Деятельность человека неизбежно приводит к образованию отходов, поэтому обеспокоенность состоянием окружающей среды не теряет своей актуальности. На протяжении многих лет управление отходами ограничивалось сбором, транспортировкой и утилизацией, и только со временем фокус стал смещаться к селективному сбору отходов, а затем к их переработке. Причиной тому послужило многолетнее функционирование линейной экономической системы, повлекшее за собой истощение природных ресурсов, усиление нагрузки на окружающую среду и изменение климата. В результате в последнее время циклической экономике (экономике замкнутого цикла), при которой отходы рассматриваются не как мусор, а как ресурс, стало уделяться первоочередное внимание в политической повестке дня. В связи с этим представляются целесообразным изучение и анализ различного зарубежного опыта по управлению отходами, поскольку эта практика может быть полезна для разработки рекомендаций по совершенствованию системы управления отходами, направленному на достижение целей устойчивого развития и экономики замкнутого цикла.
Идентификаторы и классификаторы
На фоне признания мировым сообществом проблем, связанных с ограниченностью природных ресурсов и состоянием окружающей среды, в 1970–1980 гг. зародилась концепция устойчивого развития, которая со временем приобретала различные интерпретации. В настоящее время устойчивое развитие, главным образом, ассоциируется с охраной окружающей среды и деятельностью общества. В этом контексте сформировалось направление деятельности, получившее название «waste management» (управление отходами)
Список литературы
1. Choudhary, Shweta. A research paper on solid waste management / Shweta Choudhary. - URL: https://www.jetir.org/papers/JETIREO06150.pdf (accessed: 17.02.2024).
2. United Nations. Department of Economic and Social Affairs. The 17 Goals. URL: https://sdgs.un.org/goals (дата обращения 17.02.2024).
3. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). - URL: https://anticor.hse.ru/main/organization/OECD (дата обращения: 27.02.2024).
4. “Федеральный закон об отходах производства и потребления” от 24.06.1998 N 89-ФЗ. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/ (дата обращения: 17.02.2024).
5. Иванова, Л. В. Влияние особенностей нормативно-правового регулирования на управление отходами в странах Северной Европы / Л. В. Иванова // Известия Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук. Серия “Экономические науки”. - 2022. - № 3 (55). - С. 66-72.
6. Izvercian, Monica. Waste management in the context of sustainable development: Case study in Romania / Monica Izvercian, Larisa Ivascu. - URL: https://www.researchgate.net/publica-tion/283954801_Waste_Management_in_the_Context_of_Sustainable_Development_Case_Study_in_Romania (accessed: 27.02.2024).
7. Waste management and the circular economy in selected OECD countries. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/sites/79ea945e-en/index.html?itemId=/content/component/79ea945e-en (accessed: 27.02.2024).
8. Joint work programme for equitable economic growth in cities. Solid waste management in the Global South. - URL: https://www.citiesalliance.org/sites/default/ files/2020-06/JWP-EEG%20Issue%20Brief%2003%20%20Solid%20Waste%20Management_0.pdf (accessed: 17.03.2024).
9. Espinoza Perez, Lorena. Closing gap in the municipal solid waste management between metropolitan and regional cities from developing countries: A life cycle assessment approach / Lorena Espinoza Perez, Kurt Ziegler-Rodriguez, Andrea Tereza Espinoza Perez, Oscar C Vasquez, Ian Vazquez-Rowe. - URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/33647557/ (accessed: 17.03.2024).
10. Zafar, Salman. Solid waste management in Saudi Arabia / Salman Zafar. - URL: https://www.ecomena.org/solid-waste-management-in-saudi-arabia/ (accessed: 19.03.2024).
11. Zarate, M. A. Capacity building in rural Guatemala by implementing a solid waste management program / M. A. Zarate, J. Slotnick, M. Ramos. - URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0956053X07003923?via%3Dihub (accessed: 19.03.2024).
12. Abdhalah K. Ziraba. A review and framework for understanding the potential impact of poor solid waste management on health in developing countries / Abdhalah K. Ziraba, Tilahun Nigatu Haregu, Blessing Mberu. - URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/ pmc/articles/PMC5184495/ (accessed: 19.03.2024).
13. Zawde Tadesse Teshome. Assessment of solid waste management practices in Kebridehar city, Somali regional state, Ethiopia / Zawde Tadesse Teshome, Zemenu Tadesse Ayele, Mo-hamed Ibrahim Abib. - URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC9465345/ (accessed: 29.03.2024).
14. Kathambi, Bessy. Effects of institutional framework lapses in solid waste management - A case of Ngomongo, Nairobi, Kenya / Bessy Kathambi, Florence Ogutu. - URL: https://www.scirp.org/journal/paperinformation?paperid=120121 (accessed: 19.03.2024).
15. Ака Диби Мари Мишель. Пути совершенствования системы управления отходами для Республики Кот д’Ивуар. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-sovershenstvovaniya-sistemy-upravleniya-othodami-dlya-respubliki-kot-d-ivuar/viewer (дата обращения: 29.03.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Слабая связанность и дисперсность пространства туризма Республики Коми обусловлены дефицитом включенности субъектов в цифровое пространство, предопределенного низким качеством туристского продукта, недостаточным уровнем цифровизации территории и технологическим оснащением организаций туристской сферы. Обозначены базовые направления цифровой трансформации отрасли, связанные с наращиванием цифровой инфраструктуры, развитием региональной туристской платформы, совершенствованием региональной системы управления туризмом за счет цифровизации учета, сбора и анализа данных. Важнейшим направлением определено формирование регионального туристско-рекреационного кластера на основе подхода «умная дестинация» с использованием финансовых и программных механизмов развития туристкой отрасли региона.
Статья посвящена разработке теоретических и методологических подходов по основам анализа функционирования и прогнозирования текущей и перспективной транспортной сети Европейской и Приуральской Арктики в современных экономических условиях, учитывающих расположение перспективных источников грузо- и пассажиропотоков на рассматриваемой территории, данных о провозных и пропускных способностях сети и перспективы ее развития. Учитывая неполноту временных рядов статистических показателей, характеризующих работу транспортной сети, в исследовании, наряду с классическими методами прогнозирования объемов перевозок, значительное внимание уделено сценариям ее развития. В работе дано описание транспортной сети Европейской и Приуральской Арктики РФ, показана важность анализа функционирования транспортной сети региона. Получены прогнозы объемов перевозок, их оценка и составлены сценарии развития транспортной сети с использованием комбинированной системы прогнозирования. Разработана методология анализа функционирования и прогнозирования развития транспортной сети Европейской и Приуральской Арктики.
Статья посвящена оценке возможного влияния законодательно провозглашенных традиционных российских духовно-нравственных ценностей на экономический уклад страны, в особенности ее северных регионов. Последовательная реализация этих норм может и должна привести к весьма глубоким изменениям: перемене цели деятельности предприятий от извлечения прибыли к служению народу, повышению значимости и укреплению семьи, новым взглядам в отношении «северных льгот» и конкуренции, бережному отношению к человеческой жизни, изменению принципов и механизмов в системе государственного управления. Вместе с тем подчеркивается, что главные перемены в этой области должны быть не принудительными, а деликатно взращиваться, передаваться «от сердца к сердцу».
Горнопромышленные отходы наносят существенный ущерб здоровью человека и уникальным экосистемам Арктической зоны Российской Федерации. В статье рассмотрено текущее состояние системы управления горнопромышленными отходами и изучены меры повышения инвестиционной привлекательности их утилизации. Показано, что проблема вовлечения горнопромышленных отходов в хозяйственный оборот является комплексной и для ее решения требуется совершенствование государственной системы управления горнопромышленными отходами, в том числе, корректировка существующих законов и принятие новых, реализация различных целевых программ, использование налоговых преференций, а также мер экономического стимулирования.
Построение сбалансированной системы получения справедливой доли ресурсной ренты является одной из центральных задач правительств стран, богатых минерально-сырьевыми ресурсами. Особое внимание уделяется высокомаржинальным проектам по добыче углеводородного сырья. При этом доля государства при освоении его природных богатств включает в себя самые различные компоненты, характер и масштабы которых определяются конкретными условиями горного проекта. В статье выполнен обзор основных налоговых инструментов, используемых при разработке месторождений полезных ископаемых, рассмотрены основные тенденции развития международных налоговых систем и их отражение в российской практике. Показано, что к основным направлениям фискальной политики относятся их упрощение и стремление к простоте администрирования, прозрачность в отношении контрактов между инвесторами и правительствами, пристальное внимание к проблемам трансфертных цен, переход от валовых роялти к налогообложению экономических результатов. Особенности бюджетной политики в России определяют развитие соглашений между правительствами добывающих регионов и горными компаниями, направленных на развитие инфраструктуры и социальных объектов, как формы косвенного получения природной ренты для развития территорий и местных сообществ.
