Статья посвящена разработке подхода к выбору индикаторов региональной бюджетной безопасности для формирования системы показателей с целью ее оценки. В основу данного подхода положен принцип идентификации интересов участников финансово-распределительных отношений. Степень удовлетворения интересов региональных органов власти, хозяйствующих субъектов и населения рассматривается в качестве индикатора бюджетной безопасности. Экспресс-анализ, выполненный на материалах арктических регионов России, показал нарушение баланса интересов участников, что подтверждается ухудшением благосостояния регионов и населения в связи с сокращением объема перераспределяемого через бюджеты регионального продукта и снижением финансовых результатов бизнеса в условиях изменения мировой конъюнктуры. Обеспечению сбалансированности интересов будет способствовать рост доходов бюджетов и среднедушевых доходов населения.
Идентификаторы и классификаторы
Важной составляющей финансовой и экономической безопасности является бюджетная безопасность, обеспечивающая финансовую основу устойчивого социально-экономического развития региона и поддержание интересов всех участников финансово-распределительных отношений.
Список литературы
1. Крапивин, Д. С. Управление основными фондами в контексте обеспечения фи-нансовой безопасности регионов Севера и Арктики Российской Федерации / Д. С. Крапивин // Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2023. - № 4. - С. 49-59. EDN: WTNQQS
2. Финансово-инвестиционный потенциал регионов Крайнего Севера и Арктики Российской Федерации: методология оценки и управление: монография / Г. В. Кобылинская, С. В. Федосеев, Т. И. Барашева, А. Н. Чапаргина, Р. В. Бадыле-вич [и др.]; под науч. ред. Г. В. Кобылинской. - Апатиты: Издательство ФИЦ Кольского НЦ РАН, 2024. - 193 с. EDN: LPJKOM
3. Быковская, Ю. В. Обеспечение экономической безопасности в бюджетной сфере в современных условиях: проблемы и пути решения // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2022. - Т. 2, № 9.- С. 22-34. EDN: STCSHJ
4. Татаркин, А. И. Изменение парадигмы исследований экономической безопасно-сти региона / А. И. Татаркин, А. А. Куклин // Экономика региона. - 2014. - № 2. - С. 25-39.
5. Бикметова, З. М. Методика оценки бюджетной безопасности региона как со-ставляющей экономической безопасности (на примере Приволжского федераль-ного округа Российской Федерации) / З. М. Бикметова // Экономика, предприни-мательство и право. - 2020. - Т. 10, № 5. - С. 1509-1520. EDN: VQTWOW
6. Яшина, Н. И. Методические аспекты определения бюджетной безопасности ре-гионов в условиях волатильности экономики / Н. И. Яшина, С. Д. Макарова // Экономика и управление: теория и практика. - 2018. - Т. 4, № 2. - С. 25-32. EDN: XOHFNB
7. Зенченко, С. В. Обеспечение финансовой безопасности как основы региональ-ной экономической стратегии / С. В. Зенченко, К. В. Лошаков // III Арригиевские чтения по теме: “Путь России в будущий мировой порядок”: материалы Между-народной научно-практической конференции. - 2020. - Т. 2. - С. 254-262. EDN: NJNNXI
8. Илышева, Н. Н. Диагностика угроз финансово-бюджетной безопасности региона / Н. Н. Илышева, Е. В. Каранина, М. С. Кызьюров // Экономика региона. - 2021. - Т. 17, № 4. - С. 1361-1375. EDN: OLRRMU
9. Минаков, А. В. Иностранный опыт управления налогово-бюджетной безопасно-стью и возможности его использования в России / А. В. Минаков // Экономиче-ский анализ: теория и практика. - 2003. - № 12. - С. 67-72. EDN: HYTTBJ
10. Галухин, А. В. Бюджетная безопасность государства как условие для экономи-ческого роста / А. В. Галухин // Проблемы развития территории. - 2016. - № 4 (84).- С. 89-108.
11. Кораблева, А. А. Оценка финансовой системы региона с помощью индикаторов экономической безопасности / А. А. Кораблева, В. В. Карпов // Наука о челове-ке: гуманитарные исследования. - 2019. - № 2 (36). - С. 158-165.
