В статье рассмотрены трактовки понятий цифровизации и цифровой трансформации, представленные в нормативных правовых актах, документах международных организаций и научных публикациях. Проанализированы правовые акты, регламентирующие процессы цифровой трансформации на уровне отраслей и субъектов Российской Федерации. Выявлено, что действующие стратегические направления в области цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы в значительной степени определяют общее и проектное содержание стратегий и программ цифровой трансформации регионов. Основное внимание уделено рассмотрению проектов здравоохранения, образования и культуры в стратегии и программе цифровой трансформации Республики Коми. Обращено внимание на отсутствие официального мониторинга реализации проектов цифровой трансформации и возможность анализа ситуации лишь по данным в региональных средствах массовой информации, что затрудняет объективную оценку.
Идентификаторы и классификаторы
На современном этапе развития цифровизация стала одним из ключевых факторов экономического роста и инструментом повышения конкурентоспособности регионов Российской Федерации. Цифровизация влияет на все сферы жизни общества, в том числе социальную, включая образование, здравоохранение, культуру и др.
Список литературы
1. OECD (2019b). Going Digital: Shaping Policies, Improving Lives. P.: OECD Publishing, 10.1787/9789264312012-en (date of access: 10.02.2024). DOI: 10.1787/9789264312012-en(dateofaccess
2. Приказ Минкомсвязи России от 01.08.2018 № 428 “Об утверждении Разъяснений (методических рекомендаций) по разработке региональных проектов в рамках федеральных проектов национальной программы “Цифровая экономика Россий-ской Федерации”. - URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minkomsvjazi-rossii-ot-01082018-n-428-ob-utverzhdenii/?ysclid=lujsq4sztw742287313 (дата обращения: 16.02.2024).
3. Салита, С. В. Цифровизация экономики как основа формирования региональной экономической политики / С. В. Салита, Т. А. Черныш // Индустриальная эконо-мика. - 2022. - № 4. - С. 288-294. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-ekonomiki-kak-osnova-formirovaniya-regionalnoyekonomicheskoy-politiki/viewer (дата обраще-ния: 14.02.2024).
4. International Telecommunication Union (Itu) Un-Swap 2.0 Performance, 2019. - URL: ITU, 2019 (date of access: 10.02.2024).
5. Цифровая трансформация: ожидания и реальность. Доклад НИУ ВШЭ. - Москва, 2022. - URL: 603838492.pdf (hse.ru) (дата обращения: 13.02.2024).
6. Указ Президента Российской Федерации “О национальных целях развития Рос-сийской федерации на период до 2030 года”. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012?ysclid=lvaqyx9fkb402102169 (дата обращения: 06.03.2024).
7. Указ Президента Российской Федерации “О национальных целях развития Рос-сийской федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года”. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/73986169 (дата обращения: 07.05.2024).
8. Распоряжение от 29 декабря 2021 г. № 3980-р “Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации здравоохранения”. - URL: https://docs.cntd.ru/document/727709802 (дата обращения: 12.03.2024).
9. Распоряжение от 11 декабря 2023 г. № 3550-р “О стратегическом направлении в области цифровой трансформации отрасли культуры Российской Федерации до 2030 года”. - URL: https://docs.cntd.ru/document/1304335103 (дата обращения: 12.03.2024).
10. Распоряжение от 18 октября 2023 г. № 2894-р “Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министер-ства просвещения Российской Федерации”. - URL: https://docs.cntd.ru/document/1303506896. (дата обращения: 11.03.2024).
11. Программа цифровой трансформации Республики Коми от 26.12.2023 г. - URL: programma_tsifrovoy_transformatsii_respubliki_komi_v_red_ot_26_12_2023_2024-02-06_15-31-36.pdf (rkomi.ru) (дата обращения: 20.02.2024).
12. Рейтинг руководителей цифровой трансформации регионов. Информационное агентство D-Russia. - URL: https://d-russia.ru/na-cipr-nazvany-foiv-i-regiony-lidirujushhie-v-rejtinge-cifrovoj-transformacii.html (дата обращения: 28.02.2024).
13. Постановление “Об утверждении комплексной программы Ямало-Ненецкого автономного округа “Цифровая трансформация Ямало-Ненецкого автономного округа” от 28.12.2021 г. - URL: https://ditis.yanao.ru/upload/uf/52c/0k846zy9e6wxhx2vqpi8qczw2cp6kim8/Postanovlenie-Pravitelstva-YANAO-_-1237_P.pdf (дата обращения: 05.03.2024).
14. Постановление “Об утверждении региональной программы цифровой трансформации Тульской области” (с изменениями на 28 февраля 2024 года). - URL: https://docs.cntd.ru/document/578086853 (дата обращения: 06.03.2024).
15. Распоряжение “О Стратегии цифровой трансформации Ханты-Мансийского автономного окру-га - Югры” (с изменениями на 12 августа 2022 г.). - URL: https://docs.cntd.ru/document/574786315 (дата обращения: 08.03.2024).
