В статье рассматриваются теоретические аспекты медиакомпетентности студентов в системе высшего образования в контексте отечественных и зарубежных исследований. Отмечается, что перед системой высшего образования в качестве вектора дальнейшего ее развития ставится задача обеспечения условий успешного формирования профессиональной компетентности выпускников, ориентированной на творческое саморазвитие в информационно-коммуникационной среде. Авторы рассматривают сущность медиакомпетентности студентов, а также особенности ее структуры с учетом условий современной системы высшего образования. В статье представлены компоненты, составляющие медиакомпетентность студентов. Авторы приходят к выводу, что медиакомпетентность студентов формируется в процессе практической учебной деятельности при контакте, использовании и конструировании новых медиа по учебной дисциплине и направлена на получение качественного образовательного продукта, ориентированного на решение в дальнейшем профессиональных задач.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
В продолжение данной трактовки компетентности можно сослаться на исследование В. Д. Шадрикова [7], в котором компетенции представлены следующими группами: инструментальные компетенции (знания определенной учебной области, способность участника учебного процесса к мыслительным операциям анализа и синтеза, базовые умения работы за компьютером, навыки управления и эффективного использования информации и др.), межличностные компетенции (навыки выполнения эффективной деятельности в команде, навыки межличностных взаимодействий, способность к выполнению профессиональной деятельности в международной среде и др.) и системные компетенции (способность к обучению, способность к использованию знаний на практике, способность к проектной деятельности и др.). В качестве итога подобного понимания компетентности может служить точка зрения Л. М. Спенсера и С. М. Спенсера, рассматривающих компетентность студентов в качестве основного устойчивого компонента личности [8].
Список литературы
1. Галустян О. В. Понятия компетенции и компетентности в современной педагогике / О. В. Галустян, Л. А. Радченко, М. А. Плешаков, Г. С. Пальчикова // Гуманитарные науки. - 2019. - № 2(46). - С. 10-14.
2. Гайдар К. М. Педагогика высшей школы в действии (опыт реализации программы профессиональной переподготовки “Преподаватель высшей школы”) / К. М. Гайдар, Л. А. Кунаковская, В. С. Листенгартен // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. -2020. - № 2. - С. 34-37. EDN: NYKJTP
3. Galustyan O. V. Formation of media competence of future teachers using ICT and mobile technologies / O. V. Galustyan, S. S. Gamisonia, N. I. Vyunova, E. P. Komarova, E. S. Shusharina, O. N. Sklyarova // International Journal of Interactive Mobile Technologies. - 2019. - T. 13, Issue. 11. - P. 184-196. EDN: HDXXPM
4. Matviyevskaya E. G. Formation of information and communication competence of future teachers / E. G. Matviyevskaya, O. G. Tavstukha, O. V. Galustyan, P. A. Ignatov, D. V. Miroshnikova // International Journal of Emerging Technologies in Learning. - 2019. - Vol. 14, № 19. - P. 65-76. DOI: 10.3991/ijet.v14i19.10990 EDN: ADYURG
5. Molodozhnikova N. M. Formation of professional orientation of high school students to medical profession by using ICT tools / N. M. Molodozhnikova, N. V. Biryukova, O. V. Galustyan, J. B. Lazareva, N. N. Stroiteleva // International Journal of Emerging Technologies in Learning. - 2020. - Vol. 15, № 1. - P. 231-239. DOI: 10.3991/ijet.v15i01.11423 EDN: OAZMNV
6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. - Москва: Когито-Центр, 2002. - 325 с. EDN: RAXVCB
7. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. - 2004 - № 8. - С. 32-38. EDN: SKGLQX
8. Спенсер Л. М. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы / Л. М. Спенсер, С. М. Спенсер. - Москва: HIPPO, 2005. - 234 с.
9. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А. В. Хуторской. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2003. - 67 с. EDN: QTFJCN
10. Зимняя И. А. Коммуникативная компетентность: психологическая характеристика / И. А. Зимняя // Материалы участников V Съезда Общероссийской общественной организации “Российское психологическое общество”. - Москва: РПО, 2012. -Т. 1. - С. 18-25.
11. Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности / А. В. Федоров. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. - 52 с. EDN: PZBGZR
12. Baacke D. Medien Kompetenz als Netzwerk / D. Baacke // Medien Practisch. - 1996. - № 2. - P. 28-35.
13. Blumeke S. Mediaenpadagogiche Kompetenz / S. Blumeke. - Munchen: KoPad-Verlag, 2000. - 78 р.
14. Pottinger I. Lernziel Mediaenkompetenz / I. Pottinger. - Munchen: KoPad-Verlag. - 1997. - 123 р.
15. Tulodziecki G. Medien in Erziehung und Bildung. Grundlagen und Beispiele einer handlungs und entwicklungsorientierten Medienpadagogik / G. Tulodziecki. -Bad Heilbrunn, 1997. - 225 р.
16. Silverblatt A. Media Literacy / A. Silverblatt. -London: Praeger, 2001. - 94 р.
17. Мантуленко В. В. Образовательные возможности новых медиа / В. В. Мантуленко. - Самара: Изд-во “Самарский университет”, 2005. - 44 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В июле 2024 года преждевременно ушел из жизни ректор Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева Александр Анатольевич Федотов. Статья посвящена его жизненному пути, профессиональной и научной деятельности. Авторы представляют результаты, которых достиг университет под его руководством.
В рецензии на коллективную монографию анализируется информация, собранная и обобщенная научными редакторами данного издания М. А. Стерниной и А. В. Рудаковой, о становлении и этапах развития теоретико-лингвистической «Научной школы в области общего и русского языкознания профессоров Зинаиды Даниловны Поповой и Иосифа Абрамовича Стернина». В частности, речь идет о статусных критериях Научной школы, о научном наследии ее основателей и лидеров, о новейших достижениях действующих членов Научной школы и их последователей.
Представлена рецензия на книгу, изданную в серии «Жизнь замечательных людей» и посвященную жизненному пути профессора М. М. Загорулько (1924-2021), участника Великой Отечественной войны, ректора, основателя Волгоградского государственного университета, ученого, педагога, патриота страны.
В статье исследуется значение трудовых династий преподавателей в формировании и развитии научных и методических школ Воронежского государственного университета, а также роль семьи как среды для становления личности будущего преподавателя.
Статья посвящена проблематике формирования студенческой семьи. Рассматриваются основные педагогические идеи К. Д. Ушинского применительно к молодой семье, а также проблемы, с которыми сталкивается студенческая семья. Проблемы материального и нравственного характера можно решить, обратившись к традициям семейного воспитания, описанным, в частности, в трудах К. Д. Ушинского. Его идеи и педагогический опыт служат ориентиром для формирования системы взаимоотношений между студентами - молодыми супругами, становления их родительской компетентности.
В статье рассматриваются вопросы образовательного и научного сотрудничества между вузами Центральной России и Беларуси. Представлен успешный опыт реализации совместных научных и образовательных проектов, предложены рекомендации для расширения взаимодействия.
В статье представлен краткий анализ становления российской школы технического образования и отмечена важность развития современного инженерного образования в вузе. Обозначены проблемы, с которыми сталкиваются современные российские вузы в условиях стремительного развития технологий, цифровизации, непрерывного внедрения инноваций. Рассмотрены актуальные вопросы развития инженерного образования в региональном вузе на примере Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова (БГТУ им. В. Г. Шухова). Предложены и раскрыты принципы, реализация которых может повысить качество инженерной подготовки специалистов в региональном вузе, - организация свободного образования; воплощение индивидуального образовательного маршрута; учет влияния и использование цифровизации; использование лучших традиций элитарного образования; применение дистанционного обучения. Обобщена практика эффективной инженерной подготовки будущих инженеров на основе реализации выделенных принципов. Отмечены перспективные направления развития инженерного образования в региональном вузе, следование которым способно внести вклад в его устойчивое развитие.
В статье приводятся результаты эмпирического исследования межличностного и внутриличностного эмоционального интеллекта студентов-психологов. Предлагаются рекомендации преподавателям по организации образовательной среды, способствующей развитию эмоционального интеллекта будущих психологов.
В статье анализируются результаты исследования толерантности к неопределенности преподавателей вузов. Толерантность педагогов рассматривается в контексте их личностнопрофессионального развития, анализируются особенности толерантности к неопределенности, интолерантности к неопределенности и межличностной интолерантности к неопределенности. Проводится сравнительный анализ толерантности и интолерантности преподавателей по возрасту, полу, стажу работы, а также наличию или отсутствию ученой степени.
