SCI Библиотека

SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище... ещё…

Результаты поиска: 30 док. (сбросить фильтры)
Статья: Особенности чтения в северном городе

Предметом исследования являются изменения, происходящие в чтении горожан и трансформации библиотек в условиях северного города, а также рассмотрение путей развития и поддержки интереса к чтению. Под чтением мы подразумеваем сложный социокультурный, когнитивный процесс, связанный с восприятием, переработкой и осмыслением текста. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как практики чтения, структура и частота, жанровые предпочтения, места и способы чтения. Особое внимание уделяется выявлению зависимости структуры чтения от пола, возраста и уровня образования респондентов. Определено отношение жителей к городским библиотекам, уровень информированности о их деятельности, а также выявлены причины отказа от чтения книг и определены группы горожан, не проявляющих интереса к чтению. В качестве основных методов исследования использовались анкетирование населения г. Якутска и фокусированные групповые интервью с библиотекарями Централизованной библиотечной системы города Якутска. Исследование выявило, что самой регулярной практикой чтения в городе является чтение в телефоне или компьютере интернет-статей, блогов, различных развлекательных и новостных сайтов и социальных сетей. Чтение художественной литературы занимает вторую позицию по популярности среди горожан, в основном она востребована среди респондентов старших возрастов. Выявлены заметные отличия в структуре, содержании и способах чтения в зависимости от половозрастных и образовательных характеристик респондентов. Интервью с библиотекарями позволили обозначить сложности и проблемы функционирования современных городских библиотек: изменение формата работы, текущая загруженность бумажной и отчетной работой, нехватка методического руководства. Сотрудники обеспокоены снижением интереса к чтению среди детей и молодежи. Также интервьюеры отметили снижение качества и пользы прочитанного.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Неустроева Аиза
Язык(и): Русский, Английский, Китайский
Статья: Цифровая жизнь литературы: гибридные форматы репрезентации текста и ролевые стратегии самопрезентации читателя

Проблематика цифровой репрезентации литературного процесса (во всем многообразии структурных элементов его представленности) рассматривается как актуальное поле междисциплинарного научного дискурса. Постоянно изменяющийся digitalоблик современной литературы (тематические группы и фанатские сообщества в социальных сетях, электронные библиотеки, подкасты, блоги, литературные интернет-шоу и иные форматы, определяющие ее цифровой ландшафт) побуждает исследователей на поиск моделей и концептов, позволяющих фиксировать это многообразие в границах научной рефлексии. В свете развивающихся теорий конвергентной культуры и интермедиальности в качестве концепта может рассматриваться гибридный культурный формат – результат соединения разнородных сред, образующий целостную и самодостаточную систему.

Целью исследования является осмысление специфики функционирования литературы в новых гибридных форматах (сетевая репрезентация литературных текстов), порожденных цифровой средой существования и рождающих аналогичные, гибридные ролевые стратегии читателей. Опираясь на метод культурного анализа Клиффорда Гирца (метод «насыщенного описания») и методологию фрейм-сценариев, авторы анализируют ресурсы, активно участвующие в создании российского пространства цифровой жизни литературы и репрезентирующие гибридные модели функционирования текста. В статье выстраивается идентификационный профиль читателя, выраженный через гибридизацию субъектной роли (креативный потребитель) и гибридные поведенческие сценарии (читатель-игрок). Природу цифрового пространства жизни литературы авторы оценивают как аналог карнавальной культуры (М. М. Бахтин), дающей возможность современному читателю компенсировать иллюзорность виртуального бытия в подлинности культуротворческого действия.

Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Зыховская Наталья
Язык(и): Русский
Статья: ЛИТЕРАТУРНАЯ ЭКСКУРСИЯ - ДОРОГА К ЧТЕНИЮ

В статье с разных точек зрения рассматривается проблема неприятия художественной литературы в современном обществе. Вместе с изложением причин литературной неграмотности авторы предлагают проведение реальной экскурсии на улицах города как средства побуждения интереса к художественному слову у младшего поколения. Сам город и его литературная составляющая выступают как культурологическое доказательство существования иных эпох, иных людей, но общих вневременных проблем. Для подтверждения тезиса в статье приводится фрагмент реальной экскурсии по улицам Нижнего Новгорода.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): АНГЕЛ АНАСТАСИЯ
Язык(и): Русский
Статья: МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЧТЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается проблема эффективного методического подхода к повышению интереса к чтению у школьников на уровне начального, основного общего и среднего образования, вызванная влиянием информационных технологий и изменением форматов потребления информации. Автор рассматривает чтение в качестве ключевого условия развития когнитивной сферы личности школьников, формирования критического мышления и расширения их кругозора. Автор описывает инновационную технологию медиапроектирования и инструментарий развития читательской грамотности, которые направлены на повышение мотивации к чтению. В качестве сущностной характеристики этой технологии приводятся программно-методические материалы, диагностический инструментарий и алгоритм создания буктрейлеров как основной методический прием. Описываются прагматические аспекты данной технологии, проявляющиеся в повышении мотивации у детей к художественной литературе. В заключение автор аргументирует необходимость интеграции технологии в дополнительное образование школьников для формирования нового поколения, способного критически воспринимать информацию и активно участвовать в культурной жизни общества.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский
Статья: COMPREHENSION AS PLEASURE IN A LITERARY TEXT AND ITS SUBJECTIVE NATURE

The paper is a study of the subjective factors of a literary text perception (according to the French linguist Kerbrat-Orecchioni’s communication scheme), of the semiotic factors in meaning creation (according to the theory of the linguist and semiotician M. Riffaterre), as well as of the text generation and text perceiving factors (according to the theory of the French linguist, philosopher and semiotician Roland Barthes where the production of meaning is considered to be the reader’s main goal, his pleasure and bliss (jouissance)).

