В статье исследуется значение трудовых династий преподавателей в формировании и развитии научных и методических школ Воронежского государственного университета, а также роль семьи как среды для становления личности будущего преподавателя.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
О колоссальной роли университетской среды в воспитании педагога говорит и доцент Татьяна Николаевна Голицына. Ее родители, Николай Александрович и Юлия Ивановна Голицыны, были старшими преподавателями Воронежского университета. Н. А. Голицын с 1962 по 1991 год преподавал логику студентам разных специальностей, в сферу его научных интересов входили проблемы теории познания, диалектического материализма. Юлия Ивановна трудилась на факультете романо-германской филологии. Основным направлением ее деятельности стала методика преподавания немецкого языка. Специализированными словарями, составителем которых она являлась, пользовались многие поколения студентов и профессиональных переводчиков, а также работники радио и телевидения.
Список литературы
1. Послание Президента Федеральному собранию. - URL: http://duma.gov.ru/news/58905/ (дата обращения: 12.05.2024).
2. Банад С. В. Трудовое воспитание студентов / С. В. Банад, И. А. Колтович // Наука - образованию, производству, экономике: материалы 13-й Международной научно-технической конференции. - Минск: БНТУ, 2015. - Т. 2. - С. 138.
3. Валиахметов Р. М. Факторы формирования жизненного пути профессиональных династий / P. М. Валиахметов, М. С. Туракаев // Научный результат. Социология и управление. - 2020. - Т. 6, № 1. - С. 58-71. 10.18413/2408-9338-2020-6-1-0-5. -URL: https://rrsociology.ru/joumal/article/2004/(дата обращения: 12.05.2024). DOI: 10.18413/2408-9338-2020-6-1-0-5.-URL EDN: TEBZPY
4. Посухова О. Ю. Роль профессиональных династий в академической среде российского общества / О. Ю. Посухова // Власть. - 2018. - № 7. - С. 89-95. EDN: XZCHID
5. Ректоры рассказали о династиях преподавателей в вузах // Ректор ВУЗа. - 2023. - № 4. - URL: https://panor.ru/articles/rektory-rasskazali-o-dinas-tiyakh-prepodavateley-v-vuzakh/91933.html# (дата обращения: 12.05.2024).
6. Бочаров В. Л. Ученый, педагог, гражданин: к юбилею члена-корреспондента Российской академии наук, заслуженного деятеля науки Российской Федерации профессора Николая Михайловича Чернышова / В. Л. Бочаров // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Геология. -2002. - № 2. - С. 158-161. EDN: RYVWKP
7. Карпачев, М. Д. Воронежский университет. Вехи истории. 1918-2013 / М. Д. Карпачев. - 2-е издание, исправленное и дополненное. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2013. - 560 с. EDN: RTAONB
8. Гапонов П. М. Воронежский государственный университет. Краткий исторический очерк / П. М. Гапонов. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1968. - 150 с.
9. Артёменко Е. Что пережито - не забыть.. / Е. Артёменко // Литературно-художественный журнал “ Подъем“. - 2015 - № 8. - URL: https://podiemvrn.ru/chto-perezhito-ne-zabyt (дата обращения: 12.05.2024).
Артёменко Е. Что пережито - не забыть.. / Е. Артёменко // Литературно-художественный журнал “ Подъем“. - 2015 - № 8. - URL: https://podiemvrn.ru/chto-perezhito-ne-zabyt (дата обращения: 12.05.2024).
10. Дьяков Д. С. Факультет журналистики ВГУ: [1961-2022]: энциклопедический справочник / Д. С. Дьяков. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2022. - 617 с.
Дьяков Д. С. Факультет журналистики ВГУ: [1961-2022]: энциклопедический справочник / Д. С. Дьяков. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2022. - 617 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В июле 2024 года преждевременно ушел из жизни ректор Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева Александр Анатольевич Федотов. Статья посвящена его жизненному пути, профессиональной и научной деятельности. Авторы представляют результаты, которых достиг университет под его руководством.