На примере работы студенческого православного клуба изложены изменения во взаимодействии РПЦ и студенческой молодежи. Рассмотрена история студенческого православного клуба «Лекарь» в Воронежском государственном медицинском университете имени Н. Н. Бурденко от появления клуба в начале 2000-х годов до сегодняшнего дня. Сделана попытка проанализировать причины интереса к православной традиции в медицинском вузе в период активной деятельности молодежного клуба. Опыт деятельности молодежного православного клуба показывает, что в студенческой среде произошла определенная социальная трансформация. Православный клуб «Лекарь» за двадцатилетие существования стал проектом педагогического процесса духовно-нравственного воспитания.
В статье рассматривается проблема организации научно-исследовательской работы студентов гуманитарного профиля. Авторы убедительно доказывают, что посредством научно-исследовательской деятельности студентов вуз реализует свой воспитательный потенциал, выполняет благородную миссию становления и развития социально зрелых граждан страны. В качестве примера приводится организация студенческих научно-практических мероприятий, в которые активно вовлекаются студенты факультета философии и психологии Воронежского государственного университета. Авторы полагают, что студенты не только получают возможность пройти вместе с преподавателями весь путь - от формулирования замысла и целей научного мероприятия до его непосредственного проведения и подведения итогов, но и весомый опыт коллективной деятельности, совместного принятия и исполнения решений, научной коммуникации, который благоприятно скажется на их профессионально-личностном и гражданском становлении.
Авторы предлагают обоснование актуальности поиска эффективных путей формирования кросс-культурной компетенции будущего менеджера и предлагают практическую технологию ее формирования, в основу которой положена авторская программа. Деятельностная основа предлагаемой программы - технология сотрудничества, опирающаяся на коннективистский подход. Программа реализуется авторами в специально созданных педагогических условиях. Количественные и качественные результаты, полученные после реализации программы, позволяют констатировать ее эффективность и значимость в формировании кросс-культурной компетенции будущего менеджера.
В статье проводится анализ результатов эмпирического исследования специфики базовых компонентов Я-концепции студенток из полных и неполных семей в контексте характера их эмоционального контакта с матерью. Отмечается, что при материнском воспитании без участия отца у девушек более низкая самооценка и более выраженное отчуждение в отношениях с матерью, чем при воспитании обоими родителями. Доверие и стремление к общению с матерью у студенток из полных семей взаимосвязано с более широким спектром компонентов Я-концепции в отличие от девушек из неполных семей, что подчеркивает развивающий потенциал полноты семьи. Сделан вывод о необходимости учета обозначенных психологических особенностей студенток при проведении воспитательной работы с ними в вузе.
В статье анализируются возможности и перспективы использования искусственного интеллекта (ИИ) в научно-исследовательской деятельности обучающихся (адъюнктов/аспирантов, студентов). Оценивается значимость интеграции ИИ в образовательный процесс вуза для повышения эффективности и качества научных исследований, проводимых обучающимися. Рассматриваются различные приложения ИИ, включая анализ больших данных, автоматизацию рутинных задач, помощь в создании научных текстов и улучшение коммуникации между исследователями. Приводятся примеры успешного применения ИИ в образовательных учреждениях, а также оцениваются потенциальные риски и этические вопросы, связанные с использованием ИИ в академической среде. В заключении подчеркивается необходимость развития цифровой грамотности у обучающихся (адъюнктов/аспирантов, студентов) и подготовки их к работе с современными технологиями.
Современная ситуация поликультурного мира, санкционная изоляция и противостояние западному обществу актуализируют проблему формирования этнической идентичности личности, особенно будущего педагога, ответственного за воспитание аксиологической устойчивости и мировоззренческой целостности подрастающего поколения. Цель исследования - раскрыть особенности формирования этнической идентичности будущих педагогов в период из обучения в университете. Результаты исследования вносят вклад в развитие аксиологических основ высшего профессионального образования, теоретических представлений об этнической идентификации студентов, обучающихся в образовательных организациях высшего образования на педагогических направлениях бакалавриата.
Рабочая часть съезда Российского Союза ректоров (РСР) - крупнейшего за последние годы форума лидеров научно-образовательного сообщества страны - открылась докладом президента РСР, ректора Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, академика В. А. Садовничего. Основные положения доклада излагаются ниже (URL: https://www. rsr-online. ru/).
Издательство
- Издательство
- ВГУ
- Регион
- Россия, Воронеж
- Почтовый адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- Юр. адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- ФИО
- Ендовицкий Дмитрий Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- imo@interedu.vsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (473) 2204133
- Сайт
- https://www.vsu.ru/