ISSN 1813-145X
Языки: ru · en

Статья: МОДЕЛЬ КОГНИТИВНЫХ ПРЕДИКТОРОВ ПРОКРАСТИНАЦИИ (2024)

Читать онлайн

В статье представлены результаты разработки и верификации теоретической модели когнитивных предикторов прокрастинации. Осуществлен обзор литературных источников по рассматриваемой проблематике: систематизированы когнитивные характеристики и свойства, способствующие развитию прокрастинирующего поведения, определены когнитивно-поведенческие предикторы прокрастинации. Цель исследования - разработка и верификация модели когнитивных предикторов прокрастинации. Исследование проводилось на базе Челябинского государственного университета (Россия) и Костанайского инженерно-экономического университета имени М. Дулатова (Казахстан). Применялись методики: шкала общей прокрастинации К. Лэй (в адаптации О. С. Вендекер и М. В. Осатиной), опросник «Стремление к когнитивной закрытости» разработанный А. Круглянски (в адаптации М. И. Ясина), методика диагностики иррациональных установок А. Эллиса, мельбурнский опросник принятия решения (МОПР), шкала временного фокуса А. Шипп, опросник самоорганизации деятельности (ОСД), разработанный Е. Ю. Мандриковой, комплексный копинговый опросник (ККО) (М. Маккей, М. Скин, П. Фаннинг). Для верификации теоретической модели применялся метод моделирования структурными уравнениями. Результаты моделирования структурными уравнениями показывают удовлетворительные индексы соответствия эмпирических данных теоретической модели. Разработанная и верифицированная в эмпирическом исследовании модель позволяет говорить о том, что определенные когнитивные характеристики (уровень самооценки и уровень притязаний, ориентация на настоящее, иррациональные убеждения, рефлексия и ригидность) могут влиять на развитие склонности к прокрастинации, но не напрямую, а через когнитивно-поведенческие паттерны (непродуктивные копинг-стратегии, недостаток самоорганизации и бдительности). Выявлена особая роль когнитивной закрытости в формировании прокрастинации как предиктора, предсказывающего ее развитие как напрямую, так и опосредовано. На основе полученных данных можно предложить рекомендации по выстраиванию учебного и воспитательного процесса у студентов с учетом их когнитивных характеристик для повышения эффективности обучения в вузах.

The article presents the results of the development and verification of a theoretical model for cognitive predictors of procrastination. A review of the literature on this issue was carried out: cognitive characteristics and properties contributing to the development of procrastinating behavior were systematized, cognitive-behavioral predictors of procrastination were determined. The aim of the study is to develop and verify a model of cognitive predictors of procrastination. The study was conducted on the basis of Chelyabinsk State University (Russia) and Kostanay Engineering and Economic University named after M. Dulatov (Kazakhstan). Methods used: scale of general procrastination K. Lay (adapted by O. S. Wendecker and M. V. Osatina), questionnaire «The desire for cognitive closeness» developed by A. Kruglyansky (adapted by M. I. Yasin), A. Ellis Irrational Diagnostic Technique, Melbourne Decision Questionnaire (MRO), A. Shipp time focus scale, self-organization questionnaire (OSD) developed by E. Yu. Mandrikova, comprehensive copying questionnaire (KKO) (M. Mackay, M. Skin, P. Fanning). To verify the theoretical model, the modeling method with structural equations was used. The results of modeling by structural equations show satisfactory indices of compliance of empirical data with the theoretical model. The model developed and verified in empirical research allows us to say that certain cognitive characteristics (level of self-esteem and level of claims, orientation to the present, irrational beliefs, reflection and rigidity) can influence the development of procrastination tendency, but not directly, but through cognitive-behavioral patterns (unproductive coping strategies, lack of self-organization and vigilance). A special role of cognitive closeness was revealed in the formation of procrastination as a predictor predicting its development both directly and indirectly. Based on the data obtained, it is possible to propose recommendations for building the educational and learning process among students, taking into account their cognitive characteristics, to improve the effectiveness of education in universities.

Ключевые фразы: ПРОКРАСТИНАЦИЯ, когнитивные предикторы, бдительность, самоорганизация, эффективность обучения, непродуктивный копинг, КОГНИТИВНАЯ ЗАКРЫТОСТЬ
Автор (ы): Сманов Дастан Абдрахманович
Журнал: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.9. Психология
Префикс DOI
10.20323/1813-145X-2024-4-139-175
eLIBRARY ID
69206859
Для цитирования:
СМАНОВ Д. А. МОДЕЛЬ КОГНИТИВНЫХ ПРЕДИКТОРОВ ПРОКРАСТИНАЦИИ // ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. 2024. № 4
Текстовый фрагмент статьи