12. Жилкина, Ю. В. Финансовая система и обеспечение экономической безопасно-сти России в условиях санкций / Ю. В. Жилкина // ВЕСТНИК ТОГУ. - 2018. - № 3 (50). - С. 33-42. EDN: YTNSEP
13. Fujing, Y. Financial opening and financial security / Y. Fujing // Chinese Journal of International Politics. - 2007. - № 1 (4). - P. 559-587. - https://academic.oup.com/cjip/article-abstract/1/4/559/348140?redirectedFrom=fulltext.
14. Liu, H. On the theory of financial sovereignty and the proactive financial security strategy / H. Liu // Journal of Chinese Economics. - 2016. - № 4 (1). - P. 1-10. - http://journals.sfu.ca/nwchp/index.php/journal.
15. Mykolas, R. Financial security assessment in the European Union countries / R. My-kolas // Proceedings of the 15th Prof. Vladas Gronskas International Scientific Con-ference. - Kaunas: Vilnius University Kaunas Faculty. - https://cris.mruni.eu/server/api/core/bitstreams/ 18850ca1-e9e6-464d-a965-dbde78e789b8/content.
16. Stasytytė, V. Conceptualization of financial system sustainability / V. Stasytytė // Journal of Security & Sustainability Issues. - 2015. - Vol. 4. - № 4. - P. 391-402. -. DOI: 10.9770/jssi.2015.4.3(7)
17. Constancio, V. The European crisis and the role of the financial system / V. Con-stancio // Journal of Macroeconomics. - 2014. - Vol. 39. - P. 250-259. -. DOI: 10.1016/j.jmacro.2013.08.009
18. Shkolnyk, I. State financial security: Comprehensive analysis of its impact factors / I. Shkolnyk, S. Kozmenko, J. Polach, E. Wolanin // Journal of International Studies. - 2020. - № 13 (2). - P. 291-309. - 10.14254/2071-8330.2020/13- 2/20. DOI: 10.14254/2071-8330.2020/13-2/20
19. Экономическая безопасность России: общий курс: учебник / под ред. В. К. Сен-чагова. - Москва: Дело, 2005. - С. 73.
20. Алифанова, Е. Н. Сравнительный анализ методологических подходов к индика-тивной оценке национальной финансовой безопасности / Е. Н. Алифанова, Ю. С. Евлахова // Финансовые исследования. - 2016. - № 3 (52). - С. 8-16. EDN: YTFKND
21. Алифанова, Е. Н. Развитие системы индикаторов национальной финансовой без-опасности / Е. Н. Алифанова, Ю. С. Евлахова // Финансы и кредит. - 2017. - Т. 23, № 29. - С. 1723-1736. EDN: ZCSSIX
22. Слесаренко, Е. В. К вопросу о понятии и критериях оценки уровня безопасности налогово-бюджетной сферы региона / Е. В. Слесаренко, О. Б. Шевелева // Вест-ник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2019. - № 6 (79). - С. 258-267. EDN: UOKZLZ
23. Долматова, Н. Г. Правовая характеристика бюджетной системы как объекта бюджетной безопасности / Н. Г. Долматова // Известия Юго-Западного госу-дарственного университета. Серия: История и право. - 2017. - Т. 7, № 2 (23). - С. 56-62. EDN: YSRRIZ
24. Никулина, Е. В. Исследование бюджетно-налоговой безопасности региона / Е. В. Никулина, И. В. Чистникова, А. В. Орлова // Вестник Белгородского государ-ственного технологического университета им. В. Г. Шухова. - 2014. - № 5. - С. 152-155. EDN: SXDJZB
25. Власенко, Е. О. Оценка финансово-бюджетной безопасности региона / Е. О. Власенко // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государ-ственного политехнического университета. Экономические науки. - 2012. - № 3 (149). - С. 155-158. EDN: PBYQYT
26. Шахова, Г. Я. Разработка пороговых значений бюджетных индикаторов с учетом мировой практики / Г. Я. Шахова, П. Л. Маненок // Финансовая аналитика: про-блемы и решения. - 2016. - № 15. - С. 15-30. EDN: VUDZWN
27. Новоселов, А. С. Стратегическое планирование как основа долгосрочного раз-вития региональной экономики (на материалах Новосибирской области) / А. С. Новоселов, А. В. Фалеев // Региональная экономика и управление: элек-тронный научный журнал. - 2019. - № 3 (59). - С. 13. EDN: IDLKEC
28. Муниципальные образования северных регионов Российской Федерации в период панде-мии: результаты социологического опроса и статистических исследований / Г. В. Кобылин-ская, С. В. Федосеев, Д. Л. Кондратович, Т. И. Барашева. - Апатиты: Кольский научный центр Российской академии наук, 2023. - 113 с. EDN: IWNFRP
Выпуск
Другие статьи выпуска
Слабая связанность и дисперсность пространства туризма Республики Коми обусловлены дефицитом включенности субъектов в цифровое пространство, предопределенного низким качеством туристского продукта, недостаточным уровнем цифровизации территории и технологическим оснащением организаций туристской сферы. Обозначены базовые направления цифровой трансформации отрасли, связанные с наращиванием цифровой инфраструктуры, развитием региональной туристской платформы, совершенствованием региональной системы управления туризмом за счет цифровизации учета, сбора и анализа данных. Важнейшим направлением определено формирование регионального туристско-рекреационного кластера на основе подхода «умная дестинация» с использованием финансовых и программных механизмов развития туристкой отрасли региона.
