Статьи в выпуске: 26
В настоящей статье речь идет о возможностях использования задач на классификацию в процессе математической подготовки будущих учителей начальных классов. Особое внимание уделяется решению задач на классификацию на множестве натуральных чисел. Множество натуральных чисел дает возможность сформулировать разнообразные задачи на классификацию. Это и задачи на дихотомию, и задачи на разбиение на заданное число бесконечных классов, и задачи на разбиение на бесконечно много конечных классов. Особое внимание уделено задаче на разбиение на бесконечно много бесконечных классов. В статье приводятся различные способы решения этой задачи. Есть решение, основанное на цифровой записи натурального числа. Есть решение, основанное на идее, согласно которой следует в один класс относить все натуральные числа, содержащие в своем разложении на простые множители одно и то же число множителей 2 (естественно, не следует упускать случай нулевого вхождения). При этом множитель 2 можно заменить на любой другой простой множитель. Наконец, приводится решение этой задачи, основанное на предварительном установлении взаимно однозначного соответствия между множеством натуральных чисел и множеством точек координатной плоскости сначала с натуральными координатами, а потом и с целочисленными координатами. Все рассмотренные в статье задачи разного уровня сложности, что дает возможность преподавателю построить занятие, на котором студенты смогут не только показать наличие соответствующих знаний, но и проявить креативный подход.
Актуальность использования инфографики в учебно-познавательной деятельности школьников обусловлена высоким темпом и динамичностью развития новых информационных технологий в общем образовании. Инфографика применяется в процессе обучения биологии в связи с изменением типологии восприятия информации современными школьниками. Даны примеры использования инфографики при изучении темы «Птицы».
Статья имеет практико-ориентированный характер и посвящена проблеме развития коммуникативной компетенций школьников-билингвов 5-х классов. В работе описан методический опыт интегрирования технологии проектной деятельности и технологии критического мышления на уроке русского языка как неродного: предложены критерии для определения уровня сформированности коммуникативной компетенции (языковой, речевой (социолингвистический), риторический) учащихся-билингвов; создана модель урока. Авторами отмечено, что выполнение на подобных уроках исследовательских и творческих упражнений, основанных на приемах технологии развития критического мышления, имеет большой дидактический потенциал, поскольку позволяет охватить широкий круг вопросов, актуальных для детей, изучающих русский язык в качестве неродного; создает условия для взаимодействия и сотрудничества обучающихся разных национальностей и культур.
В статье рассматриваются вопросы формирования иноязычного эмоционального опыта общения дошкольников посредством игры с куклой. Сформулированы функции игрушки (куклы) в процессе дошкольного иноязычного образования; предложены формы игры с куклой в ситуациях иноязычного общения; выявлен потенциал игры с куклой для эмоционального развития дошкольника на занятиях иностранным языком; раскрыта специфика игры с куклой в ходе формирования у дошкольников иноязычного эмоционального опыта общения.
Основная цель данной статьи состоит в том, чтобы выявить роль читательской грамотности в проектной работе школьников. Проектная деятельность является многогранной и многоаспектной, требует формирования определенных качеств личности, что нашло отражение в современных образовательных стандартах. К таким качествам можно отнести функциональную грамотность школьников, включающую в себя читательскую, математическую, естественнонаучную грамотность. В проектной работе из вышеназванных качеств личности наиболее важной является читательская грамотность, поскольку именно с ее помощью можно найти и правильно интерпретировать информацию. А если учесть, что в настоящее время в Интернете очень много непроверенной информации, еще одним важным качеством личности должна быть критичность и умение отфильтровывать истину от заблуждений, что при работе над проектом является весьма актуальным. Чтобы правильно оценивать получаемую информацию, необходимо не просто читать ее, а анализировать, для чего характерны следующие умения: находить и извлекать информацию, интегрировать и интерпретировать сведения, осмысливать и оценивать содержание и форму текста, использовать информацию из текста. А все это включается в читательскую грамотность. Таким образом, читательская грамотность является одним из важнейших качеств личности для осуществления проектной деятельности.
