Слабая связанность и дисперсность пространства туризма Республики Коми обусловлены дефицитом включенности субъектов в цифровое пространство, предопределенного низким качеством туристского продукта, недостаточным уровнем цифровизации территории и технологическим оснащением организаций туристской сферы. Обозначены базовые направления цифровой трансформации отрасли, связанные с наращиванием цифровой инфраструктуры, развитием региональной туристской платформы, совершенствованием региональной системы управления туризмом за счет цифровизации учета, сбора и анализа данных. Важнейшим направлением определено формирование регионального туристско-рекреационного кластера на основе подхода «умная дестинация» с использованием финансовых и программных механизмов развития туристкой отрасли региона.
Идентификаторы и классификаторы
Внедрение информационно-коммуникационных технологий и цифровизация субъектов туристско-рекреационной деятельности способствуют росту конкурентоспособности туристской сферы на региональном и глобальном уровнях. Вклад индустрии туризма в мировую экономику составил около 3,3 трлн долл. США, или 3 % мирового ВВП, а доходы от международного туризма достигли 1,4 трлн долл. США, или 93 % от допандемийного уровня, достигнутого в 2019 г. [1].
Список литературы
1. Официальный сайт ООН. Международный туризм в 2024 году достигнет допандемийного уровня. - URL: https://news.un.org/ru/story/2024/01/1448742 (дата обращения: 21.02.2024).
2. Online travel market size worldwide from 2020 to 2022, with a forecast for 2023 and 2030 (in billion U.S. dollars). Statista. - URL: https://www.statista.com/statis-tics/1179020/online-travel-agent-market-size-worldwide/ (date of access: 22.03.2024).
3. Статистический бюллетень Росстата к Всемирному дню туриста - 2023. - URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/turism_2023.pdf (дата обращения: 11.01.2024).
4. Цифровизация отелей в России: что ждет e-travel в ближайшие годы. РБК Тренды (15.08.2023 г.). - URL: https://trends.rbc.ru/trends/social/64da4ab99a794783b12c6f7f (дата обращения: 15.01.2024).
5. Верлен, Б. Общество, действие и пространство. Альтернативная социальная география / Б. Верлен // Социологическое обозрение. - 2001. - Т. 1, № 2. - С. 26-47. EDN: TWMREP
6. Бакланов, П. Я. Подходы и основные принципы структуризации географического пространства / П. Я. Бакланов // Известия РАН. Серия географическая. - 2013. - № 4. - С. 7-18. EDN: RFXCFH
7. Дергачев, В. А. Цивилизационная геополитика (Большие многомерные пространства) / В. А. Дергачев. - Одесса: ИПРЭЭИ НАНУ, 2003. - 262 c.
8. Акаткин, Ю. М. Цифровая экономика: концептуальная архитектура экосистемы цифровой отрасли / Ю. М. Акаткин, О. Э. Карпов, В. А. Конявский, Е. Д. Ясиновская // Бизнес-информатика. - 2017. - № 4 (42). - С. 17-28. EDN: VXTIPJ
9. Ниязова, Ю. М. Цифровая платформа как информационно-экономическая структура / Ю. М. Ниязова, А. В. Гарин, М. И. Злыднев // Компетентность. - 2021. - № 1. - С. 32- 35. EDN: TCYFDL
10. Jacobides, M. Towards a theory of ecosystems / M. Jacobides, C. Cennamo, A. Gawer // Strategic Management Journal. - 2018. -Vol.39. - Iss. 8. - P. 2255-2276.
11. Морозов, М. А. Концепция цифровой экосистемы индустрии туризма и гостеприимства / М. А. Морозов, Н. С. Морозова // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2020. - Т. 14, № 4. - С. 27-36. EDN: ZZZFNO
12. Benckendorff, P. J. Tourism information technology / P. J. Benckendorff, Z. Xiang, P. J. Sheldon. - Boston, Massachusetts, 2019. - 403 p.
