В статье анализируются возможности и перспективы использования искусственного интеллекта (ИИ) в научно-исследовательской деятельности обучающихся (адъюнктов/аспирантов, студентов). Оценивается значимость интеграции ИИ в образовательный процесс вуза для повышения эффективности и качества научных исследований, проводимых обучающимися. Рассматриваются различные приложения ИИ, включая анализ больших данных, автоматизацию рутинных задач, помощь в создании научных текстов и улучшение коммуникации между исследователями. Приводятся примеры успешного применения ИИ в образовательных учреждениях, а также оцениваются потенциальные риски и этические вопросы, связанные с использованием ИИ в академической среде. В заключении подчеркивается необходимость развития цифровой грамотности у обучающихся (адъюнктов/аспирантов, студентов) и подготовки их к работе с современными технологиями.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
Термин «искусственный интеллект» имеет в науке свою историю. Его первое официальное упоминание состоялось в 1956 году на летнем семинаре в Дартмут-колледже (Хановер, США), который организовали четверо американских ученых: Джон Мак-Карти, Марвин Мински, Натаниэль Рочестер и Клод Шеннон [1]. На протяжении следующих шестидесяти лет шли споры о понимании сущности ИИ. Нередко ИИ представляют «големом», который не имеет собственного разума (бездушным существом). Некоторые ученые, например Э. М. Пройдаков, Д. Брокман и др. [2; 3 и др.], склонны считать, что ИИ – это подобие человека, который обладает информацией обо всем, что существует [4]. И только с начала 90-х годов прошлого века ученым становится понятно, что же представляет из себя ИИ [2].
Список литературы
1. Брокман Д. Что мы думаем о машинах, которые думают: ведущие мировые ученые об искусственном интеллекте / Д. Брокман. - Москва: Альпина нон-фикшн, 2017. - 552 с.
2. Пройдаков Э. М. Современное состояние искусственного интеллекта / Э. М. Пройдаков // Науковедческие исследования. - 2018. - № 2018. - С. 129153. DOI: 10.31249/scis/2018.00.09 EDN: YQTRVJ
3. Гоинин Л. Е. Искусственный интеллект: развитие и тревоги. Взгляд в будущее. Статья первая. Информационные технологии и искусственный интеллект: прошлое, настоящее и некоторые прогнозы / Л. Е. Гринин, А. Л. Гринин, И. Л. Гринин // Философия и общество. - 2023. - № 3(108). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyy-intellekt-razvitie-i-trevogi-vzglyad-v-buduschee-statya-pervaya-infor-matsionnye-tehnologii-i-iskusstvennyy-intellekt (дата обращения: 22.06.2024).
4. Искусственный интеллект в образовании: плюсы и минусы, варианты применения. - URL: https://edutoria.ru/blog/post/iskusstvennyy-intellekt-v-obrazo-vanii-kak-ispolzovat-varianty-primeneniya (дата обращения: 22.06.2024).
5. Везетиу Е. В. Искусственный интеллект как инновационный инструмент внедрения современных средств обучения в образовательный процесс высших учебных заведений / Е. В. Везетиу, Н. Б. Ромаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 77-2. - URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/iskusstvennyy-intellekt-kak-innovat-sionnyy-instrument-vnedreniya-sovremennyh-sredstv-obucheniya-v-obrazovatelnyy-protsess-vysshih (дата обращения: 22.06.2024). EDN: YNVYDY
6. Искусственный интеллект: между мифом и реальностью. - URL: https://courier.unesco.org/ru.
7. Константинова Л. В. Генеративный искусственный интеллект в образовании: дискуссии и прогнозы / Л. В. Константинова, В. В. Ворожихин, А. М. Петров, Е. С. Титова, Д. А. Штыхно // Открытое образование. - 2023. - № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/generativnyy-iskusstvennyy-intellekt-v-obrazovanii-diskussii-i-prognozy (дата обращения: 22.06.2024). EDN: VPMIZK
8. Дивный новый чат: кто составит конкуренцию ChatGPT. - URL: https://www.forbes.ru/mneniya/501403-divnyj-novyj-cat-kto-sostavit-konkurenciu-chat-gpt (дата обращения: 22.06.2024).