В статье рассматривается один из аспектов проблемы обучения будущего педагога-музыканта в исполнительском классе, а именно развития у обучающегося эмоционального интеллекта. Для специалиста такого профиля в равной степени необходимо как совершенствование его когнитивных способностей, так и способностей к широкому спектру владения эмоциями. Особенно это важно в ходе подготовки выученной в исполнительском классе программы к сценическому выступлению. В статье излагается ретроспектива взглядов на дефиницию понятия «эмоциональный интеллект», выявляются сущностные характеристики рассматриваемого феномена. Подчеркивается значимость эмоционального интеллекта для гармонизации личностных и творческих взаимоотношений «учитель - ученик», для интенсификации учебного процесса. Повышение уровня развития эмоционального интеллекта в значительной степени способствует минимизации негативных состояний и стрессовых ситуаций, сопутствующих выступлению перед слушательской аудиторией, помогает трансформировать тревожность и страх во время сценического выступления в артистическую радость и вдохновение, дает возможность музыканту-исполнителю продемонстрировать публике свои лучшие профессиональные качества.
В статье представлены основы педагогической системы обучения детей, нуждающихся в длительном лечении. Описаны особенности предметной образовательной среды обучения физике в госпитальной школе. Сформулированы трудности, возникающие в процессе обучения физике. Актуализирована востребованность в разработке модели экспериментального учебно-методического комплекта по физике для госпитальных школ, основанного на модульной адаптации содержания и структуры курса физики. Описаны ключевые подходы к построению содержания учебно-методического комплекта. Предложена структура комплекта, включающая в себя два блока: блок учебных пособий для учащихся как средство усвоения учебного материала и блок методических рекомендаций в помощь учителю, реализующему учебный процесс непосредственно в условиях медицинского стационара.
Обучение профессионально значимым для юриста речевым жанрам, в том числе аргументативной речи юриста, является основой для развития аргументативных умений студентов. Автор особое внимание уделяет необходимости развития аргументативных умений, связанных с аналитическим слушанием. К числу умений, необходимых для аналитического слушания, отнесены: умение соотносить аргументы коммуниканта с выдвинутым им тезисом; умение выявлять подмену тезиса (полную или частичную) в речи коммуниканта; умение выявлять противоречия в аргументации коммуниканта; умение выявлять сильные, слабые, а также несостоятельные аргументы в аргументации коммуниканта. В ходе констатирующего эксперимента, состоящего в выполнении студентами аудитивного упражнения, были определены трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся при анализе аргументативной речи. Автором сделаны выводы об эффективности использования аудитивного упражнения как с целью диагностики дефицитов сформированности, так и с целью развития аргументативных умений, необходимых для аналитического слушания.
В последние годы возрастает интерес к роли образования в содействии духовно-нравственному росту обучающихся. В связи с этим организация духовно-нравственного воспитания будущих граждан России невозможна без приобщения их к культуре, традициям, без формирования системы ценностей и уважительного отношения к окружающим людям. Данная статья посвящена анализу учебников русского языка для 2-4-го классов с точки зрения подхода к духовно-нравственному воспитанию обучающихся в этих материалах. В частности, исследуется, как учебники русского языка учебно-методического комплекса «Школа России» освещают темы, связанные с духовностью и нравственностью, определяются ключевые темы и сообщения, которые передаются младшим школьникам.
Современное ускорение технологической революции и промышленной трансформации задает темп ускорения инноваций в области знаний, искусственного интеллекта и цифровизации образования и других сфер деятельности. Важнейшая задача, стоящая перед Китаем, - использовать преимущества цифрового образования и способствовать комплексному развитию цифровых технологий и традиционного образования. В исследовании определена роль цифровизации образования в современном пространстве общемировой культуры; дана оценка состояния цифровизации образования в Китае и ее результаты; обозначен китайский план развития цифровизации образования. Китайская практика цифрового образования формирует условия для обеспечения доступности и равенства образования, повышения его качества и эффективности, осуществления реформ и инновационных преобразований в этой сфере.
