SCI Библиотека

SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище... ещё…

Результаты поиска: 6 док. (сбросить фильтры)
Статья: Специфика левого политического спектра в постсоветской России

Актуальность изучения левого политического спектра в постсоветской России обусловлена его ролью в формировании идеологического поля страны, где сохраняется запрос на социальную справедливость, но доминируют консервативно-этатистские тренды. Постсоветский период ознаменовался глубокой трансформацией левых идей, их адаптацией к новым вызовам и поиском идентичности в условиях идеологического вакуума. Объектом исследования выступает левый политический спектр России, предметом - его специфика, сформированная под влиянием советского наследия, гибридизации идеологий и институциональных ограничений политической системы. В статье анализируются ключевые трансформации левых движений с 1991 года, особое внимание уделяется их адаптации к политической системе, идеологическому синкретизму и механизмам маргинализации радикальных групп. Эти процессы рассматриваются как часть внутриполитических конфликтов, где левый спектр балансирует между оппозиционностью и интеграцией в систему. Исследование основано на синтезе сравнительно-исторического анализа программ политических партий и организаций, институционального подхода к изучению правовой базы и дискурс-анализа публикаций в СМИ, раскрывающих идеологическую эклектику. Методы позволили выявить взаимосвязь идеологических трансформаций левого спектра с изменениями политической системы и социально-экономическим контекстом. Научная новизна статьи заключается в систематизации специфики постсоветского левого спектра через призму трёх ключевых противоречий: между советским наследием и капиталистической реальностью, этатизмом и эмансипацией, глобальными трендами и региональной спецификой. Установлено, что левый спектр в России не является преемником советской модели или результатом глобальных левых трендов, но представляет собой гибридный феномен, где способность левых организаций к адаптации к доминирующему политическому контексту становятся вопросом выживания. Вклад автора заключается в демонстрации того, как идеологии трансформируются под давлением исторических, институциональных и культурных ограничений, создавая уникальные формы, которые невозможно свести к универсальным схемам. Выводы статьи могут быть использованы для прогнозирования развития левых идеологий в условиях усиления государственного контроля и социальной поляризации.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Ионов Дмитрий
Язык(и): Русский, Английский, Китайский
Статья: ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО В ФИЛОСОФСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ ТЕОРЕТИКОВ РУССКОГО НАРОДНИЧЕСТВА

Рассмотрены философские воззрения теоретиков русского народничества в связи с проблемой взаимоотношений личности, общества и государства. Отмечен широкий диапазон представлений народников о роли государства в достижении общественного идеала. Проанализировано соотношение индивидуалистических и коллективистских принципов в социально-философских и политико-философских взглядах народников в связи с проблемами «человек и общество», «человек и государство».

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Вязинкин Алексей
Язык(и): Русский
Статья: "В КОАУИЛЕ ПРОВОЗГЛАШАЕТСЯ КОММУНИЗМ". ЭПИЗОД ИЗ ИСТОРИИ МЕКСИКАНСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ (1912 Г.)

Статья посвящена малоизвестному и малоизученному эпизоду из истории Мексиканской революции 1910-1917 гг. - провозглашению анархистскими партизанами коммунизма в штате Коауила в 1912 г. Краткая, но яркая история герильи, организованной магонистами из Мексиканской либеральной партии (PLM) в один из ключевых моментов революции рассматривается в контексте общей роли анархистского течения на различных этапах революции в Мексике, эволюции его идеологии, стратегии и тактики. Предпринята попытка оценить значение рассматриваемых событий для развития анархистского движения в мире. PLM во главе с братьями Рикардо и Энрике Флорес Магонами была в 1906-1908 гг. первой политической силой, которая начала повстанческое движение против диктатуры Порфирио Диаса, а в 1910-1911 г. внесла заметный вклад в свержение режима. Однако после этого руководство Мексиканской либеральной партии официально перешло на позиции анархизма, и ее сторонники попытались организовать партизанское движение с целью совершения социальной революции в Мексике. Хотя повстанческие отряды PLM в 1912 г. были разгромлены превосходящими правительственными силами, а многие их участники погибли, провозглашение группой партизан 9 февраля 1912 г. анархистского коммунизма в мексиканском штате Коауила, одном из традиционных районов влияния магонистов, стало первым актом такого рода в истории мирового анархистского движения и послужило примером для анархистов в других странах.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский
Книга: Фрагменты анархистской антропологии

Автор предлагает читателям познакомиться с дисциплиной, которая сейчас существует только в зачатке - с анархистской антропологией. Он доказывает, что нам есть чему поучиться у так называемых «примитивных» сообществ, которые живут без государства и внешнего принуждения и развенчивает распространённый миф о прогрессивных европейских империях - победителях на беговой дорожке «просвещения» и «технологического развития» (а на самом деле преуспевших в войне). Вместе с тем, автор критически относится к примитивизму и утверждает, что горизонтальные общества могут существовать и на текущем уровне развития цивилизации.