Статья посвящена особенностям демографического старения Республики Коми в соответствии с новым экономическим порогом старости. Актуальность исследования обусловлена поэтапным повышением пенсионного возраста в России и сохранением в регионе льготного возраста выхода на пенсию. Выявлены закономерности постарения населения республики в разные межпереписные периоды. До конца 1970-х гг. миграционный приток обеспечивал более чем в два раза низкий процент старших возрастов. Со второй половины 1980-х гг. для Коми характерно отрицательное сальдо миграции и темпы старения существенно превышают средние по стране, несмотря на повышенную рождаемость и отставание продолжительности жизни населения. Уровень постарения приближается к среднероссийскому, а с учетом льготного пенсионного законодательства заметно его превышает. Повышение пенсионного возраста содействует не только уменьшению демографической нагрузки, но и снижению возрастной дискриминации в сфере занятости, росту использования ресурсного потенциала старшего поколения и реализации здорового и активного долголетия. Уровень занятости пенсионеров, средний размер пенсии и его соотношение со средней заработной платой в Республике Коми выше, чем в целом по стране, что позволяет частично компенсировать высокую стоимость жизни на Севере.
В статье представлен обзор подходов к управлению человеческими ресурсами в Арктической зоне России и циркумполярных странах Европы. Рассматривается значение качественных человеческих ресурсов для устойчивого развития циркумполярной зоны России, исследуются современные практики управления человеческими ресурсами в России и европейских странах, имеющих территории за полярным кругом. Все эти страны нуждаются в привлечении, мотивации, повышении квалификации и контроле рабочего персонала. При этом их подходы к управлению человеческими ресурсами неодинаковы. Основные различия обусловлены культурными факторами, особенностями законодательства, экономическим положением в стране, системой взаимоотношений с работниками и т. д.
В статье рассмотрены трактовки понятий цифровизации и цифровой трансформации, представленные в нормативных правовых актах, документах международных организаций и научных публикациях. Проанализированы правовые акты, регламентирующие процессы цифровой трансформации на уровне отраслей и субъектов Российской Федерации. Выявлено, что действующие стратегические направления в области цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы в значительной степени определяют общее и проектное содержание стратегий и программ цифровой трансформации регионов. Основное внимание уделено рассмотрению проектов здравоохранения, образования и культуры в стратегии и программе цифровой трансформации Республики Коми. Обращено внимание на отсутствие официального мониторинга реализации проектов цифровой трансформации и возможность анализа ситуации лишь по данным в региональных средствах массовой информации, что затрудняет объективную оценку.
Статья посвящена разработке подхода к выбору индикаторов региональной бюджетной безопасности для формирования системы показателей с целью ее оценки. В основу данного подхода положен принцип идентификации интересов участников финансово-распределительных отношений. Степень удовлетворения интересов региональных органов власти, хозяйствующих субъектов и населения рассматривается в качестве индикатора бюджетной безопасности. Экспресс-анализ, выполненный на материалах арктических регионов России, показал нарушение баланса интересов участников, что подтверждается ухудшением благосостояния регионов и населения в связи с сокращением объема перераспределяемого через бюджеты регионального продукта и снижением финансовых результатов бизнеса в условиях изменения мировой конъюнктуры. Обеспечению сбалансированности интересов будет способствовать рост доходов бюджетов и среднедушевых доходов населения.
Издательство
- Издательство
- ФИЦ КОМИ НЦ УРО РАН
- Регион
- Россия, Сыктывкар
- Почтовый адрес
- Коммунистическая ул., 24
- Юр. адрес
- 167000, Респ Коми, г Сыктывкар, ул Коммунистическая, д 24
- ФИО
- Дёгтева Светлана Владимировна (ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- bergman@frc.komisc.ru
- Контактный телефон
- +7 (821) 2245398
- Сайт
- http:/nb.komisc.ru