В работе затрагивается вопрос истории взаимодействия КНР и России для демонстрации схожести в образовательной политике и широкомасштабном общем векторе развития в сфере образования. Это влияет на конструктивное педагогическое моделирование. Несмотря на актуальную геополитическую обстановку, КНР и Россия являются партнерами по многим вопросам образования. Схожие проблемы позволяют двум государствам их решать в кооперации - в формате двухстороннего взаимодействия и в рамках деятельности международных организаций. Отдельное внимание уделяется педагогическому образованию как образующему фактору появления педагогов «нового поколения». В работе на основе обзора специфики гуманитарного сотрудничества и подписанных документов между обеими странами определены документы и направления сотрудничества КНР и России в сфере образования. Отдельное внимание заслуживает именно характеристика специфики педагогического образования России и КНР в современных условиях. Это позволило рассмотреть вопрос совершенствования системы педагогического образования с учетом совершенствования международного сотрудничества в сфере образования. Делается акцент на подготовку кадров и педагогическое моделирование дистанционного образования в КНР и России. В заключение дается перспектива сотрудничества России и КНР в данном вопросе.
В статье анализируются актуальные проблемы в сфере художественного образования и культуры Китая. Исследование показывает, что многие китайские школьники демонстрируют низкий уровень понимания искусства, поскольку художественное образование не является приоритетным направлением в рамках современной китайской образовательной системы. Ключевой причиной этого является ориентация системы образования на подготовку к масштабным государственным экзаменам, что ведет к снижению внимания к развитию творческих способностей и критического мышления учащихся. Помимо этого, в статье рассматривается историко-культурный контекст, связанный с устойчивым влиянием государственной идеологии на художественное сообщество Китая. Несмотря на отказ от жестких репрессивных мер эпохи Культурной революции, власти продолжают ожидать от художников, чтобы их творчество в первую очередь служило интересам государства и партии, а не свободному самовыражению. Для преодоления выявленных проблем авторы предлагают реализацию комплексных реформ, направленных на повышение роли художественного образования в школах, усиление его связи с общекультурным развитием личности, а также расширение творческой свободы художников и их отдаление от прямого политического влияния.
Фортепианные произведения С. С. Прокофьева - великого русского композитора и пианиста ХХ в. - почти неизвестны в Китае, так как практически не входят в программы общего музыкального образования. Вместе с тем слушание на уроках музыки пьес из фортепианного цикла С. С. Прокофьева «Детская музыка», а также их разучивание в условиях внеурочной музыкальной деятельности способно пробудить у китайских школьников интерес к этим произведениям как отражению светлого и доброго мира детства в России. В современной геополитической ситуации это особенно актуально. Цель статьи - раскрыть научно-методические основы воспитания интереса китайских школьников к детской фортепианной музыке С. С. Прокофьева в условиях начального общего образования. В статье содержатся обоснование актуальности исследования, обзор научных источников и основные результаты опытноэкспериментальной работы по воспитанию интереса китайских школьников к детской фортепианной музыке С. С. Прокофьева. В итоге сделан вывод о том, что основными педагогическими условиями воспитания интереса китайских школьников к детской фортепианной музыке С. С. Прокофьева являются: включение ее в программы учебного предмета «Музыка» для начального общего образования в Китае и в учебный репертуар для внеурочной музыкальной деятельности; исполнение этой музыки учащимися классов фортепиано на школьных уроках музыки; демонстрация учителем музыки картин, фотографий, фильмов и других наглядных материалов о жизни детей в России, истории и культуре страны, иллюстрирующих художественно-образное содержание пьес из фортепианного цикла С. С. Прокофьева «Детская музыка».
История педагогики и образования хорошо знает, что вопросы повышения эффективности образовательных процессов как формы подготовки подрастающего поколения к успешному осуществлению жизнедеятельности в обществе и наиболее полной позитивной самореализации всегда стояли во главе угла. Однако все направления педагогической мысли признавали очевидную необходимость развития кругозора учащихся как важнейшего залога последующего самообразования и самореализации. Современность, предъявляя человечеству мощнейшие вызовы, требует от взрослых и подрастающего поколения нешаблонного поведения, которое может быть основано не на заученных моделях и образцах поведения, а на адекватной адаптации к реалиям, вызовам и трендам. Основанием такого процесса и выступает широкий и развитый кругозор подрастающего поколения, формируемый и развиваемый по ходу обучения. Именно попытка определить подходы к комплексному осмыслению кругозора как явления и его формирования как процесса, в контексте ретроспективного анализа методологического опыта советской и современной российской школы, и составляет суть этой работы.
