В статье рассматривается роль научных терминов в современной науке; анализируется соответствие педагогической терминологии современным требованиям; приводятся примеры терминов, получивших широкое распространение в педагогике, но не имеющих научного обоснования; указывается на недопустимость неадекватного использования терминов при обозначении педагогических понятий.
Идентификаторы и классификаторы
Любая область знаний характеризуется системой понятий. Каждая наука является относительно самостоятельной, отдельной отраслью научного знания, поэтому для каждой из них характерен собственный набор специфических понятий.
Список литературы
1. Вербицкий А.А., Трунова Е.Г. Проблемы адекватности понятийного аппарата современного образования // Педагогика. - 2017. - № 8. - С. 3-16. EDN: YKUSTZ
2. Гузеев В.В. Можно ли построить полностью детерминированный образовательный процесс // Школьные технологии. -2001. - № 1. - С. 253.
3. Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. - М.: Школа, 1994.
4. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические произведения // Педагогика. - М., 1982 - С. 36-39.
5. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. О методах обучения // Советская педагогика. - 1965. -№ 3. - С. 115-123.
6. Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии: животные. - М.: Просвещение, 1988. - 176 с.
7. Пасечник В.В. К вопросу о методах обучения // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и вузе. - М.: ИУУ МГЛУ, 2016. EDN: XVSQUB
8. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: БРЭ, 2009. - 528 с.
9. Программа повышения квалификации “Технология проектного метода обучения как средство реализации ФГОС”, предназначенная для педагогов всех типов образовательных организаций // НОУ дополнительного профессионального образования “Экспертно-методический центр” [офиц. сайт]. - URL: https://courses-edu.ru/pedagogam-doshkolnyh-obrazovatelnyh-organizacij/tehnologiya-proektnogo-metoda.
10. Садовская И.Л. Эпистемологическая концепция методов обучения. - Красноярск, 2011. EDN: QYMTBH
11. Степанова Л.А., Пасечник В.В. Генезис понятия “метод” в педагогической науке // Педагогика. - 2018. - № 10. - С. 39-47. EDN: VMLXQD
12. Тюников Ю.С., Мазниченко М.А. Педагогическая мифология: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям. - М.: Владос, 2004. EDN: QTZKCH
13. Яковлев Е.В., Яковлева И.О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. - М.: Владос, 2006. - 239 с. EDN: QCODOP
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается проблема де-«преподавателецентричного» обучения иностранному языку в эпоху цифрового интеллекта. Предлагаются стратегии обучения, основанные на теории квантового менеджмента, чтобы справиться с вызовами и возможностями, предоставляемыми технологией цифрового интеллекта.
В статье рассматривается межъязыковая интерференция между различными фонологическими системами. В частности, проводится сравнение фрикативных и аффрикатных согласных со сходными артикуляторными позициями в речи китайских студентов-лингвистов, изучающих английский язык. Результаты эксперимента показали, что некоторые согласные звуки путунхуа подвергаются влиянию английского контекста, в то время как английские согласные не подвержены влиянию контекста родного языка.
В эпоху строительства новых гуманитарных наук обучение иностранным языкам в высших учебных заведениях выполняет важные миссии, такие как завоевание права слов на международной арене, построение международной системы диалога, повышение культурной мягкой силы страны и т. д. Развитие новых гуманитарных наук предоставляет новые возможности для развития специальности «Корейский язык». При изучении специальности «Корейский язык» уделяется внимание практичности, инновационности и стратегическому подходу в подготовке специалистов. Статья, подготовленная на основе анализа новых изменений в модели преподавания корейского языка в контексте новых гуманитарных наук, предлагает стратегии реформ и инноваций в преподавании корейского языка, основанные на концепции OBE (Outcomes-based Education).
