Статья посвящена разработке теоретических и методологических подходов по основам анализа функционирования и прогнозирования текущей и перспективной транспортной сети Европейской и Приуральской Арктики в современных экономических условиях, учитывающих расположение перспективных источников грузо- и пассажиропотоков на рассматриваемой территории, данных о провозных и пропускных способностях сети и перспективы ее развития. Учитывая неполноту временных рядов статистических показателей, характеризующих работу транспортной сети, в исследовании, наряду с классическими методами прогнозирования объемов перевозок, значительное внимание уделено сценариям ее развития. В работе дано описание транспортной сети Европейской и Приуральской Арктики РФ, показана важность анализа функционирования транспортной сети региона. Получены прогнозы объемов перевозок, их оценка и составлены сценарии развития транспортной сети с использованием комбинированной системы прогнозирования. Разработана методология анализа функционирования и прогнозирования развития транспортной сети Европейской и Приуральской Арктики.
Идентификаторы и классификаторы
Новизна работы заключается в необходимости прогнозирования развития транспортной сети Российской Федерации (далее – РФ) и ее регионов. На современном этапе это требует применения как математических, так и экспертных методов анализа функционирования и прогнозирования развития.
Список литературы
1. О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации. Федеральный закон № 193-ФЗ от 13.07.2020 (ред. от 14.07.2022) // Справочно-правовая система “Консультант плюс”.
2. Киселенко, А. Н. Оптимистический и пессимистический сценарии формирования транспортных подходов к арктической транспортной системе на основе достижения целевых показателей / А. Н. Киселенко, Е. Ю. Сундуков // Мир транспорта. - 2020. - Т. 18, № 6. - С. 46-62. EDN: WLJNLE
3. Киселенко, А. Н. Мощностные характеристики (сценарии развития) морских портов Европейской и Приуральской Арктики / А. Н. Киселенко, Е. Ю. Сундуков // Региональная экономика: теория и практика. - 2022. - Т. 20, № 9. - С. 1608-1630. EDN: PVQGXL
4. Андронов, А. М. Прогнозирование развития транспортной системы региона / А. М. Андронов, А. Н. Киселенко, Е. В. Мостивенко. - Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН, 1991. - 178 с.
5. Киселенко, А. Н. Методологические основы анализа функционирования транспортной сети Европейской и Приуральской Арктики / А. Н. Киселенко, И. В. Фомина, А. А. Шевелёва // Актуальные проблемы, направления и механизмы развития производительных сил Севера - 2022: сборник статей Восьмой Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) (21-23 сентября 2022 г., Сыктывкар): в 2-х ч. - Иркутск: ООО “Максима”, 2022. - Ч. 2. - С. 42-50. EDN: OGCMRK
6. Об утверждении рекомендуемой формы по основным показателям, представляемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Минэкономразвития России для разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, и методических рекомендаций по разработке, корректировке, мониторингу среднесрочных прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Приказ Минэкономразвития России от 13.03.2019 № 124 (ред. от 13.04.2020) // Справочно-правовая система “Консультант-Плюс”.
7. Петров, М. Б. Новые подходы к прогнозированию в целях управления развитием больших систем территориальной инфраструктуры / М. Б. Петров, К. Б. Кожов // Инновационный транспорт. - 2017. - № 2 (24). - С. 3-10.. EDN: YSSFUT
8. Китова, О. В. Система гибридных моделей прогнозирования для ситуационных центров региональных органов управления и их применение в образовании / О. В. Китова, Л. П. Дьяконова, В. М. Савинова // Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. - 2017. - № 5 (95). - С. 126-134. - URL: item.asp?id=30554038. (дата обращения: 27.02.2024). EDN: ZSPYVB
9. Брушир, Дж. Информатика и вычислительная техника / Дж. Брушир. - Санкт-Петербург: Питер, 2004. - 620 с.
10. Саати, Т. Аналитическое планирование. Организация систем / Т. Саати, К. Кернс. - Москва: Радио и связь, 1991. - 224 с. - URL: https://www.studmed.ru/saati-t-kerns-l-analiticheskoe-planirovanie-organizaciya-sistem_62e9f43e1af.html (дата обращения: 27.02.2024).
11. Линдгрен, М. Сценарное планирование: связь между будущим и стратегией / М. Линдгрен, Х. Бандхольд. - Москва: ЗАО “Олимп-Бизнес”, 2009. - 233 с. - URL: https://www.cfin.ru/management/strategy/plan/scenario.shtml (дата обращения: 13.03.2024). EDN: QTRCSR
12. Райзберг, Б. А. Целевые программы в системе государственного управления экономикой / Б. А. Райзберг. - Москва: Лаборатория книги, 2012. - 332 с. EDN: SUSWLZ
13. Поспелов, Г. С. Проблемы программно-целевого планирования и управления / Г. С. Поспелов. - Москва: ИНТРО, 2001. - 206 с.