Формат документа: pdf
Год публикации: 2023
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): БЛБУЛЯН Т.
Язык(и): Английский, Русский, Армянский
Статья: КОНСТРУИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКУ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В статье рассматривается проблема совершенствования читательской грамотности обучающихся; обозначаются читательские дефициты, выявленные по итогам различных исследований; определяются «проблемные зоны», связанные с недостаточным уровнем сформированности определенных читательских умений школьников, указываются некоторые возможные способы совершенствования читательской грамотности на уроках русского языка.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2023
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Мерзлякова Наталья
Язык(и): Русский, Английский
Статья: РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В статье рассматривается проблема совершенствования читательской грамотности обучающихся; обозначаются читательские дефициты, выявленные по итогам общероссийского исследования «Оценка по модели PISA»; определяются «проблемные зоны», связанные с недостаточным уровнем сформированности определенных читательских умений школьников, указываются некоторые возможные способы совершенствования читательской грамотности на уроках русского языка.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2023
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Мерзлякова Наталья
Язык(и): Русский, Английский
Статья: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАНКА ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматриваются вопросы формирования и оценки читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка в 5-9 классах на основе текстов из открытого банка заданий (ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»).

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Мерзлякова Наталья
Язык(и): Русский, Английский
Статья: ЧТЕНИЕ САКРАЛЬНОГО ТЕКСТА В ПОЗДНИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л. Н. ТОЛСТОГО

Чтение сакрального текста рассмотрено в статье как формализованное действие (чтение дьячка в острожной церкви в романе «Воскресение»), как событие, коренным образом изменяющее жизнь героев (Чуев и Пелагеюшкин в повести «Фальшивый купон»), как процесс постепенного приближения героев к высшим истинам (Нехлюдов в финальной части романа «Воскресение», Светлогуб и старик-беспоповец в рассказе «Божеское и человеческое»). Традиционный вид чтения, характеризующийся постижением сакрального слова чтецом и слушателем, представлен в рассказе «Где любовь, там и Бог» и в повести «Фальшивый купон». В первом произведении этот вид чтения задан претекстом - рассказом пастора, протестанта-евангелиста Р. Сайленса «Отец Мартин». В свете житийной традиции Толстым освещены принятие евангельских истин и душевный переворот в Пелагеюшкине, герое повести «Фальшивый купон». В связи с традиционным видом чтения Толстой сделал акцент на читателе (слушателе) из простонародья. «Личностный» вид чтения со- отнесен с героями-посредниками (Кизеветером, миссионером-англичанином в «Воскресении», стариком-беспоповцем в «Воскресении» и в «Божеском и человеческом»), отсылающими слушателей к сакральному тексту и трактующими его по-своему. Толстой показывает, что такой, проповеднический, подход к сакральному тексту ведет к дальнейшему разобщению людей. Понимание же сакрального текста, превозмогающее в человеке искушение сугубо личной интерпретации, преображает не только самого героя-чтеца, но и предопределяет возможность благотворного влияния слов Писания на окружающих. Другой вариант «личностного» вида чтения изображен в финальной сцене романа «Воскресение» и в рассказе «Божеское и человеческое»: рационально мыслящие герои (Нехлюдов, Светлогуб), у которых не было доверия к сакральному тексту, самостоятельно приходят к его пониманию и переживанию. В процессе чтения трансформируется характер интерпретации ими сакрального текста (скепсис сменяется согласием), постепенно минимизируется разница между традиционным видом чтения и «личностным».

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Михновец Надежда
Язык(и): Русский
Статья: IV Международная научно-практическая конференция «Homo legens в прошлом и настоящем»

Статья посвящена IV Международной научно-практической конференции «Homo legens в прошлом и настоящем», прошедшей 23–25 марта 2023 г. в Новосибирске и Нижнем Тагиле в очном и дистанционном форматах. Цель работы – дать обзор мероприятий, состоявшихся в рамках научного форума, и охарактеризовать выступления участников. Актуальность мероприятия связана с изменениями, которые претерпевают читательские практики в период взрывного распространения экранной культуры. Отток читателей из библиотек и падение тиражей печатных изданий обусловили интерес специалистов к таким проблемам, как формы поддержки чтения, взаимодействие читателя с книгой в пространстве библиотеки, вопросы, связанные с художественным оформлением книжной продукции

Формат документа: pdf
Год публикации: 2023
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Козлов Сергей
Язык(и): Русский
назад вперёд