характеристик человеческого потенциала. Выявлен более высокий уровень заработной платы на предприятиях-резидентах преференциальных режимов по сравнению со среднерегиональным у большинства субъектов ДФО. Отмечено, что в силу незначительного вклада режимов в занятость они практически не оказывают заметного влияния на улучшение благосостояния населения округа. В целом сделан вывод о необходимости анализа результативности применяемых органами власти программ, направленных на закрепление населения в регионах Дальнего Востока и соответствующей их корректировки с позиции создания высокого уровня условий жизни в регионах и изменения миграционных намерений населения, обусловливая тем самым сохранение и развитие количественных и качественных параметров человеческого потенциала макрорегиона.
Рассматривается проблема бюджетного дефицита Пермского края за период 2015-2025 гг. Выделяются причины его возникновения. Анализируется структура и динамика бюджета Пермского края за определенный период и оценивается его экономическое состояние. Приводится классификация доходов и расходов бюджета субъектов Российской Федерации и акцентируются ее основные компоненты. Раскрываются функции регионального бюджета, устанавливается их связь между собой и влияние данных функций на экономическое и социальное развитие. Рассматриваются меры по улучшению бюджетной политики региона, при правильном осуществлении которых улучшаются различные сферы региона, что приводит к экономическому росту государства в целом. Авторами приводятся конкретные причины отклонений, наблюдаемых в динамике бюджета региона, а также отслеживается несоответствие норме дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в определенные годы исследуемого периода. Также изучаются источники финансирования регионального бюджета и их влияние на преодоление дефицита. Рассматривается влияние состояния регионального бюджета на уровень жизни населения, привлекательность инвестиционной деятельности, экономическую активность граждан, дальнейшее развитие и стабильность этого региона, а также на его возможности и перспективы. Состояние регионального бюджета влияет на доступность и качество услуг, предоставляемых государством, на инфраструктуру, образование, здравоохранение и социальную защиту населения. Целью работы является изучение бюджета Пермского края, выявление причин его дефицита за период 2015-2025 гг. При написании работы использовались такие метода, как сбор информации, изучение статистических данных, анализ и сравнение.
Актуальные результаты оценки масштабов теневой экономики составляют основу прогнозирования развития регионов, разработки государственных программ, выявления отраслей, наиболее вовлеченных в нелегальную деятельность. При научном подходе к проблематике нельзя не учитывать динамику законодательства и формирующуюся за ней формацию предпринимателей к нововведениям. В связи с этим активно меняется и методическое обеспечение, используемое при оценке параметров теневой экономики. Современная концепция исследований сводится к получению достоверных исходных данных, использования наиболее подходящих для текущей оценки алгоритмов и обновления существующих способов анализа получаемой информации. В статье рассматриваются такие вопросы, как классификация существующих методов оценки структуры нелегального бизнеса, уровня вовлеченности граждан в теневую экономику, наиболее интересные и прогрессивные методики поиска и последующей обработки информации. В работе приведен краткий экскурс международной практики, его результаты в ретроспективе, применение в целях эконмического развития, улучшения национального благосостояния. Материал охватывает применимость существующих алгоритмов к конкретным экономическим субъектам и отраслям, правильность их выбора для получения максимально точных результатов. Немаловажное значение в ходе исследования отдается источникам получаемой информации, в том числе прикладным решениям институционального характера. Целью работы является оценка существующих методов, их сущностных характеристик и существенных отличий. Также проводится сравнительный анализ и поиск возможностей для перманентного обновления, применимости для проведения мониторинга на конкретных субъектах РФ, группах таких объектов, на всей территории государства.