Кроме «Фрагментов» в книгу вошли статьи Грэбера разных лет, в которых он поднимает следующие вопросы: почему идея любой радикальной трансформации общества всё чаще кажется нам «нереалистичной», и, если больше невозможно сменить общественно-политический строй взятием Бастилии, что нам предпринимать, чтобы приблизить революцию? Как структурное насилие влияет на наше воображение и отождествление с другими? Какую роль играют долговые обязательства в мировой истории и что изменилось за 5000 лет?

Формат документа: pdf, djvu
Год публикации: 2014
Кол-во страниц: 171
Загрузил(а): Кутукова Арина
Статья: П. А. КРОПОТКИН И МЕКСИКАНСКИЙ АНАРХИЗМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РИКАРДО ФЛОРЕСА МАГОНА

Мексиканское анархическое движение слабо изучено отечественными исследователями. В отечественном научном сегменте теоретическое наследие и практический опыт мексиканских анархистов представлены фрагментарно. В данной работе предпринимается попытка рассказать о главных персоналиях мексиканского анархизма, в первую очередь о публицисте и теоретике Рикардо Флоресе Магоне. Р. Ф. Магон вошел в историю как лидер мексиканского анархо-коммунистического течения, сторонник идей русского революционера П. А. Кропоткина. В статье автор определяет идеологическое сходство кропоткинской анархической философии и теоретических воззрений Р. Ф. Магона. Взгляды Р. Ф. Магона и философию П. А. Кропоткина объединяет критическое отношение к частной собственности, мыслители схожим образом оценивают историческую роль государственных институтов. Вслед за Петром Кропоткиным в своих трудах Рикардо Флорес Магон выступает как поборник антиклерикализма и атеизма. Под руководством Р. Ф. Магона была создана Мексиканская либеральная партия, объединившая под своим началом мексиканских либертариев. Социальной базой для революционной деятельности партии служили крестьяне. В революционных событиях 1910–1920 гг. Мексиканская либеральная партия выступила в качестве оппозиционной силы капиталистическим правительствам. В статье анализируется деятельность магонистов, направленная на установление анархических отношений на подконтрольной им территории, в период Мексиканской революции 1910–1920 гг.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Битков И.
Язык(и): Русский
Статья: Политическая философия А.А. Борового: динамизм, антирационализм, индивидуализм

В статье предпринимается попытка интерпретации малоизвестной антиэтатистской концепции начала XX столетия – анархо-гуманизма А.А. Борового. Во введении обосновывается значимость изучения «второстепенных» фигур в наследии анархистской мысли как для более глубокого понимания места анархизма в интеллектуальной истории, так и для развития современной политической теории. В первой части статьи обрисовывается круг вопросов, поднятых в отечественной академической литературе применительно к анархо-гуманизму, проводится краткий экскурс в его историю, выделяются основные этапы становления взглядов А.А. Борового, очерчивается круг персоналий и течений, определявших трансформации его мироощущения (К. Маркс, Ф. Ницше, М. Бакунин, А. Бергсон и др.). Основная часть исследования посвящена детальному анализу философских оснований социального и политического учения русского мыслителя. Рассматриваются концептуальные основы анархо-гуманизма, реконструируются наиболее важные философские принципы, определившие политико-правовые воззрения теоретика. Авторы статьи полагают, что ключевыми философскими характеристиками анархо-гуманизма выступают динамизм (апология постоянного движения жизни), антирационализм (отказ от завершенных интеллектуальных схем) и индивидуализм (апология личностного освобождения и роста). В качестве центральной проблемы, определяющей развитие концепции А.А. Борового, рассматривается феномен антиномии личности и общества как неразрешимого противостояния между двумя полюсами человеческой экзистенции. Подчеркивается, что приоритетом для мыслителя в этом конфликте обладает индивид, обреченный на вечные поиски эмансипации и не способный к полному освобождению от общества и коллективных интересов. Раскрывается критика детерминизма, механистического редукционизма, характерная для взглядов А.А. Борового. Результатом проведенного исследования является детальная концептуализация философских оснований анархо-гуманизма, дающая ключ к пониманию политико-правовых взглядов одного из наиболее оригинальных либертарных теоретиков начала ХХ столетия.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский