Необходимость мониторинга качества подготовки морских специалистов определяется быстро развивающимися технологиями, внедряемыми в морской отрасли и в этой связи, растущими требованиями к уровню подготовки специалистов, обслуживающих эту отрасль. Несмотря на обязательные стандарты качества морского образования, установленные, прежде всего, международной морской организацией, а также национальными образовательными стандартами, вопрос продолжает оставаться открытым, так как процесс этот бесконечен, как бесконечен прогресс. Поэтому идея подготовки специалиста, готового к выполнению постоянно возникающих новых задач, не теряет своей актуальности. В статье предложены принципы организации мониторинга качества образовательного процесса, позволяющие не только обеспечить его целостность с учётом материально-технического, научного, методического и правового обеспечения, но и реализовать процесс мониторинга с учётом своевременного информирования о текущих результатах с целью необходимой корректировки данного процесса и внесения новых вводных для получения реальной картины мониторинга. В предложенной статье также уделено внимание мониторингу качества дистанционного обучения, набирающему популярность, показаны трудности его организации и предложены способы их преодоления. Высказана мысль о создании научной лаборатории, целью которой будет создание специально разработанного учебно-методического комплекса, способного обеспечить вариативность содержания процесса мониторинга с помощью различных способов оценки уровней сформированности компетентности будущих морских специалистов, а также интерактивность взаимодействия субъектов образовательного процесса для контроля результатов обучения, дистанционного, в том числе.
Идентификаторы и классификаторы
Введение. Изменения, происходящие в мире, обществе, производстве и технологиях объясняют появление и новых требований к качеству подготовки специалиста для любой отрасли. Профессиональное образование должно не только отвечать требованиям сегодняшнего дня, но и работать на перспективу. Найти единую модель мониторинга, приемлемую для вузов, готовящих специалистов разных специальностей, тем более, учебных заведений разных стран, невозможно, но работа в этом направлении постоянно ведётся и охватывает широкий диапазон вопросов, требующих внимания и разрешения. Не исключение и морское образование, которое является сложным, многоуровневым процессом, предполагающим взаимодействие тесно взаимосвязанных количественных и качественных преобразований, и одновременно – результатом длительного исторического и экономического процесса и взаимодействия участников мирового морского образовательного сообщества.
Список литературы
1. Конвенция ПДНВ и Кодекс ПДНВ (третье сводное издание 2011 года). - Лондон: Международная морская организация, 2013. - 425 с.
2. Боран-Кешишьян А.Л., Кондратьев С.И., Томилин А.Н., Хекерт Е.В. Разработка банка тестовых заданий для проведения государственной итоговой аттестации выпускников морских образовательных организаций // Морские интеллектуальные технологии. 2019. №1-2 (43). С. 149-156. ISSN: 2073-7173eISSN: 2588-0233. EDN: WAADYU
3. Филатова Е.В. Формирование и управление качеством транспортно-экспедиционного обслуживания в сфере морских перевозок. - Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2015. - 120 с.
4. E. Koroleva, S. Sokolov, I. Makashina, E. Filatova. Information technologies as a way of port activity optimization in conditions of digital economy // E3S Web of Conferences 138, 02002 (2019) CATPID-2019,. DOI: 10.1051/e3sconf/201913802002 EDN: BPOLQL
5. Saarheim S., Brown, S. Assessment of STCW Competences aboard a maritime academy training vessel //17th Annual General Assembly. International association of maritime universities proceedings “Working together: the key way to enhance the quality of maritime education, training and research”. Vietnam maritime university. 2016. - pp.78-86.
6. Tor Erik Jensen and Tron Resnes. Comparing nautical bsc programs by quality indicators//19th Annual General Assembly. International association of maritime universities proceedings “Time for action: a new thrust for the future of MET and research”. Barcelona School of Nautical Studies of the Universitat Politècnica de Catalunya - BarcelonaTech. A publication of: International Center for Numerical Methods in Engineering (CIMNE) Barcelona, Spain. 2018. - pp.71-78.
7. Макашина И.И., Маричев И.В. Методолого-теоретические основы становления и развития морского образования в России (историко-педагогический анализ). - Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2020. - 144 с.
8. Moyseenko, S., Meyler, L. Methodological approach to training maritime specialists on risk assessment of emergencies in navigation // 18th Annual General Assembly. International association of maritime universities proceedings “Global perspectives in MET: Towards Sustainable, Green and integrated Maritime Transport”. Volume 1, Varna, Nikola Vaptsarov Naval Academy, 2017. - Pp.19-27. EDN: ZQUTXL
9. Loginovsky, V. Risk assessment, as a competence of maritime professional // 20th Commemorative Annual General Assembly. International association of maritime universities (IAMU) Conference book. Tokyo, Japan 2019. - P.36.
10. Lokuketagoda, G., Ranmuthagala, D., Jayasinghe, S. Distance delivery of IMO STCW competency courses making the concept a realty through modern technologies and learning tools //AGA IAMU proceedings. University of Rijeka, Faculty of Maritime Studies, Croatia, 2015. - Pp. 209-215.
11. Popov A. et al. Model course to demonstrate and revalidate deck officer’s competences by using simulators // IAMU 2013 Research Project (№2013-1), August 2014. - Pp. 1-160.
12. B.Mednikarov, K.Кalinov, D. Kanev, T. Madjarova and S. Lutzkanova. Current trends in the maritime profession and their implications for the maritime education // 20th Commemorative Annual General Assembly. International association of maritime universities (IAMU) Conference book. Tokyo, Japan 2019.- Pp. 275-286.
13. Макашина И.И. Система педагогического обеспечения полипрофильной подготовки менеджеров для морского торгового флота: монография. - Новороссийск. РИО МГА им. адм. Ф.Ф. Ушакова. 2011, 228 с. EDN: QVBHJZ
14. Nazir, S., Kim, T., Enhancing the effectiveness of marine engine room simulator-based training //17th Annual General Assembly. International association of maritime universities proceedings “Working together: the key way to enhance the quality of maritime education, training and research”. Vietnam maritime university. 2016. - Pp.56-62.
15. Кондратьев С.И., Боран-Кешишьян А.Л., Томилин А.Н. Концептуальные основы разработки банка тестовых заданий для проведения государственной итоговой аттестации выпускников морских образовательных организаций // Морские интеллектуальные технологии. 2019. №1-2 (43). С. 142-149. ISSN: 2073-7173eISSN: 2588-0233. EDN: ZSWMEP
16. Маричев И.В. Специфика организации мониторинга качества в морском образовании //Высшее образование сегодня. 2017. № 3. С. 9-13. ISSN: 1726-667X. EDN: YHQCHN
Выпуск
Другие статьи выпуска
Данная статья посвящена проблемам обучения профессионально-ориентированному чтению на этапе поэтапной работы с текстами студентов-магистрантов экономического профиля в электронной образовательной среде. В результате исследования показана обоснованность использования Интернет-сервисов для обучения чтению, обоснован выбор текстов для работы со студентами, а также разработана схема для обучения профессионально-ориентированному чтению на начальном этапе работы с текстом.
В данной статье анализируется ситуация, связанная с проблемой образования и особенно онлайн-курсов в настоящее время. Основные цели нашей работы - сравнить цифровое обучение до COVID-19 и после него, рассмотреть понятия «цифровизация образования», изучить и анализировать практики применения современных цифровых образовательных средств, способствующих наиболее эффективному процессу формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, изучить влияние стремительного внедрения информационно-коммуникационных технологий на концептуальные подходы перспективного развития изучения иностранных языков. Для того чтобы провести эффективный анализ развития цифрового языкового образования, применяются такие методы как сбор и накопление данных, наблюдение, анализ и сравнение. Большая часть работы посвящена развитию цифровых технологий в образовании, также упоминается роль пандемии в обучении иностранному языку.