В статье рассматривается современный практико-ориентированный подход к формированию профессиональных педагогических умений и навыков при подготовке учителя изобразительного искусства во время выполнения академических заданий по живописи натюрморта акварелью. Современный подход и инновации заключаются в применении метода фотофиксации последовательности ведения академической работы и систематизации полученных данных в виде презентации. Данный метод позволяет сохранить этапы работы, анализировать их и в дальнейшей педагогической деятельности делиться опытом с учениками. В исследовании автор определяет значение традиций и инноваций в современной системе художественного образования. Целью исследования является обоснование значимости внедрения технологий в образовательный процесс по живописи натюрморта акварелью с сохранением и усвоением традиций академических знаний для практического применения прикладных знаний в профессиональной педагогической деятельности. В ходе исследовании выявлено, что применение инновационного метода «фиксации последовательности ведения работы» в живописи натюрморта акварелью способствует росту профессиональных педагогических умений и навыков. В процессе выполнения базисных учебно-творческих задач, направленных на достижение академической грамотности изображения и усвоение технических навыков работы акварелью, автор рекомендует внедрять задачи, ориентированные на развитие методико-педагогических умений, что является элементом воздействия на воспитание современного учителя изобразительного искусства.
В статье описан опыт использования потенциала педагогической мастерской для роста профессиональной рефлексии работников образовательных систем различного уровня - от школьных учителей до сотрудников муниципальных и региональных образовательных центров. Проанализированы смысловые основы, тенденции развития и опыт реализации педагогических мастерских в процессе обучения школьников, а также как ресурса становления профессионального и личностного роста педагога. Актуализирован потенциал педагогической мастерской как ресурса развития педагогической рефлексии учителя. Описан опыт реализации Педагогической мастерской под руководством профессора вуза как инструмента развития профессиональной педагогической рефлексии на этапе модернизации образовательной системы государства. Данный материал подготовлен в рамках празднования столетнего юбилея Татьяны Ивановны Шамовой, доктора педагогических наук, профессора, член-корреспондента РАО.
Рассматривается общедидактический уровень методического мышления учителя начальных классов как компонент художественно-графической культуры педагога и компетентностная основа его профессиональной педагогической деятельности, в том числе при организации уроков изобразительного искусства и технологии. Приведены основные уровни методического мышления: общедидактический (метаметодический); гносеологический (знаниево-теоретический); аксиологический (ценностно-смысловой); психолого-педагогический. Актуальность методического мышления определена: профессиональной пригодностью и конкурентоспособностью выпускников факультета начального образования педагогических вузов; достижением декларативных требований нормативно-регламентированных документов и целей государственной политики в сфере образования и воспитания; общедидактическими целями и задачами обучения, развития и воспитания человека; спецификой реализации в начальной школе продуктивных видов деятельности при изучении учебных областей «Искусство» и «Технология». Показаны некоторые педагогические условия развития методического мышления у будущих учителей начальных классов и определены пути развития методического мышления через методы познания (обучения) по характеру познавательной деятельности в устоявшейся и широко распространенной в школьной практике концепции отечественных дидактов М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера.
Проблема нехватки педагогических кадров актуализировала поиск методов привлечения молодежи в педагогические профессии. Традиции подготовки старшеклассников в педагогических классах нуждаются не только в восстановлении, но и в серьезной модернизации. Важно не только вспомнить опыт успешного сотрудничества школ с педагогическими классами и педагогического вуза, актуализировать успешные практики, но и определить направления их дальнейшего взаимодействия. Так, многолетний опыт работы Московского педагогического государственного университета с московскими школами позволил к 2000 г. сформировать систему профильной подготовки старшеклассников, ориентированных на выбор профессий педагогической направленности. Несколько лет плодотворного сотрудничества не только послужили основой для разработки уникальных учебных пособий, научно-методических рекомендаций для системы педагогического образования, но и позволили повысить качество подготовки специалистов, воспитать целую плеяду кандидатов и докторов наук.