Цифровизация процессов управления национальной экономикой в последние годы становится приоритетной задачей развития не только экономики, но и общества в целом. Лесной сектор экономики традиционно, помимо лесопромышленного комплекса, включает в себя и лесное хозяйство, для которого цифровизация в области управления ресурсами, контроль и прогнозирование крайне важны для устойчивого развития отрасли. Государственная форма собственности на лесные ресурсы, а следовательно, и государственное управление лесным хозяйством через федеральное агентство лесного хозяйства России (Рослесхоз) не способствовали появлению современных цифровых технологий в последние десятилетия, в отличие от лесопромышленного комплекса, где цифровизация производства, особенно на целлюлозно-бумажных, плитных производствах, играет значительную роль в управлении предприятиями. Тем не менее в последние годы всеобщий тренд на цифровую трансформацию экономики России затронул даже такое консервативное, в части использования цифровых технологий, лесное хозяйство. Современные цифровые технологии и решения применительно к лесному хозяйству позволяют решать задачи: повышения эффективности принятия плановых решений в сфере мониторинга и управления лесными ресурсами; мониторинга лесных пожаров и борьбы с вредителями леса в режиме реального времени; автоматизации сбора, обработки и хранения данных и предоставления их всем заинтересованным сторонам; борьбы с незаконной рубкой леса и нелегальным оборотом древесины и др. Цель исследования - определение подходов и направлений цифровизации и цифровой трансформации лесного хозяйства. В статье представлено исследование понятий «цифровизация» и «цифровая трансформация» применительно к лесному хозяйству с учетом зарубежного опыта. Приведены их преимущества, а также выделены основные «цифровые» технологии и решения, такие как цифровые трехмерные карты лесных участков, возможности искусственного интеллекта, роботехника и дроны, распределенные реестры и технологии больших данных. Оценены уровень, потребности и ограничения инфраструктуры цифровизации региона. Результатом исследования стала система рекомендаций по усилению цифровизации лесного хозяйства, учитывающие качество и характер использования древесины, нацеленные на формирование нормативных и инфраструктурных условий лесопользования. На ее основе возможна разработка цифровой системы оценки и прогнозирования лесных ресурсов северного региона.
Современные проблемы сельскохозяйственного производства, связанные с необходимостью устойчивого развития отрасли и обеспечения продовольственной безопасности, невозможно решить на технологической основе современного крупного индустриального аграрного производства. Развитие цифровых технологий в аграрной сфере связано с потребностью к адаптации отрасли к условиям дефицита природных ресурсов, негативных экологических процессов, климатических изменений, острой потребности привлечения в отрасль молодых, грамотных и креативных работников. В статье представлено исследование теоретических аспектов цифровой трансформации, вопросов внедрения цифровых технологий в сельском хозяйстве. Показано, что сельское хозяйство является аутсайдером цифровой трансформации в Российской Федерации. Системные диспропорции и неравномерное развитие, техническая и технологическая отсталость отрасли являются одной из важнейших проблем модернизации. Современные цифровые технологии требуют значительных инвестиций в инфраструктуру и оборудование, недостаточность финансовых ресурсов не позволяет осуществлять цифровизацию отрасли. Государственная поддержка в большей мере направлена на внедрение цифровых технологий системы управления: регламентации, учета и финансирования. Неразвитость инфраструктуры в сельской местности, отсутствие высокоскоростного интернета также резко ограничивают возможности цифровой трансформации отрасли. В сельском хозяйстве наиболее остро стоит вопрос нехватки специалистов в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Остается высокой зависимость отрасли от иностранных технологий в области генетики и селекции, программного обеспечения, проектирования и архитектуры построения сетей и экосистем, а также автоматизации производственных процессов, самих технических средств и рабочих механизмов. В работе уточнена особая острота этих проблем для малого аграрного бизнеса и предложены мероприятия по их преодолению.