В статье рассматривается проблема моральной дилеммы женщин в двучастном рассказе А. И. Солженицына «Настенька». Автор сосредоточился на судьбе простых советских женщин. У двух героинь одинаковое имя. Их судьбы были перечеркнуты крупными историческими событиями 1920-х и 1930-х гг. Столкнувшись с моральными проблемами, они обе решили пойти на компромисс с социальным окружением, что привело их судьбы к схожему финалу. Сравнивая два этапа жизни главного героя или встречи различных героев в один и тот же исторический период, писатель пытается отразить огромное влияние исторических перемен на жизнь страны и людей и поразмыслить над изменениями, вызванными этими последствиями.
Экокритическая педагогика как экологическое образование основана на локально-ориентированном методе обучения, но это не адаптируется к занятиям по зарубежной литературе для студентов, изучающих иностранные языки в китайских вузах. В статье предлагается глобально-локальная экокритическая педагогика на примере экологического сознания индейцев в романе «Альманах мертвых» американской писательницы индейского происхождения Л. М. Силко, что позволяет создать «третье пространство» для равноправного диалога и обсуждения между китайцами и иностранцами на занятиях по иностранным языкам, где может появиться новая экологическая мудрость.
В статье методом структурного контент-анализа в исторической ретроспективе исследуются представители рода Исеевых, чья деятельность связана с историей и культурой Оренбургской губернии, на основе исторических источников. Исеевы внесли значимый вклад в развитие культуры и искусства. Этот род знали не только на Южном Урале, но и в Санкт-Петербурге и других городах России. В начале XIX в. Исеевы участвовали в Отечественной войне 1812 г., заграничных походах русской армии, а в начале XX в. - в Русско-японской и Первой мировой войнах. Четыре представителя этого рода стали офицерами и юристами, трое - известными русскими художниками.
В статье рассматривается уровень преподавания гимназисткам - ученицам низших классов гимназии, а также процесс преподавания учебных предметов ученицам; проанализирован процесс проведения занятий; оценен уровень их преподавательской подготовки; рассмотрено, каким образом излагался учебный материал для эффективного образовательного учебного процесса. Была выявлена польза внедрения предметов сельскохозяйственного назначения в женских гимназиях.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с ключевыми проблемами воспитания и образования в первые послеоктябрьские десятилетия становления советской системы образования, среди которых особое место занимала проблема детской беспризорности и методы борьбы с ней. Раскрывается значение основных направлений и форм работы по борьбе с безнадзорностью, использование которых инициировала Н. К. Крупская.
В статье рассматриваются подходы к оценке экологической грамотности в процессе обучения географии; критериям оценивания, уровням сформированности. Предлагаются ситуационные экологические задачи для моделирования реальных экологических проблем, которые затрагивают географические объекты, процессы и явления, а также понимания состояния проблемы и разработки ее решения.
В статье рассматривается влияния цифровых образовательных ресурсов, в частности - цифрового микроскопа, на процесс формирования у учащихся исследовательских умений по химии. Авторы методологически опирались на взаимосвязь практико-ориентированного и системно-деятельностного подходов. В исследовании использовались методы изучения и анализа образовательной практики, литературных источников, систематизация и обобщение полученных теоретических и практических результатов. Выявлены способы применения цифрового микроскопа, позволившие сформировать у учащихся некоторые навыки творческого мышления. Использование цифрового микроскопа в процессе обучения химии способствует формированию у учащихся умения анализировать и интерпретировать; навыка постановки и проверки гипотез; умения критически оценивать полученную информацию, выявлять ее достоверность и применимость в контексте конкретных задач и проблем.
Данное исследование посвящено возможности развития учебной мотивации при индивидуально-групповом обучении биологии в 9-м классе с применением комплекса дополнительных методических средств, в числе которых - дифференцированный подход, информационные технологии, накопительная система оценивания, планомерное использование визуальных материалов, проектная деятельность.
Научно-исследовательская деятельность в современное время является важной составляющей в образовательном процессе среднего медицинского образования. Данная статья раскрывает особенности формирования исследовательских умений у студентов 1-х и 2-х курсов в условиях организации работы студенческого научного общества в медицинском колледже, а также развития у них биологических знаний, необходимых для освоения клинических дисциплин.
