Введение. Антиохия занимает значительную часть эллинистической истории. Расположенная на Ближнем Востоке, она стала колыбелью одной и старейших христианских церквей – антиохийской. Настоящая статья разбирает историю Антиохии в период с 40 по 46 год нашей эры, когда в стране активно вели свою апостольскую деятельность Варнава и Павел по утверждению христианской религии и церкви в Антиохии.
Материалы и методы. Главным историческим источником по этому периоду выступает христианская Библия, а также канонические тексты, в которых раскрывается жизнь и деятельность апостолов Варнавы и Павла. Прежде всего следует отметить Евангелие от Варнавы и Послание Варнавы. Последнее сочинение неканоническое, так как вольно и аллегорически трактует библейские тексты. Однако к данному трактату (Посланию) обращались Климент Александрийский и Ориген, а Евсевий Кесарийский, несмотря на сомнения в подлинности, оставил в числе читаемых. Важно отметить, что историчность библейских событий в части освещения церковного строительства и распространения христианства не вызывает сомнений. В статье используется историко-генетический метод, биографический метод, а также методология истории религий.
Анализ. На основе источников и историографии вопроса в статье анализируется деятельность Варнавы и Павла в организации Антиохийской церкви, а также роль этой церкви и её традиций в общей истории христианства. На фоне ослабления тенденции к христианизации в Иерусалиме, Антиохия, усилиями апостолов Варнавы и Павла стала одним из главных центров христианства. Более того, источники впервые сообщают о христианстве в Антиохии как об отдельном движении.
Результаты. Именно Варнаву отправили в Антиохию для того, чтобы заботиться о созданной там и активно растущей общине верующих. Именно деятельность Варнавы и примкнувшего к нему Павла стала ключевой в формировании основных принципов христианской общины в Антиохии. В статье отмечается также значительная роль именно Варнавы в истории Антиохийской церкви, которая остается пока недооцененной.