В статье рассматриваются языковые особенности использования поэтического текста при обучении русскому языку и выделяются критерии работы с иностранными студентами на занятиях. Главнaя цeль исследования – пoстижение знaчения слoва, cовершенствование культуры рeчи, вырабoтка внимательногo отнoшения к слoву и настoящего вкусa к чтeнию у студентов. Данная цель не может быть достигнута без включения в процесс обучения русскому языку как иностранному поэтических произведений. В рамках исследования был определен алгоритм работы преподавателя при обучении аналитическому чтению. На примере стихотворения В. Брюсова «Конь Блед» разработаны приемы анализа поэтического текста для обучения иностранных студентов, которые, с одной стороны, позволяют отразить специфику данного типа анализа и, с другой стороны, демонстрирует возможности использования художественного текста при обучении русскому языку как иностранному на материале творчества русских поэтов. В рамках эксперимента иностранным магистрантам Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого были предложены задания на основе работы с поэтическим текстом, согласно разработанному алгоритму. Предлагаемые блоки заданий необходимы для того, чтобы у студентов пополнялся лексический запас, студенты глубже понимали суть стихотворения – одни задания направлены на понимание смысла, другие группы заданий направлены на понимание темы, образов авторской позиции. Выделенные языковые особенности поэтического текста и критерии работы на занятиях с иностранными студентами при обучении русскому языку, а также этапы алгоритма работы с поэтическим текстом могут быть полезны в практике обучения иностранных студентов.
В статье рассматриваются проблемы проведения практических и лабораторных работ в курсе«Алгоритмы и структуры данных» при подготовке будущих ИТ-специалистов дневного отделения в условиях перехода на онлайн обучение во время пандемии. Особое внимание уделяется методике изучения различных структур данных как базы подготовки разработчиков информационных систем. Предлагается методика проведения онлайн занятий с использованием презентаций. Выделяются основные компоненты при подготовке презентаций. В рамках дисциплины «Алгоритмы и структуры данных» студент должен выполнить семь лабораторных работ. Каждая лабораторная работа - это программный проект, для выполнения которого требуется несколько занятий. Во время этих занятий вырабатывается структура проекта и последовательно увеличивается количество создаваемых классов-подпрограмм для решения поставленной задачи. Показано, как вовлечение студентов в совместное программирование может поднять лабораторные программные проекты на уровень проектов Scrum. Анализируется проектный метод, и приводятся некоторые результаты применения предложенной методики при ведении практических и лабораторных занятий.
В системе фразеологии компаративные фразеологизмы со словом как в русском языке и словом như во вьетнамском языке занимают значительное место. Русские и вьетнамские компаративные фразеологизмы с названиями природных явлений - ключ к пониманию культуры народа, его истории, представлений об окружающем мире. На основании анализа материала, собранного из различных толковых и фразеологических словарей русского и вьетнамского языков, из картотеки академического словаря вьетнамского языка, из художественной литературы, в этой статье мы намерены обратить большое внимание на освещение проблемы сопоставления русских компаративных фразеологизмов со словом «как» и вьетнамских эквивалентов со словом «như», обозначающих природные и стихийные явления.
В статье описываются особенности развития рефлексии у молодых врачей - медицинских координаторов, в рамках изучения дисциплины «Педагогика», которая ориентирована на навыки компетенций в области здоровьесберегающего поведения, проведение просветительской деятельности, традиционность традиционности, обучение по вопросам лечения, профилактики и реабилитации с пациентами и их ближайшим окружением. Рефлексивное осознание собственной педагогической деятельности признано одним из ключевых факторов формирования профессиональной педагогической позиции молодого врача. Описаны методы развития рефлексии в области профессиональной деятельности и раскрыты ее педагогические аспекты, к которым относятся анализ кейсов, заполнение дневников профессиональной деятельности, составление эссе, применение ролевых игр с элементами психодраматического метода, а также ответы на опросники, разработанные таким образом, чтобы стимулировать педагогическую рефлексию молодого врача. По результатам опроса 82 учащихся-педагогов было установлено, что большинство координаторов имели неразвитые представления о сути деятельности врача и не реализовывали различные ее элементы в своей деятельности, либо выполняло какие-то ее элементы бессистемно. В то же время небольшой процент обучающихся (3%) самостоятельно интересовался вопросами, самостоятельно взаимодействовал с пациентами, изучая клинико-психологическую литературу. Проведенный рефлексивный анализ профессиональной деятельности становится обязательным этапом в изменении педагогической позиции молодого врача, в частности, мотива повышения к обучению в педагогике и приводит к соотнесению содержания курса с представлением практической сферы, проводимой в клинике.
Издательство
- Издательство
- СПбПУ
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 195251, г.Санкт-Петербург, ул. Политехническая, дом 29
- Юр. адрес
- 195251, г.Санкт-Петербург, ул. Политехническая, дом 29
- ФИО
- Рудской Андрей Иванович (Ректор)
- E-mail адрес
- office@spbstu.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 2972077
- Сайт
- https://spbstu.ru