В статье представлены методические аспекты использования приема «Кубик Блума» как одного из целесообразных приемов, направленного на совершенствование путей достижения функциональной грамотности обучающихся. Раскрываются организационно-методические стороны использования данного приема в практике школьного биологического образования.
Идентификаторы и классификаторы
В современном школьном образовании наблюдается всеобщая тенденция перехода от достижения академической грамотности к функциональной. Такой переход, как и любое изменение в образовательном пространстве, требует поиска соответствующего подхода, отбора интегративного содержания учебного материала, определения методов и технологий, направленных на достижение необходимых результатов.
Список литературы
1. URL: https://dzen.ru/a/ZXn3Z2q6Wy12t4se (дата обращения: 11.08.2024).
2. URL: https://moluch.ru/archive/396/87608 (дата обращения: 11.08.2024).
3. Использование технологии критического мышления “Кубик Блума” на уроках математики // Физико-математическое образование: проблемы и перспективы: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Елабуга, 7-9 декабря 2017 г. -Казань: Казанский федеральный университет, 2017. - С. 41-47.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - Изд. 2. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с. EDN: YPTEQM
5. Павлов И.И., Яковлева А.В. Развитие критического мышления на уроках биологии при решении задач на основе научной фантастики // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - Т. 64. - № 3. - С. 156-160. EDN: YSTKZN
6. Пасечник В.В. Биология. Методика индивидуально-групповой деятельности. - М.: Просвещение, 2016. - 109 с. EDN: ZWCHFN
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 “Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” (зарегистрирован 05.07.2021 № 64101) // Официальное опубликование правовых актов. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027?ysclid=lldn1x6u4u850590000 (дата обращения: 11.08.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается проблема де-«преподавателецентричного» обучения иностранному языку в эпоху цифрового интеллекта. Предлагаются стратегии обучения, основанные на теории квантового менеджмента, чтобы справиться с вызовами и возможностями, предоставляемыми технологией цифрового интеллекта.
В статье рассматривается межъязыковая интерференция между различными фонологическими системами. В частности, проводится сравнение фрикативных и аффрикатных согласных со сходными артикуляторными позициями в речи китайских студентов-лингвистов, изучающих английский язык. Результаты эксперимента показали, что некоторые согласные звуки путунхуа подвергаются влиянию английского контекста, в то время как английские согласные не подвержены влиянию контекста родного языка.
В эпоху строительства новых гуманитарных наук обучение иностранным языкам в высших учебных заведениях выполняет важные миссии, такие как завоевание права слов на международной арене, построение международной системы диалога, повышение культурной мягкой силы страны и т. д. Развитие новых гуманитарных наук предоставляет новые возможности для развития специальности «Корейский язык». При изучении специальности «Корейский язык» уделяется внимание практичности, инновационности и стратегическому подходу в подготовке специалистов. Статья, подготовленная на основе анализа новых изменений в модели преподавания корейского языка в контексте новых гуманитарных наук, предлагает стратегии реформ и инноваций в преподавании корейского языка, основанные на концепции OBE (Outcomes-based Education).
В статье рассматривается проблема моральной дилеммы женщин в двучастном рассказе А. И. Солженицына «Настенька». Автор сосредоточился на судьбе простых советских женщин. У двух героинь одинаковое имя. Их судьбы были перечеркнуты крупными историческими событиями 1920-х и 1930-х гг. Столкнувшись с моральными проблемами, они обе решили пойти на компромисс с социальным окружением, что привело их судьбы к схожему финалу. Сравнивая два этапа жизни главного героя или встречи различных героев в один и тот же исторический период, писатель пытается отразить огромное влияние исторических перемен на жизнь страны и людей и поразмыслить над изменениями, вызванными этими последствиями.
Экокритическая педагогика как экологическое образование основана на локально-ориентированном методе обучения, но это не адаптируется к занятиям по зарубежной литературе для студентов, изучающих иностранные языки в китайских вузах. В статье предлагается глобально-локальная экокритическая педагогика на примере экологического сознания индейцев в романе «Альманах мертвых» американской писательницы индейского происхождения Л. М. Силко, что позволяет создать «третье пространство» для равноправного диалога и обсуждения между китайцами и иностранцами на занятиях по иностранным языкам, где может появиться новая экологическая мудрость.
В статье методом структурного контент-анализа в исторической ретроспективе исследуются представители рода Исеевых, чья деятельность связана с историей и культурой Оренбургской губернии, на основе исторических источников. Исеевы внесли значимый вклад в развитие культуры и искусства. Этот род знали не только на Южном Урале, но и в Санкт-Петербурге и других городах России. В начале XIX в. Исеевы участвовали в Отечественной войне 1812 г., заграничных походах русской армии, а в начале XX в. - в Русско-японской и Первой мировой войнах. Четыре представителя этого рода стали офицерами и юристами, трое - известными русскими художниками.
В статье рассматривается уровень преподавания гимназисткам - ученицам низших классов гимназии, а также процесс преподавания учебных предметов ученицам; проанализирован процесс проведения занятий; оценен уровень их преподавательской подготовки; рассмотрено, каким образом излагался учебный материал для эффективного образовательного учебного процесса. Была выявлена польза внедрения предметов сельскохозяйственного назначения в женских гимназиях.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с ключевыми проблемами воспитания и образования в первые послеоктябрьские десятилетия становления советской системы образования, среди которых особое место занимала проблема детской беспризорности и методы борьбы с ней. Раскрывается значение основных направлений и форм работы по борьбе с безнадзорностью, использование которых инициировала Н. К. Крупская.
В статье рассматриваются подходы к оценке экологической грамотности в процессе обучения географии; критериям оценивания, уровням сформированности. Предлагаются ситуационные экологические задачи для моделирования реальных экологических проблем, которые затрагивают географические объекты, процессы и явления, а также понимания состояния проблемы и разработки ее решения.
В статье рассматривается влияния цифровых образовательных ресурсов, в частности - цифрового микроскопа, на процесс формирования у учащихся исследовательских умений по химии. Авторы методологически опирались на взаимосвязь практико-ориентированного и системно-деятельностного подходов. В исследовании использовались методы изучения и анализа образовательной практики, литературных источников, систематизация и обобщение полученных теоретических и практических результатов. Выявлены способы применения цифрового микроскопа, позволившие сформировать у учащихся некоторые навыки творческого мышления. Использование цифрового микроскопа в процессе обучения химии способствует формированию у учащихся умения анализировать и интерпретировать; навыка постановки и проверки гипотез; умения критически оценивать полученную информацию, выявлять ее достоверность и применимость в контексте конкретных задач и проблем.
Данное исследование посвящено возможности развития учебной мотивации при индивидуально-групповом обучении биологии в 9-м классе с применением комплекса дополнительных методических средств, в числе которых - дифференцированный подход, информационные технологии, накопительная система оценивания, планомерное использование визуальных материалов, проектная деятельность.
Научно-исследовательская деятельность в современное время является важной составляющей в образовательном процессе среднего медицинского образования. Данная статья раскрывает особенности формирования исследовательских умений у студентов 1-х и 2-х курсов в условиях организации работы студенческого научного общества в медицинском колледже, а также развития у них биологических знаний, необходимых для освоения клинических дисциплин.
В статье рассматриваются положительные и отрицательные стороны использования в учебном процессе индивидуальной и групповой форм обучения. Результаты выполненных обобщений по итогам контент-анализа научного пространства позволили сделать вывод о необходимости грамотного подбора наиболее эффективной формы обучения, которая должна учитывать дифференциацию текущего уровня знаний, морально-психологические особенности личности учеников, а также организационно-экономические возможности учебного заведения и степень выраженности профессиональных компетенций педагогического состава. Цель работы заключается в проведении общего компаративного анализа индивидуальной и групповой форм обучения, позволяющего раскрыть его наиболее фокусные положительные и отрицательные характеристики.
В статье раскрываются методические подходы к формированию исследовательских умений у школьников 10-11-х классов путем вовлечения их в исследовательскую деятельность по биологии с использованием межпредметных связей с химией в условиях сотрудничества школы и вуза. Представлены методические разработки учебных исследований, выполнение которых осуществляется обучающимися под руководством учителя и сотрудников научных лабораторий с указанием тематики и методов исследований, этапов и содержания деятельности, а также функционала педагога и ученых на всем протяжении работы. Указанная тематика учебных исследований нацелена на наиболее полное погружение обучающихся в научную деятельность и предполагает применение современных методов химического анализа в области изучения накопления и миграции токсических и биогенных веществ в природных средах и объектах - воде, снеге, почве, живых системах. Приведены основные результаты педагогического эксперимента, позволяющего оценить успешность методических разработок.
В статье анализируются методологические основания экологического образования на современном этапе. Рассматривается экосистемный кризис через его гуманистические смыслы. В основу размышления положены труды выдающихся отечественных и зарубежных ученых, отчетливо выделивших субъектность мыслящего человека, его активность, проистекающую, в том числе, из уровня его самостоятельности, образованности и ответственности. Показана сущность экологического образования через формирование экокультурной парадигмы мышления, включающей экокультурную идентичность личности как экзистенциальную проблему потребляющего (по Ж. Бодрийяру, 1970) и в настоящее время глубоко «цифровизированного» человека. Уделяется внимание важности подготовки профессиональных кадров для реализации задач экологического образования школьников и студентов в новых смыслопорождающих реалиях современной жизни.
В статье рассматриваются вопросы формирования системы экологических знаний в условиях межкультурной коммуникации, выступающей в качестве образовательной среды. Даются дефиниции понятий «система экологических знаний», «образовательная среда» и «межкультурная коммуникация». Также охватывается рассмотрение проблем, возникающих в образовательном процессе в условиях межкультурной коммуникации.
В статье рассматривается роль научных терминов в современной науке; анализируется соответствие педагогической терминологии современным требованиям; приводятся примеры терминов, получивших широкое распространение в педагогике, но не имеющих научного обоснования; указывается на недопустимость неадекватного использования терминов при обозначении педагогических понятий.
Предметно-интегрированное обучение иностранному языку (CLIL) представляет собой подход к обучению, имеющий двоякую цель: дать учащимся возможность получать знания по предмету (например, по географии или химии) и одновременно освоить иностранный язык (например, английский). Данный подход к обучению иностранному языку, несмотря на его относительную известность, не вполне осмыслен будущими учителями как иностранного языка, так и учителями специальных дисциплин. Таким образом, в рамках реализации проекта «Билингвальное образование в ГСГУ» мы решили изучить, как студенты-бакалавры предвыпускных курсов смотрят на данный подход к преподаванию и готовы ли они к работе в таком формате. Наши исследования показывают, что реализация методологии CLIL кажется студентам сложной задачей, главным образом, из-за необходимости решать две задачи: учить и предмету, и языку, что, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на подготовку учителей и рабочую нагрузку. В то же время CLIL рассматривается студентами как подход, который не только способствует контекстуализации изучения языка, но и мотивации учащихся и учителей.
В статье раскрывается проблема использования квест-технологии как инновационной технологии в обучении иностранному языку обучающихся средней школы для повышения мотивации к учебному предмету, а также развития соответствующих компетенций. Цель исследования - определить особенности интеграции квест-технологии в учебный процесс за счет разработки и апробации квестов. Представлены анализ и интерпретация результатов, полученных в ходе экспериментальной работы.