13. Sustainable development goals. UNWTO. - URL: https://undocsunwto.org/sustainable-development (date of access: 10.04.2024).
14. Resolution adopted by the General Assembly on 6 July 2017 [without reference to a Main Committee (A/71/L.75)] 71/313. Work of the Statistical Commission pertaining to the 2030 Agenda for Sustainable Development A/ RES/71/313. This resolution contains the targets and indicators for the 17 Sustainable Development Goals (SDGs). - URL: https://undocs.org/A/ RES/71/313 (date of access: 22.02.2023).
15. Tourism 4.0 Enriched Tourism Experience - URL: https://smarttourismdestinationse of access: 28.05.2022).
16. EU guide on data for tourism destinations. Presented by PwC EU Services EESV, Intellera Consulting, CARSA and the University of Malaga to the European Commission, Directorate-General for Internal Market, Industry, Entrepreneurship and SMEs. July 2022. - URL: https://smarttourismdestinations.eu/wp-content/uploads/2022/07/ Smart-Tourism-Destinations_EU-guide_v1_EN.pdf (date of access: 12.10.2023).
17. Коровин, Г. Б. Сетевые структуры в промышленности региона / Г. Б. Коровин // Экономика региона. - 2020. - Т. 16, вып. 4. - С. 1132-1146. - 10.17059/ ekon.reg.2020-4-9 (дата обращения: 28.05.2022). DOI: 10.17059/ekon.reg.2020-4-9( EDN: AIJDHZ
18. Распоряжение Правительства РФ от 21 октября 2022 г. № 3102-р “Об утверждении Концепции создания и функционирования единой цифровой платформы Российской Федерации “ГосТех” и плана мероприятий (“дорожной карты”) по ее созданию”. - URL: http://static.government.ru/media/files/oqOLBuZAAAFuqahxNhCJRk5 EFB6TJBzY.pdf (дата обращения: 25.10.2023).
19. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Домен “Экология и природопользование” - будущее цифровых сервисов отрасли. - URL: http://staticвая эволюция.рф/storage/filemanager/presentation_18082022/11/ekologiya-01-tsyganov-k-a-1.pdf (дата обращения: 21.03.2024).
20. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. № 2129-р. “О стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года”. - URL: http://static.government.ru/media/files/FjJ74rYOaVA4yzPAshEulYxmWSpB4lrM.pdf (дата обращения: 11.06.2022).
21. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. № 2439 “Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие туризма”. - URL: https://base.garant.ru/403336467/ (дата обращения: 10.09.2022).
22. Постановление Правительства Российской Федерации от 08 июня 2019 г. № 747. “Об утверждении Правил создания и функционирования единой информационной системы электронных путевок, структуры единой информационной системы электронных путевок и условий предоставления содержащейся в единой информационной системе электронных путевок информации”. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012019061 70015 (дата обращения: 23.09.2023).
23. Указ Президента РФ от 20.10.2022 г. № 759 “О некоторых вопросах государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности”. - URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_429389/ (дата обращения: 27.11.2023).
24. Приказ Федерального агентства по туризму от 18 февраля 2016 г. № 57-Пр-16 “О внесении изменений в Положение о подсистеме АИС “Туризм” “Национальный туристический портал”. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71240788/ (дата обращения: 23.11.2020).
25. Министерство экономического развития Российской Федерации. Приоритетные направления. Туристические реестры. - URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/ turizm/reestry_turizm/?ysclid=luzvoyegzy159522390 (дата обращения: 12.03.2024).
26. Указ Президента Российской Федерации от 08 июля 2023 г. №588 “О совершенствовании государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности”. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202308080017 (дата обращения: 18.03.2024).
