ISSN 1813-145X
Языки: ru · en

Статья: КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ КУЛЬТУРНОГО ГЕРОЯ В КОНТЕКСТЕ ВОСПИТАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИНТЕНЦИЙ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (2024)

Читать онлайн

В статье представлены результаты культурологического анализа коммуникативных стратегий культурного героя как значимого фактора воспитания социокультурных интенций российских детей и подростков. Представленное исследование было осуществлено в рамках Государственного задания Ярославскому государственному педагогическому университету им. К. Д. Ушинского на 2024 год от Минпросвещения РФ по теме «Социокультурные основы развития воспитательных систем общеобразовательных организаций» (номер реестровой записи 720000Ф.99.1.БН62АБ84000). Основная задача статьи - определить ключевые коммуникативные стратегии культурного героя - традиционного, исторически закрепленного в русской и российской культуре (богатыря) и экстраординарного в эстетическом или духовно-нравственном аспектах. Эмпирический материал составили произведения современного российского экранного искусства, задействованы также русский былинный эпос и живопись.

Научная значимость определена необходимостью целенаправленного изучения и позиционирования культурного героя как культурно-антропологической матрицы, модели, образца, важного для развития социокультурных интенций современных воспитательных систем. Научная значимость статьи обеспечена комплексностью культурологического анализа, социокультурного анализа, герменевтики, семиотики, мифокритики, искусствоведческого и киноведческого анализа. В предлагаемой статье актуализированы культуротворческие, социокультурные, воспитательные аспекты культурного героя как персонажа, носителя и творца культуры, культурно-антропологической модели и матрицы, коррелирующей с архетипом и культурным кодом. Определены основания формирования былинного богатыря как эффективного полноценного коммуниканта и коммуникатора, способного к синергии мысли, слова, дела, вербальной и невербальной коммуникации, зафиксирована его роль в качестве национального культурного героя, образца для подражания, которая не теряет своего духовно-нравственного и эстетического статуса в живописи рубежа XIX-ХХ вв. Выявлены воспитательные риски десакрализации богатыря в современной российской медиасреде, следствием которой явилась утрата статуса национального культурного героя и неэталонность коммуникативных стратегий. Верифицированы экстраординарные решения культурного героя через актуализацию эстетической метамодернистской парадигмы и героико-трагического дискурса, несущие положительный воспитательный потенциал.

The article presents the results of the cultural analysis of the communication strategies of the cultural hero as a significant factor in the upbringing of sociocultural intentions of Russian children and adolescents. The presented study was carried out within the framework of the State Assignment to Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky for 2024 by the Ministry of Education of the Russian Federation on the topic «Socio-cultural foundations of the development of educational systems of educational organizations» (registry number 720000F.99.1.BN62AB84000). The main task of the article is to determine the key communicative strategies of the cultural hero - traditional, historically enshrined in Russian and Russian culture (hero) and extraordinary in aesthetic or spiritual and moral aspects. Empirical material was made up of works of modern Russian screen art, Russian epic and painting are also involved. Scientific significance is determined by the need for a targeted study and positioning of the cultural hero as a cultural and anthropological matrix, model, sample, important to develop socio-cultural intentions of modern educational systems. The scientific significance of the article is ensured by the complexity of cultural analysis, sociocultural analysis, hermeneutics, semiotics, mythocriticism, art history and film analysis. The proposed article updates the cultural, socio-cultural, educational aspects of the cultural hero as a character, carrier and creator of culture, cultural and anthropological model and matrix correlating with the archetype and cultural code. The grounds for the formation of the epic hero as an effective full-fledged communicator and communicator capable of synergy of thought, word, deed, verbal and non-verbal communication have been determined, his role as a national cultural hero, a role model, which does not lose its spiritual, moral and aesthetic status in painting at the turn of the XIX-XX centuries. The educational risks of desacralization of the hero in the modern Russian media environment were revealed, the result of which was the loss of the status of a national cultural hero and the non-etalon of communication strategies. The extraordinary decisions of the cultural hero were verified through the actualization of the aesthetic metamodernist paradigm and heroic-tragic discourse, bearing a positive educational potential.

Ключевые фразы: культура, ВОСПИТАНИЕ, КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ, культурный герой, БОГАТЫРЬ, русская культура, русское и российское искусство, современное экранное искусство, социокультурные интенции, воспитание российских детей и подростков
Автор (ы): Летина Наталия Николаевна
Журнал: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
008. Цивилизация. Культура. Прогресс
Префикс DOI
10.20323/1813-145X-2024-4-139-210
eLIBRARY ID
69206862
Для цитирования:
ЛЕТИНА Н. Н. КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ КУЛЬТУРНОГО ГЕРОЯ В КОНТЕКСТЕ ВОСПИТАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИНТЕНЦИЙ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ // ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. 2024. № 4
Текстовый фрагмент статьи