16. Программа цифровой трансформации Республики Татарстан. - URL: https://docs.cntd.ru/document/578112611 (дата обращения: 05.03.2024).
17. Искусственный интеллект поможет пациентам и врачам Коми. Информационное агентство Коми Гор. - URL: https://komigor.com/news/2023/05/29/iskusstvennyj-intellekt-pomozhet-pacientam-i-vracham-komi/ (дата обращения: 20.03.2024).
18. В Коми стало легче записываться на прием к врачу. Информационное агентство Комиинформ. - URL: https://komiinform.ru/news/256211?ysclid=lubbcvudbq251847463 (дата обращения: 20.03.2024).
19. В Коми родители начали оформлять цифровые свидетельства о рождении детей. Информационное агентство PROГород. - URL: https://pg11.ru/news/105776?ysclid=lubbo7tmws408166527. (дата обращения: 20.03.2024).
20. Как телемедицина и нейросети помогают Сберу двигаться вперед. Информаци-онное агентство Комиинформ. - URL: https://komiinform.ru/news/262442?ysclid=lubbrb9ol6925706068 (дата обращения: 21.03.2024).
21. Отрасль образования Коми подводит итоги 2023 года. Информационное агентство Комиинформ. - URL: https://komiinform.ru/news/260165 (дата обращения: 21.03.2024).
22. Итоги работы в 2023 году. Минцифры Коми. - URL: https://digital.rkomi.ru/top_14_itogov_raboty_mincifry_komi_v_2023_godu (дата обращения: 22.03.2024).
23. Работники культуры Коми поделились впечатлениями о виртуальных концерт-ных залах. Информационное агентство Комиинформ. - URL: https://komiinform.ru/news/261251 (дата обращения: 22.03.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Слабая связанность и дисперсность пространства туризма Республики Коми обусловлены дефицитом включенности субъектов в цифровое пространство, предопределенного низким качеством туристского продукта, недостаточным уровнем цифровизации территории и технологическим оснащением организаций туристской сферы. Обозначены базовые направления цифровой трансформации отрасли, связанные с наращиванием цифровой инфраструктуры, развитием региональной туристской платформы, совершенствованием региональной системы управления туризмом за счет цифровизации учета, сбора и анализа данных. Важнейшим направлением определено формирование регионального туристско-рекреационного кластера на основе подхода «умная дестинация» с использованием финансовых и программных механизмов развития туристкой отрасли региона.
Статья посвящена разработке теоретических и методологических подходов по основам анализа функционирования и прогнозирования текущей и перспективной транспортной сети Европейской и Приуральской Арктики в современных экономических условиях, учитывающих расположение перспективных источников грузо- и пассажиропотоков на рассматриваемой территории, данных о провозных и пропускных способностях сети и перспективы ее развития. Учитывая неполноту временных рядов статистических показателей, характеризующих работу транспортной сети, в исследовании, наряду с классическими методами прогнозирования объемов перевозок, значительное внимание уделено сценариям ее развития. В работе дано описание транспортной сети Европейской и Приуральской Арктики РФ, показана важность анализа функционирования транспортной сети региона. Получены прогнозы объемов перевозок, их оценка и составлены сценарии развития транспортной сети с использованием комбинированной системы прогнозирования. Разработана методология анализа функционирования и прогнозирования развития транспортной сети Европейской и Приуральской Арктики.
Статья посвящена оценке возможного влияния законодательно провозглашенных традиционных российских духовно-нравственных ценностей на экономический уклад страны, в особенности ее северных регионов. Последовательная реализация этих норм может и должна привести к весьма глубоким изменениям: перемене цели деятельности предприятий от извлечения прибыли к служению народу, повышению значимости и укреплению семьи, новым взглядам в отношении «северных льгот» и конкуренции, бережному отношению к человеческой жизни, изменению принципов и механизмов в системе государственного управления. Вместе с тем подчеркивается, что главные перемены в этой области должны быть не принудительными, а деликатно взращиваться, передаваться «от сердца к сердцу».
Горнопромышленные отходы наносят существенный ущерб здоровью человека и уникальным экосистемам Арктической зоны Российской Федерации. В статье рассмотрено текущее состояние системы управления горнопромышленными отходами и изучены меры повышения инвестиционной привлекательности их утилизации. Показано, что проблема вовлечения горнопромышленных отходов в хозяйственный оборот является комплексной и для ее решения требуется совершенствование государственной системы управления горнопромышленными отходами, в том числе, корректировка существующих законов и принятие новых, реализация различных целевых программ, использование налоговых преференций, а также мер экономического стимулирования.