14. Чистобаев, А. И. Территориальные комплексные программы / А. И. Чистобаев, Ю. Н. Баженов. - Ленинград, 1984. - 228 с.
15. Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие транспортной системы”. Постановление Правительства РФ от 20.12.2017 № 1596 (ред. от 16.01.2023) // Справочно-правовая система “КонсультантПлюс”.
16. Киселенко, А. Н. О методологии функционирования и прогнозирования развития транспортной сети Европейской и Приуральской Арктики / А. Н. Киселенко // Проблемы развития транспортной инфраструктуры северных территорий. Вып. 4: сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции 23-24 апреля 2021 г. - Котлас: Котласский филиал ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова, 2021. - С. 8-14.
17. Бобков, Ю. В. Газомоторное топливо для подвижного состава / Ю. В. Бобков, Д. И. Прохор // Нефтегаз. - 2021. - № 9. - С. 32-38.
18. О долгосрочной программе развития производства сжиженного природного газа в Российской Федерации“. Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2021 № 640-р // Справочно-правовая система “Консультант плюс”.
19. Шевелева, А. А. Аэропорты Европейской и Приуральской Арктики - основа возрождения Полярной авиации Российской Федерации / А. А. Шевелева // Транспорт России: проблемы и перспективы - 2022: материалы Международной научно-практической конференции. 9-10 ноября 2022 г. - Санкт-Петербург: ИПТ РАН, 2022. - С. 17-19. EDN: LCHSWK
Выпуск
Другие статьи выпуска
Слабая связанность и дисперсность пространства туризма Республики Коми обусловлены дефицитом включенности субъектов в цифровое пространство, предопределенного низким качеством туристского продукта, недостаточным уровнем цифровизации территории и технологическим оснащением организаций туристской сферы. Обозначены базовые направления цифровой трансформации отрасли, связанные с наращиванием цифровой инфраструктуры, развитием региональной туристской платформы, совершенствованием региональной системы управления туризмом за счет цифровизации учета, сбора и анализа данных. Важнейшим направлением определено формирование регионального туристско-рекреационного кластера на основе подхода «умная дестинация» с использованием финансовых и программных механизмов развития туристкой отрасли региона.
Статья посвящена оценке возможного влияния законодательно провозглашенных традиционных российских духовно-нравственных ценностей на экономический уклад страны, в особенности ее северных регионов. Последовательная реализация этих норм может и должна привести к весьма глубоким изменениям: перемене цели деятельности предприятий от извлечения прибыли к служению народу, повышению значимости и укреплению семьи, новым взглядам в отношении «северных льгот» и конкуренции, бережному отношению к человеческой жизни, изменению принципов и механизмов в системе государственного управления. Вместе с тем подчеркивается, что главные перемены в этой области должны быть не принудительными, а деликатно взращиваться, передаваться «от сердца к сердцу».
Горнопромышленные отходы наносят существенный ущерб здоровью человека и уникальным экосистемам Арктической зоны Российской Федерации. В статье рассмотрено текущее состояние системы управления горнопромышленными отходами и изучены меры повышения инвестиционной привлекательности их утилизации. Показано, что проблема вовлечения горнопромышленных отходов в хозяйственный оборот является комплексной и для ее решения требуется совершенствование государственной системы управления горнопромышленными отходами, в том числе, корректировка существующих законов и принятие новых, реализация различных целевых программ, использование налоговых преференций, а также мер экономического стимулирования.
Построение сбалансированной системы получения справедливой доли ресурсной ренты является одной из центральных задач правительств стран, богатых минерально-сырьевыми ресурсами. Особое внимание уделяется высокомаржинальным проектам по добыче углеводородного сырья. При этом доля государства при освоении его природных богатств включает в себя самые различные компоненты, характер и масштабы которых определяются конкретными условиями горного проекта. В статье выполнен обзор основных налоговых инструментов, используемых при разработке месторождений полезных ископаемых, рассмотрены основные тенденции развития международных налоговых систем и их отражение в российской практике. Показано, что к основным направлениям фискальной политики относятся их упрощение и стремление к простоте администрирования, прозрачность в отношении контрактов между инвесторами и правительствами, пристальное внимание к проблемам трансфертных цен, переход от валовых роялти к налогообложению экономических результатов. Особенности бюджетной политики в России определяют развитие соглашений между правительствами добывающих регионов и горными компаниями, направленных на развитие инфраструктуры и социальных объектов, как формы косвенного получения природной ренты для развития территорий и местных сообществ.