27. Официальный сайт Росстата. Доля валовой добавленной стоимости туристской индустрии в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации. - URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/VDS_ti-okved2_vrp. xlsx (дата обращения: 21.11.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена разработке теоретических и методологических подходов по основам анализа функционирования и прогнозирования текущей и перспективной транспортной сети Европейской и Приуральской Арктики в современных экономических условиях, учитывающих расположение перспективных источников грузо- и пассажиропотоков на рассматриваемой территории, данных о провозных и пропускных способностях сети и перспективы ее развития. Учитывая неполноту временных рядов статистических показателей, характеризующих работу транспортной сети, в исследовании, наряду с классическими методами прогнозирования объемов перевозок, значительное внимание уделено сценариям ее развития. В работе дано описание транспортной сети Европейской и Приуральской Арктики РФ, показана важность анализа функционирования транспортной сети региона. Получены прогнозы объемов перевозок, их оценка и составлены сценарии развития транспортной сети с использованием комбинированной системы прогнозирования. Разработана методология анализа функционирования и прогнозирования развития транспортной сети Европейской и Приуральской Арктики.
Статья посвящена оценке возможного влияния законодательно провозглашенных традиционных российских духовно-нравственных ценностей на экономический уклад страны, в особенности ее северных регионов. Последовательная реализация этих норм может и должна привести к весьма глубоким изменениям: перемене цели деятельности предприятий от извлечения прибыли к служению народу, повышению значимости и укреплению семьи, новым взглядам в отношении «северных льгот» и конкуренции, бережному отношению к человеческой жизни, изменению принципов и механизмов в системе государственного управления. Вместе с тем подчеркивается, что главные перемены в этой области должны быть не принудительными, а деликатно взращиваться, передаваться «от сердца к сердцу».
Горнопромышленные отходы наносят существенный ущерб здоровью человека и уникальным экосистемам Арктической зоны Российской Федерации. В статье рассмотрено текущее состояние системы управления горнопромышленными отходами и изучены меры повышения инвестиционной привлекательности их утилизации. Показано, что проблема вовлечения горнопромышленных отходов в хозяйственный оборот является комплексной и для ее решения требуется совершенствование государственной системы управления горнопромышленными отходами, в том числе, корректировка существующих законов и принятие новых, реализация различных целевых программ, использование налоговых преференций, а также мер экономического стимулирования.
Построение сбалансированной системы получения справедливой доли ресурсной ренты является одной из центральных задач правительств стран, богатых минерально-сырьевыми ресурсами. Особое внимание уделяется высокомаржинальным проектам по добыче углеводородного сырья. При этом доля государства при освоении его природных богатств включает в себя самые различные компоненты, характер и масштабы которых определяются конкретными условиями горного проекта. В статье выполнен обзор основных налоговых инструментов, используемых при разработке месторождений полезных ископаемых, рассмотрены основные тенденции развития международных налоговых систем и их отражение в российской практике. Показано, что к основным направлениям фискальной политики относятся их упрощение и стремление к простоте администрирования, прозрачность в отношении контрактов между инвесторами и правительствами, пристальное внимание к проблемам трансфертных цен, переход от валовых роялти к налогообложению экономических результатов. Особенности бюджетной политики в России определяют развитие соглашений между правительствами добывающих регионов и горными компаниями, направленных на развитие инфраструктуры и социальных объектов, как формы косвенного получения природной ренты для развития территорий и местных сообществ.
Деятельность человека неизбежно приводит к образованию отходов, поэтому обеспокоенность состоянием окружающей среды не теряет своей актуальности. На протяжении многих лет управление отходами ограничивалось сбором, транспортировкой и утилизацией, и только со временем фокус стал смещаться к селективному сбору отходов, а затем к их переработке. Причиной тому послужило многолетнее функционирование линейной экономической системы, повлекшее за собой истощение природных ресурсов, усиление нагрузки на окружающую среду и изменение климата. В результате в последнее время циклической экономике (экономике замкнутого цикла), при которой отходы рассматриваются не как мусор, а как ресурс, стало уделяться первоочередное внимание в политической повестке дня. В связи с этим представляются целесообразным изучение и анализ различного зарубежного опыта по управлению отходами, поскольку эта практика может быть полезна для разработки рекомендаций по совершенствованию системы управления отходами, направленному на достижение целей устойчивого развития и экономики замкнутого цикла.