Построение сбалансированной системы получения справедливой доли ресурсной ренты является одной из центральных задач правительств стран, богатых минерально-сырьевыми ресурсами. Особое внимание уделяется высокомаржинальным проектам по добыче углеводородного сырья. При этом доля государства при освоении его природных богатств включает в себя самые различные компоненты, характер и масштабы которых определяются конкретными условиями горного проекта. В статье выполнен обзор основных налоговых инструментов, используемых при разработке месторождений полезных ископаемых, рассмотрены основные тенденции развития международных налоговых систем и их отражение в российской практике. Показано, что к основным направлениям фискальной политики относятся их упрощение и стремление к простоте администрирования, прозрачность в отношении контрактов между инвесторами и правительствами, пристальное внимание к проблемам трансфертных цен, переход от валовых роялти к налогообложению экономических результатов. Особенности бюджетной политики в России определяют развитие соглашений между правительствами добывающих регионов и горными компаниями, направленных на развитие инфраструктуры и социальных объектов, как формы косвенного получения природной ренты для развития территорий и местных сообществ.
Деятельность человека неизбежно приводит к образованию отходов, поэтому обеспокоенность состоянием окружающей среды не теряет своей актуальности. На протяжении многих лет управление отходами ограничивалось сбором, транспортировкой и утилизацией, и только со временем фокус стал смещаться к селективному сбору отходов, а затем к их переработке. Причиной тому послужило многолетнее функционирование линейной экономической системы, повлекшее за собой истощение природных ресурсов, усиление нагрузки на окружающую среду и изменение климата. В результате в последнее время циклической экономике (экономике замкнутого цикла), при которой отходы рассматриваются не как мусор, а как ресурс, стало уделяться первоочередное внимание в политической повестке дня. В связи с этим представляются целесообразным изучение и анализ различного зарубежного опыта по управлению отходами, поскольку эта практика может быть полезна для разработки рекомендаций по совершенствованию системы управления отходами, направленному на достижение целей устойчивого развития и экономики замкнутого цикла.
Статья посвящена особенностям демографического старения Республики Коми в соответствии с новым экономическим порогом старости. Актуальность исследования обусловлена поэтапным повышением пенсионного возраста в России и сохранением в регионе льготного возраста выхода на пенсию. Выявлены закономерности постарения населения республики в разные межпереписные периоды. До конца 1970-х гг. миграционный приток обеспечивал более чем в два раза низкий процент старших возрастов. Со второй половины 1980-х гг. для Коми характерно отрицательное сальдо миграции и темпы старения существенно превышают средние по стране, несмотря на повышенную рождаемость и отставание продолжительности жизни населения. Уровень постарения приближается к среднероссийскому, а с учетом льготного пенсионного законодательства заметно его превышает. Повышение пенсионного возраста содействует не только уменьшению демографической нагрузки, но и снижению возрастной дискриминации в сфере занятости, росту использования ресурсного потенциала старшего поколения и реализации здорового и активного долголетия. Уровень занятости пенсионеров, средний размер пенсии и его соотношение со средней заработной платой в Республике Коми выше, чем в целом по стране, что позволяет частично компенсировать высокую стоимость жизни на Севере.
В статье представлен обзор подходов к управлению человеческими ресурсами в Арктической зоне России и циркумполярных странах Европы. Рассматривается значение качественных человеческих ресурсов для устойчивого развития циркумполярной зоны России, исследуются современные практики управления человеческими ресурсами в России и европейских странах, имеющих территории за полярным кругом. Все эти страны нуждаются в привлечении, мотивации, повышении квалификации и контроле рабочего персонала. При этом их подходы к управлению человеческими ресурсами неодинаковы. Основные различия обусловлены культурными факторами, особенностями законодательства, экономическим положением в стране, системой взаимоотношений с работниками и т. д.
Статья посвящена разработке подхода к выбору индикаторов региональной бюджетной безопасности для формирования системы показателей с целью ее оценки. В основу данного подхода положен принцип идентификации интересов участников финансово-распределительных отношений. Степень удовлетворения интересов региональных органов власти, хозяйствующих субъектов и населения рассматривается в качестве индикатора бюджетной безопасности. Экспресс-анализ, выполненный на материалах арктических регионов России, показал нарушение баланса интересов участников, что подтверждается ухудшением благосостояния регионов и населения в связи с сокращением объема перераспределяемого через бюджеты регионального продукта и снижением финансовых результатов бизнеса в условиях изменения мировой конъюнктуры. Обеспечению сбалансированности интересов будет способствовать рост доходов бюджетов и среднедушевых доходов населения.
Издательство
- Издательство
- ФИЦ КОМИ НЦ УРО РАН
- Регион
- Россия, Сыктывкар
- Почтовый адрес
- Коммунистическая ул., 24
- Юр. адрес
- 167000, Респ Коми, г Сыктывкар, ул Коммунистическая, д 24
- ФИО
- Дёгтева Светлана Владимировна (ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- bergman@frc.komisc.ru
- Контактный телефон
- +7 (821) 2245398
- Сайт
- http:/nb.komisc.ru