SCI Библиотека

SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище... ещё…

Результаты поиска: 402 док. (сбросить фильтры)
Статья: АКТУАЛЬНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПРОБЛЕМЫ В ПЕРИОД НЕСТАБИЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ

В статье представлены результаты исследований проблемных маркеров социального времени в периоды нестабильности на основе полуструктурированных интервью и анализа социологических исследований. В рамках проведенного анализа и выделения подобных маркеров сформированы основные перспективные темы исследований для ученых-обществоведов. Нестабильность рассматривается как состоящая из различных сюжетов социального времени и связанная с повседневностью и ее особенностями.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Протасенко Татьяна
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА МОЛОДЕЖИ РЯДА РЕГИОНОВ ПФО РФ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ШМЭП

В статье рассматриваются и анализируются показатели социологической динамики молодежи ряда регионов Приволжского федерального округа РФ, где проходили или будут проведены мероприятия проекта «Школа молодого этнополитолога». В качестве контрольной группы регионов выбраны республики Башкортостан, Марий Эл, Чувашия, а также Нижегородская, Саратовская и Ульяновская области. Это может продемонстрировать комплексную картину социологических изменений во всем ПФО, а также отражает специфику регионов и помогает понять пул вызовов и угроз, сопряженных с молодежной средой ПФО РФ.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Арутюнов Антон
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОПЫТ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

В статье представлены результаты исследования, отражающего опыт Дальневосточного федерального округа по формированию гражданственности и патриотизма у детей и молодежи. Актуальность затронутой проблемы обусловлена нарастающим внешним деструктивным информационно-психологическим воздействием на жителей российского Дальнего Востока. Среди социально-демографических групп-мишеней такого воздействия - молодежь, среди территориальных объектов - ряд конкретных территорий. В этих условиях исследовательский и практический опыт ДФО, направленный на формирование гражданственности и патриотизма молодого поколения, приобретает особое значение.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Бродовская Елена
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: ХАРАКТЕРИСТИКИ АУТЕНТИЧНОСТИ ОБРАЗА ЛИДЕРА

Статья посвящена важной составляющей лидерства - аутентичности образа лидера. Автор рассматривает характеристики аутентичности, опираясь на исследования в этой области, и предлагает классификацию характеристик согласно стилю управления. Автор выводит восемь идентификаций стиля управления, которые подробно разобраны по набору сопутствующих особенностей, позволяющих соотнести выделенный стиль с той или иной категорией. Теоретическая значимость статьи состоит в том, что впервые выделены «про-» и «антихарактеристики» указанного управленческого стиля, представлен их подробный анализ. Практическая значимость статьи заключается в возможности корректировки стиля управления с опорой на выявленные недостатки, в стремлении к усовершенствованию управленческих подходов. Лидер-визионер способен выстраивать долгосрочную стратегию, предвидеть и предусматривать вероятные сценарии развития событий, мотиватор обладает способностью сподвигать своих последователей на достижение поставленных целей и добиваться максимальных результатов, не теряя энтузиазма и драйва, медиаторские особенности позволяют руководителю избегать конфликтов и дипломатично решать возникающие вопросы. Любой аутентичный лидер стремится быть ролевой моделью как для своих подчиненных, так и для партнеров и коллег. Современное управление строится на эмпатии; помимо прямой иерархии подчинения, эффективная система координат для управления отношениями выстраивается при полной самоосознанности лидера и осознании им социальных эффектов.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Депелян Рузанна
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье актуализируется важная проблема социально-психологической и педагогической поддержки пожилых граждан в трудоустройстве с позиций предоставления выбора направлений профессиональной деятельности как в социальных организациях народно-прикладного творчества, так и вопросов самозанятости посредством профессионального обучения и повышения квалификации. Обозначается роль профессиональной подготовки студентов направления «Социальная работа в период производственной педагогической практики» в «Центре социальной помощи пожилым гражданам и инвалидам» г. о. г. Арзамас в работе с пожилым людьми и освоения курса «Педагогика» для непедагогических специальностей, реализуемой на психолого-педагогическом факультете Арзамасского филиала ННГУ, которая играет важную роль в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста. Студенты выступают в роли волонтеров в период обучения и оказывают социальное служение людям. В контексте изучения научной литературы зарубежных и отечественных ученых авторы приходят к выводу, что проблема по своей значимости актуальна и требует дальнейших исследований. Студентами совместно с руководителем практики предложена социально-ориентированная программа «Возраст - делу не помеха: новые возможности для каждого», определены этапы ее реализации, множество форматов и методов, применяемых в ней для продления социальной активности граждан старшего возраста, снижения социальной напряжённости в обществе и повышения уровня их жизнедеятельности, формирования профессиональной мотивации, повышения имиджа пожилых людей как ценностной и продуктивной части субъектов на рынке труда. Выделенные методологические подходы: индивидуальный, сетевой, кросс-секторальный, аксиологический обеспечивают научность исследования. Этапы реализации социально-ориентированной программы: ознакомительный, информационно-образовательный, профессионально-ориентированный, аналитическо-продуктивный раскрывают суть процесса социально-психологической и педагогической поддержки граждан пожилого возраста в их трудоустройстве. Сформулированные критерии эффективности реализации программы «Возраст - делу не помеха: новые возможности для каждого» раскрыты через ряд конкретных параметров, а выделенные социально-психологические и педагогические условия реализации программы позволяют организовать процесс обучения и переобучения пожилых людей с учетом их психологических характеристик и требований современного рынка труда под руководством опытных наставников, «серебряных волонтеров» и студентов-волонтеров более продуктивно. Исследуемый материал позволяет сделать вывод, что представленная программа имеет актуальный образовательный и социально-психологический аспект, помогает снизить социальную усталость, раскрыть потенциал, улучшить качество жизни пожилых людей через освоение новых компетенций.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Акутина Светлана
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ НЕМЕЦКОГО РОМАНТИЗМА

Введение. Статья посвящена анализу немецкого романтизма через социально-философское рассмотрение его возникновения, особенностей и методологических оснований в историческом и культурологическом контекстах. Теоретический анализ. Предлагается рассмотреть аналитику и методологию немецкого романтизма с применением философского метода генеалогии. Генеалогическая процедура гетерогенна по своей сути, поскольку предполагает выявление двойственности начала, истока социальности. В романтическом мировоззрении это слияние эстетического восприятия и понятийного мышления. Установлено, что философские методологические основания немецкого романтизма заложены немецкой идеалистической трансцендентальной философией (Кант и Шеллинг) в единстве гносеологического, эстетического и антропологического аспектов. Эмпирический анализ. Генеалогическое осмысление конкретных социальных условий в Германии в конце XVIII – начале XIX в. позволило выявить первичное понятие немецкого романтического мировосприятия как исток социальности – свободная общительность – и определить его многоаспектность как понимание и признание Другого (правила поведения и общения, создание программ вечного мира, интерес к истории и народному языку). Академической реализацией понятия свободной общительности становится основание Берлинского университета.

Заключение. Формулируется вывод о том, что цель раннего немецкого романтизма – свободное единство как новая форма человеческой солидарности – надолго определила гуманистическую направленность романтического мировосприятия.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): ЛОМАКО ОЛЬГА
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ИНДУСТРИЯ 5.0 КАК ТОРЖЕСТВО ПОСТГУМАНИЗМА: ОТ HOMO SAPIENS К HOMO DIGITALIS

Введение. Статья посвящена проблеме трансформации человека в постчеловека вследствие становления пятой промышленной революции. Процессы цифровизации, свойственные индустрии 4.0 настолько прочно вошли в повседневное бытие человека, что меняют его изнутри. Взаимодействие с искусственным интеллектом и коботами формирует постчеловеческое будущее, а имплантация чипа в головной мозг создает постчеловека.

Теоретический анализ. Феномен индустрии 5.0 связан с активным использованием робототехники и искусственного интеллекта во всех сферах жизнедеятельности человека. Особенность данной стадии промышленной революции заключается в человекоориентированности техники и установлении баланса между природой и техносферой. Тем не менее в результате данных процессов происходитутрата человеком собственного Я и статуса субъекта познания. Происходит переход от Homo Sapiens к Homo Digitalis.