Статья посвящена особенностям демографического старения Республики Коми в соответствии с новым экономическим порогом старости. Актуальность исследования обусловлена поэтапным повышением пенсионного возраста в России и сохранением в регионе льготного возраста выхода на пенсию. Выявлены закономерности постарения населения республики в разные межпереписные периоды. До конца 1970-х гг. миграционный приток обеспечивал более чем в два раза низкий процент старших возрастов. Со второй половины 1980-х гг. для Коми характерно отрицательное сальдо миграции и темпы старения существенно превышают средние по стране, несмотря на повышенную рождаемость и отставание продолжительности жизни населения. Уровень постарения приближается к среднероссийскому, а с учетом льготного пенсионного законодательства заметно его превышает. Повышение пенсионного возраста содействует не только уменьшению демографической нагрузки, но и снижению возрастной дискриминации в сфере занятости, росту использования ресурсного потенциала старшего поколения и реализации здорового и активного долголетия. Уровень занятости пенсионеров, средний размер пенсии и его соотношение со средней заработной платой в Республике Коми выше, чем в целом по стране, что позволяет частично компенсировать высокую стоимость жизни на Севере.
В статье представлен обзор подходов к управлению человеческими ресурсами в Арктической зоне России и циркумполярных странах Европы. Рассматривается значение качественных человеческих ресурсов для устойчивого развития циркумполярной зоны России, исследуются современные практики управления человеческими ресурсами в России и европейских странах, имеющих территории за полярным кругом. Все эти страны нуждаются в привлечении, мотивации, повышении квалификации и контроле рабочего персонала. При этом их подходы к управлению человеческими ресурсами неодинаковы. Основные различия обусловлены культурными факторами, особенностями законодательства, экономическим положением в стране, системой взаимоотношений с работниками и т. д.
В статье рассмотрены трактовки понятий цифровизации и цифровой трансформации, представленные в нормативных правовых актах, документах международных организаций и научных публикациях. Проанализированы правовые акты, регламентирующие процессы цифровой трансформации на уровне отраслей и субъектов Российской Федерации. Выявлено, что действующие стратегические направления в области цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы в значительной степени определяют общее и проектное содержание стратегий и программ цифровой трансформации регионов. Основное внимание уделено рассмотрению проектов здравоохранения, образования и культуры в стратегии и программе цифровой трансформации Республики Коми. Обращено внимание на отсутствие официального мониторинга реализации проектов цифровой трансформации и возможность анализа ситуации лишь по данным в региональных средствах массовой информации, что затрудняет объективную оценку.
Статья посвящена разработке подхода к выбору индикаторов региональной бюджетной безопасности для формирования системы показателей с целью ее оценки. В основу данного подхода положен принцип идентификации интересов участников финансово-распределительных отношений. Степень удовлетворения интересов региональных органов власти, хозяйствующих субъектов и населения рассматривается в качестве индикатора бюджетной безопасности. Экспресс-анализ, выполненный на материалах арктических регионов России, показал нарушение баланса интересов участников, что подтверждается ухудшением благосостояния регионов и населения в связи с сокращением объема перераспределяемого через бюджеты регионального продукта и снижением финансовых результатов бизнеса в условиях изменения мировой конъюнктуры. Обеспечению сбалансированности интересов будет способствовать рост доходов бюджетов и среднедушевых доходов населения.
Издательство
- Издательство
- ФИЦ КОМИ НЦ УРО РАН
- Регион
- Россия, Сыктывкар
- Почтовый адрес
- Коммунистическая ул., 24
- Юр. адрес
- 167000, Респ Коми, г Сыктывкар, ул Коммунистическая, д 24
- ФИО
- Дёгтева Светлана Владимировна (ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- bergman@frc.komisc.ru
- Контактный телефон
- +7 (821) 2245398
- Сайт
- http:/nb.komisc.ru