Деятельность человека неизбежно приводит к образованию отходов, поэтому обеспокоенность состоянием окружающей среды не теряет своей актуальности. На протяжении многих лет управление отходами ограничивалось сбором, транспортировкой и утилизацией, и только со временем фокус стал смещаться к селективному сбору отходов, а затем к их переработке. Причиной тому послужило многолетнее функционирование линейной экономической системы, повлекшее за собой истощение природных ресурсов, усиление нагрузки на окружающую среду и изменение климата. В результате в последнее время циклической экономике (экономике замкнутого цикла), при которой отходы рассматриваются не как мусор, а как ресурс, стало уделяться первоочередное внимание в политической повестке дня. В связи с этим представляются целесообразным изучение и анализ различного зарубежного опыта по управлению отходами, поскольку эта практика может быть полезна для разработки рекомендаций по совершенствованию системы управления отходами, направленному на достижение целей устойчивого развития и экономики замкнутого цикла.
Статья посвящена особенностям демографического старения Республики Коми в соответствии с новым экономическим порогом старости. Актуальность исследования обусловлена поэтапным повышением пенсионного возраста в России и сохранением в регионе льготного возраста выхода на пенсию. Выявлены закономерности постарения населения республики в разные межпереписные периоды. До конца 1970-х гг. миграционный приток обеспечивал более чем в два раза низкий процент старших возрастов. Со второй половины 1980-х гг. для Коми характерно отрицательное сальдо миграции и темпы старения существенно превышают средние по стране, несмотря на повышенную рождаемость и отставание продолжительности жизни населения. Уровень постарения приближается к среднероссийскому, а с учетом льготного пенсионного законодательства заметно его превышает. Повышение пенсионного возраста содействует не только уменьшению демографической нагрузки, но и снижению возрастной дискриминации в сфере занятости, росту использования ресурсного потенциала старшего поколения и реализации здорового и активного долголетия. Уровень занятости пенсионеров, средний размер пенсии и его соотношение со средней заработной платой в Республике Коми выше, чем в целом по стране, что позволяет частично компенсировать высокую стоимость жизни на Севере.
В статье представлен обзор подходов к управлению человеческими ресурсами в Арктической зоне России и циркумполярных странах Европы. Рассматривается значение качественных человеческих ресурсов для устойчивого развития циркумполярной зоны России, исследуются современные практики управления человеческими ресурсами в России и европейских странах, имеющих территории за полярным кругом. Все эти страны нуждаются в привлечении, мотивации, повышении квалификации и контроле рабочего персонала. При этом их подходы к управлению человеческими ресурсами неодинаковы. Основные различия обусловлены культурными факторами, особенностями законодательства, экономическим положением в стране, системой взаимоотношений с работниками и т. д.
В статье рассмотрены трактовки понятий цифровизации и цифровой трансформации, представленные в нормативных правовых актах, документах международных организаций и научных публикациях. Проанализированы правовые акты, регламентирующие процессы цифровой трансформации на уровне отраслей и субъектов Российской Федерации. Выявлено, что действующие стратегические направления в области цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы в значительной степени определяют общее и проектное содержание стратегий и программ цифровой трансформации регионов. Основное внимание уделено рассмотрению проектов здравоохранения, образования и культуры в стратегии и программе цифровой трансформации Республики Коми. Обращено внимание на отсутствие официального мониторинга реализации проектов цифровой трансформации и возможность анализа ситуации лишь по данным в региональных средствах массовой информации, что затрудняет объективную оценку.
Статья посвящена разработке подхода к выбору индикаторов региональной бюджетной безопасности для формирования системы показателей с целью ее оценки. В основу данного подхода положен принцип идентификации интересов участников финансово-распределительных отношений. Степень удовлетворения интересов региональных органов власти, хозяйствующих субъектов и населения рассматривается в качестве индикатора бюджетной безопасности. Экспресс-анализ, выполненный на материалах арктических регионов России, показал нарушение баланса интересов участников, что подтверждается ухудшением благосостояния регионов и населения в связи с сокращением объема перераспределяемого через бюджеты регионального продукта и снижением финансовых результатов бизнеса в условиях изменения мировой конъюнктуры. Обеспечению сбалансированности интересов будет способствовать рост доходов бюджетов и среднедушевых доходов населения.
Издательство
- Издательство
- ФИЦ КОМИ НЦ УРО РАН
- Регион
- Россия, Сыктывкар
- Почтовый адрес
- Коммунистическая ул., 24
- Юр. адрес
- 167000, Респ Коми, г Сыктывкар, ул Коммунистическая, д 24
- ФИО
- Дёгтева Светлана Владимировна (ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- bergman@frc.komisc.ru
- Контактный телефон
- +7 (821) 2245398
- Сайт
- http:/nb.komisc.ru