Статья посвящена разработке теоретических и методологических подходов по основам анализа функционирования и прогнозирования текущей и перспективной транспортной сети Европейской и Приуральской Арктики в современных экономических условиях, учитывающих расположение перспективных источников грузо- и пассажиропотоков на рассматриваемой территории, данных о провозных и пропускных способностях сети и перспективы ее развития. Учитывая неполноту временных рядов статистических показателей, характеризующих работу транспортной сети, в исследовании, наряду с классическими методами прогнозирования объемов перевозок, значительное внимание уделено сценариям ее развития. В работе дано описание транспортной сети Европейской и Приуральской Арктики РФ, показана важность анализа функционирования транспортной сети региона. Получены прогнозы объемов перевозок, их оценка и составлены сценарии развития транспортной сети с использованием комбинированной системы прогнозирования. Разработана методология анализа функционирования и прогнозирования развития транспортной сети Европейской и Приуральской Арктики.
Статья посвящена оценке возможного влияния законодательно провозглашенных традиционных российских духовно-нравственных ценностей на экономический уклад страны, в особенности ее северных регионов. Последовательная реализация этих норм может и должна привести к весьма глубоким изменениям: перемене цели деятельности предприятий от извлечения прибыли к служению народу, повышению значимости и укреплению семьи, новым взглядам в отношении «северных льгот» и конкуренции, бережному отношению к человеческой жизни, изменению принципов и механизмов в системе государственного управления. Вместе с тем подчеркивается, что главные перемены в этой области должны быть не принудительными, а деликатно взращиваться, передаваться «от сердца к сердцу».
Горнопромышленные отходы наносят существенный ущерб здоровью человека и уникальным экосистемам Арктической зоны Российской Федерации. В статье рассмотрено текущее состояние системы управления горнопромышленными отходами и изучены меры повышения инвестиционной привлекательности их утилизации. Показано, что проблема вовлечения горнопромышленных отходов в хозяйственный оборот является комплексной и для ее решения требуется совершенствование государственной системы управления горнопромышленными отходами, в том числе, корректировка существующих законов и принятие новых, реализация различных целевых программ, использование налоговых преференций, а также мер экономического стимулирования.
Построение сбалансированной системы получения справедливой доли ресурсной ренты является одной из центральных задач правительств стран, богатых минерально-сырьевыми ресурсами. Особое внимание уделяется высокомаржинальным проектам по добыче углеводородного сырья. При этом доля государства при освоении его природных богатств включает в себя самые различные компоненты, характер и масштабы которых определяются конкретными условиями горного проекта. В статье выполнен обзор основных налоговых инструментов, используемых при разработке месторождений полезных ископаемых, рассмотрены основные тенденции развития международных налоговых систем и их отражение в российской практике. Показано, что к основным направлениям фискальной политики относятся их упрощение и стремление к простоте администрирования, прозрачность в отношении контрактов между инвесторами и правительствами, пристальное внимание к проблемам трансфертных цен, переход от валовых роялти к налогообложению экономических результатов. Особенности бюджетной политики в России определяют развитие соглашений между правительствами добывающих регионов и горными компаниями, направленных на развитие инфраструктуры и социальных объектов, как формы косвенного получения природной ренты для развития территорий и местных сообществ.