Анализируется взаимосвязь между показателями экономической эффективности деятельности предприятий добывающей отрасли экономики России и факторами сбалансированного развития. Добывающая отрасль до сих пор остается основополагающей отраслью при формировании ВВП страны. Информационной базой исследования выступили ESG-показатели предприятий добывающей отрасли, по которым можно судить о степени сбалансированного развития экономики. В качестве инструментов, способных определить взаимосвязи между элементами системы, использовались корреляционный анализ и регрессионный анализ. Исследования проводились с использованием программы «Gretl». В качестве независимых переменных выступили коэффициенты раскрытия ESG-факторов: экологических, социальных факторов, а также факторов корпоративного управления. В качестве контрольных переменных были использованы: размер компании, коэффициент оборачиваемости активов, коэффициент финансового рычага и темп прироста активов. Из добывающей отрасли в выборку вошли 19 предприятий. Выбор отрасли обусловлен ее высокой инвестиционной привлекательностью. При составлении и расчете переменных в финансовой отчетности используется прибыль до налогообложения. Корреляционный анализ был нацелен на выявление факторов, имеющих наибольшее влияние на финансовые результаты деятельности предприятий. В ходе исследования была разработана методика оценки влияния ESG-показателей на прибыльность компаний добывающей отрасли. Применяемая методика дала основание полагать о существовании положительной взаимосвязи социальной и экологической составляющих ESG-показателей и рентабельности собственного капитала предприятий добывающей отрасли экономики России. В целом был сделан вывод о том, что соблюдение ESG-принципов приводит в долгосрочном плане к повышению финансовых показателей компаний добывающей отрасли.
Вода является жизненно важным и ограниченным ресурсом. Потребность человека в чистой питьевой воде составляет от 2 до 4 л в день. При всей численности населения, превышающей 8 млрд чел., минимальная глобальная суточная потребность в воде составляет около 32 млн т. Не случайно в повестке устойчивого развития ООН большое внимание уделяется проблемам доступности и качества водных ресурсов [1]. В частности, по данным последних годовых докладов порядка 2 млрд чел. на Земле не имеют доступа к безопасной питьевой воде, а свыше 3,5 млрд чел. не имеют доступа к современным санитарно-гигиеническим средствам [2]. При этом 80 % сточных вод возвращается в экосистемы без очистки [1]. Одной из целей государственной политики России является охрана здоровья и улучшение качества жизни населения, в состав мер ее достижения входит, в том числе, обеспечение бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения [3]. Целью исследования явилось определение ключевых направлений совершенствования управления использованием водных ресурсов в России. Исследование проводилось с использованием таких методов, как систематизация и обобщение информации, статистический анализ данных. Полученные результаты показали, что институциональные основы регулирования правоотношений в сфере использования водных ресурсов являются многоуровневыми, охватывают широкий спектр вопросов, регулярно обновляются и дополняются. Таким образом, основа правового регулирования водных отношений уже сформирована, однако динамика ключевых индикаторов состояния водных ресурсов в России и их загрязнения свидетельствует о том, что отдельные положения требуют дальнейшего развития. По результатам проведенного исследования были определены основные направления совершенствования хозяйственной практики в сфере водопользования, по наиболее проблемным областям сформулированы ключевые критериальные оценочные блоки для проведения комплексного анализа качества управления использованием водных ресурсов в регионах РФ.
Рассматривается одна из важнейших задач экономики и развития мезохозяйственных систем - проблема рационального использования ресурсов в условиях долгосрочной динамики. Представлены индексные статистические методы и анализируется модель развития территориальной системы с учетом использования различных ресурсов города. Учитывается изменение объемов и предложения ресурсов под влиянием климатических изменений, экологии вод, повышения ставки дисконта, снижения издержек добычи ресурса, социальных причин, режимов хозяйственной деятельности и потребления. Для моделей ресурсопользования изучаются возможности типовых статметодов и схем расчета на основе методологии и методик индексного метода. Исследуется применение методов и инструментов руководства хозяйственными процессами в условиях наличия контроля ресурсной проблемы. Особый акцент сделан на росте эффективности вложений в динамику ресурсопользования. Анализ эффективности с помощью модельных индексов выявляет тесную взаимосвязь пространственно-временного характера…