9. Стремительное развитие технологий, в том числе искусственного интеллекта, беспокоит не только ученых. - URL: https://www.forbes.ru/tehno-logii/343535-stiven-hoking-uvidel-v-iskusstvennom-intellekte-ugrozu-gibeli-chelovechestva (дата обращения: 22.06.2024).
10. Еськин Д. Л. Использование технологий искусственного интеллекта в обучении / Д. Л. Еськин // МНКО. - 2023. - № 6(103). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tehnologiy-iskusstvennogo-intellekta-v-obuchenii (дата обращения: 22.06.2024). EDN: JOPIAA
Выпуск
Другие статьи выпуска
В июле 2024 года преждевременно ушел из жизни ректор Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева Александр Анатольевич Федотов. Статья посвящена его жизненному пути, профессиональной и научной деятельности. Авторы представляют результаты, которых достиг университет под его руководством.
В рецензии на коллективную монографию анализируется информация, собранная и обобщенная научными редакторами данного издания М. А. Стерниной и А. В. Рудаковой, о становлении и этапах развития теоретико-лингвистической «Научной школы в области общего и русского языкознания профессоров Зинаиды Даниловны Поповой и Иосифа Абрамовича Стернина». В частности, речь идет о статусных критериях Научной школы, о научном наследии ее основателей и лидеров, о новейших достижениях действующих членов Научной школы и их последователей.
Представлена рецензия на книгу, изданную в серии «Жизнь замечательных людей» и посвященную жизненному пути профессора М. М. Загорулько (1924-2021), участника Великой Отечественной войны, ректора, основателя Волгоградского государственного университета, ученого, педагога, патриота страны.
В статье исследуется значение трудовых династий преподавателей в формировании и развитии научных и методических школ Воронежского государственного университета, а также роль семьи как среды для становления личности будущего преподавателя.
Статья посвящена проблематике формирования студенческой семьи. Рассматриваются основные педагогические идеи К. Д. Ушинского применительно к молодой семье, а также проблемы, с которыми сталкивается студенческая семья. Проблемы материального и нравственного характера можно решить, обратившись к традициям семейного воспитания, описанным, в частности, в трудах К. Д. Ушинского. Его идеи и педагогический опыт служат ориентиром для формирования системы взаимоотношений между студентами - молодыми супругами, становления их родительской компетентности.
В статье рассматриваются вопросы образовательного и научного сотрудничества между вузами Центральной России и Беларуси. Представлен успешный опыт реализации совместных научных и образовательных проектов, предложены рекомендации для расширения взаимодействия.
В статье представлен краткий анализ становления российской школы технического образования и отмечена важность развития современного инженерного образования в вузе. Обозначены проблемы, с которыми сталкиваются современные российские вузы в условиях стремительного развития технологий, цифровизации, непрерывного внедрения инноваций. Рассмотрены актуальные вопросы развития инженерного образования в региональном вузе на примере Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова (БГТУ им. В. Г. Шухова). Предложены и раскрыты принципы, реализация которых может повысить качество инженерной подготовки специалистов в региональном вузе, - организация свободного образования; воплощение индивидуального образовательного маршрута; учет влияния и использование цифровизации; использование лучших традиций элитарного образования; применение дистанционного обучения. Обобщена практика эффективной инженерной подготовки будущих инженеров на основе реализации выделенных принципов. Отмечены перспективные направления развития инженерного образования в региональном вузе, следование которым способно внести вклад в его устойчивое развитие.
В статье приводятся результаты эмпирического исследования межличностного и внутриличностного эмоционального интеллекта студентов-психологов. Предлагаются рекомендации преподавателям по организации образовательной среды, способствующей развитию эмоционального интеллекта будущих психологов.
В статье анализируются результаты исследования толерантности к неопределенности преподавателей вузов. Толерантность педагогов рассматривается в контексте их личностнопрофессионального развития, анализируются особенности толерантности к неопределенности, интолерантности к неопределенности и межличностной интолерантности к неопределенности. Проводится сравнительный анализ толерантности и интолерантности преподавателей по возрасту, полу, стажу работы, а также наличию или отсутствию ученой степени.