В статье рассматриваются положительные и отрицательные стороны использования в учебном процессе индивидуальной и групповой форм обучения. Результаты выполненных обобщений по итогам контент-анализа научного пространства позволили сделать вывод о необходимости грамотного подбора наиболее эффективной формы обучения, которая должна учитывать дифференциацию текущего уровня знаний, морально-психологические особенности личности учеников, а также организационно-экономические возможности учебного заведения и степень выраженности профессиональных компетенций педагогического состава. Цель работы заключается в проведении общего компаративного анализа индивидуальной и групповой форм обучения, позволяющего раскрыть его наиболее фокусные положительные и отрицательные характеристики.
В статье представлены методические аспекты использования приема «Кубик Блума» как одного из целесообразных приемов, направленного на совершенствование путей достижения функциональной грамотности обучающихся. Раскрываются организационно-методические стороны использования данного приема в практике школьного биологического образования.
В статье раскрываются методические подходы к формированию исследовательских умений у школьников 10-11-х классов путем вовлечения их в исследовательскую деятельность по биологии с использованием межпредметных связей с химией в условиях сотрудничества школы и вуза. Представлены методические разработки учебных исследований, выполнение которых осуществляется обучающимися под руководством учителя и сотрудников научных лабораторий с указанием тематики и методов исследований, этапов и содержания деятельности, а также функционала педагога и ученых на всем протяжении работы. Указанная тематика учебных исследований нацелена на наиболее полное погружение обучающихся в научную деятельность и предполагает применение современных методов химического анализа в области изучения накопления и миграции токсических и биогенных веществ в природных средах и объектах - воде, снеге, почве, живых системах. Приведены основные результаты педагогического эксперимента, позволяющего оценить успешность методических разработок.
В статье анализируются методологические основания экологического образования на современном этапе. Рассматривается экосистемный кризис через его гуманистические смыслы. В основу размышления положены труды выдающихся отечественных и зарубежных ученых, отчетливо выделивших субъектность мыслящего человека, его активность, проистекающую, в том числе, из уровня его самостоятельности, образованности и ответственности. Показана сущность экологического образования через формирование экокультурной парадигмы мышления, включающей экокультурную идентичность личности как экзистенциальную проблему потребляющего (по Ж. Бодрийяру, 1970) и в настоящее время глубоко «цифровизированного» человека. Уделяется внимание важности подготовки профессиональных кадров для реализации задач экологического образования школьников и студентов в новых смыслопорождающих реалиях современной жизни.
В статье рассматриваются вопросы формирования системы экологических знаний в условиях межкультурной коммуникации, выступающей в качестве образовательной среды. Даются дефиниции понятий «система экологических знаний», «образовательная среда» и «межкультурная коммуникация». Также охватывается рассмотрение проблем, возникающих в образовательном процессе в условиях межкультурной коммуникации.
Предметно-интегрированное обучение иностранному языку (CLIL) представляет собой подход к обучению, имеющий двоякую цель: дать учащимся возможность получать знания по предмету (например, по географии или химии) и одновременно освоить иностранный язык (например, английский). Данный подход к обучению иностранному языку, несмотря на его относительную известность, не вполне осмыслен будущими учителями как иностранного языка, так и учителями специальных дисциплин. Таким образом, в рамках реализации проекта «Билингвальное образование в ГСГУ» мы решили изучить, как студенты-бакалавры предвыпускных курсов смотрят на данный подход к преподаванию и готовы ли они к работе в таком формате. Наши исследования показывают, что реализация методологии CLIL кажется студентам сложной задачей, главным образом, из-за необходимости решать две задачи: учить и предмету, и языку, что, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на подготовку учителей и рабочую нагрузку. В то же время CLIL рассматривается студентами как подход, который не только способствует контекстуализации изучения языка, но и мотивации учащихся и учителей.
В статье раскрывается проблема использования квест-технологии как инновационной технологии в обучении иностранному языку обучающихся средней школы для повышения мотивации к учебному предмету, а также развития соответствующих компетенций. Цель исследования - определить особенности интеграции квест-технологии в учебный процесс за счет разработки и апробации квестов. Представлены анализ и интерпретация результатов, полученных в ходе экспериментальной работы.