Деятельность человека неизбежно приводит к образованию отходов, поэтому обеспокоенность состоянием окружающей среды не теряет своей актуальности. На протяжении многих лет управление отходами ограничивалось сбором, транспортировкой и утилизацией, и только со временем фокус стал смещаться к селективному сбору отходов, а затем к их переработке. Причиной тому послужило многолетнее функционирование линейной экономической системы, повлекшее за собой истощение природных ресурсов, усиление нагрузки на окружающую среду и изменение климата. В результате в последнее время циклической экономике (экономике замкнутого цикла), при которой отходы рассматриваются не как мусор, а как ресурс, стало уделяться первоочередное внимание в политической повестке дня. В связи с этим представляются целесообразным изучение и анализ различного зарубежного опыта по управлению отходами, поскольку эта практика может быть полезна для разработки рекомендаций по совершенствованию системы управления отходами, направленному на достижение целей устойчивого развития и экономики замкнутого цикла.
Статья посвящена особенностям демографического старения Республики Коми в соответствии с новым экономическим порогом старости. Актуальность исследования обусловлена поэтапным повышением пенсионного возраста в России и сохранением в регионе льготного возраста выхода на пенсию. Выявлены закономерности постарения населения республики в разные межпереписные периоды. До конца 1970-х гг. миграционный приток обеспечивал более чем в два раза низкий процент старших возрастов. Со второй половины 1980-х гг. для Коми характерно отрицательное сальдо миграции и темпы старения существенно превышают средние по стране, несмотря на повышенную рождаемость и отставание продолжительности жизни населения. Уровень постарения приближается к среднероссийскому, а с учетом льготного пенсионного законодательства заметно его превышает. Повышение пенсионного возраста содействует не только уменьшению демографической нагрузки, но и снижению возрастной дискриминации в сфере занятости, росту использования ресурсного потенциала старшего поколения и реализации здорового и активного долголетия. Уровень занятости пенсионеров, средний размер пенсии и его соотношение со средней заработной платой в Республике Коми выше, чем в целом по стране, что позволяет частично компенсировать высокую стоимость жизни на Севере.
В статье представлен обзор подходов к управлению человеческими ресурсами в Арктической зоне России и циркумполярных странах Европы. Рассматривается значение качественных человеческих ресурсов для устойчивого развития циркумполярной зоны России, исследуются современные практики управления человеческими ресурсами в России и европейских странах, имеющих территории за полярным кругом. Все эти страны нуждаются в привлечении, мотивации, повышении квалификации и контроле рабочего персонала. При этом их подходы к управлению человеческими ресурсами неодинаковы. Основные различия обусловлены культурными факторами, особенностями законодательства, экономическим положением в стране, системой взаимоотношений с работниками и т. д.
В статье рассмотрены трактовки понятий цифровизации и цифровой трансформации, представленные в нормативных правовых актах, документах международных организаций и научных публикациях. Проанализированы правовые акты, регламентирующие процессы цифровой трансформации на уровне отраслей и субъектов Российской Федерации. Выявлено, что действующие стратегические направления в области цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы в значительной степени определяют общее и проектное содержание стратегий и программ цифровой трансформации регионов. Основное внимание уделено рассмотрению проектов здравоохранения, образования и культуры в стратегии и программе цифровой трансформации Республики Коми. Обращено внимание на отсутствие официального мониторинга реализации проектов цифровой трансформации и возможность анализа ситуации лишь по данным в региональных средствах массовой информации, что затрудняет объективную оценку.
Издательство
- Издательство
- ФИЦ КОМИ НЦ УРО РАН
- Регион
- Россия, Сыктывкар
- Почтовый адрес
- Коммунистическая ул., 24
- Юр. адрес
- 167000, Респ Коми, г Сыктывкар, ул Коммунистическая, д 24
- ФИО
- Дёгтева Светлана Владимировна (ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- bergman@frc.komisc.ru
- Контактный телефон
- +7 (821) 2245398
- Сайт
- http:/nb.komisc.ru