Анализ нормативных документов по урочной и внеурочной деятельности убеждают, что с правовой точки зрения данные виды деятельности должны быть неразрывно связаны на протяжении всего образовательного процесса. Практика показывает, что интеграция урочной и внеурочной деятельности в целях формирования и развития личностных качеств обучающихся находится на достаточном уровне, тогда как формирование и развитие предметных и метапредметных умений - на существенно более низком уровне. В связи с этим предлагается механизм интеграции двух видов деятельности для формирования и развития предметных и метапредметных умений и демонстрируются наиболее значимые преимущества его применения.
В статье анализируется педагогическая система В. Ф. Шаталова - одного из ярких представителей когорты учителей-новаторов 1960-1970-х гг., развивавших педагогику сотрудничества. Основное внимание уделяется механизму понимания, составляющему мировоззренческую и методологическую основу образовательной методики педагога-новатора. Основными алгоритмами понимания предстают закономерности симультанного восприятия и перекодирования информации. Их реализация рассматривается с позиций основных познавательных инструментов герменевтики - герменевтического круга, предпонимания, интенциональности сознания. С их помощью выявляется ведущая роль опорных сигналов в качестве средства, обеспечивающего постижение смысла новых знаний, предлагаемых учащемуся.
Современная сфера образования ориентирована на развитие инклюзии, предполагающей равный доступ к обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Важную роль в данном направлении играет высшая школа. В статье показано, что благодаря инклюзивной компетентности преподавателя происходит формирование инклюзивной культуры студентов; с помощью мероприятий волонтерской деятельности в сфере социальной инклюзии создаются возможности для снятия социального и психологического напряжения студентов-инвалидов, их самореализация и дальнейшее самоопределение.
В статье дается определение государственно-патриотическому сознанию курсантов военных вузов как сложному личностному образованию, базирующемуся на любви к Родине, включающему в себя совокупность патриотических знаний, убеждений, ценностных ориентаций и мотивационных установок по личностной активности в служении Родине и готовности к ее защите. Представлены конкретные рекомендации, какие содержательные блоки государственно-патриотического сознания курсантов военных вузов могут быть изучены по темам и учебным вопросам разделов «Психология» и «Педагогика» учебной дисциплины «Психология и педагогика».
В статье поднимается вопрос формирования нравственных ценностей и качеств молодежи в современных социокультурных условиях. Рассматривая трансформацию моральных и духовных установок, на примерах текстов песен популярных у молодежи музыкальных групп и исполнителей показано снижение общего культурного и нравственного уровня подрастающего поколения. Автор убежден, что особое влияние на формирование моральных принципов оказывает целенаправленный воспитательный процесс в образовательных учреждениях, важнейшим инструментом которого является музыкальное искусство, обладающее огромной силой не только эмоционального, но и идейного воздействия. Делается вывод, что музыкальные предпочтения современной молодежи довольно часто негативно сказываются на формировании личности, что требует со стороны педагогического сообщества повышенного внимания к процессу воспитания и создания социально-культурных условий для развития и воспитания эстетического вкуса и нравственных ценностей.
В России регулярно проводятся реформы, направленные на совершенствование системы образования, повышение его доступности и качества. В сложившихся условиях меры по ее реформированию до конца не решают все более четко прослеживающиеся проблемы неравенства в доступе к качественному образованию, начиная с самых ранних ступеней обучения в сельских и городских школах, что находит свое отражение в дефиците педагогических кадров и старении коллективов, слабой технической оснащенности школ, низкой концентрации учреждений дополнительного образования и транспортной доступности. Эти и другие проблемы требуют комплексного, реального, а не формального подхода к их решению.
Издательство
- Издательство
- МАНПО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 105005, Москва, ул. Радио, д.10 стр 1, каб. 208А
- Юр. адрес
- 109004, г. Москва, Верхняя Радищевская ул., д.16-18
- ФИО
- Артамонова Екатерина Иосифовна (ПРЕЗИДЕНТ)
- E-mail адрес
- manpo@yandex.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 3905412
- Сайт
- http://www.manpo.ru