Анализ нормативных документов по урочной и внеурочной деятельности убеждают, что с правовой точки зрения данные виды деятельности должны быть неразрывно связаны на протяжении всего образовательного процесса. Практика показывает, что интеграция урочной и внеурочной деятельности в целях формирования и развития личностных качеств обучающихся находится на достаточном уровне, тогда как формирование и развитие предметных и метапредметных умений - на существенно более низком уровне. В связи с этим предлагается механизм интеграции двух видов деятельности для формирования и развития предметных и метапредметных умений и демонстрируются наиболее значимые преимущества его применения.
В статье анализируется педагогическая система В. Ф. Шаталова - одного из ярких представителей когорты учителей-новаторов 1960-1970-х гг., развивавших педагогику сотрудничества. Основное внимание уделяется механизму понимания, составляющему мировоззренческую и методологическую основу образовательной методики педагога-новатора. Основными алгоритмами понимания предстают закономерности симультанного восприятия и перекодирования информации. Их реализация рассматривается с позиций основных познавательных инструментов герменевтики - герменевтического круга, предпонимания, интенциональности сознания. С их помощью выявляется ведущая роль опорных сигналов в качестве средства, обеспечивающего постижение смысла новых знаний, предлагаемых учащемуся.
Современная сфера образования ориентирована на развитие инклюзии, предполагающей равный доступ к обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Важную роль в данном направлении играет высшая школа. В статье показано, что благодаря инклюзивной компетентности преподавателя происходит формирование инклюзивной культуры студентов; с помощью мероприятий волонтерской деятельности в сфере социальной инклюзии создаются возможности для снятия социального и психологического напряжения студентов-инвалидов, их самореализация и дальнейшее самоопределение.
В статье дается определение государственно-патриотическому сознанию курсантов военных вузов как сложному личностному образованию, базирующемуся на любви к Родине, включающему в себя совокупность патриотических знаний, убеждений, ценностных ориентаций и мотивационных установок по личностной активности в служении Родине и готовности к ее защите. Представлены конкретные рекомендации, какие содержательные блоки государственно-патриотического сознания курсантов военных вузов могут быть изучены по темам и учебным вопросам разделов «Психология» и «Педагогика» учебной дисциплины «Психология и педагогика».
В статье поднимается вопрос формирования нравственных ценностей и качеств молодежи в современных социокультурных условиях. Рассматривая трансформацию моральных и духовных установок, на примерах текстов песен популярных у молодежи музыкальных групп и исполнителей показано снижение общего культурного и нравственного уровня подрастающего поколения. Автор убежден, что особое влияние на формирование моральных принципов оказывает целенаправленный воспитательный процесс в образовательных учреждениях, важнейшим инструментом которого является музыкальное искусство, обладающее огромной силой не только эмоционального, но и идейного воздействия. Делается вывод, что музыкальные предпочтения современной молодежи довольно часто негативно сказываются на формировании личности, что требует со стороны педагогического сообщества повышенного внимания к процессу воспитания и создания социально-культурных условий для развития и воспитания эстетического вкуса и нравственных ценностей.
В России регулярно проводятся реформы, направленные на совершенствование системы образования, повышение его доступности и качества. В сложившихся условиях меры по ее реформированию до конца не решают все более четко прослеживающиеся проблемы неравенства в доступе к качественному образованию, начиная с самых ранних ступеней обучения в сельских и городских школах, что находит свое отражение в дефиците педагогических кадров и старении коллективов, слабой технической оснащенности школ, низкой концентрации учреждений дополнительного образования и транспортной доступности. Эти и другие проблемы требуют комплексного, реального, а не формального подхода к их решению.
Издательство
- Издательство
- МАНПО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 105005, Москва, ул. Радио, д.10 стр 1, каб. 208А
- Юр. адрес
- 109004, г. Москва, Верхняя Радищевская ул., д.16-18
- ФИО
- Артамонова Екатерина Иосифовна (ПРЕЗИДЕНТ)
- E-mail адрес
- manpo@yandex.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 3905412
- Сайт
- http://www.manpo.ru