На примере работы студенческого православного клуба изложены изменения во взаимодействии РПЦ и студенческой молодежи. Рассмотрена история студенческого православного клуба «Лекарь» в Воронежском государственном медицинском университете имени Н. Н. Бурденко от появления клуба в начале 2000-х годов до сегодняшнего дня. Сделана попытка проанализировать причины интереса к православной традиции в медицинском вузе в период активной деятельности молодежного клуба. Опыт деятельности молодежного православного клуба показывает, что в студенческой среде произошла определенная социальная трансформация. Православный клуб «Лекарь» за двадцатилетие существования стал проектом педагогического процесса духовно-нравственного воспитания.
В статье рассматривается проблема организации научно-исследовательской работы студентов гуманитарного профиля. Авторы убедительно доказывают, что посредством научно-исследовательской деятельности студентов вуз реализует свой воспитательный потенциал, выполняет благородную миссию становления и развития социально зрелых граждан страны. В качестве примера приводится организация студенческих научно-практических мероприятий, в которые активно вовлекаются студенты факультета философии и психологии Воронежского государственного университета. Авторы полагают, что студенты не только получают возможность пройти вместе с преподавателями весь путь - от формулирования замысла и целей научного мероприятия до его непосредственного проведения и подведения итогов, но и весомый опыт коллективной деятельности, совместного принятия и исполнения решений, научной коммуникации, который благоприятно скажется на их профессионально-личностном и гражданском становлении.
Авторы предлагают обоснование актуальности поиска эффективных путей формирования кросс-культурной компетенции будущего менеджера и предлагают практическую технологию ее формирования, в основу которой положена авторская программа. Деятельностная основа предлагаемой программы - технология сотрудничества, опирающаяся на коннективистский подход. Программа реализуется авторами в специально созданных педагогических условиях. Количественные и качественные результаты, полученные после реализации программы, позволяют констатировать ее эффективность и значимость в формировании кросс-культурной компетенции будущего менеджера.
В статье проводится анализ результатов эмпирического исследования специфики базовых компонентов Я-концепции студенток из полных и неполных семей в контексте характера их эмоционального контакта с матерью. Отмечается, что при материнском воспитании без участия отца у девушек более низкая самооценка и более выраженное отчуждение в отношениях с матерью, чем при воспитании обоими родителями. Доверие и стремление к общению с матерью у студенток из полных семей взаимосвязано с более широким спектром компонентов Я-концепции в отличие от девушек из неполных семей, что подчеркивает развивающий потенциал полноты семьи. Сделан вывод о необходимости учета обозначенных психологических особенностей студенток при проведении воспитательной работы с ними в вузе.
В статье рассматриваются теоретические аспекты медиакомпетентности студентов в системе высшего образования в контексте отечественных и зарубежных исследований. Отмечается, что перед системой высшего образования в качестве вектора дальнейшего ее развития ставится задача обеспечения условий успешного формирования профессиональной компетентности выпускников, ориентированной на творческое саморазвитие в информационно-коммуникационной среде. Авторы рассматривают сущность медиакомпетентности студентов, а также особенности ее структуры с учетом условий современной системы высшего образования. В статье представлены компоненты, составляющие медиакомпетентность студентов. Авторы приходят к выводу, что медиакомпетентность студентов формируется в процессе практической учебной деятельности при контакте, использовании и конструировании новых медиа по учебной дисциплине и направлена на получение качественного образовательного продукта, ориентированного на решение в дальнейшем профессиональных задач.
Современная ситуация поликультурного мира, санкционная изоляция и противостояние западному обществу актуализируют проблему формирования этнической идентичности личности, особенно будущего педагога, ответственного за воспитание аксиологической устойчивости и мировоззренческой целостности подрастающего поколения. Цель исследования - раскрыть особенности формирования этнической идентичности будущих педагогов в период из обучения в университете. Результаты исследования вносят вклад в развитие аксиологических основ высшего профессионального образования, теоретических представлений об этнической идентификации студентов, обучающихся в образовательных организациях высшего образования на педагогических направлениях бакалавриата.
Рабочая часть съезда Российского Союза ректоров (РСР) - крупнейшего за последние годы форума лидеров научно-образовательного сообщества страны - открылась докладом президента РСР, ректора Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, академика В. А. Садовничего. Основные положения доклада излагаются ниже (URL: https://www. rsr-online. ru/).
Издательство
- Издательство
- ВГУ
- Регион
- Россия, Воронеж
- Почтовый адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- Юр. адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- ФИО
- Ендовицкий Дмитрий Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- imo@interedu.vsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (473) 2204133
- Сайт
- https://www.vsu.ru/