В условиях современного общества, характеризующегося различными аспектами нестабильности, растет значимость семейных ценностей как основы воспитания подрастающего поколения. Статья направлена на обсуждение роли и влияния семейных ценностей в школьном образовании и их воздействие на формирование общественных установок у молодежи. Семейная среда является ключевым фактором социализации подростков, который определяет их восприятие социальных норм и взаимоотношений. В статье рассматриваются способы интеграции семейных ценностей в образовательный процесс и акцентируется внимание на необходимости взаимодействия между семьей и школой для достижения эффективного воспитания. Выводы подчеркивают важность понимания многообразия семейных структур и необходимости адаптации подходов к образовательному процессу с целью создания поддерживающей среды для школьников. Настоящая работа может послужить основой для последующих исследований в области педагогики и разработок практических рекомендаций для педагогов, способствующих укреплению взаимодействия между учебным учреждением и семьей.
В статье впервые изучается работа редакции газеты «Ленинец» в 60-е гг. ХХ в. Газета выходила в Московском государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина (в настоящее время - Московский педагогический государственный университет). В статье автор исследует документы из государственных архивов (протоколы заседаний партийного бюро МГПИ им. В. И. Ленина), воспоминания работников редакции того времени, приводит собственные интервью с ними. Рассматривается работа редакторов и других сотрудников газеты, впервые акцентируется внимание на их биографиях. Так, редактор Всеволод Алексеевич Сурганов впоследствии заведовал кафедрой советской литературы в Литературном институте им. А. М. Горького; Артур Владимирович Петровский стал вице-президентом Академии педагогических наук СССР, организовал Российскую академию образования и был назначен ее президентом. Данная статья позволяет изучить историю вузовской прессы 60-х гг. ХХ в. в редакторско-биографическом аспекте, а также проследить вневременные связи между прошлым и настоящим не только отдельно взятого учебного заведения, но и всей страны.
Пандемия COVID-19 спровоцировала глобальный международный кризис в области здравоохранения, который, в свою очередь, стал причиной инфодемии, то есть стремительного распространения недостоверной информации. Острая потребность общества в своевременном, актуальном и достоверном освещении происходящих событий привела к осознанию несовершенства классических журналистских инструментов и необходимости их модернизации. СМИ, сталкиваясь с инфодемией, были вынуждены перестроить работу редакций, привлекая сотрудников к использованию инновационных методов для проведения глубокого фактчекинга и создания медиаконтента, в том числе с помощью искусственного интеллекта. В данной статье рассматриваются ключевые проблемы в обществе и информационном поле, к которым привела инфодемия, и роль искусственного интеллекта в их устранении. Основное внимание уделяется анализу успешных кейсов применения нейросетей в журналистской практике в России и за рубежом.
За британской писательницей Роуз Тремейн закрепился титул автора исторической прозы, но на историю она смотрит через призму современности. Наследница магического реализма, Тремейн включает его элементы в свое творчество, используя их с целью деконструкции сознания читателя. Элементы жизни персонажей оказываются наполненными мифологической памятью поколений, а вместе с тем в них присутствует и предполагаемое развитие проблемы в будущем. Также писательница поднимает вопрос взаимодействия языка и образа мысли человека. Таким образом в тексте деконструктивно обсуждаются актуальные современные проблемы.