Заключение. Пятую промышленную революцию можно считать торжеством постгуманизма. Технооптимизм, вера в научно-технический прогресс и искусственный интеллект ставит под сомнение факт исчезновения человека как виновника данных феноменов. Зачем создавать постчеловеческое бытие, если человек утратит в нем свою сущность? Homo Digitalis подобен означающему без означаемого – говорящей голове, лишенной собственного сознания и разума.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): КРАЙНОВ АНДРЕЙ
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: РЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ ФИЛОСОФСКОЙ ПОЗИЦИИ

Введение. В начале XXI в. наблюдается постепенное возрождение интереса к реидеологизации политического и культурного пространства страны. Цель данной статьи заключается в систематизации и анализе философских взглядов на процессы реидеологизации, которые происходили в России в период с 2012 по 2023 г.

Теоретический анализ позволил утверждать, что философское сообщество продемонстрировало разнообразные реакции на активные процессы реидеологизации в России, поддерживаемые государством с 2012 г. С одной стороны, выдвигались предупреждения о репрессивном характере тотальной идеологии. С другой стороны, философы искали формы участия в обсуждении общенациональных вопросов и определения будущего развития страны. Особое внимание уделялось таким концепциям будущего, как гуманизм, культура и коммунитаризм. Некоторые философы, отказываясь от обсуждения идеологии, заняли позицию эскапизма, стремясь к свободе в своем собственном бытии, вне влияния общества или какой-либо конкретной идеологии.

Заключение. Трансформации привычных представлений об идеологии открывают новые ракурсы для философской саморефлексии. Дискуссии о необходимости «ухода» от обсуждения политических проблем и идеологической конфронтации вызывают «кризис философской идентичности» и одновременно представляют собой важный эпистемологический вызов.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Гришечкина Наталья
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОГО КОНСЕНСУСА

Введение. Трансдисциплинарность может быть переосмыслена от научно-философской к социально-философской категории с помощью обращения к теоретическим конструкциям социального консенсуса. В этом случае акцентируются ее общесоциальные функции, являющиеся социально-коммуникационным эффектом трансдисциплинарных взаимодействий науки и общества.

Теоретический анализ. Социально-философский анализ трансдисциплинарности формируется в поле категорий социальности, времени, объекта, истины и ценностей. Они раскрыты в аутопойетическом анализе общества Н. Лумана, продолжающем веберианские традиции в отношении исследования научной рациональности. Связывание в единое целое логического, аксиологического и социального планов формирования истины в диалоге науки и общества актуализируется в реальном контексте социального времени. Рост научной специализации, разрывающей единый образ науки, детерминирует аксиологизацию и этизацию научного знания. Трандисциплинарность, основанная на социальном признании конкретного научного знания в условиях повседневности, становится инструментом собирания разрозненных академическихгрупп в символический социальный субъект науки.

Заключение. Трансдициплинарная наука как гибридный социальный субъектспособна к автономному коммуникативному поведению, позволяющему ей выступать агентом политики, связанной с применением научного знания и тем самым легитимировать свои притязания на социальный авторитет.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Гришечкина Наталья
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ В ПРОБЛЕМНОМ ПОЛЕ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ: "ЗОНА ОБМЕНА" VS "СОЦИАЛЬНО-ЭПИСТЕМИЧЕСКАЯ АРЕНА"

Введение. Трансдисциплинарность как фундаментальная характеристика гибридного неформального знания, характерного для цифрового общества, может быть эксплицирована в проблемном поле социальной философии. Теоретический анализ. Основой категориальной экспликации трансдисциплинарности является сравнение понятий «зоны обмена» и «социально-эпистемические арены». Первое задано категориальными рядами философии науки, второе является социально-философским конструктом. Сравнительный анализ позволяет сделать вывод о том, что зоны обмена отражают изначально интеринституциональный статус коммуникации, восходящий к П. Галисону, и в ней изначально ведущая роль принадлежит гуманитарному специалисту, который выступает медиатором-посредником. В социально-эпистемических аренах большее значение уделяется медиа и обывателям, совпадающим в цифровом обществе с максимально-широким кругом пользователей. Компромиссная позиция может быть сформулирована при обращении к модели трансэпистемических культур К. Кнорр-Цетины.

Заключение. Трансдициплинарность как особая цифровая зона, продуцирующая трансэпистемические культуры, обладает чертами как зоны обмена, так и социально-эпистемической арены. Ее гибридные характеристики заданы структурой цифрового общества, в котором институциональные границы проницаемы, горизонтальное взаимодействие сопровождает и укрепляет вертикальное, а сети по умолчанию являются механизмами распределения знания.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Гришечкина Наталья
Язык(и): Русский
Доступ: Всем