В рецензии на коллективную монографию анализируется информация, собранная и обобщенная научными редакторами данного издания М. А. Стерниной и А. В. Рудаковой, о становлении и этапах развития теоретико-лингвистической «Научной школы в области общего и русского языкознания профессоров Зинаиды Даниловны Поповой и Иосифа Абрамовича Стернина». В частности, речь идет о статусных критериях Научной школы, о научном наследии ее основателей и лидеров, о новейших достижениях действующих членов Научной школы и их последователей.
Представлена рецензия на книгу, изданную в серии «Жизнь замечательных людей» и посвященную жизненному пути профессора М. М. Загорулько (1924-2021), участника Великой Отечественной войны, ректора, основателя Волгоградского государственного университета, ученого, педагога, патриота страны.
Статья посвящена проблематике формирования студенческой семьи. Рассматриваются основные педагогические идеи К. Д. Ушинского применительно к молодой семье, а также проблемы, с которыми сталкивается студенческая семья. Проблемы материального и нравственного характера можно решить, обратившись к традициям семейного воспитания, описанным, в частности, в трудах К. Д. Ушинского. Его идеи и педагогический опыт служат ориентиром для формирования системы взаимоотношений между студентами - молодыми супругами, становления их родительской компетентности.
В статье рассматриваются вопросы образовательного и научного сотрудничества между вузами Центральной России и Беларуси. Представлен успешный опыт реализации совместных научных и образовательных проектов, предложены рекомендации для расширения взаимодействия.
В статье представлен краткий анализ становления российской школы технического образования и отмечена важность развития современного инженерного образования в вузе. Обозначены проблемы, с которыми сталкиваются современные российские вузы в условиях стремительного развития технологий, цифровизации, непрерывного внедрения инноваций. Рассмотрены актуальные вопросы развития инженерного образования в региональном вузе на примере Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова (БГТУ им. В. Г. Шухова). Предложены и раскрыты принципы, реализация которых может повысить качество инженерной подготовки специалистов в региональном вузе, - организация свободного образования; воплощение индивидуального образовательного маршрута; учет влияния и использование цифровизации; использование лучших традиций элитарного образования; применение дистанционного обучения. Обобщена практика эффективной инженерной подготовки будущих инженеров на основе реализации выделенных принципов. Отмечены перспективные направления развития инженерного образования в региональном вузе, следование которым способно внести вклад в его устойчивое развитие.
В статье приводятся результаты эмпирического исследования межличностного и внутриличностного эмоционального интеллекта студентов-психологов. Предлагаются рекомендации преподавателям по организации образовательной среды, способствующей развитию эмоционального интеллекта будущих психологов.
В статье анализируются результаты исследования толерантности к неопределенности преподавателей вузов. Толерантность педагогов рассматривается в контексте их личностнопрофессионального развития, анализируются особенности толерантности к неопределенности, интолерантности к неопределенности и межличностной интолерантности к неопределенности. Проводится сравнительный анализ толерантности и интолерантности преподавателей по возрасту, полу, стажу работы, а также наличию или отсутствию ученой степени.
На примере работы студенческого православного клуба изложены изменения во взаимодействии РПЦ и студенческой молодежи. Рассмотрена история студенческого православного клуба «Лекарь» в Воронежском государственном медицинском университете имени Н. Н. Бурденко от появления клуба в начале 2000-х годов до сегодняшнего дня. Сделана попытка проанализировать причины интереса к православной традиции в медицинском вузе в период активной деятельности молодежного клуба. Опыт деятельности молодежного православного клуба показывает, что в студенческой среде произошла определенная социальная трансформация. Православный клуб «Лекарь» за двадцатилетие существования стал проектом педагогического процесса духовно-нравственного воспитания.
В статье рассматривается проблема организации научно-исследовательской работы студентов гуманитарного профиля. Авторы убедительно доказывают, что посредством научно-исследовательской деятельности студентов вуз реализует свой воспитательный потенциал, выполняет благородную миссию становления и развития социально зрелых граждан страны. В качестве примера приводится организация студенческих научно-практических мероприятий, в которые активно вовлекаются студенты факультета философии и психологии Воронежского государственного университета. Авторы полагают, что студенты не только получают возможность пройти вместе с преподавателями весь путь - от формулирования замысла и целей научного мероприятия до его непосредственного проведения и подведения итогов, но и весомый опыт коллективной деятельности, совместного принятия и исполнения решений, научной коммуникации, который благоприятно скажется на их профессионально-личностном и гражданском становлении.