В статье рассматриваются сложные отношения притяжения-отталкивания известных прозаиков и драматургов начала XX в., впервые анализируются именно творческие диалоги, скрытые в подтексте конкретных произведений разных жанров. Авторы доказывают, что поэма Горького «Человек» - это не только выражение писательского видения человека в движении времени, но еще и ответ Андрееву на его описания сущности человека, на его понимание экзистенциальных проблем, ранее затронутых в их памятных устных спорах, а также в таких андреевских рассказах, как «Ложь», «Мысль». Большое внимание уделяется разногласиям, выраженным в драматургии, тому, что не позволило драматургам осуществить намерение написать совместную пьесу об интеллигенции. В частности, отмечается, что мировоззренческие разногласия, сказавшиеся и на форме, и на содержании пьес «Дети солнца» Горького и «К звездам» Андреева логично отразились на обращениях к злободневности одного и на обращениях ко вневременному другого, характерных для творчества обоих художников слова в целом и существенно разводивших их. В третьей части статьи сопоставляются романы прозаиков. Доказывается, что «Сашка Жегулев» Андреева - это полемический ответ современника на «Мать» Горького, с нарочитым заимствованием для его создания ряда узнаваемых фабульных линий, деталей, других художественных частностей. Таким образом, по идейному замыслу андреевское сочинение в некотором смысле представляет собой роман «Антимать». В заключение авторы приходят к выводу, что непреходящее значение творчества Андреева зиждется на его исключительно метафорической поэтике, скрытого сравнения, тогда как Горький чаще обращался к поэтике метонимической, переноса, что отчасти снижает актуальность отдельных его произведений в исторической перспективе.
Юрий Владимирович Линник (1944-2018) - выдающийся русский поэт, философ-космист и культуролог, доктор философских наук, автор более 60 книг стихов, его перу принадлежит более 600 венков сонетов, а также 160 выпусков «Альманаха Юрия Линника». В представленном анализе сонета Юрия Линника «Видение Кирилла Белозерского» рассматриваются основные образы, художественно-выразительные средства и философские идеи, отраженные в произведении. В центре внимания автора находится образ преподобного Кирилла Белозерского, великого русского святого, основателя Кирилло-Белозерского монастыря. Анализ данного сонета связывает поэтическое видение Юрия Линника с событиями из жития древнерусского преподобного Кирилла Белозерского, подчеркивая духовный путь святого и значение созданного им монастыря. Особое внимание в сонете уделяется теме предопределения и божественного руководства, которые определяют жизненный путь Кирилла Белозерского. В статье также раскрывается значение Кирилло-Белозерского монастыря как духовного центра, сохранившего свое влияние на протяжении веков.
В статье рассматривается социальный контекст и его отражение в русской и сербской рок-поэзии ХХ в. Впервые анализируются механизмы взаимодействия русского и сербского рок-наследия, характер воздействия социального контекста на создание литературных произведений, особенности его трансформации в пространстве внутреннего мира рок-поэта. Особое внимание уделяется источникам появления феномена рок-поэзии в двух славянских культурах, обосновывается их взаимосвязь и принципы взаимообогащения, а также структура процесса творчества русских и сербских рок-авторов, выявляется характер социального воздействия их произведений на общество в переломные исторические моменты обоих народов. Описательно-функциональный и исторический метод используется с целью комплексного выявления закономерностей становления и развития такого феномена, как рок-поэзия в эпоху исторических перемен. Опираясь на тезаурусный подход, авторы статьи рассматривают творчество М. Младеновича, З. Джукича, В. Цоя, В. Шахрина как наиболее ярких выразителей социального контекста своего времени. Материал будет интересен всем, кого интересует история русско-сербских литературных связей в ХХ в.
В статье изучается роль пейзажных зарисовок в творческом наследии табасаранского писателя А. П. Джафарова на примере сборника рассказов «Тогда и теперь». Пейзаж в данном произведении выполняет разнообразные функции, в том числе и создает национальный колорит. Писатель предпринимает попытку через описание картин природы усилить социальное звучание произведения и раскрыть его основную мысль. Для этого используются различные способы передачи авторского отношения к происходящему и создания психологического настроя восприятия текста. Авторы статьи рассматривают пейзаж как средство обозначения времени и места развития событий, создания эмоционального фона и раскрытия душевных переживаний персонажей. Выявление принципов создания пейзажных картин и раскрытие их функций в сборнике рассказов «Тогда и теперь», первого прозаического произведения в словесности табасаранов, дает возможность для более углубленного изучения функций природоописания как в творчестве этого табасаранского писателя, так и в литературе народов Дагестана.