Авторы предлагают обоснование актуальности поиска эффективных путей формирования кросс-культурной компетенции будущего менеджера и предлагают практическую технологию ее формирования, в основу которой положена авторская программа. Деятельностная основа предлагаемой программы - технология сотрудничества, опирающаяся на коннективистский подход. Программа реализуется авторами в специально созданных педагогических условиях. Количественные и качественные результаты, полученные после реализации программы, позволяют констатировать ее эффективность и значимость в формировании кросс-культурной компетенции будущего менеджера.
В статье проводится анализ результатов эмпирического исследования специфики базовых компонентов Я-концепции студенток из полных и неполных семей в контексте характера их эмоционального контакта с матерью. Отмечается, что при материнском воспитании без участия отца у девушек более низкая самооценка и более выраженное отчуждение в отношениях с матерью, чем при воспитании обоими родителями. Доверие и стремление к общению с матерью у студенток из полных семей взаимосвязано с более широким спектром компонентов Я-концепции в отличие от девушек из неполных семей, что подчеркивает развивающий потенциал полноты семьи. Сделан вывод о необходимости учета обозначенных психологических особенностей студенток при проведении воспитательной работы с ними в вузе.
В статье анализируются возможности и перспективы использования искусственного интеллекта (ИИ) в научно-исследовательской деятельности обучающихся (адъюнктов/аспирантов, студентов). Оценивается значимость интеграции ИИ в образовательный процесс вуза для повышения эффективности и качества научных исследований, проводимых обучающимися. Рассматриваются различные приложения ИИ, включая анализ больших данных, автоматизацию рутинных задач, помощь в создании научных текстов и улучшение коммуникации между исследователями. Приводятся примеры успешного применения ИИ в образовательных учреждениях, а также оцениваются потенциальные риски и этические вопросы, связанные с использованием ИИ в академической среде. В заключении подчеркивается необходимость развития цифровой грамотности у обучающихся (адъюнктов/аспирантов, студентов) и подготовки их к работе с современными технологиями.
В статье рассматриваются теоретические аспекты медиакомпетентности студентов в системе высшего образования в контексте отечественных и зарубежных исследований. Отмечается, что перед системой высшего образования в качестве вектора дальнейшего ее развития ставится задача обеспечения условий успешного формирования профессиональной компетентности выпускников, ориентированной на творческое саморазвитие в информационно-коммуникационной среде. Авторы рассматривают сущность медиакомпетентности студентов, а также особенности ее структуры с учетом условий современной системы высшего образования. В статье представлены компоненты, составляющие медиакомпетентность студентов. Авторы приходят к выводу, что медиакомпетентность студентов формируется в процессе практической учебной деятельности при контакте, использовании и конструировании новых медиа по учебной дисциплине и направлена на получение качественного образовательного продукта, ориентированного на решение в дальнейшем профессиональных задач.
Современная ситуация поликультурного мира, санкционная изоляция и противостояние западному обществу актуализируют проблему формирования этнической идентичности личности, особенно будущего педагога, ответственного за воспитание аксиологической устойчивости и мировоззренческой целостности подрастающего поколения. Цель исследования - раскрыть особенности формирования этнической идентичности будущих педагогов в период из обучения в университете. Результаты исследования вносят вклад в развитие аксиологических основ высшего профессионального образования, теоретических представлений об этнической идентификации студентов, обучающихся в образовательных организациях высшего образования на педагогических направлениях бакалавриата.
Рабочая часть съезда Российского Союза ректоров (РСР) - крупнейшего за последние годы форума лидеров научно-образовательного сообщества страны - открылась докладом президента РСР, ректора Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, академика В. А. Садовничего. Основные положения доклада излагаются ниже (URL: https://www. rsr-online. ru/).
Издательство
- Издательство
- ВГУ
- Регион
- Россия, Воронеж
- Почтовый адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- Юр. адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- ФИО
- Ендовицкий Дмитрий Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- imo@interedu.vsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (473) 2204133
- Сайт
- https://www.vsu.ru/